Автор: Черкасова Людмила Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Восходненская школа"
Населённый пункт: с.Восход, Красногвардейский р-он, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
Черкасова Л.В.,
учитель начальных классов
СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность
проблемы.
Сказка
является
единственным
из
любимейших жанров детей. Еще великим педагогом В.А.Сухомлинским было
отмечено, что «сказка-это свежий ветер, раздувает огонек детской мысли и
речи, потому что ребенок мыслит образами» и то, что «клетки детского мозга
настолько нежны и нормально функционировать могут только в условии,
когда объектом восприятия и осмысления является образ» [8, с 33-34].
Сказки для ребенка приходятся неисчерпаемым источником развития
чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает к
духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют детей
сопереживать, сочувствовать персонажам и событиям.
Необходимым условием такого отношения к изображаемому является
правильное его понимание, умение разобраться в происходящей ситуации.
Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка,
при чтении сказки должны не забывать о тех мыслительных процессах, на
которых основывается эмоциональное отношение к событиям.
Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. И не
только познают, но и откликаются на события и явления происходящие в
окружающем
мире.
В
сказке
черпаются
новые
представления
о
справедливости
и
несправедливости.
Первоначальный
этап
идейного
воспитания происходит тоже благодаря сказке. Дети начинают понимают
идею лишь тогда, когда она показана в ярких образах.
Цель статьи. Рассмотреть роль и место сказок в развитии творческого
мышления
ребенка,
в
формировании
умения
сравнивать
и
понимать
сравнение,
анализировать
содержание
сказки,
обучает
детей
мыслить,
определять значение, находить в нем поучение, отличать добро от зла.
Сказкотерапию
используют
в
воспитании,
образовании
и
развитии,
Поэтому сказкотерапию можно рассматривать как [3,c.58]:
-Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это
способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного
социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку)
необходимых моральных норм и правил.
-Сказкотерапия
как
инструмент
развития.
В
процессе
слушания,
придумывания и обсуждения сказок у ребенка развиваются необходимые для
существования фантазия, творчество.
-Слушая
и
воспринимая
сказки
человек,
встраивает
их
в
свой
жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно
ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
-Сказкотерапия,
как
психотерапия.
Работа
со
сказкой
направлена
непосредственно
на
лечение
и
помощь
клиенту.
Сказкотерапевт
создает
условия,
в
которых
пациент,
работая
со
сказкой
(читая,
придумывая,
разыгрывая,
продолжая),
находит
решения
своих
жизненных
проблем
и
трудностей. Возможны групповые и индивидуальные формы работы.
Сказкотерапия
-
это
воспитательный
процесс,
предметом
которого
является
процесс
воспитания
внутреннего
мира
младшего
школьника.
Сказкотерапия включает в себя ряд задач: гармонизация внутреннего мира
младшего
школьника,
развитие
способности
преодолевать
и
страхи,
и
трудности.
Для
сказкотерапии
характерно
выполнение
таких
функций
как:
креативная,
социализирующая,
терапевтическая,
культурно-этническая
и
эмоциональная [8, c.25].
Любая сказка сориентирована на социально-педагогический эффект:
она поучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже
лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-
образной
значимости.
Сказка
является
одним
из
важнейших
социально-
педагогических средств формирования личности.
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая,
креативная,
голографическая,
валеолого-терапевтическая,
культурно-
этническая,
вербально-образная
функция
сказки.
Наличие
этих
функций
выявляется
в
практике
обыденно-бытового,
п е д а го г и ч е с ко го ,
художественного и других видов использования сказок.
В сказке присутствует функция профилактики, функция воспитания
здорового
образа
жизни,
охраны
человека
от
пагубных,
носящих
урон
здоровью
увлечений,
пристрастий,
действий,
поведенческих
актов
и
пр.
Сказка
выполняет
и
терапевтическую
и
профилактическую
функцию,
поэтому
целесообразно
использовать
общее
понятие
«развивающе-
терапевтическая функция».
Н а б л юд е н и я
п о к а з ы в а ю т,
ч т о
ч а с т о
традиционное обучение младших школьников строится на подражательной
основе.
Функция
ребенка
на
таком
занятии
исполнительская,
а
не
развивающая. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка,
как самостоятельность, активность, творчество. Сказка особенно побуждает
активность ребенка. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает
трудно
оставаться
в
роли
слушателя,
им
хочется
действовать,
активно
помогать.
