Автор: Николаева Надежда Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ р.п. Соколовый Саратовского района Саратовской области"
Населённый пункт: р.п. Соколовый, Саратовский район, Саратовская область
Наименование материала: творческая работа
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС»
Раздел: среднее образование
1
Н. Н. Николаева
учитель
немецкого
языка
высшей
квалификационной
категории
МОУ«СОШ р.п. Соколовый Саратовского района Саратовской области»
Творческая работа
«Формирование коммуникативной
компетенции в соответствии с требованиями ФГОС»
«Скажи мне - и я забуду, учи меня –
и я могу запомнить, вовлекай меня –
и я научусь.»
Бенджамин Франклин.
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую
компетенцию, как умение учиться. Перемены, происходящие в современном
обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного
пространства, определения целей образования, учитывающих
государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи
с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего
потенциала новых федеральных образовательных стандартов и
использование современных образовательных технологий. По требованиям
ФГОС полученные знания не должны быть «мёртвым грузом», ребёнок
должен свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их
находить и наращивать, а затем уже применять их в жизни.
1
Согласно стандартам второго поколения учащиеся должны:
уметь самостоятельно приобретать знания; уметь применять свои знания на
практике для решения различных проблем; уметь работать с различными
1
(Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – Москва
«Просвещение» 2011 г)
2
источниками информации, анализировать их синтезировать; уметь
критически мыслить; уметь быть коммуникабельными, контактными; уметь
адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.
Исходя из современных условий жизни, новые педагогические технологии
предполагают: «Жизнь как постоянное учение» (уметь учиться); «Жизнь
рядом с другими людьми» (уметь взаимодействовать); «Жить, чтобы
самосовершенствоваться: в профессии, окружающей среде, в душе»
Процесс обучения немецкому языку имеет целью сформировать у учащихся
коммуникативную компетенцию, необходимую для коммуникативно-
приемлемого общения на немецком языке, а также для работы с
немецкоязычными текстами. За годы работы в школе у меня сложилась
система, которая позволяет детям сравнительно быстро и хорошо усваивать
языковой материал. Для обучения немецкому языку важно сформировать
уважение к языку и культуре носителей языка, ознакомить со стилем и
образом жизни зарубежных сверстников, развивать языковые способности и
устойчивый интерес к изучению немецкого языка, обучить иноязычному
общению в контексте диалога культур.
В современной школе происходит переход от «знаниевой» системы к
развивающей парадигме. Одним из оснований обновления образования
является компетентностный подход, формирование коммуникативной
компетенции, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и
самореализацию в современных условиях жизни.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать
цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую
информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в
диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия
позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным,
этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, т.е. – это
умение анализировать и решать проблемы, умение мыслить.
3
Согласно Е. С. Полат «под коммуникативной компетенцией» понимается
способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное
общение с носителями языка. Формирование коммуникативной компетенции
происходит одновременно с созданием основ межкультурной коммуникации.
В центре процесса обучения немецкому языку находится личность ученика,
его интересы и потребности. Поэтому при выборе содержания обучения и
форм организации учебного материала должны учитываться возрастные,
психологические и интеллектуальные особенности учащихся, их личностные
характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного
и физического развития школьника, особенности его памяти, мышления,
восприятия. Согласно требованиям ФГОС
2
освоение содержания
иноязычного образования в новых условиях опирается на следующие
компоненты: включение в образовательный процесс продуктивных форм,
способов изучения иностранного языка, здоровьесберегающих технологий,
овладение ИЯ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в том
числе одаренных и талантливых детей; формирование целостного
иноязычного образовательного пространства в единстве урочной и
внеурочной деятельности; формирование универсальных учебных действий:
личностных, метапредметных и предметных компетенций в условиях
личностно-смыслового, системно-деятельностного подходов обучения ИЯ;
освоение новых технологий системно- деятельностного подхода, диагностика
и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного
процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов.
3
Коммуникативные умения представляют собой основу коммуникативной
компетенции. Формирование и развитие коммуникативных умений тесно
связано с развитием социальной и познавательной активности учащихся, их
ценностной ориентации и формированием отношения к процессу овладения
немецким языком как к творческой деятельности.
Перед современным
Перед современным
2
ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № № 1897 от «17» декабря 2010 г.)
3
Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы» -
Москва «Просвещение» 2010 г
4
учителем стоит важнейшая задача – применение на уроках системно -
учителем стоит важнейшая задача – применение на уроках системно -
деятельностного подхода, который включает в себя:
деятельностного подхода, который включает в себя:
1) организацию ведущей деятельности (игровая, учебная, общение,
1) организацию ведущей деятельности (игровая, учебная, общение,
самоопределение);
самоопределение);
2) освоение УУД, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
2) освоение УУД, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
Программа формирования УУД, согласно требованиям ФГОС включает в
себя личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД:
Личностные: самоопределение (внутренняя позиция школьника,
самоиндификация, самоуважение и самооценка), смыслообразование
(мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая
ориентация (на выполнение моральных норм, оценка своих поступков).
Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,
использование знако-символических средств, общих схем решения,
выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,
классификации
Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция,
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Планируя урок иностранного языка, учитель должен определить:
наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию УУД;
учебные ситуации (задачи), способствующие формированию и диагностике
УУД при изучении предметного содержания; критерии и показатели
оценивания сформированности требуемых характеристик.
