Напоминание

«Формирование коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС»


Автор: Николаева Надежда Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ р.п. Соколовый Саратовского района Саратовской области"
Населённый пункт: р.п. Соколовый, Саратовский район, Саратовская область
Наименование материала: творческая работа
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС»
Дата публикации: 03.07.2019
Раздел: среднее образование





Назад




1

Н. Н. Николаева

учитель

немецкого

языка

высшей

квалификационной

категории

МОУ«СОШ р.п. Соколовый Саратовского района Саратовской области»

Творческая работа

«Формирование коммуникативной

компетенции в соответствии с требованиями ФГОС»

«Скажи мне - и я забуду, учи меня –

и я могу запомнить, вовлекай меня –

и я научусь.»

Бенджамин Франклин.

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и

познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую

компетенцию, как умение учиться. Перемены, происходящие в современном

обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного

пространства, определения целей образования, учитывающих

государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи

с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего

потенциала новых федеральных образовательных стандартов и

использование современных образовательных технологий. По требованиям

ФГОС полученные знания не должны быть «мёртвым грузом», ребёнок

должен свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их

находить и наращивать, а затем уже применять их в жизни.

1

Согласно стандартам второго поколения учащиеся должны:

уметь самостоятельно приобретать знания; уметь применять свои знания на

практике для решения различных проблем; уметь работать с различными

1



(Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – Москва

«Просвещение» 2011 г)

2

источниками информации, анализировать их синтезировать; уметь

критически мыслить; уметь быть коммуникабельными, контактными; уметь

адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Исходя из современных условий жизни, новые педагогические технологии

предполагают: «Жизнь как постоянное учение» (уметь учиться); «Жизнь

рядом с другими людьми» (уметь взаимодействовать); «Жить, чтобы

самосовершенствоваться: в профессии, окружающей среде, в душе»

Процесс обучения немецкому языку имеет целью сформировать у учащихся

коммуникативную компетенцию, необходимую для коммуникативно-

приемлемого общения на немецком языке, а также для работы с

немецкоязычными текстами. За годы работы в школе у меня сложилась

система, которая позволяет детям сравнительно быстро и хорошо усваивать

языковой материал. Для обучения немецкому языку важно сформировать

уважение к языку и культуре носителей языка, ознакомить со стилем и

образом жизни зарубежных сверстников, развивать языковые способности и

устойчивый интерес к изучению немецкого языка, обучить иноязычному

общению в контексте диалога культур.

В современной школе происходит переход от «знаниевой» системы к

развивающей парадигме. Одним из оснований обновления образования

является компетентностный подход, формирование коммуникативной

компетенции, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и

самореализацию в современных условиях жизни.

Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать

цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую

информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в

диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия

позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным,

этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, т.е. – это

умение анализировать и решать проблемы, умение мыслить.

3

Согласно Е. С. Полат «под коммуникативной компетенцией» понимается

способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное

общение с носителями языка. Формирование коммуникативной компетенции

происходит одновременно с созданием основ межкультурной коммуникации.

В центре процесса обучения немецкому языку находится личность ученика,

его интересы и потребности. Поэтому при выборе содержания обучения и

форм организации учебного материала должны учитываться возрастные,

психологические и интеллектуальные особенности учащихся, их личностные

характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного

и физического развития школьника, особенности его памяти, мышления,

восприятия. Согласно требованиям ФГОС

2

освоение содержания

иноязычного образования в новых условиях опирается на следующие

компоненты: включение в образовательный процесс продуктивных форм,

способов изучения иностранного языка, здоровьесберегающих технологий,

овладение ИЯ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в том

числе одаренных и талантливых детей; формирование целостного

иноязычного образовательного пространства в единстве урочной и

внеурочной деятельности; формирование универсальных учебных действий:

личностных, метапредметных и предметных компетенций в условиях

личностно-смыслового, системно-деятельностного подходов обучения ИЯ;

освоение новых технологий системно- деятельностного подхода, диагностика

и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного

процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов.

3

Коммуникативные умения представляют собой основу коммуникативной

компетенции. Формирование и развитие коммуникативных умений тесно

связано с развитием социальной и познавательной активности учащихся, их

ценностной ориентации и формированием отношения к процессу овладения

немецким языком как к творческой деятельности.

Перед современным

Перед современным

2



ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № № 1897 от «17» декабря 2010 г.)

3



Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы» -

Москва «Просвещение» 2010 г

4

учителем стоит важнейшая задача – применение на уроках системно -

учителем стоит важнейшая задача – применение на уроках системно -

деятельностного подхода, который включает в себя:

деятельностного подхода, который включает в себя:

1) организацию ведущей деятельности (игровая, учебная, общение,

1) организацию ведущей деятельности (игровая, учебная, общение,

самоопределение);

самоопределение);

2) освоение УУД, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

2) освоение УУД, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Программа формирования УУД, согласно требованиям ФГОС включает в

себя личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД:

Личностные: самоопределение (внутренняя позиция школьника,

самоиндификация, самоуважение и самооценка), смыслообразование

(мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая

ориентация (на выполнение моральных норм, оценка своих поступков).

Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,

использование знако-символических средств, общих схем решения,

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,

классификации

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция,

инициативность и самостоятельность

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Планируя урок иностранного языка, учитель должен определить:

наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию УУД;

учебные ситуации (задачи), способствующие формированию и диагностике

УУД при изучении предметного содержания; критерии и показатели

оценивания сформированности требуемых характеристик.

Согласно требованиям ФГОС я использую в своей работе следующие приёмы

формирования действий целеполагания:

принятие цели урока с использованием игровой ситуации;

принятие цели урока путем моделирования учебного действия;

приём «исключения»;

принятие цели урока на основе работы с текстом учебника.

Далее я применяю приёмы удержания целей урока:

5

фиксация цели на доске с помощью различных знаков-символов;

обращение во время урока к поставленной цели с помощью вопросов;

разбивка цели на микроцели (на задачи, этапы её достижения, учебные

шаги);

фиксирование результатов наблюдений и действий в таблице рабочего

листа в виде записей.

Ну и, конечно же, в моей практике существуют приёмы педагогических

техник: лист решения проблем; опорный конспект; листы самоконтроля

(самооценки); дифференцированное домашнее задание; шесть шляп

критического мышления; самоанализ; ассоциация; дискуссия; мозговой

штурм; мини-исследование; опрос-итог (вопросы, побуждающие к

рефлексии); обсуждение домашнего задания; метод ключевых слов; таблица

аргументов; дискуссия; опрос по цепочке; доклад; пресс-конференция.

Подводя итоги урока, я использую технологию рефлексии:

Что я/мы узнали? Почему мне/нам это было важно?

Какие чувства у меня/нас возникали?

Насколько я/мы были креативными?

Что мне/нам не удалось? Что я/мы достигли?

Что буду(-ем) делать дальше?

Данные технологии развивают творческую активность, формируют мысли-

тельную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помо-

гают добиться глубокого понимания материала.

Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою

точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Ме-

тоды, которые я использую в реализации коммуникативной компетенции,

условно делю на 2 группы:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все виды пересказа;

все формы учебного диалога ; доклады и сообщения; ролевые и деловые

игры ; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения

6

опросов; обсуждение, дискуссия, диспут; выступления в качестве ведущих

на мероприятиях.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: сочинения и изло-

жения; подготовка заметок и статей в СМИ; телекоммуникационные тексты,

сообщения; участие в конкурсах сочинений.

Успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что

обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны

успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире. Мои ученики подтвер-

ждают свои знания, участвуя в различных конкурсах и мероприятиях. Напри-

мер, моя ученица имеет Диплом финалиста конкурса « Саратов ищет супер-

звезду, поющую по-немецки», две моих ученицы имеют «Международные

сертификаты по немецкому языку для школьников», проведённого в рамках

проекта Немецкого культурного центра им. Гёте для школ РФ, мои ученики

являются призёрами праздника «День святого Мартина» в рамках региональ-

ного лингвострановедческого проекта «Традиции Германии» в Немецком

центре г. Саратова, группа учащихся имеют грамоты за участие в Рожде-

ственских мероприятиях в немецком читальном зале СОНУБ.

Деятельностный подход положен в основу формирования коммуникативной

компетенции, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятель-

ность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о

том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо

идти от внешних практических материальных действий к действиям внутрен-

ним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе

совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя,

а затем – самостоятельную. Мои ученики принимали участие и в научно-

практической конференции, в конкурсах на перевод стихотворения, в Между-

народном проекте «Символ созидательной мечты», в видеоконкурсе в рамках

проекта «Реп полным ходом», в международном мероприятии «Встреча с не-

мецким».

7

Итак, ФГОС нового поколения дает четкую структуру и содержательную

основу иноязычного образования на младшей, средней и старшей ступени

обучения в школе, в нем прописаны требования к результатам освоения

основных общеобразовательных программ. В «Концепции духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая

является методологической основой разработки и реализации ФГОС,

отмечается важность осознанного принятия личностью традиций, ценностей,

особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его

родного края, принятие культуры и духовных традиций многонационального

народа России, а также открытость миру, диалогичность с другими

национальными культурами.

4

Именно коммуникативная компетенция способствует формированию умений

и навыков речевого общения. Обучать общению, общаясь – без этих условий

нет урока. По моему мнению, именно применение коммуникативной компе-

тенции на уроках немецкого языка создаёт условия для развития интеллекту-

альной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению

в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетен-

ции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности. Все виды

компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ, что

подтвердили мои выпускники, сдав ЕГЭ по немецкому языку с хорошими ре-

зультатами.

Подводя итог, могу сказать, что применение личностно ориентированных

технологий, а именно - обучению в сотрудничестве – учиться вместе, а не

просто выполнять что-то вместе на уроках немецкого языка и во внеурочной

деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно

-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную

деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной

компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению

иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при

4



Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение. 2010-2011

гг

8

помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А

позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.

Список литературы:

1. Стандарты второго поколения «Как проектировать универсальные учебные

действия в начальной школе»- Москва «Просвещение» 2010 г

2. Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным

предметам. Иностранный язык. 5-9 классы» - Москва «Просвещение» 2010 г

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России.- М.: Просвещение. 2010-2011 гг.

4. ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № № 1897

от «17» декабря 2010 г.)

5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностранные языки в школе. –

2000 - №1.

6. Гальскова Н.Д. « Современная методика обучения немецкому языку»



В раздел образования