Автор: Россова Дарья Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3
Населённый пункт: п.Михайловка, Иркутская область, Черемховский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по чтению и развитию речи, 4 класс(АООП 1 вариант)
Раздел: дополнительное образование
Конспект урока чтения
Н.Носов «Заплатка»
Подготовила:
учитель- дефектолог: Россова Д.Н.
Тема: Н.Носов «Заплатка»
Цели:
1.Закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами.
Тренировать соблюдать паузу между предложениями, выбрать необходимую
интонацию.
2.Учить находить слова, которые позволяют оценить поступки главного
героя.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам на примере рассказа.
Развивать личностные качества детей.
Оборудование: текст речевой зарядки , портрет Н.Н. Носова, выставка
детских книг с произведениями Н.Н. Носова, картинки для лексической
работы: лоскуток, забор; напечатанные слова; завидовали, досады, хвастун,
хороший, трудолюбивый, работящий.
I.Организационный момент
Посмотрите на меня, успокойтесь и садитесь.
II. Речевая зарядка
На доску вывешивается загадку Д. Пономарёвой.
Маша строчит на машинке
Пришивает мне картинку
Вместо дырки на штанишках
Симпатичный будет мишка.
-Прочитайте загадку про себя.
-О чём загадка?
Отчитывание : хором
-С каким настроением читает мальчик рассказывает о том что мама делает
( с веселым, задорным).
-Значит эту загадку нужно читать весело, задорно, радостно.
Илья прочти эту загадку, весело, задорно, радостно как я.
-Теперь Данил, Кирилл, Владик, Катя.
-Чьё чтение вам понравилось больше всего? Почему?
III Подготовка к восприятию текста
Вывешивается портрет Н.Н.Носова.
-Ребята сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного
писателя Николая Николаевича Носова. Он жил не очень давно. У Носова в
семье были два брата и сестра, так что ему было не скучно. Он рос
трудолюбивым мальчиком, рано пошел работать. Николай хотел играть на
скрипке, но у него не получилось и он не стал на ней играть. Мальчиком он
был всегда чем-то увлекающимся , делал фотографии, играл в шахматы,
занимался собаками. А когда учился в школе, то выпустил свой первый
журнал. В последствии написал много интересных книг для детей, которые
мы с вами читаем до сих пор.
IV Первичное чтение
-Сейчас я прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, в конце вам нужно
будет ответить на вопрос, как звали героя рассказа.
Проверяется у всех ли закрыты книги.
-Так как звали героя?
V Чтение трудных слов
-Сейчас мы будем учиться читать этот рассказ и будем разбирать его.
В
тексте нам встретятся трудные слова. Научимся читать их целыми словами.
На доску вывешиваются слова: завидовали, , досады.
Прочитайте эти слова про себя.
-Прочитаем первое слово вместе: за-ви-до-ва-ли, завидовали.
Что означает это слово? (завидовали).Это слово означает желание иметь то
чего нет у другого.
-Читаем второе слово: до-са-ды, досады.
-Прочитаем это слово еще раз. Что означает это слово? Это слово означает
обиду, неудачу.
В тесте это слово употребляется в предложении. От досады он чуть не
заплакал, пошёл скорей домой и стал просить маму зашить.
-Прочитаем все слова (2-3 ребенка).
VI Чтение
-Сейчас нам первую часть рассказа прочитает диктор ( Чтение диктор)
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного
цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
-Смотрите, ребята, какие у меня штаны: солдатские!
Все ребята, конечно завидовали. Ни у кого больше таких штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти
замечательные штаны.
-Как звали мальчика?
-Что любил делать мальчик?
Найдите и прочитайте слова где Бобка хвастается.
-Какие штаны у него были?
-Что значит солдатские?
-Что случилось со штанами?
В этой части мы встречаем слово забор.
-Что значит слово забор? (приемы лексической работы: толкование слова
картинка).
Вторая часть (Читает второй диктор)
От досады он чуть не заплакал, пошёл скорее домой и стал просить маму
зашить.
-Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
-Я больше не буду! Зашей мама!
