Автор: Уварова Юлия Викторовна
Должность: учитель информатики и ИКТ
Учебное заведение: МБОУ гимназия №10
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы отцов и детей
Раздел: среднее образование
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
«ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ».
1) Ощущаете ли вы проблему отцов и детей?
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ.
Между отцами и детьми высится стена
робости, стыда, непонимания, уязвленной
нежности. Чтобы эта стена не выросла,
требуются усилия, на которые еле хватает
человеческой жизни. Но дети у нас родятся
в ту пору, когда мы еще переполнены собой,
сжигаемые честолюбием и от детей
просим не столько доверия, сколько покоя.
Отцов от детей отделяют их собственные
страсти. Если помнишь о своих грехах, в
чем ты смеешь упрекать своего сына?
Француа Мориак.
Главное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости.
Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми
зачастую заставляют подростка снова видеть себя отностительно маленьким.
При этом, в отличие от ребенка он не считает такое положение нормальным и
стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости –
подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что его уровень
притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится
потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, а
также от установленных ими правил и порядков.
Конечно же семья играет главную роль в воспитании личности и
значительное влияние оказывает стиль взаимоотношений с родителями.
Авторитарный или либеральный стили отношений дают плохие результаты.
Авторитарный – вызывает у детей отчуждение от родителей чувство
незначительности и нежелания в семье. Родительские требования, если они
окажутся необоснованными вызывают либо протест и агрессию либо
привычную апатию и пассивность.
Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что
родителям нет до него дела.
Наилучшие отношения складываются тогда, когда родители придерживаются
демократического стиля воспитания. Этот стиль способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы, социальной ответственности.
Поведение ребенка направляется последовательно гибко и рационально:
Родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их
обсуждение подростком.
Власть используется лишь в меру необходимости.
В ребенке ценится как послушание, так и независимость.
Родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не
считает себя непогрешимым.
Он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его
желаний.
УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИЕСЯ.
Никто не может ничему научиться у
человека, который не нравится.
Ксенофонт.
Личностный подход – не просто учет индивидуальных особенностей
учащихся. Это отношение к ученику как к личности, как к ответственному и
самосознательному субъекту деятельности.
Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер
человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни
смотреть на него как на нечто опасное, для общества, не стеснять его
свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в
это время вливается в душу юности, был хорошего качества».
Юношеский возраст – не фаза «подготовки к жизни», важный этап
жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или
остануться в памяти как скука, зубрежка и мелкие конфликты, зависит от
атмосферы, царящей в школе и от его отношений с учителями.
2) Стремишься ли ты понять логику ребенка?
Все взрослые прошли через период ранней юности, поэтому чтобы понять
логику ребенка необходимо вспомнить себя в их возрасте: чем жилось, чего
хотелось, что запрещалось?
Особенность возраста самоутверждение через глобальное расширение
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. У подростков возникает
конфликт между их физиологической потребностью и интеллектуальным
развитием. Одни делают упор на будущее (учеба, знания, поступление в ВУЗ,
профессия) а другие на физиологические ощущения. В психической сфере
нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости:
немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной
чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и
известной черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой
развязности, самоуверенности. Повышается интерес к своей внешности,
чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому
поводу.
3) В каких случаях слово взрослого равносильно приказу?
Я считаю, что это возможно лишь в случае опасности или наказания. Но
нельзя требовать больше, чем может исполнить, завышенные требования
влекут за собой протест.
Часто дети уходят от реальной жизни в криминальную среду из-за того, что
там четко прописаны требования и распределены роли и обязанности, не
надо думать, а только исполнять. Реальная жизнь постоянно ставит перед
выбором. Так как в жизни больше «-», чем «+», то ребенок старается уйти от
них. Необходимо учить детей видеть положительное даже в отрицатекльных
ситуациях, оказывать поддержку и ненавязчиво интересоваться их делами,
учебой, достижениями.
4) От кого мы считаем вправе требовать бесприкословного подчинения?
Беспрекословное подчинение должно быть прежде всего своему слову,
самому себе, а уж затем требовать это от ребенка. Любой отказ должен быть
аргументирован.
Необходимо постепенно вовлекать детей в решение общесемейных или
взрослых вопросов, чаще спрашивать совет у ребенка или его мнение. Как бы
он поступил в той или иной ситуации?
Необходимо оценивать не ребенка, а ситуацию, что она дает? Необходимо
попытаться, чтобы ребенок примерил на себя, и сказал о своих ощущениях:
что он ощущает на месте другого человека?
Первый шаг за взрослыми, т.к. мы все были в подростковом возрасте, а
ребенок в нашем возрасте не был.
4) На ком чаще всего срываем возмущение?
На том, кто слабее, и в первую очередь это ребенок.
Рекомендации:
1)
Чаще спрашивать мнение по какому-либо вопросу;
2)
В любой ситуации учить видеть положительные стороны.
3)
Объяснять любой отказ или запрет.
4)
Оказывать поддержку и учитывать возрастные особенности
ребенка.