Напоминание

"Расцвет Древнего Египта"


Автор: Никифорова Елена Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП № 74
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: конспект урока по Всеобщей истории в 5 классе
Тема: "Расцвет Древнего Египта"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ СОШ с УИОП № 74 г. Киров Учитель: Никифорова Елена Николаевна Предмет: История Древнего мира Класс: 5 «б» Дата: 12.10.2016 Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», 5 класс Обязательный минимум содержания: достижения бронзового века в Египте (бронзовые орудия труда, колесницы, гребные и парусные суда). Египетская армия, завоевательные походы фараонов. Тип урока: урок усвоения новых знаний (по соотношению структурных звеньев) (в рамках системно-деятельностного подхода – урок «открытия» нового знания; по характеру деятельности – проблемный; по характеру материала – урок изучения фактов) Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный Формы: индивидуальная, парная, фронтальная
План урока:
1. Проблема урока: почему именно XVI - XI века до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта? 2. Поиск решения проблемы: 1) Достижения бронзового века в Египте. Примерный вывод по проблеме. В середине 2-го тысячелетия до н.э. египтянам удалось освободится от захватчиков. Переняв различные достижения, они научились делать колёсные повозки, изготавливать из бронзы орудия труда, которые были прочнее и удобнее в использовании. Всё это способствовало расцвету Египетского царства. 2) Причины и последствия побед египетских армий. Примерный вывод по проблеме: хорошо вооруженная и организованная армия позволила египтянам расширить свои владения и за счет богатств завоеванных территорий обеспечить могущество своего государства. Однако всё закончилось распадом и постепенной потерей независимости Египта. 1

Тема урока

Цель урока

Ожидаемые результаты

Ключевая идея
Расцвет Древнего Египта. Эпиграф урока: «Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!»
Общая цель (деятельностная цель):
формирование у обучающихся знаний и новых способов действий по теме «Расцвет Древнего Египта».
Задачи:

1.

Образовательная:
- расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов: расцвет, бронза, пехотинцы, колесница, гребные и парусные суда, праща, бумеранг, наемное войско; - формировать знания о развитии военного дела в египетском государстве; - создать представление о Тутмосе III, его завоевательных походах; - создать представления о причинах и последствиях военных походов фараонов.
2.

Развивающая:
- выявлять причины и последствия расцвета Древнеегипетского государства во 2-м тысячелетии до н.э.; - устанавливать причинно- следственные связи между открытием бронзы и победами войска Древнего Египта; - учиться анализировать и обобщать полученную информацию; - развивать умение логически мыслить, делать выводы, подводить итоги;
Личностные:
- развитие сотрудничества при работе в парах; - воспитание интереса к истории как науке.
Метапредметные:
- умение определять понятия, выделять главное, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - владение умениями работать с учебной информацией, использовать современные источники информации, заполнять таблицу; - развитие речи; - развитие внимательности при поиске ошибок; - развитие у обучающихся самостоятельности.
Предметные:

-
обозначать пути роста могущества Древнеегипетского государства - объяснять причины могущества Древнеегипетского государства; связи между применением бронзы и подъемом хозяйства, военного дела в Древнем Египте; Планируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия.
Коммуникативные:
Работа в парах – оценивание выполнения задания соседа, индивидуальная работа – ответы на поставленные учителем вопросы.
Познавательные:
Формирование навыков ответов на вопросы и задания к тексту, карте, характеристики выдающейся личности. 2
- уметь работать с текстом учебника, дополнительной информацией на раздаточном материале, схемой, картой; - оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность.
3. Воспитательная:
- при оценке такого исторического явления, как расцвет Древнеегипетского государства во 2-м тысячелетии до н.э., научить выявлять нравственно-гуманистические стороны способов, обеспечивающих это могущество; - воспитывать такие качества, как любознательность, уважение, сострадание.
Цель для обучающихся:
Охарактеризовать причины (особенности) роста могущества Древнего Египта во 2-м тысячелетии до н.э.; продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, наглядностью, находить причинно-следственные связи, анализировать исторические факты, обобщать и делать выводы; воспитывать любознательность, уважение и сострадание. - кратко характеризовать походы фараона Тутмоса III.


Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный этап

учебного занятия

Время

Используемые ресурсы

Организационный момент

2 мин.
3
(настрой на урок, мотивация к новым знаниям) Применяемая стратегия. Психологический настрой на урок «Солнечный зайчик»
Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД
Цель – настроить на изучение новой темы. Приветствие. Позитивный настрой на урок. - Ребята, представьте, что у вас в руках солнечный зайчик. Подарите его друг другу с пожеланиями удачи на уроке. (развитие доброжелательности, позитивного отношения друг к другу). Цель – настроиться на изучение новой темы, отреагировав на реплику учителя согласно коммуникативной задаче.
Коммуникативные:
слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия. 2.
Этап целеполагания

Время

Используемые ресурсы

Целеполагание и мотивация

2 мин.

Слайд1,2

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД
Цель – поставить познавательную задачу - Ребята, на предыдущих уроках мы с вами начали знакомство с историей одного из самых древних государств? Как оно называется? Покажите на карте территорию Древнего Египта в 3 тысячелетии до н.э. - История – одна из самых интересных наук в мире. Сегодня на уроке мы станем с вами исследователями. Нам предстоит поработать с историческими документами, с картой, добыть информацию из древнеегипетских изображений, чтобы ответить на главный вопрос урока. Цель – сформулировать задачу этапа урока. Показ по карте
Познавательные:
принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.
Регулятивные:
уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.
Личностные:
мотивация учебной деятельности (социальная, учебно- познавательная).
Коммуникативные
: взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы 3
Актуализация опорных

знаний по теме

«Государство на берегах

Нила»

Время

Используемые ресурсы

5 мин.

Слайд 3

Деятельность обучающихся

УУД
4
Стратегический прием «Исправь ошибку!» 5 мин. На партах лежит листок с текстом. - Ребята, нам в руки попал любопытный документ – работа ученика 5 класса Иванова Антошки! - Что же мы должны сделать? Работаем в парах. Кто быстрее и точнее справится с работой?! - Поднимите руки, кто закончил работу? Демонстрируется слайд с правильными ответами. - Поднимите руки, кто верно выполнил задание? (фиксирует, кто не справился с заданием) - Скажите, чему научило вас это задание? Формулирую вывод, что должны исправить ошибки в Антошкиной работе и указать правильные ответы. Обсуждают и исправляю ошибки. Поднимают руки Варианты ответов: важно правильно подходить к оценке исторического источника, слаженно работать в паре, совместно искать ответы, принимать и оценивать мнение товарища.
Познавательные:
формировать навык ответов на вопросы и задания к тексту.
Регулятивные:
формулировать собственное мнение и позицию, адекватно самостоятельно и совместно с товарищем оценивать правильность выполнения учебного задания.
Личностные:
выделять и формулировать информацию, осуществлять пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные
: работать в паре.
4

Первичное усвоение новых

знаний (этап изучения

нового учебного материала)

Время

Используемые ресурсы

19 мин.

Слайд 4 - 14

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД
Цель – подвести учащихся к пониманию причин, последствий, характера военных походов фараонов Древнего Египта;
Познавательные:
1.Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную 5
1) актуализация и мотивация 2) целеполагание и мотивация 3) актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии закрепить навык работы с исторической картой - Назовите исторические источники по, которые помогают нам изучать историю Древнего Египта? …Это всё - замечательные достижения Древнего Египта! - Как вы думаете, мы всё назвали? - Конечно, нет, основные достижения Древнеегипетского государства пришлись на его расцвет в XVI – XI вв. до н.э. - Итак, мы открываем тетради и записываем тему урока. Запись темы урока в тетрадь
:

