Автор: Григорьева Татьяна Геннадьевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБПОУ КСУ №10
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование
Направления работы учителя-дефектолога
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Учитель-дефектолог - это специалист в области изучения, обучения, воспитания и
социализации детей с отклонениями в развитии. (слайд1)
Цель деятельности учителя-дефектолога заключается в обеспечении своевременной
специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении.
Задачи:
1.
Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и
механизмов уже возникших учебных проблем;
2.
Составление индивидуальных комплексных программ;
3.
Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного
воздействия;
4.
Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
5.
Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и
воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих
направлениях работы:
1.
Диагностическое
2.
Коррекционное
3.
Аналитическое
4.
Консультативно-просветительское
5.
Организационно-методическое
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие
удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории
учащихся.
Направление
Содержание
Диагностическое направление
Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и
навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их
преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка,
анализ письменных работ, наблюдение за учащимися в учебной деятельности.
Коррекционное направление
Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на
учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и
степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы.
Аналитическое направление
Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет
оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы
коррекционных занятий.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление
Это направление предполагает оказание помощи впедагогам и родителям в вопросах
воспитания и обучения ребенка. А также создание просветительских уголков,
информационных стендов и буклетов
Организационно-методическое направление.
Это направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических
объединений, педагогическим советам, а также оформление документации.
Диагностическое направление работы: (слайд 4)
первичное дефектологическое обследование;
систематические наблюдения за динамикой и коррекцией
психического, интеллектуального развития;
проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения
реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Коррекционно-развивающая работа:
создание условий для развития сохранных функций;
определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий
формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения;
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально– личностной
сферы;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно-
развивающих занятий.
Аналитическая деятельность и профилактика:
системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий
выявить отдельные проявления нарушений психического развития обучающегося, но и
определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на
друга;
создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ,
нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и
познавательного развития ребенка;
обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и
воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может
курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех
специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
профилактика перегрузок обучающихся.
Консультации для родителей по вопросам организации безопасной
развивающей семейной среды и семейной поддержки учебной
деятельности ребенка:
информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;
Организационно-методическое направление:
подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений,
педагогическим советам;
участие в мероприятиях;
оформление необходимой соответствующей документации.
Вывод:
Таким образом, в своей работе по основным направлениям учитель-дефектолог активно
включается во все сферы образовательного процесса,
содержание которого определяется характером взаимодействия со всеми участниками
учебной деятельности.
И очень важно знать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами
развития, необходимо обратиться к специалистам за помощью. Ведь компенсация
нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при
своевременном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями
здоровья