Напоминание

"Влияние индивидуального стиля педагогического общения воспитателя на формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"


Авторы: Собянина Анастасия Васильевна, Третьякова Надежда Ивановна
Должность: преподаватель ССПК им.А.П.Раменского
Учебное заведение: Соликамский социально-педагогический колледж им.А.П.Раменского
Населённый пункт: город Соликамск, Пермский край
Наименование материала: ВКР
Тема: "Влияние индивидуального стиля педагогического общения воспитателя на формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тезисы к ВКР по теме:

«Влияние индивидуального стиля педагогического общения

воспитателя на формирование культуры поведения детей старшего

дошкольного возраста»

Выполнила: студентка гр. В-41, Собянина Анастасия Васильевна.

Руководитель ВКР: Третьякова Надежда Ивановна, преподаватель колледжа

Актуальность. Современный период развития человеческого общества

характеризуется

более

пристальным

вниманием

к

дошкольному

периоду

жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации,

сохранению и формированию психически и физически здорового поколения.

Проблему педагогического общения изучали Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев,

Я.Л.Коломинский,

М.И.Лисина,

А.А.Леонтьев,

Т.А.Репина

и

другие

выдающиеся отечественные психологи.

Проблема исследования заключается в том, что последние изучения

влияния индивидуального стиля педагогического общения воспитателя на

формирование личности детей старшего дошкольного возраста проводилась

как минимум 30-35 лет назад. С тех пор много чего изменилось – в сфере

образования,

в

социуме.

Сейчас,

как

указано

в

профессиональном

педагогическом

стандарте,

воспитатель

должен

уметь

«Формировать

толерантность и навыки поведения», а так же «Строить воспитательную

деятельность

с

учетом

культурных

различий

детей,

половозрастных

и

индивидуальных особенностей» [24, 27].

Целевые

ориентиры

стандарта

дошкольного

образования

для

детей

старшей

группы

диктуют

такие

требования

к

способностям

детей,

как:

«Самостоятельно выполняет основные культурно - гигиенические процессы

(культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и

обуви с помощью щетки» и т.д. [28, 43].

Именно это обуславливает актуальность данной работы.

Ц е л ь

р а б о т ы

исследовать

влияние

индивидуального

стиля

педагогического общения воспитателя на формирование культуры поведения

детей старшего дошкольного возраста.

Объект

исследования

культура

поведения

детей

старшего

дошкольного возраста.

Предмет

исследования

индивидуальный

стиль

педагогического

общения воспитателя на формирование культуры поведения детей старшего

дошкольного возраста.

Гипотеза

исследования:

Существует

зависимость

между

стилем

педагогического

общения

и

формированием

культуры

поведения

детей

старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.

Провести теоретический анализ психолого-педагогической

литературы по проблеме исследования.

2.

Рассмотреть

общение

и

его

роль

в

развитии

ребенка-

дошкольника;

3.

Проанализировать классификацию стилей педагогического

общения;

4.

Ознакомиться

с

формами,

методами

и

средствами

воспитания

культуры

поведения

детей

старшего

дошкольного

возраста в условиях детского учебного заведения.

5.

Подобрать

диагностические

методики

для

выявления

зависимости

индивидуального

стиля

педагогического

общения

воспитателя и формирования культуры поведения детей старшего

дошкольного возраста.

6.

Провести эмпирическое исследования и проанализировать

полученные результаты.

Методы исследования:

1.

Теоретические

методы:

анализ

психолого-педагогической

литературы.

2.

Эмпирические методы:

-

Тест на выявление тенденций к стилям педагогического

общения О.Н. Бочаровой

-

Методика

«Стиль

воспитания»

в

модификации

Р.

В.

Овчаровой;

-

Методика диагностики культуры поведения детей «Я и мое

поведение».

База исследования: центр развития ребенка – детский сад №30 «Мишка».

В первой главе были рассмотрены теоретические основы изучения

влияния индивидуального стиля педагогического общения воспитателя на

формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Даны

определения

культуре

поведения,

стилю

педагогического

общения,

индивидуальному

стиля.

Выделены

основные

компоненты

содержания

культуры

поведения,

а

так

же

методы

воспитания

культуры

поведения

старших

дошкольников.

Перечислены

основные

средства

воспитания

культуры

поведения

и

её

формы

воспитания.

Представлена

характеристика

моделей

взаимодействия

педагога

с

детьми

В.

А.

Петровского,

и

рекомендуемая

В.А.

Кан–Каликом

система

формирования

индивидуального

стиля

общения.

Указаны

основные

стили

общения

и с с л е д о в а т е л я

А . Г .

И с м а г и л о в а .

Во второй главе описано эмпирическое исследование влияния

индивидуального

стиля

педагогического

общения

воспитателя

на

формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Выборка исследования проводилась с 1 апреля 2019 г. по 27 апреля

2019 г. и состояла из: 4х воспитателей и 20 детей детского сада № 30

« М и ш к а » ,

г .

С о л и к а м с к ,

П е р м с к и й

к р а й .

Исследование состояло из 1 этапа:

1 этап – констатирующий эксперимент

Опытно – исследовательская работа проходила с целью выявления

тенденций к стилям педагогического общения, стилям воспитания, а так же

диагностика культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.

Изучить тенденции к стилям педагогического общения у воспитателей.

2.

Провести методику выявляющую стили воспитания в дошкольном

учреждении.

3.

Оценить культуру поведения детей старшего дошкольного возраста.

4.

Выявить влияние индивидуального стиля педагогического общения и

воспитания на формирование культуры поведения детей старшего

дошкольного возраста.

Констатирующий этап.

Для выявления тенденций к стилям педагогического общения воспитателей

дошкольного учреждения была использована методика О.Н. Бочаровой (8

моделей общения), а так же применена методика «Стиль воспитания» Р.В.

Овчаровой.

Последней

в

ходе

исследования

была

применена

методика

диагностики

культуры

поведения

детей

«Я

и

мое

поведение»

( у р о в н я м и

сформированности культуры поведения стали оптимальный и достаточный).

Результаты исследования.

В группе № 10 воспитатели в большей степени склонны к авторитарному

стилю педагогического общения и 4 воспитуемых из 10 (40%) в группе

имеют оптимальный уровень сформированности культуры поведения. В то

время

как

воспитатели

группы

№8

в

большей

степени

склонны

к

демократическому стилю педагогического общения и 5 воспитуемых из 10

(50%) в группе имеют оптимальный уровень сформированности культуры

поведения.

Практическая значимость заключается в возможности использования

результатов исследования в деятельности воспитателя ДОУ по становлению,

формированию

и

коррекции

индивидуального

стиля

общения

с

детьми

детского

сада

посредством

диагностирования

стиля

общения

и

уровня

сформированности культуры поведения детей в группе.

Данное исследование может быть полезно студентам при написании

курсовых или выпускных работ, связанных с подобной темой.



В раздел образования