Расцвет Древнего Египта
- Ребята, придумайте словосочетание со словом «расцвет». - Что мы подразумеваем, когда употребляем словосочетание «расцвет о б ще с т в а , государства»? Цель – создание проблемной ситуации. Фиксация затруднения - Аня и Ваня сейчас прочитают нам очень интересный диалог – разговор Антошки и Называют ист. источники: папирус, рисунки, пирамиды, археологические находки – оружие, предметы быта, орудия труда, украшения, мумии, письменные источники, описывающие историю Др. Египта и т.д. Отвечают на поставленные вопросы. Возможные варианты: расцвет лет, расцвет сил, расцвет общества, расцвет государства. - Развитие, достижения на высоком уровне. Читают вслух диалог главных героев. информацию 2.Находить информацию из разных источников 3.Определять понятия 4.Анализировать – выделять главное 5.обобщать– делать выводы 6.Устанавливать причинно- следственные связи
Регулятивные:
определять цель – проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, оценивать степень и способы достижения цели – как мы можем ответить на поставленные вопросы.
Личностные:
слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно-деловой беседы.
Коммуникативные
: формировать навыки сотрудничества в парах, работать индивидуально, совместно с классом.
Познавательные
: 1. анализировать – выделять главное 6
( Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы) 4) выявление места и причины затруднения (актуализация, целеполагание, мотивация) 5) построение выхода из затруднения (цель: коррекция отработки способа) Археолога о том, когда наступил расцвет Египетского царства. - Каково мнение Антошки? Высвечивается на слайде:
1-й факт:

Строительство пирамид (XXVI век до н.э.) –

период расцвета Древнего Египта.
- Каково мнение ученых? Высвечивается на слайде:
2-й факт:

XVI – XI века до н.э. – период расцвета

Древнего Египта.

-
Посмотрите по «ленте времени» (на доске), к какому тысячелетию относятся эти даты?
-
Что заметили? - Какое противоречие наблюдаем? - Какой возникает вопрос? Фиксирует проблему урока на доске:
Почему именно XVI – XI вв. до н.э. называют

эпохой расцвета Древнего Египта?
- Какие у вас есть версии решения этой проблемы? Выразите их одной краткой фразой. Фиксируем версии на доске ключевыми словами.: - Антошка считает, что расцвет у египтян наступил тогда, когда они построили свои знаменитые пирамиды. - Ученые считают, что Египет достиг расцвета во времена Нового царства (16 – 11 век до н.э.) Выясняют, что XXVI век до н.э. – это третье тысячелетие, а XVI – XI века до н.э. относятся ко второму тысячелетию до н.э. По-разному формулируют вопрос, например: Какой период можно считать расцветом Древнего Египта? Почему именно XVI – XI вв. до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта? Записывают версии в тетрадь.
1.

Новые достижения,

открытия.
2.
Завоевание новых
(достижения древних египтян). 2. Выделять фактуальную информацию 2.Находить информацию из разных источников 3. обобщать – делать выводы. 4. устанавливать причинно- следственные связи.
Коммуникативные
: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.
Регулятивные:
выполнять учебные действия: отвечать на вопросы, определять цель. 7
6) реализация построенного проекта (Планирование деятельности) Поиск решения проблемы. Открытие нового знания
!!! – если не могут сформулировать вторую

версию!!!

- Посмотрите на карты Древнего Египта:

Египет в 3 тысячелетии до н.э. и Египет в

середине 2-го тысячелетия. Сравните эти

карты и сделайте вывод.

- Как можно увеличить территорию?
- Версии есть, что нужно с ними сделать? Высвечивается на слайде:
Достижения:

Колёсные повозки.

Разведение лошадей.

Бронзовые орудия труда (плуг, топор).

Новые виды ремёсел.

Гребные и парусные суда.
- Сделайте вывод, как способствовали эти достижения расцвету, росту могущества Древнего Египта во 2-м тысячелетии до н.э.?
богатых земель
Территория государства значительно увеличивается. Чаще всего – завоевания (могут быть покупка, захват незанятых территорий) Вариант ответа: версии нужно проверить, доказать. Описывают иллюстрации. Высказывают свои предположения. - Я считаю, что в середине II тысячелетия до н. э. наблюдается расцвет Египта, так как, во- первых, египтяне заимствовали у азиатских кочевников умение изготавливать колёсные повозки, разводить лошадей. Это позволило использовать их как транспортное средство, средство ведения войны. Во-вторых, египтяне научились изготавливать бронзовые орудия труда, которые были прочнее и удобнее в использовании. Например, с помощью 8
- Какую версию доказывают эти факты? бронзового плуга можно было лучше обработать землю и получить богатый урожай, с помощью бронзового топора можно было быстрее обтёсывать дерево. В-третьих, египтяне освоили новые виды ремёсел, изделия которых можно было продавать в других странах. В-четвёртых, научившись строить гребные и парусные суда, египтяне получили возможность передвигаться по воде вдоль течения реки Нил и по дельте попасть в Средиземное море. Предлагают варианты ответов по учебной проблеме. –Изменения в хозяйстве, произошедшие к сер II тыс. до н. э., способствовали расцвету Египетского царства. 9
2. Захватнические войны египтян. Как это способствовало расцвету Египта. - Рассмотрите иллюстрации на с. 48 – 49 учебника. - Опишите, что вы видите. - Как вы думаете, благодаря чему египтянам удалось добиться могущества своего государства? Сейчас мы с вами попробуем выяснить причины и последствия побед египетских армий. Работаем в парах: первый называет причину, второй – следствие. Для этого составим
схему.
В первую часть будем записывать причины, а во вторую - следствия. – Используем текст учебника на с. 46-47, 48.
(Одна пара работает с доп. информацией

