Автор: Мурдасова Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №67
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: из опыта работы с одаренными детьми
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 67
с углубленным изучением отдельных предметов»
Свердловской области
г. Екатеринбурга
Статья «Из опыта работы с одаренными детьми»
Подготовили
учитель начальных классов МАОУ СОШ №67
Мурдасова Ирина Борисовна
г.Екатеринбург, 2019г.
Из опыта работы с одаренными детьми
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки
одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для
одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач
современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы
образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на
основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления
и общения с родителями.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в
любовь
к
знаниям
-
«любознательность»,
а
последняя
-
в
устойчивую
«познавательную
потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все
представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от
посредственного человека.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – организация мероприятий, стимулирующих
любознательность ребенка и беспечивающих возможности развития индивидуальности учащихся.
В
Орджоникидзевском
районе
г.
Екатеринбурга
для
учащихся
начальных
классов
стали
традиционными
такие
канкурсы,
как
«
Любители
чтения»,
«Знайка»,
«Юнный
эрудит»,
«Самоделкин», «Хочу стать Академиком», «Соображалки» и другие.
Конкурсы способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию
мотивации к получению новых знаний.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию
одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию
и
саморазвитию,
развивает
творческие
способности,
навыки
проектно
–
исследовательской
деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми
оживляла и поддерживала чувство
самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа
решения.
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по
преимуществу.
Успешному
выполнению
этой
важной
жизненной
функции
благоприятствуют
характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная
восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они
сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным
образом,
своей
положительной
стороной,
и
это
неповторимое
своеобразие
данного
возраста.
Одарённые, талантливые
дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно
развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
В этой
связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
В качестве примера предлагаем разработку интеллектуально-творческой игры «Соображалки»,
которая была посвящена творчеству В. Бианки.
Сценарий интеллектуально-творческой игры «Соображалки»
районный тур.
Участники: учащиеся 2-х классов ОУ Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга
Примечания:
Игра посвящена творчеству Виталия Бианки
Д/З оценивается в 1 балл (за наличие).
Для игры участники приносят с собой фломастеры, чистые листы бумаги, клей.
Открытие игры. Вступительное слово ведущего.
Ведущий даёт слово командам. Представление команд - «визитки»
Знакомство с основными правилами игры (для участников, для болельщиков)
Представление жюри
Команды показывают домашнее задание.
Ход игры:
1 конкурс Разминка
Угадай рассказ
Max - 8 баллов: 1 балл за каждое слово, если в написании ответа будет допущена
орфографическая ошибка- ответ НЕ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ
2 конкурс Бюро находок
Max - 6 баллов:
1 балл за каждое слово, если в написании ответа будет допущена орфографическая
ошибка- ответ НЕ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ
3 конкурс Конструктор (для конкурса необходим будет клей )
Сложить сюжетную картинку из частей за ограниченный отрезок времени - 5 минут.
Max - 3
балла:
1 балл за получение изображения , 1 балл за аккуратность, 1 балл
за верное название
произведения, иллюстрация к которому получилась в результате верно выполненного задания
4 конкурс «Сказочных дел мастера»
Составить из набора букв слова, из слов получить и записать фразу.
Max - 4 балла: 1 балл за верно полученную фразу, 1 балл за безошибочное написание фразы.
5 конкурс «Числовая угадай-ка» Вставить пропущенное слово.
Max - 8 баллов За каждое верно отгаданное число – 1 балл.
6 конкурс «Кроссворд» Max - 7 баллов
За каждое верно отгаданное слово в кроссворде – 1 балл
За каждую орфографическую ошибку - минус 1 балл
7 конкурс «Знатоки арифметики » Max - 7 баллов За каждый верный ответ – 1 балл
Решить выражения и выполнить задания
8 конкурс капитанов «Сюжетная задача» Max - 1 балл За верный ответ – 1 балл
9 конкурс «Блиц-игра» Мах -15 баллов. За 5 минут дать как можно больше ответов на простые
вопросы по произведениям. За каждый верный ответ -1 балл.
Ответы вписываются в заранее выданную таблицу с вопросами. В этом конкурсе за орфографические
ошибки в записи ответов баллы не снижаются.
