Напоминание

Гендерное воспитание дошкольников в условиях ФГОС


Автор: Даншина Нина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ МУХОУДЕРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
Населённый пункт: с.Мухоудеровка
Наименование материала: статья
Тема: Гендерное воспитание дошкольников в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гендерное воспитание дошкольников в условиях

ФГОС

Под

«гендером»

понимается

социальный

пол

человека,

формируемый

в

процессе

воспитания

личности

и

включающий

в

себя

психологические,

социальные

и

культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а

существующие свойства и отношения называются гендерными.

Практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования

возникают

серьёзные

проблемы

по

вопросам

гендерного

воспитания.

В

первую

очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных

образовательных

учреждений

России

не

учитывали

гендерные

особенности.

В

результате

этого

содержание

воспитания

и

образования

ориентировано

на

возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того

или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются, а именно:

− в физическом развитии и социальном поведении;

− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне

достижений;

− в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и

родители

должны

понять

ребенка

и

помочь

ему

раскрыть

те

уникальные

возможности, которые даны ему своим полом.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено,

что именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной

роли:

к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо

мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится

понятно,

что

гендер

не

изменяется:

мальчики

становятся

мужчинами,

а

девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.

При

обучении

детей

воспитателю

важно

учитывать,

что

девочки

нуждаются

в

стимулах,

в

большей

степени

построенных

на

основе

слухового

восприятия.

Мальчики

плохо

воспринимают

объяснение

воспитателя

на

слух

и

для

них

предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном

восприятии.

На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы

девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или

эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей рисованием,

лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем

развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При

оценке

поведения

детей

и

результатов

их

деятельности

(рисунка,

лепки,

аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что

девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для

девочек

очень

важно,

чтобы

ими

восхищались

в

присутствии

других

детей,

родителей и т.п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что

он

добился

результата

именно

в

этом:

научился

здороваться,

чистить

зубы,

конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который

мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте,

позволяет

гордиться

собой

и

стремиться

к

новым

достижениям.

Но

именно

у

мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде

деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать

одно

и

то

же,

что

позволяет

им

утвердиться

в

своих

достижениях,

но

требует

правильного понимания со стороны воспитателя.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой

деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто

не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе

тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень любят дружеские

потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный

эмоциональный

фон.

Воспитатели

не

всегда

правильно

понимают

потребность

мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую

они

при

этом

испытывают.

Шумные,

наполненные

движением

игры

мальчиков

вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры

являются

лишь

бессмысленной

беготней

и

могут

привести

к

травме,

а,

следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В

результате

мальчики

лишены

истинно

«мужских

игр»,

что

отрицательно

сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической

задачей

является

преодоление

разобщенности

между

детьми

и

организации

совместных

игр,

в

процессе

которых

дети

могли

бы

действовать

сообща,

но

в

соответствии

с

гендерными

особенностями.

Где

мальчики

принимают

на

себя

мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена,

через театрализованную деятельность.

Особого

внимания

со

стороны

педагогов

требуют

проблемы,

связанные

с

организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности

ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-

пространственная

среда

не

только

обеспечивает

разные

виды

активности

дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его

самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в

данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь

спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных

элементов ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей

каждого ребенка.

С учетом ФГОС и в нашем детском саду используется гендерная принадлежность,

через

непосредственно – образовательную деятельность: участие в конкурсах -

«Есть

такая профессия – Родину защищать», «Знакомство с русским народным костюмом»,

«Пожар», «Русские богатыри – защитники Отечества», «Будем в Армии служить» .

Беседы

«Кто я: мальчик или девочка?», «Чем мы похожи и чем отличаемся?»…

«Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»…

Словесные игры

«Мир без тебя», «На какого сказочного героя я похож (похожа)?»,

«Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?»…

Тренинги

и

педагогические

ситуации

«Обратись

ко

мне

по

имени»,

«Поможем

девочкам»,

Волшебная

ромашка»,

«Снежный

ком

из

ласковых

имен»,

«Комплименты»…

Чтение

художественной

литературы:

Чтение

таких

р.н.сказок,

как

«Крошечка-

Хаврошечка»,

«Как

аукнется,

так

и

откликнется»,

«Рукодельница

и

ленивица»,

сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» , «Иван – крестьянский

сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о русских солдатах, «Рассказ о

неизвестном герое» С.Маршака и др.

Памятка для педагогов и родителей при общении с мальчиками и девочками

· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или

девочка

с

присущими

им

особенностями

восприятия,

мышления,

эмоций.

Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень

любить.

· Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример

другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно

старше ровесников – мальчиков.

· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают,

по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-

разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не

так, как мы взрослые.

· Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина

– девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в

детстве с ними – неверно и бесполезно.

· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности

выполнения вашего задания.

· Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту,

включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее

рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к

тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать

принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо

постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным

схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые

задачи,

как

учили

на

уроке),

подталкивать

к

поиску

собственных

решений

незнакомых, нетиповых заданий.

· Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это

важно для мальчиков.

· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то

понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это

сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то

областях, он будет знать, и уметь больше вас.

· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и

тревожность мальчиков.

· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к

ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают.

Сначала разберитесь, в чем ошибка.

· Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не

могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает

слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.



В раздел образования