и добавляет. Раздаточный материал по

учебнику Д.Д. Данилова))
Высвечивается на слайде:
Причины---------------------------Следствия

1. Многочисленная армия - Возможность

победить.
- У египтян была своя армия, которая обеспечила расцвет Египта. Дети в течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом. – Армия была постоянной и многочисленной, к тому же за деньги нанимали иноземных воинов, что позволяло побеждать, и она состояла из свободных горожан и земледельцев, а это значит, что египтяне были заинтересованы в победе. - Более совершенное вооружение египтян- бронзовое оружие, колесницы, новая тактика и стратегия позволяли одерживать победы. - Строгая дисциплина помогали сохранять боеспособность, организованность, четкость и слаженность действий войска. - Награды и повышение по 10

2. Хорошее вооружение – Возможность

победить.

3. Строгая дисциплина –

Организованность, слаженность

действий.

4. Награда и повышение по службе –

Заинтересованность в победе.
- А сейчас ещё раз обратите внимание на карты Древнего Египта в 3-м тысячелетии до н.э. и во 2-м тысячелетии до н.э. Сделайте вывод (что заметили, какие произошли изменения?) –
Сообщение учителя о Тутмосе III
(прием конкретизации-персонификации). – Сделайте вывод – как победы египетских армий обеспечивали расцвет Египта. Используйте информацию с. 48-49 п. 3.
Последствия победоносных походов

египтян во 2-м тысячелетии до н.э.:

1. Завоевание и расширение

территории.

2. Египетские наместники на

зависимых территориях.

3. Сбор налогов с жителей зависимых

территорий.

4. Скопление богатств в Египте.

-
Покажите по карте направления походов, назовите захваченные страны, что вывозили службе помогали поддерживать боевой дух войска, заинтересованность в победе. Рассматривая карту на с. 46, ученики могут сказать, что по карте мы можем узнать, где находится Египет, какую территорию он занимал в разные периоды времени. Зачитывают по тексту учебника с. 48 информацию о том, что можно было вывезти из захваченных стран, называют эти страны. - На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Сирию, Синайский п-ов, Палестину, Финикию) - Что привозили из походов? (на запад в Ливию – крупный рогатый скот-быки и коровы, на юг – в Нубию – золото, на северо- восток в Палестину, Сирию – серебро, ткани, Финикию – кедры и пурпурная краска) 11
из этих стран египтяне?
Физкультминутка

Время

Используемые ресурсы

2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД
Цель – смена деятельности на уроке -Давайте оживим древнеегипетскую хвалебную песню фараону, заменяя некоторые слова движениями. Когда ты встаешь и восходишь на землю – гонишь ты мрак и вся земля торжествует. (Встали, руки подняли, потянулись) Все цветы и растения на полях оживают от тепла и красоты твоей. (Кистями рук делаем фонарики) Птицы взлетают из гнезд и поют хвалу тебе. (Руки в стороны и изображаем взмахи крыльев) Сияние твое проникает в глубины вод, и на поверхности реки плещутся рыбы. (Вытянуть руки перед собой и кистями изобразить плеск рыб) Люди поднимают руки к тебе, преклоняются перед тобой, принимаются за работу. (Руки вверх, потянулись, присели и сели на место) Цель - здоровьесбережение
Личностные:
слушать и слышать учителя для воспроизведения необходимых действий и поддержания физического тонуса.
Коммуникативные:
формировать навыки сотрудничества с учителем в ходе совместного выполнения упражнений физкультминутки.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачи. 12
5
Первичная проверка