Заключительное слово жюри.
Вручение грамот победителям, дипломов проигравшим командам
Закрытие игры. Слово ведущему
ПРОТОКОЛ
Проведения районного тура творческой игры «Соображалки»
среди учащихся вторых классов
Дата проведения:
Место проведения:
Время проведения:
№ команда № ОУ
итоговое
количество
баллов
место
1
ОУ №
2
ОУ №
3
ОУ №
4
ОУ №
5
ОУ №
6
ОУ №
7
ОУ №
8
ОУ №
9
ОУ №
10
ОУ №
11
ОУ №
13
ОУ №
14
ОУ №
12
ОУ №
Наибольшее количество баллов набрала команда ОУ
Дополнительные дипломы:
Диплом «Самой музыкальной команды» получили команды
Диплом «Самой дружной команды» получили команды
Руководитель игры:
Члены жюри:
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ
проведения районного тура творческой игры «Соображалки»
среди учащихся вторых классов
Дата проведения:
Место проведения:
Время проведения:
№
ОУ №
ФИО
учител
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Районный этап
9 конкурс
«Блиц –игра» Команда ОУ №_________
№
Вопрос
Ответ
1.
На каком дереве задержался Муравей?
2.
Кто последний доставил Муравья домой?
3.
О каких птицах идет речь в рассказе
«Лесные домишки»?
4.
Где находятся ласточкины норки?
5.
О ком идет речь? «…отчаянная голова, уши
торчком, нос крючком. Ты от солнца
хоронишься, людей сторонишься…»
6.
Куда отправился Щенок, когда ему надоело
кур гонять?
7.
Куда пальнул Жук Бомбардир Щенку
летучей едкой струйкой?
8.
Кто так думал? «Вот посижу здесь и
погляжу на птиц. Кто лучше всех себе
гнездо выстроит, той и подкину своё яйцо».
9
Кто спас Кукушонка?
10
Кого не испугалась Аришка Трусишка?
11.
Кто так пел «Надули пузыри за ушами,
высунули головы из воды, рты
приоткрыли…»
12.
Чем пел бекас?
13.
Кто просил у человека хвост?
14.
Кто пришлепнул муху в рассказе «Хвосты»?
15.
В каком рассказе В. Бианки уточка обманула
лису?
Районный этап
8 Конкурс капитанов
ОУ № ____
Решить задачу:
У Кости и Шурика 100 рублей. Они пришли в книжный магазин
купить наклейки с картинками к рассказам Бианки.
Хватит им денег на 2 пачки по 30 рублей и на две по 12 рублей?
Решение:_____________________________________________
_____________________________________________________
Ответ:________________________________________________
Районный тур
7 КОНКУРС «Знатоки арифметики»
Команда ОУ № ________
Реши выражения, запиши ответы в порядке возрастания
и получи слово
24 +24 - 30
М
100-80 + 19
А
48 + 48 - 6
Й
78 +22 - 30
В
69- 39 +15 -13
Р
100 -55 + 44 -18
Е
56 +44 -71
У
Районный этап
6 конкурс
«Разгадай кроссворд»
Команда ОУ № ____
1
1
2
2
3
3
4
По горизонтали:
1.
Как звали голубя в сказке "Лесные домишки"?
2.
Кому хвост подпоркой служит?
3.
Кто подкинул в гнездо Мухоловке-пеструшке яйцо?
4.
" Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков — длинные задние лапки
колонками назад. На крыльях — зазубринка, а на ножках зацепочки." Кто это?
По вертикали:
1.
На чём строят гнёзда пеночка, трясогузка, конёк?
2.
"Надула пузыри за ушами, высунула голову из воды, рот приоткрыла." Кто так
поёт?
3.
"Отчаянная голова, уши торчком, нос крючком" Кто это?
7 баллов (за каждое название произведения 1 балл.)
Районный этап
5 конкурс «Числовая угадай-ка»
Команда ОУ № ____
1
Насилу-насилу разглядела Береговушка: ______ яйца в бурых
крапинках лежат рядышком прямо на песке среди гальки.
