Напоминание

Направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Григорьева Татьяна Геннадьевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБПОУ КСУ №10
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование





Назад




Направления работы учителя-дефектолога

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Учитель-дефектолог - это специалист в области изучения, обучения, воспитания и

социализации детей с отклонениями в развитии. (слайд1)

Цель деятельности учителя-дефектолога заключается в обеспечении своевременной

специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении.

Задачи:

1.

Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и

механизмов уже возникших учебных проблем;

2.

Составление индивидуальных комплексных программ;

3.

Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного

воздействия;

4.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

5.

Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и

воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих

направлениях работы:

1.

Диагностическое

2.

Коррекционное

3.

Аналитическое

4.

Консультативно-просветительское

5.

Организационно-методическое

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие

удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории

учащихся.

Направление

Содержание

Диагностическое направление

Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и

навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их

преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка,

анализ письменных работ, наблюдение за учащимися в учебной деятельности.

Коррекционное направление

Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на

учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и

степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы.

Аналитическое направление

Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет

оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы

коррекционных занятий.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи впедагогам и родителям в вопросах

воспитания и обучения ребенка. А также создание просветительских уголков,

информационных стендов и буклетов

Организационно-методическое направление.

Это направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических

объединений, педагогическим советам, а также оформление документации.

Диагностическое направление работы: (слайд 4)

первичное дефектологическое обследование;

систематические наблюдения за динамикой и коррекцией

психического, интеллектуального развития;

проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения

реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Коррекционно-развивающая работа:

создание условий для развития сохранных функций;

определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий

формирование положительной мотивации к обучению;

повышение уровня общего развития, восполнение пробелов

предшествующего развития и обучения;

коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально– личностной

сферы;

воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно-

развивающих занятий.

Аналитическая деятельность и профилактика:

системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий

выявить отдельные проявления нарушений психического развития обучающегося, но и

определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на

друга;

создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ,

нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и

познавательного развития ребенка;

обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и

воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может

курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех

специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

профилактика перегрузок обучающихся.

Консультации для родителей по вопросам организации безопасной

развивающей семейной среды и семейной поддержки учебной

деятельности ребенка:

информирование родителей о школьных проблемах ребенка;

помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;

Организационно-методическое направление:

подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений,

педагогическим советам;

участие в мероприятиях;

оформление необходимой соответствующей документации.

Вывод:

Таким образом, в своей работе по основным направлениям учитель-дефектолог активно

включается во все сферы образовательного процесса,

содержание которого определяется характером взаимодействия со всеми участниками

учебной деятельности.

И очень важно знать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами

развития, необходимо обратиться к специалистам за помощью. Ведь компенсация

нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при

своевременном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями

здоровья



В раздел образования