понимания
(Выражение решения проблемы) – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? – Как вы думаете, справедливо ли, что одна страна обеспечивает своё могущество за счёт других? - Примерный вывод по проблеме: – XVI–XI до н. э. называют эпохой расцвета Древнего Египта, потому что в этот период египтяне овладели многими достижениями, одним из которых является изготовление орудий труда из бронзы, а также создание сильной, хорошо вооружённой армии, с помощью которой были завоёваны города- государства Средиземноморья, чьи богатства скапливались в Египте. Однако к XI веку Египет теряет своё могущество, оказываясь под властью иноземцев. Покорение новых земель и обогащение за их счет привели к развитию хозяйства, плюс военное превосходство дало Египту могущество – власть и силу. За счет угнетения и ограбления одних стран нельзя обеспечить свое благополучие.
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.
Личностные:
формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности.
Коммуникативные
: использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания. 6
Первичное закрепление

Время

Используемые ресурсы

3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД
Цель – закрепление новых знаний через историческую загадку. Цель – слушают, отвечают на вопрос (Пленники становились рабами,
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в устной форме. 13
По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча – множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне? то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно)
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.
Личностные:
формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности.
Коммуникативные
: использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания. 7
Первичное закрепление
(применение знания)
Время

Используемые ресурсы

3 мин.

Слайд 15

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД
Цель – отработать навыки и умения составлять схематические изображения, которые позволяют в сжатой форме обобщить добытую информацию. – Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание: Составьте логическую цепочку: как Египет в середине II тысячелетия до н. э. достиг расцвета и могущества. Придумайте свой вариант оформления работы. Оценку получат те пары, которые быстрее и качественнее других справились с заданием. Работа в парах и изображение в виде схемы наших рассуждений. На доске пустые прямоугольники, соединенные стрелками, задание - заполнить пустоту короткими Работают парами, вспоминают, что узнали нового, анализируют рассуждения, восстанавливают в памяти причинно-следственные связи между открытием бронзы и р о с т о м м о г у щ е с т в а древнеегипетского государства. Составляют схемы в тетрадях. Предлагают свои вариант ы выполнения схемы. Выбирают наиболее точный.
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; использовать знаково-символические средства (схемы для выполнения задания).
Регулятивные:
выбирать свой способ оформления работы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и анализировать допущенные ошибки.
Личностные:
формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности.
Коммуникативные
: использовать опорные (по записям в тетради), печатные (учебник) и наглядные средства для выполнения задания. 14
фразами, отражающими связь между 2 историческими явлениями. Заполняю схему на доске, корректируя варианты ответов:  Открытие бронзы ---новое вооружение---сильная армия---- завоевательные походы----Тутмос III----рост могущества Древнего Египта. Проверка схем. 8
Информация о домашнем

задании

Время

Используемые ресурсы

2 мин.

Слайд 16

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся УУД
Записываю задание на доске, комментируя его. Провожу подробный инструктаж по домашнему заданию, предлагая пошаговые инструкции по работе с текстом, исторической картой, иллюстрациями, разъясняя учащимся критерии успешности его выполнения Открывают дневники и учебники, выбирают варианты дифференцированного задания, записывают выбранное домашнее задание в дневник (Читать п. 9, отвечать на вопросы, - рассмотреть иллюстрации в учебнике и подготовить по ним рассказ с использованием исторической карты и интернет- ресурсов; - сочинение от имени Тутмоса III «Почему я так любил войну…» - найти ответы на вопросы: 1. Кто такой «живой убитый»? 2. Во время сражения египетская армия применяла маневр, который назывался «гнев фараона». Что это был за маневр?
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные:
выбирать свой способ оформления работы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и анализировать допущенные ошибки.
Личностные:
формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности.
Коммуникативные
: использовать опорные (по записям в тетради), печатные (учебник), интернет- ресурсы и наглядные средства для выполнения заданий. 15
9
Рефлексия (подведение

итогов занятия)

Время

Используемые ресурсы

2 мин.