2
Начал Паук свои ходули переставлять – _____ нога тут, другая
там; все _____ ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки
замелькали.
3
Новое яйцо было почти такое же маленькое, как любое из её
__________ яиц.
Районный этап
4 конкурс
« Сказочных дел мастер»
Команда ОУ № ______
Нужно «починить» предложения из рассказов, поставить буквы в словах
на место.
1
.
Доенало Щунке ньягот рукопводур.
_____________________________________________
______________________________________________
2. Васьлараобдо Маху илалетевы вшококо.
_____________________________________________________
______________________________________________________
Районный этап
2 конкурс
« Бюро находок»
Команда ОУ№ _______
№ Задание
Ответ
1.
Легкая плетеная корзиночка
2.
Мыши, Корова
3.
Липа, перочинный ножик
4.
Белье, ведерко, медвежонок
5.
Скошенная трава, водомерка
6.
Вертишейка, ящерка
Районный этап
1 конкурс
Команда ОУ № ____
«Узнай рассказ »
По героям нужно узнать рассказ и записать его название.
№ Герои
Ответ
1.
Гусеница-Землемер, Паук-
Сенокосец, Жужелица, Жучок-
Блошачок, Кузнечик,
Водомерка
2.
Старик, Мыши, Корова
3.
Береговушка, Чеглок-Сокол,
Зуёк, лесной голубь Витютень,
Иволга
4.
Муха, Человек, Слизняк, Рыба,
Рак, Дятел, Оленуха, Лисица,
Корова
5.
Колхозница Федора,
медвежонок
6.
Мухоловка-Пеструшка,
Кукушка
7.
Щенок, удод, выпь,
вертишейка, ящерка
8.
Лягушки, Аист, Выпь, Дятел,
Жук, Шмель, Саранча, Бекас
8 баллов (за каждое название произведения 1 балл)
Районный этап
3 Конкурс «Конструктор»
ОУ № ____
Задание:
Собрать иллюстрацию к рассказу В.Бианки.
Наклеить иллюстрацию на альбомный лист,
написать название рассказа.
февраль 2014 года
Творческая игра «Соображалки»
районный тур.
Контрольно-оценочная МАТРИЦА для членов жюри.
Примечание: Промежуточное общее количество баллов между конкурсами объявляется по
договорённости членов жюри.
Каждый член жюри оценивает ответы одной команды. Спорные вопросы обсуждаются
сообща.
После каждого тура - комментарий по каждому конкурсу, итоговое количество баллов за
тур
ТУР,
номера
заданий
Критерии оценки
Ответы
1 конкурс
Разминка
Max - 8 баллов:
1 балл за каждое слово,
если в написании ответа
б у д е т
д о п у щ е н а
орфографическая ошибка-
о т в е т
Н Е
ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ
1. «Как муравьишка домой спешил»
2. «Сова»
3. «Лесные домишки »
4. «Хвосты»
5. «Аришка-Трусишка »
6. «Кукушонок »
7. « Первая охота»
8. «Кто чем поет?»
2 конкурс
Бюро находок
Max - 6 баллов:
1 балл за каждое слово,
если в написании ответа
б у д е т
д о п у щ е н а
орфографическая ошибка-
о т в е т
Н Е
ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ
1. «Лесные домишки»
2. «Сова»
3.«Кукушонок»
4.«Аришка- трусишка»
5.«Как муравьишка домой спешил»
6.«Первая охота»
3 конкурс
Конструктор
(ограничение во времени – 5 мин)
(за нарушение временного регламента снятие 1 балла-
Max - 3 балла:
1
б а л л
з а
п о л у ч е н и е
изображения,
1 балл за аккуратность,
1 балл
за верное название
произведения,
иллюстрация
к
которому
получилась
в
р е з у л ь т а т е
в е р н о
выполненного задания
4 конкурс
Сказочных дел мастера
Max - 4 балла:
1
б а л л
з а
в е р н о
полученную фразу,
1 балл за
безошибочное
написание фразы.
1.
Доенало Щунке ньягот рукопводур.
(Надоело Щенку гонять кур по двору. «Первая охота»)
2
.
Васьлараобдо Маху илалетевы вшококо.