Сказка может выполнять развивающую и адаптационную функции в
обучении
школьников
и
способствует
решению
таких
педагогических
проблем [4, c. 78-79]:
-переход из жизни дошкольника в жизнь младшего школьника;
-взаимосвязь между учителем и обучающимся;
-овладение
знаниями,
умениями
и
навыкам
и
применение
их
на
практике;
-поддержание
интереса
к
предметам
и
развитие
интеллектуальной
активности;
-развитие мыслительных процессов;
-снятие усталости в период умственной нагрузки;
-развитие творческих возможностей, индивидуальных способностей;
-развитие личности обучающегося;
-содействие обогащению активного словаря обучающихся.
Педагогическая
технология
воспитания
сказкой
-
это
действенный
способ
практической
реализации
личностно
ориентированной
системы
обучения
в
начальной
школе.
Работа
со
сказкой
создает
условия
для
определения потенциальных возможностей каждого ученика в одной или
нескольких сферах. Использование педагогической технологии воспитания
сказкой
стимулирует
способность
личности
к
самосознанию
и
самосовершенствованию [3, c.48].
Задания сказкотерапии:
•
Трансляция знаний о духовном пути и социальной реализации
человека
•
Усвоение ребенком содержание сказочных сюжетов и их связи с
ситуациями из реальной жизни
•
Накопление
«банка
жизненных
ситуаций»,
т.е.-
моделей
поведения
•
Пробуждение внутреннего творческого потенциала ребенка
•
Достижение внутренней гармонии
Концепция комплексной сказкотерапии:
1.Художественные сказки: народные, авторские.
2.Медиативные
сказки
-
устранение
психоэмоциональной
нагрузки,
накопление позитивного жизненного опыта и создание оптимальных моделей
(«идеальных»)
взаимоотношений
между
людьми,
развитие
личного
потенциала ребенка и т.д.
3.Психотерапевтические
сказки-
сказки,
которые
лечат
душу,
раскрывают скрытый, философский смысл событий, которые происходят в
нашей
жизни.
Не
всегда
однозначные,
не
всегда
имеют
традиционно
счастливый конец, но всегда глубокие и проникновенные.
4.Дидактические сказки - создаются педагогами для подачи учебного
материала. Благодаря такой «упаковке» абстрактные символы (буквы, цифры,
арифметические действия, ноты) оживают, становятся подобными детской
природе и приглашают в увлекательное путешествие.
5.Психокоррекционные
сказки
-
целью
является
опосредованное
воздействие
на
поведение
ребенка.
Под
коррекцией
в
данном
случае
понимается
«замещение»
неэффективного
стиля
поведения
на
более
продуктивный, а также создание условий, при которых ребенок сознательно
задумывалась бы о некоторых аспектах своего поведения [1, c.78].
Развитие творческого мышления путем применения сказкотерапии на
уроках в начальных классах напрямую связано с нравственной составляющей
сказки. Именно по этой причине одним из важнейших условий развития
творческого
мышления
младших
школьников
является
эмоциональные
переживания ребенка.
Процесс
развития
творческого
мышления
младших
школьников
в
условиях применения сказкотерапии тесно связан с восприятием, которое
заключается в способности сопереживать героям сказки, видеть динамику
эмоций, размышлять над сюжетом, мотивами и обстоятельствами, оценивать
поступки
персонажей.
Необходимо
учесть,
что
уровень
восприятия
литературного произведения у учеников будет различным. С учетом этих
особенностей существуют несколько уровней понимания и работы со сказкой
младшими школьниками [1, c.151-153]:
1.Фрагментарный уровень характерен для обучающихся 1 класса. На
этом уровне младший школьник испытывает некие эмоции и чувства к сказке,
но при этом не может определить вымысел, характер героев и общую картину
прочитанного
или
услышанного,
может
высказать
свои
впечатления
относительно конкретного героя или его поступка.
2.Констатирующий уровень характерен для обучающихся 2 класса. На
данном уровне восприятие младшего школьника приобретает целостность.
Младший школьник может пересказать сюжет сказки, некоторые события или
поступки героев, способны к выделению элементы «чуда» в сказке.
3.Уровень
героя
характерен
для
обучающихся
3
класса.
Младший
школьник, уровень восприятия которого находится на этом уровне, может
запомнить сюжет и образы героев, при этом обращает внимание на детали,
имеющие
склонность
к
изменению
на
протяжении
всего
произведения.
Младший
школьник
способен
анализировать
поступки
персонажей,
способны предугадать их, выявляют условия, и закономерности, влияющие
на поступок героя.