Слайд 17

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД
- Ребята, оцените свой вклад своей пары в достижение поставленных в начале урока целей, активность своей пары, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:  Сегодня я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял, что…  Теперь я могу…  Я почувствовал, что…  Я приобрел…  Я научился…  У меня получилось…  Я смог…  Я попробую…  Меня удивило…  Урок дал мне для жизни…  Мне захотелось…
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки,
Личностные:
формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности.
Коммуникативные
: использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания, приходить к обоюдном решению, выбирая форму высказывания на этапе рефлексии. 16
Приложение 1 Диалог Антошки Иванова и Археолога -
О чём это вы спорите?
– спросил Антошка, подойдя к костру учёных. -
О том, когда египетская цивилизация достигла своего расцвета.
-
А чего тут спорить?
– удивился Антошка. –
Когда египтяне построили свои знаменитые

пирамиды, тогда у них и был этот самый расцвет!
-
Видишь ли
, - ответил Археолог, -
пирамиды строили около 2600 года до нашей эры

(это – XXVI век), а в науке утвердилось мнение. Что расцвета Египет достиг во

времена так называемого Нового царства – в XVI – XI веках до нашей эры.
17
Приложение 2 Работа ученика 5 класса Иванова Антона 1. Государство Египет находится в северо-западной части Африки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. 2. Нил впадает в Красное море. 3. Каждый год в сентябре Нил разливается, а в феврале возвращается в свои берега. 4. Сначала на территории Египта было около 40 царств. Позже они объединились в два больших царства: Северный и Восточный Египет. 5. Всесильным владыкой Египта был король 6. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил примерно за 4000 лет до нашей эры. Работа ученика 5 класса Иванова Антона 1. Государство Египет находится в северо-западной части Африки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. 2. Нил впадает в Красное море. 3. Каждый год в сентябре Нил разливается, а в феврале возвращается в свои берега. 4. Сначала на территории Египта было около 40 царств. Позже они объединились в два больших царства: Северный и Восточный Египет. 5. Всесильным владыкой Египта был король. 6. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил примерно за 4000 лет до нашей эры. Работа ученика 5 класса Иванова Антона 1. Государство Египет находится в северо-западной части Африки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. 2. Нил впадает в Красное море. 3. Каждый год в сентябре Нил разливается, а в феврале возвращается в свои берега. 4. Сначала на территории Египта было около 40 царств. Позже они объединились в два больших царства: Северный и Восточный Египет. Работа ученика 5 класса Иванова Антона 1. Государство Египет находится в северо-западной части Африки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. 2. Нил впадает в Красное море. 3. Каждый год в сентябре Нил разливается, а в феврале возвращается в свои берега. 4. Сначала на территории Египта было около 40 царств. Позже они объединились в два больших царства: Северный и Восточный Египет. 18
5. Всесильным владыкой Египта был король. 6. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил примерно за 4000 лет до нашей эры. 5. Всесильным владыкой Египта был король. 6. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил примерно за 4000 лет до нашей эры. Работа ученика 5 класса Иванова Антона 1. Государство Египет находится в северо-западной части Африки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. 2. Нил впадает в Красное море. 3. Каждый год в сентябре Нил разливается, а в феврале возвращается в свои берега. 4. Сначала на территории Египта было около 40 царств. Позже они объединились в два больших царства: Северный и Восточный Египет. 5. Всесильным владыкой Египта был король. 6. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил примерно за 4000 лет до нашей эры. Работа ученика 5 класса Иванова Антона 1. Государство Египет находится в северо-западной части Африки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. 2. Нил впадает в Красное море. 3. Каждый год в сентябре Нил разливается, а в феврале возвращается в свои берега. 4. Сначала на территории Египта было около 40 царств. Позже они объединились в два больших царства: Северный и Восточный Египет. 5. Всесильным владыкой Египта был король. 6. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил примерно за 4000 лет до нашей эры 19

