Напоминание

Использование презентаций на уроках сельскохозяйственного труда как средство повышения познавательного интереса учащихся".


Автор: Иванова Валентина Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Озоно-Чепецкая школа-интернат"
Населённый пункт: Село Чепца, Кезский район
Наименование материала: доклад
Тема: Использование презентаций на уроках сельскохозяйственного труда как средство повышения познавательного интереса учащихся".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад к научно-практической конференции «Преемственность трудового обучения и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы» (XI дефектологические чтения). Доклад: «Использование презентаций на уроках сельскохозяйственного труда как средство повышения познавательного интереса учащихся». Из опыта работы учителя сельскохозяйственного труда Ивановой Валентины Николаевны. Кезский район, МСОУ «Озоно-Чепецкая школа-интернат». В последнее время много говорится о внедрении информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в процессе обучения убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютера, но и его особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках и будет являться одним из таких средств. Применять и уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детям с умственной отсталостью. Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении техники выдвигает перед нами требование обучения наших учащихся знаниям и умениям пользоваться этими достижениями технического прогресса. Поэтому 2 года назад своей темой самообразования я выбрала: «Использование презентаций на уроках сельскохозяйственного труда как средство повышения познавательного интереса учащихся» Цель моей работы - коррекция познавательной сферы на уроках с/х труда с применением компьютерных технологий. Поставленная цель, позволила определить задачи: -на основе анализа современных научно-методических работ выделить основные направления использования персонального компьютера в специальной школе 8вида; -выявить составляющие элементы целостного процесса обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья и определить место и роль компьютерных технологий в этом процессе. При реализации данного подхода к обучению мной были выделены следующие технологии обучения: -информационные, компьютерные (вытекающие из практических работ на компьютере); -проблемно-поисковые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учетом структуры любого вида сознательной деятельности ученика: мотив, ориентировка, планирование, контроль); -индивидуализации и дифференциации процесса обучения (индивидуализация обучения предполагает собой разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося). Применительно к информационно-коммуникативным технологиям я столкнулась с множеством определений, но все они сходятся на том, что эти технологии включают в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию. Для себя я определила следующие достоинства компьютерных технологий, которые имеют наибольшее значение для поддержки традиционного обучения в коррекционной школе 8вида:
1-использование данной технологии на уроках позволяет мне усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером, которая способствует повышению интереса к предмету, помогает в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря использованию компьютера интерес ученика поддерживается эмоциями, отражающими его собственную активность, а яркие эмоциональные переживания рождают желание самостоятельно узнать что-то новое. Эмоциональный компонент мотивации - это мощный импульс для развития познавательной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 2-использование информационных технологий помогает в моей работе расширять возможности предъявления учебной информации. Предъявляемая учащимся информация постоянно обогащается благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: использование видеофрагментов, создания различных средств наглядности; 3-использование данных технологии предполагает учет индивидуальных особенностей. Он будет реализован, когда учащиеся овладеют компьютерной грамотой. В каждом классе есть дети с разными уровнями развития, а индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой. В данный момент в своей работе я использую некоторые компьютерные технологии: -технология компьютерных презентаций, программа Wicrosoft Power Point. Основным достоинством этой технологии является то, что она может вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Для того чтобы начать работу по этой технологии, достаточно одного компьютера. Мною разработаны презентации по темам: «Чеснок», «Уход за комнатными растениями», «Зеленные овощи» и др. Эти презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах, быть доступными. Они составляются с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающими надписями, изображенными крупным шрифтом, эстетически оформленными, не перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро. Нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией, для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками. -компьютерное тестирование. Составлена по программе MyTestEditor. Это практически традиционное тестирование, только использование компьютеров и современных программ обработки результатов тестов делает его технологичным. Применение на уроках компьютерных тестов позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. Мною составлены тесты по темам: «Почва», «Картофель», «Чеснок» и др. Использование тестирования уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: -в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме; -при повторении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся; -на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ. Обучение школьников с компьютерной поддержкой регулируется учебными требованиями. В школе нет специального компьютерного класса, но у меня есть возможность заниматься с учащимися, используя ноутбуки. В данном виде работы есть
свои плюсы: ноутбук мобилен, не требует специальной установки на парте, занимает мало места на рабочем столе, по мере необходимости его можно принести в класс на урок. Однако, хотя компьютер и обладает огромным потенциалом развивающих и обучающих возможностей, но только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой учитель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребенка. Грамотно построенный урок вызывает у отстающих учеников желание заниматься. И здесь компьютер-первый помощник. С другой стороны, метод обучения с использованием компьютерных технологий очень привлекателен и для учителей: помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Наблюдения показали, что такие уроки вызывают большой интерес у учащихся. Ребята с удовольствием посещают уроки с/х труда. За счет повышенного интереса, существенно повышается качество знаний. При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимается даже самый трудный материал. Цель моей работы и в дальнейшем продолжать работу над разработками презентаций к урокам и заданий для тестирования.


В раздел образования