Напоминание

Музыкотерапия – как наиболее эффективный метод коррекционной деятельности на уроках музыки для детей с ОВЗ.


Автор: Ариськина Лариса Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ пгт. Ярославский
Населённый пункт: пгт. Ярославский, Хорльского района, Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: Музыкотерапия – как наиболее эффективный метод коррекционной деятельности на уроках музыки для детей с ОВЗ.
Раздел: среднее образование





Назад




Музыкотерапия – как наиболее эффективный

метод

коррекционной деятельности на

уроках музыки для детей с ОВЗ.

Основной целью новых ФГОС для детей имеющих ограниченные возможности здоровья

является раскрытие личности ребенка, его талантов, выявление и развитие индивидуальных

творческих способностей. Задача учителя помочь ребенку найти себя в творчестве, приобрести

уверенность, достичь успеха.

Уроки музыки при этом приобретают особое значение, так уже само общение с музыкой

изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.

Работу

в этих классах

ежегодно я начинаю с составления адаптированных рабочих

программ

в

соответствии

с

требованиями

нового

стандарта

и

с

учетом

особенностей

учащихся.

А на первое место при проведении уроков музыки, как показал опыт, выходит коррекционная

деятельность, позволяющая не только решить качественно учебные задачи, но прежде всего,

скорректировать эмоциональные отклонения, страхи, двигательные и речевые расстройства,

психосоматические заболевания, отклонения в поведении.

И здесь хотелось бы обратить внимание на музыкальную терапию, средство, которое

помогает

установить

равновесие

в

деятельности

нервной

системы

(умерить

слишком

возбужденные

темпераменты

и

растормозить

заторможенных

детей),

подкорректировать

неправильные и лишние движения. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить

его страхи и проблемы, справиться с ними.

Музыкотерапия используется при работе с детьми разного возраста. В настоящее время

музыкотерапия является самостоятельным коррекционным направлением, имеющим в основе

два аспекта воздействия:

Психосоматическое (в процессе, которого осуществляется лечебное воздействие на функции

организма);

Психотерапевтическое (в процессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция

отклонений в личностном развитии

Коррекционное

воздействие

методом

музыкальной

терапии

включает

в

себя

следующие

направления:

— коррекция отклонения психоэмоциональной сферы;

— оказание помощи детям с ОВЗ при социально-адаптивных нарушениях;

— коррекция психосоматических нарушений (вегетативная система, дыхательные нарушения,

сердечно-сосудистая деятельность, зрение и др.);

— помощь в самореализации ребёнка через активизацию творческих процессов и повышение

его художественно-эстетических потребностей.

Основной

целью

музыкотерапии

в

работе

с

детьми,

имеющими

ОВЗ,

является

гармонизация

личности

ребёнка

посредством

самопознания,

самовыражения.

Цель

эта

напрямую связана с продуктивным характером музыки.

Применение метода музыкотерапии основывается на восприятии детьми музыки, которое

имеет свои особенности при каждой отдельно взятой проблеме.

Д

ля детей с ограниченными

возможностями

развития

наиболее

важными

являются

тренировка

наблюдательности,

развитие

чувства

темпа,

ритма

и

времени,

мыслительных

способностей

и

фантазии,

вербальных

и

невербальных

коммуникативных

навыков,

воспитание

волевых

качеств,

выдержки

и

способности

сдерживать

аффекты,

развитие

общей

тонкой

моторики

и

артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу

детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном и раннем

школьном

возрасте

седативный

или

активизирующий

эффект

музыки

достигается

музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией занятий

с детьми. Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых

расстройств

(тиков,

заикания,

нарушений

координации,

расторможенности,

моторных

стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого

дыхания. С детьми дошкольного возраста музыкальная ритмика осуществляется в форме

подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением

заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе. Соответствующая

музыка

может

быть

использована

во

время

выполнения

самостоятельной

работы,

когда

исключается речевое общение. Но исключение составляет мелочтение (чтение под музыку)

заикающихся детей. Конечно, громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не

должен быть громким и в то же время очень тихим.

Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к

игре на музыкальных инструментах, пению и другим способам музицирования. В случаях

отставания в развитии музыкотерапия даёт наиболее показательные результаты.

Хорошие результаты дают коррекционные музыкальные занятия с детьми, имеющими ОВЗ

(ДЦП,

задержка

психического

развития,

слабовидящие).

У

детей

с

ДЦП

значительно

освобождаются и укрепляются кисти рук, развивается тонкая моторика. Также улучшается

сенсомоторная

функция:

дети

прикладывают

больше

усилий

для

того,

чтобы

научиться

работать пальцами. Постепенно координация таких детей совершенствуется в зависимости от

возможностей организма и тяжести заболевания.

У детей с плохим зрением повышается чувствительность подушечек пальцев рук. Они могут

освоить технику игры на музыкальном инструменте, получать от этого огромное удовольствие,

научившись исполнять простые пьесы.

Большие успехи

могут быть достигнуты в лечении детей больных аутизмом. Сеансы

музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех

случаях, когда уже все другие способы исчерпаны.

Кроме того, у всех детей с ОВЗ после занятий наблюдается положительный эмоциональный

тонус.

Правильно организованное музыкальное воспитание, а именно

систематические занятия с

использованием

методов

и

приёмов

музыкотерапии,

могут

стать

такими

средствами

активизации

музыкального

развития

ребенка,

которые

позволят

приобщить

детей

с

ограниченными возможностями развития к активному восприятию музыки.



В раздел образования