Использование презентаций на уроках сельскохозяйственного труда как средство повышения познавательного интереса учащихся".
Автор: Иванова Валентина Николаевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МКОУ "Озоно-Чепецкая школа-интернат" Населённый пункт: Село Чепца, Кезский район Наименование материала: доклад Тема: Использование презентаций на уроках сельскохозяйственного труда как средство повышения познавательного интереса учащихся". Раздел: среднее профессиональное
Доклад
к
научно-практической
конференции
«Преемственность
трудового
обучения
и
профессиональной
подготовки
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья: проблемы и перспективы» (XI дефектологические чтения).
Доклад: «Использование презентаций на уроках сельскохозяйственного труда как
средство повышения познавательного интереса учащихся». Из опыта работы учителя
сельскохозяйственного труда Ивановой Валентины Николаевны. Кезский район, МСОУ
«Озоно-Чепецкая школа-интернат».
В
последнее
время
много
говорится
о
внедрении
информационно-
коммуникационных технологий в образовательный процесс. Отечественные и зарубежные
исследования
по
использованию
компьютера
в
процессе
обучения
убедительно
доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютера, но и
его особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Одной из главных
целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Использование
компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках и будет являться
одним из таких средств. Применять и уметь пользоваться компьютерной техникой в
современной жизни необходимо всем, в том числе и детям с умственной отсталостью.
Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными
возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении
техники выдвигает перед нами требование обучения наших учащихся знаниям и умениям
пользоваться этими достижениями технического прогресса.
Поэтому 2 года назад своей темой самообразования я выбрала: «Использование
презентаций
на
уроках
сельскохозяйственного
труда
как
средство
повышения
познавательного интереса учащихся»
Цель
моей
работы
-
коррекция
познавательной
сферы
на
уроках
с/х
труда
с
применением
компьютерных
технологий.
Поставленная
цель,
позволила
определить
задачи:
-на основе анализа современных научно-методических работ выделить основные
направления использования персонального компьютера в специальной школе 8вида;
-выявить
составляющие
элементы
целостного
процесса
обучения
школьников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
определить
место
и
роль
компьютерных
технологий в этом процессе.
При реализации данного подхода к обучению мной были выделены следующие
технологии обучения:
-информационные,
компьютерные
(вытекающие
из
практических
работ
на
компьютере);
-проблемно-поисковые технологии (организация учебного процесса осуществляется
с
учетом
структуры
любого
вида
сознательной
деятельности
ученика:
мотив,
ориентировка, планирование, контроль);
-индивидуализации
и
дифференциации
процесса
обучения
(индивидуализация
обучения предполагает собой разработку систем заданий различного уровня трудности и
объема,
разработку
системы
мероприятий
по
организации
процесса
обучения
в
конкретных
учебных
группах;
учитывающей
индивидуальные
особенности
каждого
учащегося).
Применительно к информационно-коммуникативным технологиям я столкнулась с
множеством определений, но все они сходятся на том, что эти технологии включают в себя
текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию.
Для себя я определила следующие достоинства компьютерных технологий, которые
имеют наибольшее значение для поддержки традиционного обучения в коррекционной
школе 8вида:
1-использование данной технологии на уроках позволяет мне усилить мотивацию
учения
благодаря
новизне
работы
с
компьютером,
которая
способствует
повышению
интереса к предмету, помогает в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря
использованию компьютера интерес ученика поддерживается эмоциями, отражающими
его собственную активность, а яркие эмоциональные переживания рождают желание
самостоятельно узнать что-то новое. Эмоциональный компонент мотивации - это мощный
импульс
для
развития
познавательной
активности
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья;
2-использование информационных технологий помогает в моей работе расширять
возможности предъявления учебной информации. Предъявляемая учащимся информация
постоянно
обогащается
благодаря
развитию
интерактивных
компьютерных
систем:
использование видеофрагментов, создания различных средств наглядности;
3-использование
данных
технологии
предполагает
учет
индивидуальных
особенностей. Он будет реализован, когда учащиеся овладеют компьютерной грамотой. В
каждом классе есть дети с разными уровнями развития, а индивидуальная работа ученика
за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, каждый ученик
работает с оптимальной для него нагрузкой.
В данный момент в своей работе я использую некоторые компьютерные технологии:
-технология
компьютерных
презентаций,
программа Wicrosoft
Power
Point.
Основным достоинством этой технологии является то, что она может вписаться в любой
урок и эффективно помочь учителю и ученику. Для того чтобы начать работу по этой
технологии, достаточно одного компьютера. Мною разработаны презентации по темам:
«Чеснок», «Уход за комнатными растениями», «Зеленные овощи» и др.
Эти
презентации
должны
соответствовать
учебно-воспитательным
целям
и
содержанию
обучения
учащихся
в
коррекционных
школах,
быть
доступными.
Они
составляются
с
учетом
возрастных
особенностей
умственно
отсталых
школьников,
должны
быть
четкими
по
структуре,
с
краткими,
легко
запоминающими
надписями,
изображенными
крупным
шрифтом,
эстетически
оформленными,
не
перенасыщены
цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро. Нужно размещать один
объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был
перенасыщен информацией, для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко
выраженными характерными признаками.
-компьютерное
тестирование.
Составлена
по
программе
MyTestEditor.
Это
практически
традиционное
тестирование,
только
использование
компьютеров
и
современных
программ
обработки
результатов
тестов
делает
его
технологичным.
Применение
на
уроках
компьютерных
тестов
позволяет
учителю
за
короткое
время
получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и
своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности
задания для конкретного ученика. Для ученика важно то, что сразу после выполнения
теста он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например,
при устном опросе. Мною составлены тесты по темам: «Почва», «Картофель», «Чеснок» и
др. Использование тестирования уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе
урока:
-в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме;
-при повторении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся;
-на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране
показывается не только задание, но и ответ.
Обучение
школьников
с
компьютерной
поддержкой
регулируется
учебными
требованиями.
В
школе
нет
специального
компьютерного
класса,
но
у
меня
есть
возможность заниматься с учащимися, используя ноутбуки. В данном виде работы есть
свои плюсы: ноутбук мобилен, не требует специальной установки на парте, занимает мало
места на рабочем столе, по мере необходимости его можно принести в класс на урок.
Однако,
хотя
компьютер
и
обладает
огромным
потенциалом
развивающих
и
обучающих возможностей, но только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера
можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой учитель,
какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает
компьютер на ребенка. Грамотно построенный урок вызывает у отстающих учеников
желание заниматься. И здесь компьютер-первый помощник. С другой стороны, метод
обучения
с
использованием
компьютерных
технологий
очень
привлекателен
и
для
учителей: помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает
искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Наблюдения показали, что такие уроки вызывают большой интерес у учащихся.
Ребята
с
удовольствием
посещают
уроки
с/х
труда.
За
счет
повышенного
интереса,
существенно повышается качество знаний. При помощи яркого наглядного материала,
легко воспринимается даже самый трудный материал. Цель моей работы и в дальнейшем
продолжать работу над разработками презентаций к урокам и заданий для тестирования.