(Обрадовалась Муха и вылетела в окошко. «Хвосты»)
5 конкурс
«Числовая угадай-ка»
Max - 8 баллов
За каждое верно
отгаданное число – 2
балла
1
Насилу-насилу разглядела Береговушка: четыре яйца в бурых
крапинках лежат рядышком прямо на песке среди гальки.
2
Начал Паук свои ходули переставлять – одна нога тут, другая там; все
восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали.
3
Новое яйцо было почти такое же маленькое, как любое из её четырёх
яиц.
6 конкурс
«Кроссворд»
Max - 7 баллов
За каждый верный ответ –
1 балл
Ключ «Разгадай кроссворд»
1з
1в
и
т
ю
т
е
н
ь
м
л
2д
я
т
е
2л
я
3с
г
о
у
в
3к
у
к
у
ш
к
а
к
4с
а
р
а
н
ч
а
7 конкурс «Знатоки арифметики»
За верный ответ – 1 балл
Мах– 7 баллов
М
100-80 + 19 39
А
48 + 48 - 6 90
Й
78 +22 - 30 70
В
69- 39 +15 -13 32
Р
100 -55 + 44 -18 71
Е
56 +44 -71 29
У
18
29
32
39
70
71
90
М
У
Р
А
В
Е
Й
8 конкурс капитанов
«Сюжетная задача»
Max - 1 балл За
верный ответ – 1 балл
У Кости и Шурика 100 рублей. Они пришли в книжный магазин купить наклейки с
картинками к рассказам Бианки.
Хватит им денег на 2 пачки по 30 рублей и на две по 12 рублей?
Решение:
1 способ 2 способ 3 способ
1.) 30 + 30= 60(руб.) 100 -30 -30 -12 – 12 =16 (руб.) 1).30+30=60(Р)
2.) 12 + 12 = 24(руб.) 2).12+12=24(р)
3) 60 + 24 =84(руб.) 3).60+24=84(р)
4) 100 – 84 = 16 (руб.)
Ответ : 100 рублей хватит, останется 16 рублей. Хватит, так как 100
больше 84.
9 конкурс «Блиц-игра»
Мах -15 баллов
За
5 минут
дать как
можно больше ответов на
простые
вопросы
по
произведениям.
За каждый верный ответ –
1 балл
№
Вопрос
Ответ
1.
На каком дереве задержался Муравей?
На березе
2.
Кто последний доставил Муравья домой?
Гусеница
листовёртка
3.
О каких птицах идет речь в рассказе
«Лесные домишки»?
Ласточки
береговушки
4.
Где находятся ласточкины норки?
Под обрывом
крутого берега
5.
О ком идет речь? «…отчаянная голова, уши
торчком, нос крючком. Ты от солнца
хоронишься, людей сторонишься…»
Сова
6.
Куда отправился Щенок, когда ему надоело
кур гонять?
На охоту за
дикими
зверями и
птицами
7.
Куда пальнул Жук Бомбардир Щенку
летучей едкой струйкой?
В нос
8.
Кто так думал? «Вот посижу здесь и
погляжу на птиц. Кто лучше всех себе
гнездо выстроит, той и подкину своё яйцо».
Кукушка
9
Кто спас Кукушонка?
Мальчик и
Девочка
10
Кого не испугалась Аришка Трусишка?
Медвежонка
11.
Кто так пел «Надули пузыри за ушами,
высунули головы из воды, рты
приоткрыли…»
Лягушки
12.
Чем пел бекас?
Хвостом
13.
Кто просил у человека хвост?
Муха
14.
Кто пришлепнул муху в рассказе «Хвосты»?
Корова
15.
В каком рассказе В. Бианки уточка обманула
лису?
Хитрый лис и
умная Уточка
Общее количество баллов
Мах баллов 59 + 1 балл за дом. задание = 60 баллов
Литература:
Рассказы В Бианки:
. «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота» «Сова», «Лесные домишки», «Хвосты»,
«Аришка-Трусишка», «Кукушонок», «Кто чем поет», «Хитрый лис и умная Уточка».
Задания рарабатывали без использавания какой-либо методической литературы.