Автор: Логунова Елена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 36
Населённый пункт: Кемеровская обл, Осинниковский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с семьей в условиях инклюзивного образования"
Раздел: дошкольное образование
Работа с семьей в условиях инклюзивного образования
Логунова Е.И., воспитатель МБДОУ Детский сад № 36, Осинниковский городской
округ, Кемеровская обл.
Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными
нормами
предусматривает
гарантии
равных
прав
на
образование
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья. В этой связи появляется достаточно новое
направления
в
образовании
–
инклюзивное
образование.
Первые
инклюзивные
образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В
Москве
в
1991
году
по
инициативе
московского
Центра
лечебной
педагогики
и
родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования
"Ковчег".
Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в
плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к
образованию
для
детей
с особыми
потребностями.
Инклюзивное
образование
старается разработать подход к воспитанию и обучению, который будет более гибким
для удовлетворения различных воспитательно-образовательных потребностей. Если
воспитание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые
внедряет
инклюзивное
образование,
тогда
выиграют
все
дети
(не
только
дети
с
особыми потребностями).
Введение
федеральных
государственных
образовательных
требований
ориентирует образовательные учреждения и семьи воспитанников на переосмысление
традиционных подходов к образованию в целом.
Как правило, с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями
здоровья
увеличивается
ряд
проблем
материального,
бытового
и
финансового
характера. Анализ семей показал, что среди семей с детьми с ОВ самый большой
процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел
развод
по
причине
рождения
ребенка-инвалида,
мать
не
имеет
перспективы
вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются
проблемы неполной семьи.
Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка с особыми
образовательными
потребностями:
с
пассивной
реакцией,
связанной
с
недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители
усиленно
лечат,
находят
«докторов-светил»,
дорогостоящие
лекарства,
ведущие
клиники и т.д. и со средней ракциональной позицией: последовательное выполнение
всех инструкций, советов врачей, психологов.
Попадая в дошкольное
образовательное учреждение, как семья, так, и сам
ребенок переживают стрессовую ситуацию. В этом случае, задача образовательного
учреждения и в частности педагогов, как можно комфортнее обеспечить адаптацию
ребенка с особыми образовательными потребностями к новым условиям, а родителям
таких воспитанников – оказание квалифицированной помощи.
Такие семьи - особый объект внимания. Получив информацию о такой семье,
составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка, разрабатываются
рекомендации родителям по воспитанию такого ребенка.
Семьи выбирают инклюзивные дошкольные учреждения
для того, чтобы их
дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а
также получить возможность общаться с другими родителями и педагогами. Высокая
положительная оценка со стороны педагогов ДОУ усилий семьи в воспитании ребенка
с
ограниченными
возможностями
служит
разработке
механизмов
эффективного
сотрудничества
семьи
и
детского
сада.
Для
этого,
прежде
всего,
необходим
эмоциональный контакт, доверие, уважение и принятие, поддержка родителей и учет
их мнения.
Консультативная,
профилактическая
и
просветительская
работа
с
семьей
строится
на
идее
сотрудничества,
увеличения
ее
воспитательных
возможностей,
установления гармоничных детско-родительских отношений.
Кроме этого, работа с семьей предполагает деятельность родителей, либо их
законных
представителей,
с
их
правами
и
обязанностями,
законодательными
документами,
а
также
–
информирование
об
общественных
и
государственных
организациях,
имеющих
отношение
к
лицам
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Таким образом, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми,
обеспечивает атмосферу социально-психологического комфорта
в образовательном
учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению
социально значимых мероприятий.
Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для
личностного
развития
всех
членов
семьи
(физического,
социального,
духовно-
нравственного,
интеллектуального),
оказание
комплексной
социа льно-
психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного
воздействия различных факторов на личностное развитие.
Таким детям в период дошкольного возраста, необходимы
педагог-психолог,
учитель-логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре.
Условно, выделим 3 формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:
1. Непосредственная работа с конкретной семьей:
встречи с семьей, привлекается не только мать, но и отец;
педагоги интересуется дополнительными занятиями ребенка, его успехами;
педагоги образовательного учреждения отвечают
на возникающие вопросы
родителей;
пребывание родителей в ДОУ течение дня;
индивидуальное консультирование родителей специалистами образовательного
учреждения;
встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и
успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
организация специального курса для родителей по той или иной теме;
привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых
мероприятий;
интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях
оказываемой помощи.
Посещение родителями ПМПК;
родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или
оценивания.
2. Опосредованная работа с конкретной семьей:
Демонстрирование родителям видеоматериалов с непосредственно-
образовательной деятельностью с участием их детей;
контакты по телефону;
рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о
возможностях отдыха;
3 . Опосредованная работа с группой родителей:
Систематическое обновление официального сайта ДОУ;
обновление рубрики «Вопрос-Ответ»;
педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения,
информацию для родителей;
родителям предлагается психолого-педагогическая литература по определенным
вопросам; родителями заполняются карты, вопросники, схемы развития
способностей ребенка;
предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких
случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель
директора по воспитательной работе, директор);
организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке»
для родителей;
подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того,
как интерпретируются результаты;
выдача родителям книг на дом;
подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся
мероприятиям, возможностям отдыха;
передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;
организация стенда или доски объявлений в приемных детского сада.
Таким
образом,
в
связи
с
высокой
потребностью
в
инклюзивных
образовательных
учреждениях
на
современном
этапе
развития
необходимо
простроить работу с семьями воспитанников таким образом, чтобы все участники
воспитательно-образовательного
процесса
максимально
эффективно
работали
на
развитие каждого воспитанника с особыми образовательными потребностями.