Автор: Даншина Нина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ МУХОУДЕРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
Населённый пункт: с.Мухоудеровка
Наименование материала: статья
Тема: Гендерное воспитание дошкольников в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Гендерное воспитание дошкольников в условиях
ФГОС
Под
«гендером»
понимается
социальный
пол
человека,
формируемый
в
процессе
воспитания
личности
и
включающий
в
себя
психологические,
социальные
и
культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а
существующие свойства и отношения называются гендерными.
Практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования
возникают
серьёзные
проблемы
по
вопросам
гендерного
воспитания.
В
первую
очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных
образовательных
учреждений
России
не
учитывали
гендерные
особенности.
В
результате
этого
содержание
воспитания
и
образования
ориентировано
на
возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того
или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются, а именно:
− в физическом развитии и социальном поведении;
− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне
достижений;
− в проявлении агрессии и многом другом.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и
родители
должны
понять
ребенка
и
помочь
ему
раскрыть
те
уникальные
возможности, которые даны ему своим полом.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено,
что именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной
роли:
к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо
мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится
понятно,
что
гендер
не
изменяется:
мальчики
становятся
мужчинами,
а
девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.
При
обучении
детей
воспитателю
важно
учитывать,
что
девочки
нуждаются
в
стимулах,
в
большей
степени
построенных
на
основе
слухового
восприятия.
Мальчики
плохо
воспринимают
объяснение
воспитателя
на
слух
и
для
них
предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном
восприятии.
На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы
девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или
эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей рисованием,
лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем
развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
При
оценке
поведения
детей
и
результатов
их
деятельности
(рисунка,
лепки,
аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что
девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для
девочек
очень
важно,
чтобы
ими
восхищались
в
присутствии
других
детей,
родителей и т.п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что
он
добился
результата
именно
в
этом:
научился
здороваться,
чистить
зубы,
конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который
мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте,
позволяет
гордиться
собой
и
стремиться
к
новым
достижениям.
Но
именно
у
мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде
деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать
одно
и
то
же,
что
позволяет
им
утвердиться
в
своих
достижениях,
но
требует
правильного понимания со стороны воспитателя.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой
деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто
не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе
тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень любят дружеские
потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный
эмоциональный
фон.
Воспитатели
не
всегда
правильно
понимают
потребность
мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую
они
при
этом
испытывают.
Шумные,
наполненные
движением
игры
мальчиков
вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры
являются
лишь
бессмысленной
беготней
и
могут
привести
к
травме,
а,
следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В
результате
мальчики
лишены
истинно
«мужских
игр»,
что
отрицательно
сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической
задачей
является
преодоление
разобщенности
между
детьми
и
организации
совместных
игр,
в
процессе
которых
дети
могли
бы
действовать
сообща,
но
в
соответствии
с
гендерными
особенностями.
Где
мальчики
принимают
на
себя
мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена,
через театрализованную деятельность.
Особого
внимания
со
стороны
педагогов
требуют
проблемы,
связанные
с
организацией предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности
ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-
пространственная
среда
не
только
обеспечивает
разные
виды
активности
дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его
самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в
данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь
спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных
элементов ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей
каждого ребенка.
С учетом ФГОС и в нашем детском саду используется гендерная принадлежность,
через
непосредственно – образовательную деятельность: участие в конкурсах -
«Есть
такая профессия – Родину защищать», «Знакомство с русским народным костюмом»,
«Пожар», «Русские богатыри – защитники Отечества», «Будем в Армии служить» .
Беседы
«Кто я: мальчик или девочка?», «Чем мы похожи и чем отличаемся?»…
«Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»…
Словесные игры
«Мир без тебя», «На какого сказочного героя я похож (похожа)?»,
«Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?»…
Тренинги
и
педагогические
ситуации
«Обратись
ко
мне
по
имени»,
«Поможем
девочкам»,
Волшебная
ромашка»,
«Снежный
ком
из
ласковых
имен»,
«Комплименты»…
Чтение
художественной
литературы:
Чтение
таких
р.н.сказок,
как
«Крошечка-
Хаврошечка»,
«Как
аукнется,
так
и
откликнется»,
«Рукодельница
и
ленивица»,
сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» , «Иван – крестьянский
сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о русских солдатах, «Рассказ о
неизвестном герое» С.Маршака и др.
Памятка для педагогов и родителей при общении с мальчиками и девочками
· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или
девочка
с
присущими
им
особенностями
восприятия,
мышления,
эмоций.
Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень
любить.
· Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример
другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно
старше ровесников – мальчиков.
· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают,
по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-
разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не
так, как мы взрослые.
· Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина
– девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в
детстве с ними – неверно и бесполезно.
· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности
выполнения вашего задания.
· Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту,
включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее
рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к
тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать
принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо
постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным
схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые
задачи,
как
учили
на
уроке),
подталкивать
к
поиску
собственных
решений
незнакомых, нетиповых заданий.
· Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это
важно для мальчиков.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то
понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это
сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то
областях, он будет знать, и уметь больше вас.
· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и
тревожность мальчиков.
· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к
ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают.
Сначала разберитесь, в чем ошибка.
· Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не
могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает
слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.