Согласно требованиям ФГОС я использую в своей работе следующие приёмы
формирования действий целеполагания:
•
принятие цели урока с использованием игровой ситуации;
•
принятие цели урока путем моделирования учебного действия;
•
приём «исключения»;
•
принятие цели урока на основе работы с текстом учебника.
Далее я применяю приёмы удержания целей урока:
5
•
фиксация цели на доске с помощью различных знаков-символов;
•
обращение во время урока к поставленной цели с помощью вопросов;
•
разбивка цели на микроцели (на задачи, этапы её достижения, учебные
шаги);
•
фиксирование результатов наблюдений и действий в таблице рабочего
листа в виде записей.
Ну и, конечно же, в моей практике существуют приёмы педагогических
техник: лист решения проблем; опорный конспект; листы самоконтроля
(самооценки); дифференцированное домашнее задание; шесть шляп
критического мышления; самоанализ; ассоциация; дискуссия; мозговой
штурм; мини-исследование; опрос-итог (вопросы, побуждающие к
рефлексии); обсуждение домашнего задания; метод ключевых слов; таблица
аргументов; дискуссия; опрос по цепочке; доклад; пресс-конференция.
Подводя итоги урока, я использую технологию рефлексии:
•
Что я/мы узнали? Почему мне/нам это было важно?
•
Какие чувства у меня/нас возникали?
•
Насколько я/мы были креативными?
•
Что мне/нам не удалось? Что я/мы достигли?
•
Что буду(-ем) делать дальше?
Данные технологии развивают творческую активность, формируют мысли-
тельную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помо-
гают добиться глубокого понимания материала.
Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою
точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Ме-
тоды, которые я использую в реализации коммуникативной компетенции,
условно делю на 2 группы:
Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все виды пересказа;
все формы учебного диалога ; доклады и сообщения; ролевые и деловые
игры ; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения
6
опросов; обсуждение, дискуссия, диспут; выступления в качестве ведущих
на мероприятиях.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: сочинения и изло-
жения; подготовка заметок и статей в СМИ; телекоммуникационные тексты,
сообщения; участие в конкурсах сочинений.
Успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что
обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны
успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире. Мои ученики подтвер-
ждают свои знания, участвуя в различных конкурсах и мероприятиях. Напри-
мер, моя ученица имеет Диплом финалиста конкурса « Саратов ищет супер-
звезду, поющую по-немецки», две моих ученицы имеют «Международные
сертификаты по немецкому языку для школьников», проведённого в рамках
проекта Немецкого культурного центра им. Гёте для школ РФ, мои ученики
являются призёрами праздника «День святого Мартина» в рамках региональ-
ного лингвострановедческого проекта «Традиции Германии» в Немецком
центре г. Саратова, группа учащихся имеют грамоты за участие в Рожде-
ственских мероприятиях в немецком читальном зале СОНУБ.
Деятельностный подход положен в основу формирования коммуникативной
компетенции, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятель-
ность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о
том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо
идти от внешних практических материальных действий к действиям внутрен-
ним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе
совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя,
а затем – самостоятельную. Мои ученики принимали участие и в научно-
практической конференции, в конкурсах на перевод стихотворения, в Между-
народном проекте «Символ созидательной мечты», в видеоконкурсе в рамках
проекта «Реп полным ходом», в международном мероприятии «Встреча с не-
мецким».
7
Итак, ФГОС нового поколения дает четкую структуру и содержательную
основу иноязычного образования на младшей, средней и старшей ступени
обучения в школе, в нем прописаны требования к результатам освоения
основных общеобразовательных программ. В «Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая
является методологической основой разработки и реализации ФГОС,
отмечается важность осознанного принятия личностью традиций, ценностей,
особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его
родного края, принятие культуры и духовных традиций многонационального
народа России, а также открытость миру, диалогичность с другими
национальными культурами.
4
Именно коммуникативная компетенция способствует формированию умений
и навыков речевого общения. Обучать общению, общаясь – без этих условий
нет урока. По моему мнению, именно применение коммуникативной компе-
тенции на уроках немецкого языка создаёт условия для развития интеллекту-
альной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению
в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетен-
ции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности. Все виды
компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ, что
подтвердили мои выпускники, сдав ЕГЭ по немецкому языку с хорошими ре-
зультатами.
Подводя итог, могу сказать, что применение личностно ориентированных
технологий, а именно - обучению в сотрудничестве – учиться вместе, а не
просто выполнять что-то вместе на уроках немецкого языка и во внеурочной
деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно
-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную
деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной
компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению
иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при
4
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение. 2010-2011
гг
8
помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А
позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.
Список литературы:
1. Стандарты второго поколения «Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе»- Москва «Просвещение» 2010 г
2. Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным
предметам. Иностранный язык. 5-9 классы» - Москва «Просвещение» 2010 г
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.- М.: Просвещение. 2010-2011 гг.
4. ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № № 1897
от «17» декабря 2010 г.)
5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностранные языки в школе. –
2000 - №1.
6. Гальскова Н.Д. « Современная методика обучения немецкому языку»