4.Завершающий этап характерен для обучающихся 4 класса. Младший
школьник
может
полностью
воспринимать
сказку,
может
определить
художественную
форму,
понять
замысел
автора,
раскрыть
авторскую
позицию.
Учеными
были
выделены
ряд
механизмов
воздействия
сказки
на
младшего школьника, которые необходимо учитывать при выборе сказки при
обучении младших школьников [5, c.34-38]:
1.Сказки
представляют
собой
символичное
отражение
древних
ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Этот
ритуал заключается в том, что герой, преодолевая множество трудностей,
получает возможность перехода на качественно новый и лучший уровень. В
большинстве сказок именно достижение героем нового облика дарит сказке
благополучный финал.
2.Сказки описывают опыт человечества в проживании эмоциональных
кризисов,
которые
зачастую
характерны
развивающейся
личности.
Воздействуя на бессознательном уровне, у ребенка может сформироваться
адекватные механизмы защиты, что непосредственно поможет в преодолении
стрессовых ситуаций.
3.Воспроизводя
кризисные
жизненные
ситуации,
сказка
поучает
ребенка, учит продуктивно переживать страх и бороться с ним, направляя на
конкретные сказочные образы. В дальнейшем это поможет в поддержании
необходимой дистанции по отношению к негативным эмоциям.
4.Сказка
начинает
воздействовать
на
человека
лишь
тогда,
когда
возникает
сходство
между
семантическим
пространством
его
души
и
семантическим пространством сказки.
5.При
оценке
силы
воздействия
сказки
на
слушателя
не
следует
забывать о ее эстетической, художественной стороне.
Наивысшая
ценность
сказки
заключается
в
ее
воспитательной
направленности.
В.А.Сухомлинский говорил: «Сказка - это образно говоря, упругий
воздух, на котором парят детские мысли и детские речи. Дети не только
любят
слушать
сказку.
Они
создают,
творят
ее.
Каждый
яркий
образ
-
наглядный или словесный - требует времени и нервных сил для осмысления,
для внутреннего восприятия. Умение дать ребенку подумать - одно из самых
тонких и нелегких педагогических умений» [5, c.28-37].
Главным
средством
психологического
воздействия
в
сказкотерапии
является метафора, как сердце любой сказки. Именно глубина и точность
метафоры
определяют
эффективность
сказкотерапевтических
приемов
в
работе с детьми младшего школьного возраста.
Вывод.
Все
детские
сказки
мира,
народные
и
авторские,
всегда
содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное,
правдивое
и
фантастическое.
Сказка
создаёт
богатые
возможности
для
развития творческого воображения слушателя, подключает его к образному
мышлению, волшебному и реальному плану.
Стимулированию развития творческого воображения и мышления у
детей, будут способствовать необходимые условия для реализации различных
способов
поведения
в
той
или
другой
ситуации;
активизация
самостоятельной деятельности детей; использование элементов кукольного
театра и других форм и методов сказкотерапии.
Литература
1.Бибикова
Н.В.
Развитие
креативности
младших
школьников
в
педагогическом процессе: дис. канд. пед. наук. – Ульяновск, 2004. – 230 с.
2.Борисенко
Н.М.
Психолого-педагогические
основы
развития
творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога: Дисс. канд.
пед. наук. – Ставрополь, 1998. – 208 с.
3.Вайцвайг П. Десять заповедей творческой личности. Пер. с англ.\
П.Вайцваг – М.: Прогресс, 1990. – 187 с.
4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии./ Зинкевич-
Евстигнеева Т.Д. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с
5.Кальчук М.И. Педагогический дискурс: сб. наук. трудов / гл. ред. И.М.
Шоробура. — М.: ООО Балюк И.Б., 2011. — Вып. 10. — 559 с.
6.Клевцова
В.Л.
Формирование
творческих
способностей
младших
школьников в условиях развивающей среды: дис. канд. пед. наук. – Саратов,
2000. – 168 с.
7.Конев
В.А.
Социальное
бытие
искусства.
–
Саратов:
Изд-во
Саратовского университета, 1975. –188 с.
8.Молдавская
Н.Д.
Воспитание
читателя
в
школе.
Самостоятельная
работа
над
текстом
художественного
произведения
как
одно
из
условий
литературного
развития
старшеклассников.
/
Н.Д.Молдавская
–
М.,
Просвещение, 1968. – 126 с.
9.Сухомлинский
В.А.
Сердце
отдаю
детям
/
В.А.
Сухомлинский
/
Избранные произведения: в 5-ти т. — М.: Просвещение, 1976. — Т. 3.