Напоминание

"Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Бакаева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование блоков Дьенеша в работе с

детьми дошкольного возраста.

Составила: Бакаева Ирина Владимировна.

В настоящее время целью дошкольного образования является создание

условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного

потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд

задач, одной из которых является разработка содержания,

обеспечивающего развитие познавательной сферы, а также

формирование опыта практической, познавательной и творческой

деятельности. С учетом возрастных психофизических особенностей

детей дошкольного возраста выше обозначенные задачи с наибольшей

эффективностью целесообразно решать при помощи метода игры.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал

"Логические блоки", разработанный венгерским психологом и

математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последние десятилетия этот материал завоевывает все большее

признание у педагогов и родителей нашей страны.

Определены задачи использования логических блоков в работе с

детьми дошкольного возраста:

1. Развитие логического мышления: развивать представление о

множестве, операции над множествами; формировать представления о

математических понятиях.

2. Развитие умения выявлять свойства предмета, называть их,

обобщать предметы по их свойствам (по одному или нескольким).

3. Ознакомление с формой, цветом, размером, толщиной предметов.

4. Развитие пространственного мышления.

5. Развитие знаний, умений и навыков, необходимых для

самостоятельного решения учебных и практических задач.

6. Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в

достижении цели, преодолении трудностей.

7. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии,

способности к моделированию и конструированию.

8. Развитие психических функций, связанных непосредственно с

речевой деятельностью.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических

блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом – красные, желтые, синие;

3. Размером – большие и маленькие;

4. Толщиной – толстые и тонкие.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя

признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из

двух размеров, одним из двух видов толщины.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с

символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная

ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических

символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены

свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11

карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в

совместной и самостоятельной игровой деятельности детей любого

дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или

сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание

образовательной деятельности (конструирование, развитие

математических представлений) одновременно обеспечивается

наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют

сделать игры детей разнообразней и интересней.

Логические блоки можно использовать:

в подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение

домиков, дорожек, лабиринтов;

как настольно-печатные игры: изготовить карты к играм “Рассели

жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, “Найди место фигуре”,

“Головоломки”

в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются

блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками.

“Почта” – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются

блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками.

“Поезд” – билеты, места.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность

использования их практически в любой режимный момент. А также

позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или

упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков

одновременно).

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо

предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки

по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них

что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют

различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше

пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”. На основе

логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и

игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности

заданий, предусмотренных современными вариативными программами.

.

Игры с блоками Дьенеша можно предъявлять детям в следующей

последовательности:

конструирование и моделирование

изучение цвета

изучение форм

изучение свойств

сравнение, классификация и обобщение

работа с карточками свойств

выполнение логических заданий и построение алгоритмов.

Всё это производится в игровой форме, непринуждённо и с

интересом!

Младшим дошкольникам предлагаются простые игры и упражнения,

цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме,

цвету, размеру, толщине.

У игр и упражнений есть три варианта сложности. Вначале дети

оперируют одним свойством (круглые), на следующем этапе осваивают 2

свойства (цвет, форма), затем 3 (цвет, форма, размер).

Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются:

Поиск фигур по 3-4 свойствам («Домик», «Построй дорожку» …).

Введение карточек и кубиков с символами.

Введение отрицательного свойства.

Работа с множествами.

Усложнение алгоритмов.

Использовать игры и упражнения с блоками можно как на занятиях так

и в свободные часы дома и в детском саду. Их можно дополнять и

другими развивающими игровыми заданиями, вносить новые игровые

задачи, действия, изменять сюжет и роли, то этим только поможете

детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Игры с блоками Дьенеша могут стать хорошими помощниками при

подготовке к школе. Если работа будет осуществляться систематично, то

можно быть уверенным в результате. Тренируемые мыслительные

процессы и личностные качества станут помощниками, а не

препятствием в овладении будущими школьниками образовательной

программы школы.

Литература:

Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е.А.

Носова; Р.Л. Непомнящая. — Санкт- Петербург: "Акцидент", 2000.

Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика

"О". – Минск: Народная асвета, 1983.

Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.

Формирование элементарных математических представлений у

дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. — М.: "Просвещение",



В раздел образования