Напоминание

"Работа с семьей в условиях инклюзивного образования"


Автор: Логунова Елена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 36
Населённый пункт: Кемеровская обл, Осинниковский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с семьей в условиях инклюзивного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с семьей в условиях инклюзивного образования

Логунова Е.И., воспитатель МБДОУ Детский сад № 36, Осинниковский городской

округ, Кемеровская обл.

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными

нормами

предусматривает

гарантии

равных

прав

на

образование

лиц

с

ограниченными возможностями здоровья. В этой связи появляется достаточно новое

направления

в

образовании

инклюзивное

образование.

Первые

инклюзивные

образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В

Москве

в

1991

году

по

инициативе

московского

Центра

лечебной

педагогики

и

родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования

"Ковчег".

Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в

плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к

образованию

для

детей

с особыми

потребностями.

Инклюзивное

образование

старается разработать подход к воспитанию и обучению, который будет более гибким

для удовлетворения различных воспитательно-образовательных потребностей. Если

воспитание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые

внедряет

инклюзивное

образование,

тогда

выиграют

все

дети

(не

только

дети

с

особыми потребностями).

Введение

федеральных

государственных

образовательных

требований

ориентирует образовательные учреждения и семьи воспитанников на переосмысление

традиционных подходов к образованию в целом.

Как правило, с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями

здоровья

увеличивается

ряд

проблем

материального,

бытового

и

финансового

характера. Анализ семей показал, что среди семей с детьми с ОВ самый большой

процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел

развод

по

причине

рождения

ребенка-инвалида,

мать

не

имеет

перспективы

вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются

проблемы неполной семьи.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка с особыми

образовательными

потребностями:

с

пассивной

реакцией,

связанной

с

недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители

усиленно

лечат,

находят

«докторов-светил»,

дорогостоящие

лекарства,

ведущие

клиники и т.д. и со средней ракциональной позицией: последовательное выполнение

всех инструкций, советов врачей, психологов.

Попадая в дошкольное

образовательное учреждение, как семья, так, и сам

ребенок переживают стрессовую ситуацию. В этом случае, задача образовательного

учреждения и в частности педагогов, как можно комфортнее обеспечить адаптацию

ребенка с особыми образовательными потребностями к новым условиям, а родителям

таких воспитанников – оказание квалифицированной помощи.

Такие семьи - особый объект внимания. Получив информацию о такой семье,

составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка, разрабатываются

рекомендации родителям по воспитанию такого ребенка.

Семьи выбирают инклюзивные дошкольные учреждения

для того, чтобы их

дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а

также получить возможность общаться с другими родителями и педагогами. Высокая

положительная оценка со стороны педагогов ДОУ усилий семьи в воспитании ребенка

с

ограниченными

возможностями

служит

разработке

механизмов

эффективного

сотрудничества

семьи

и

детского

сада.

Для

этого,

прежде

всего,

необходим

эмоциональный контакт, доверие, уважение и принятие, поддержка родителей и учет

их мнения.

Консультативная,

профилактическая

и

просветительская

работа

с

семьей

строится

на

идее

сотрудничества,

увеличения

ее

воспитательных

возможностей,

установления гармоничных детско-родительских отношений.

Кроме этого, работа с семьей предполагает деятельность родителей, либо их

законных

представителей,

с

их

правами

и

обязанностями,

законодательными

документами,

а

также

информирование

об

общественных

и

государственных

организациях,

имеющих

отношение

к

лицам

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Таким образом, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми,

обеспечивает атмосферу социально-психологического комфорта

в образовательном

учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению

социально значимых мероприятий.

Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для

личностного

развития

всех

членов

семьи

(физического,

социального,

духовно-

нравственного,

интеллектуального),

оказание

комплексной

социа льно-

психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного

воздействия различных факторов на личностное развитие.

Таким детям в период дошкольного возраста, необходимы

педагог-психолог,

учитель-логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре.

Условно, выделим 3 формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с

ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:

1. Непосредственная работа с конкретной семьей:

встречи с семьей, привлекается не только мать, но и отец;

педагоги интересуется дополнительными занятиями ребенка, его успехами;

педагоги образовательного учреждения отвечают

на возникающие вопросы

родителей;

пребывание родителей в ДОУ течение дня;

индивидуальное консультирование родителей специалистами образовательного

учреждения;

встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и

успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;

организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;

организация специального курса для родителей по той или иной теме;

привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых

мероприятий;

интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях

оказываемой помощи.

Посещение родителями ПМПК;

родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или

оценивания.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей:

Демонстрирование родителям видеоматериалов с непосредственно-

образовательной деятельностью с участием их детей;

контакты по телефону;

рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о

возможностях отдыха;

3 . Опосредованная работа с группой родителей:

Систематическое обновление официального сайта ДОУ;

обновление рубрики «Вопрос-Ответ»;

педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения,

информацию для родителей;

родителям предлагается психолого-педагогическая литература по определенным

вопросам; родителями заполняются карты, вопросники, схемы развития

способностей ребенка;

предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких

случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель

директора по воспитательной работе, директор);

организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке»

для родителей;

подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того,

как интерпретируются результаты;

выдача родителям книг на дом;

подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся

мероприятиям, возможностям отдыха;

передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;

организация стенда или доски объявлений в приемных детского сада.

Таким

образом,

в

связи

с

высокой

потребностью

в

инклюзивных

образовательных

учреждениях

на

современном

этапе

развития

необходимо

простроить работу с семьями воспитанников таким образом, чтобы все участники

воспитательно-образовательного

процесса

максимально

эффективно

работали

на

развитие каждого воспитанника с особыми образовательными потребностями.



В раздел образования