-Сам зашей.
-Так я же ведь не умею!
-Сумел порвать, сумей и зашить.
-Ну, я так буду ходить,-проворчал Бобка и пошёл во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
(Здесь игра на развитие моторики «Зашьем» )
-Кого стал просить зашить штаны Бобка?
-Почему мама не стала зашивать штаны сыну?
-Найдите то место где мама отказала Бобке?
Третья часть
(Чтение буксир)
-Какой же ты солдат, - говорят,-если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывался:
-Я просил зашить, а она не хочет.
-Разве солдатам мама штаны зашивают?-говорят ребята.
-Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить, и пуговицу
пришить.
Бобке стало стыдно. Пошёл он домой, попросил у мамы иголку, нитку и
лоскуток зеленой материи.
Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к
штанам.
-Вот молодец! –говорили они.-А заплатка, смотрите, карандашом обведена.
Сразу видно, что сам пришивал. А Бобка вертелся во все стороны, чтобы
всем было видно и говорил:
-Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не
оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвётся- обязательно сам пришью.
-Кто знает что такое лоскуток? ( примеры лексической работы: толкование,
введение в контекст, показ иллюстрации).
-Это кусочек ткани, который мы отрезаем от большого куска ткани. Вот как
раз из таких маленьких кусочков и делают заплатки.
-Что говорили ребята когда Бобка пришил заплатку?
-С чем сравнивается его заплатка?
-Как показывал Бобка свою заплатку?
-Чему ещё хотел научиться Бобка?
-Чему научил вас это рассказ?
Вывод: которого нужно добиваться от детей: никогда не нужно хвастаться,
любить трудиться самому добросовестно, беречь свои вещи.
VII Чтение текста целиком
Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать. Сейчас
прочитаем его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один
читает, остальные за ним следят.
Оценка детей по окончании текста.
IХ Заключительная работа по прочитанному
1.Анализ поступков героя
-Ребята, скажите пожалуйста, вам понравился рассказ Носова?
-Скажите, что вам понравилось больше всего?
-А что вам понравилось больше всего?
-А что вы думаете о главном герое?
-Что любил делать Бобка?
-Ребята вспомните когда вы были не большие вы хвастались перед друзьями?
Подумайте а хвастаться хорошо или нет?
Ребята а Бобка исправился после того как друзья его поругали?
Какой хороший поступок совершил наш герой?
-А кто ни будь из вас рвал штаны?
-А кто вам их зашивал?
-Скажите а нужно ли беречь вещи, которые вам покупают родители?
Выберите из слов на доске слова , которые подходят к характеристике Бобки
(хвастун, хороший, трудолюбивый, работящий).
Скажите как вы стали относится к Бобке после того, как он сам поставил себе
заплатку?
2.Работа с деформированным планом
-Ребята, посмотрите на доску. Это план нашего рассказа. Часть плана
перепутались между собой. Давайте попробуем восстановить все события по
порядку.
-Для начала, прочитаем названия частей
1.Заплатка
2.Какой же ты солдат
3.Проишествие
4Солдатские штаны
5За помощью к маме.
Правильная последовательность ;4,3,5,2.1.
-Что было в самом начале? (Сильный ребенок называет, средний выходит к
доске и прикрепляет часть плана.)
-А что было потом?
-Кто прочитает весь план?
3.Выделениеи главной мысли и связь с опытом детей
-Итак, ещё раз повторим, чему учит нас рассказ Николая Николаевича
Носова?
-Кто расскажет, что сделал главный герой?
Х Домашнее задание
-Дома ещё раз прочитайте этот рассказ целыми словами и выразительно.
- Данил, Кирилл, Владик, Амалия приготовят пересказ по этому плану
( даются карточки с планом)-1 группа
-Максим, Эдик, Матвей(2 группа), Вадим, Семён ( 3 группа)ответят на 1,2,3
вопросы после текста.
ХI Итог
Итак, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились на
уроке?
-Кто автор?
-Понравился ли вам герой?
-Чему научил вас этот рассказ?
Общая оценка деятельности детей на уроке.