Самоанализ проведенного урока
Вы присутствовали на уроке в 5 б классе, класс с углубленным изучением русского языка. В классе 28 человек (1 ученик находится на домашнем обучении). По уровню обучаемости все учащиеся могут работать на базовом уровне, ….. – на конструктивном, ….. – на творческом. Урок проектировался с опорой на особенности данного класса. Изучение ведется по программе, разработанной Институтом развития образования Кировской области с учетом примерной основной программы основного общего образования министерства образования и науки Российской Федерации, примерных программ по учебным предметам (История. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2012, 2 часа в неделю. Данный урок занимает четвертое место в системе уроков по теме «Древний Египет» в главе «Древний Восток». Исходя из места урока, мы определили основную
ДЦ
: создать условия для формирования у учащихся знаний и новых способов действий по теме «Расцвет Древнего Египта».
ТДЦ:
характеризовать причины (особенности) роста могущества Древнего Египта во 2-м тысячелетии до н.э.; продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, наглядностью, находить причинно-следственные связи, анализировать исторические факты, обобщать и делать выводы; воспитывать любознательность, уважение и сострадание.
Задачи:

образовательные:
- расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов: расцвет, бронза, пехотинцы, колесница, гребные и парусные суда, наемное войско; - формировать знания о развитии военного дела в египетском государстве; - создать представление о Тутмосе III, его завоевательных походах; - создать представление о причинах и последствиях военных походов фараонов; - уметь выделять причины роста могущества Древнеегипетского государства во 2-м тысячелетии до н.э.
развивающие:
20
- устанавливать причинно-следственные связи; - учится анализировать и обобщать полученную информацию; - развивать умение логически мыслить, подводить итоги, делать выводы; - совершенствовать навыки работы с исторической картой, текстом учебника, дополнительной информацией, схемой; - оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность.
воспитательные:
- при оценке такого исторического явления как расцвет Древнеегипетского государства, научить выявлять нравственно-гуманистические стороны способов, обеспечивающих это могущество; - воспитывать такие качества, как любознательность, уважение, сострадание; - воспитание уважения к чужому мнению.
Планируемые результаты:

Личностные:
воспитание чувства само-и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке.
Метапредметные
: развитие речи; формирование умений анализировать и обобщать факты; выделять главное и делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; развитие у учащихся внимательности при поиске ошибок; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметные:
развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями: объяснять причины могущества Древнеегипетского государства; объяснять связи между применением бронзы и подъемом хозяйства, военного дела в Древнем Египте; кратко характеризовать походы Тутмоса III.
Тип урока:
урок усвоения новых знаний (в рамках системно-деятельностного подхода – урок «открытия» нового знания; по характеру деятельности – проблемный; по характеру материала – урок изучения фактов). На основании типа урока определена его
структура:
1)
Организационный момент
(приветствие и проверка готовности к уроку, психологический настрой учащихся через психологический прием «Солнечный зайчик») 2)
Постановка цели и задач урока
.
Мотивация учебной деятельности учащихся
(предполагает готовность к восприятию новых знаний, определение целей урока, создание проблемной ситуации с выходом на самостоятельное изучение нового материала. Использовались 21
следующие методы: объяснительно-иллюстративный – демонстрация учащимся наглядных изображений (достижения египтян); репродуктивный – наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний и способов действия). 3)
Актуализация знаний
(Использовались следующие методы: репродуктивный - организация работы с текстом («Исправь ошибки» в работе Антошки), организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания (работа с понятием «расцвет»). 4)
Первичное усвоение новых знаний
(Использовались следующие методы: частично-поисковый - поиск решения проблемы, включение учащихся в аргументацию выдвинутых версий, задание на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче, задание на обобщение фактов, изложенных в специальной последовательности (достижения египтян, составление логической цепочки «причины и следствия побед египетских армий», «последствия победоносных походов египтян»); проблемное изложение – предъявление конфликтного примера (диалог Антошки и Археолога); объяснительно-иллюстративный метод – интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения, сопровождение обобщенных выводов приведением конкретных примеров (личность Тутмоса III).  Динамическая пауза после объяснения первой версии решения проблемного вопроса..
Познавательная физкультминутка.
5)
Первичная проверка понимания
(Использование следующих методов: репродуктивный – формулирование (повтор) выводов по проблеме с опорой на выше изученный материал (вывод по проблеме). 6)
Первичное закрепление
и контроль за усвоением (Использование следующих методов: частично-поисковый – предъявление объекта, явления, побуждающего к вычленению сущности (историческая загадка); объяснительно-иллюстративный – инструктаж учащихся по составлению логической цепочки (составление логической цепочки, отражающей связь между историческими явлениями). 7)
Информация о домашнем задании
, инструктаж по его выполнению (домашнее задание дифференцированное, с учетом возможностей и способностей учащихся, носит закрепляющий , развивающий, творческий характер, способствует развитию познавательного интереса учащихся). 8)
Рефлексия
(подведение итогов занятия) (в форме самооценки работы пары – рефлексия деятельности (классификация по функциям рефлексии)).
Формы работы:
фронтальная на этапе целеполагания, первичного усвоения новых знаний, первичной проверки понимания; работа в парах на этапе актуализации, работы с новым материалом, первичным закреплением (т.к. ведущий вид деятельности младших подростков – общение, построение отношений со сверстниками), рефлексии.
Проведенный урок соответствует требованиям ФГОС. Это характеризуется:

1.

Наличие системно-деятельностного подхода.
- Присутствуют необходимые компоненты учебной деятельности: ценностно-смысловой, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный, что обеспечивает ее целостность. 22
- При отборе содержания и формулировании заданий учитываются возрастные особенности, уровень достигнутых на предыдущем этапе предметных и метапредметных результатов обучения. Урок направлен на развитие УУД (особое внимание уделено регулятивным и коммуникативным УУД: определять цель – проблему, выдвигать версии, выполнять учебные действия и формировать навыки сотрудничества в парах). - Большое внимание уделяется развитию теоретического мышления обучающихся: операциям анализа, синтеза, установлению причинно- следственных связей, доказательству. - На уроке создаются учебные ситуации, направленные на разрешение возникшего затруднения или проблемы, совместно с учителем или самостоятельно организуется поиск способа разрешения затруднения. - В целом форма представления заданий предполагает самостоятельность обучающихся при формулировке целей урока, осуществлении учебной деятельности, первичном закреплении и оценке полученных результатов. - Роль педагога сводится к роли организатора познавательного процесса. Общение учителя и обучающихся происходит в форме диалога. - Структура и содержание урока предполагает использование различных форм обучения с преобладанием работы в парах, предполагающей совместную деятельность, распределение ролей, эффективную коммуникацию.
2. Направленность на формирование универсальных учебных действий.
Предметное содержание урока насыщено деятельностью обучающихся по формированию УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Связь содержания заданий и разновидностей формируемых УУД отражена в конспекте урока.
3.Технологичность структуры урока.
Урок имеет четкую логичную структуру. Цель и задачи урока сформулированы диагностично. Компоненты содержания соответствуют цели и задачам урока, деятельность учителя и обучающихся направлена на их достижение.
4.

Оптимальный отбор содержания.
Содержание урока оптимально для изучения данной темы. Материал характеризуется научностью, доступностью, практической направленностью, оптимальным объемом. В представленном конспекте заложена возможность сместить акценты при изучении темы, сократив одни содержательные элементы и усилив другие в зависимости от уровня подготовки обучающихся, особенностей класса, обеспеченности ОУ средствами обучения. Итак, обучающиеся шли к усвоению новых знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического мышления в условиях парной и индивидуальной работы (путем размышлений, выбора информации из учебника, собственных 23
умозаключений, сравнивая свои рассуждения и предположения с материалом учебника и дополнительных источников информации – презентации и рассказа учителя. Деятельность учащихся носила познавательный, развивающий и обучающий характер: «учусь сам – учу другого». В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объеме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплен позитивный воспитывающий эффект занятия, умение работать в паре, ценностное отношение к совместной деятельности. Навыки самоконтроля у учащихся сформированы на достаточном уровне, культура межличностных отношений на хорошем уровне, реакция на оценку учителя адекватная. Считаю, что отбор дидактического материала, методов и приемов, использованных на уроке, а также сама форма проведения урока способствовали установлению и поддержанию благоприятной атмосферы на уроке и достижению намеченных целей.
Оценка санитарно-гигиенических условий урока:
освещенность, чистота, работа над осанкой, проветривание, физкультминутки, релаксация, выполнение ТБ.
Психологический самоанализ урока:
готовность учащихся к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик, устойчивость внимания, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, причины отвлечения внимания, как урок способствовал развитию памяти, мышления (создание проблемных ситуаций, сравнение, анализ, обобщение, конкретизация, абстрагирование), развитие воображения, эмоций. 24


В раздел образования