Напоминание

"Передача движения объекта в детском рисунке"


Автор: Юнусова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"ЦРР д/с №153" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Методические разработки
Тема: "Передача движения объекта в детском рисунке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка -

детский сад №153» город Магнитогорск, Челябинская область

Юнусова Наталья Николаевна

Номинация: «Творческие работы и методические разработки

педагогов»

Тема: « Передача движения объекта в детском рисунке»

Составила воспитатель: Юнусова Наталья Николаевна

Тема педагогического опыта:

«

Передача движения объекта в детском рисунке»

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети

не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире,

входят

в

него,

как

творцы

красоты,

наслаждаются

этой

красотой.

В.

Л.

Сухомлинский

Так что же представляет собой детский рисунок? Чем он привлекает нас взрослых,

и что мы ценим в нем?

Рисование – это один из видов продуктивной деятельности. По данным учёных у

дошкольников он стоит на втором месте после игры. По мере овладения

выразительными средствами рисунка, изобразительная деятельность дошкольников

приобретает художественно – творческий характер. Рисунок – зеркало чувств,

зрелости, развитости ребёнка. Рисование предоставляет ребёнку возможность

наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, но не может выразить

словами. Из шедевров маленького художника можно узнать многое, главное

научиться читать его «сообщение».

Следовательно, детское продуктивное творчество возможно при условии владения

детьми доступными выразительными средствами, под которыми понимается

система исторически сложившихся способов и приёмов создания художественного

образа.

Выразительность детского рисунка — это посильное раскрытие детьми

характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и

передача активного эмоционального отношения к нему. Г.В. Лабунская

Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он

использует? И, самое главное, как научить добиваться выразительности своих

рисунков?

Средств выразительности много: цвет, линия, пятно, композиция.

Более сложной изобразительной задачей является передача движения. Вначале

действие предмета дети выражают не графически, а игрой, речью, жестами.

Статичность позы изображаемого объекта вызывается ритмичным расположением

частей, облегчающим процесс изображения. Но создать подлинно динамичный

образ трудно, так как восприятия детей еще не развиты. Часто результаты занятий

свидетельствуют о том, что, несмотря на попытки передать образ в динамике,

передаваемой доступными средствами, например - изображение животного в

движении в рисунке, представляет трудность для детей. Причина затруднений

чаще всего, в трудности передачи постоянно изменяющейся динамической формы,

которая недостаточно чётко фиксируется зрением.

Первым признаком изображения движения является изменение положения

отдельных частей тела: поворот ступней ног в одну сторону — человек идет,

подъем и изгиб руки — держит флажок, играет в мяч. Обычно в рисунке у ребенка

изгибы рук изображаются произвольно (наподобие кольца), т. е. положение руки не

связано с локтевым и плечевым суставами. Это говорит о неразвитости восприятия

детей. Профильное изображение связано с поворотом всего корпуса, что является

самой сложной изобразительной задачей в проблеме движения. При повороте

туловища меняется не только его форма, но и расположение всех остальных частей

тела. Руки не симметрично располагаются по обе стороны туловища, а видна одна

рука, причем плечо не выделяется; другая рука может быть совсем не видна или

видна частично. То же самое относится к положению ног. Поэтому часто поворот

туловища не изображается, хотя голова и ступни ног повернуты в одну сторону. В

изображении профиля та же трудность.

Нужна большая работа по развитию у детей умения видеть эти изменения формы и

положения частей тела на живых объектах, чтобы ребенок мог ощутить эти

движения на себе самом и сознательно изобразить двигающуюся фигуру.

Актуальность темы.

Сюжетное рисование предполагает изображение нескольких объектов в рисунке. У

детей возникает потребность проговаривать взаимодействие между объектами. А

изобразить ребенок этого не может, так как, не может фиксировать постоянно

меняющиеся динамические формы объектов или явлений.

Поэтому напрашивается вывод о продолжении знакомства детей с многообразием

двигательных образов. Для передачи движения выбираем определенный момент,

который наиболее полно отражает движение объекта.

Передача движения в рисунке дает возможность научиться видеть вещи и предметы

с разных сторон, глубже и более детально, может рассмотреть общее в деталях,

развивает фантазию.

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая

трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и

сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми

должна строится в двух направлениях.

Первое. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире:

социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть,

чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных

предметов, их взаимосвязь и сочетания.

Второе. Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета,

в установлении связи между представлениями и способами изображения.

Ребенку необходимо накопить опыт и знания через

наблюдение, это поможет ему увидеть динамику и с помощью изобразительных

навыков сделать рисунок выразительным и живым.

Как помочь ребёнку оживить свой рисунок ?

Я свою работу строю в тесном взаимодействии с педагогами учреждения, они в

процессе образовательной деятельности с детьми помогают мне накопить опыт и

представления о движении в рамках лексической темы. Предварительная работа

помогает актуализировать личный, эмоциональный, визуальный, бытовой, опыт

ребёнка.

Опыт и знания ребёнок приобретает в совместной деятельности с родителями

согласно моим рекомендациям.

В своей работе применяю динамические этюды

.

Выкладывание объектов в движении из геометрических фигур и палочек.

Использование игрушек моделей с движущимися конечностями.

Чтобы рисунок стал живым ребёнку необходимо овладеть изобразительными

способами передачи движения.

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ДВИЖЕНИЯ

ЖИВАЯ ЛИНИЯ (символ)

- Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка.

- Для передачи движения объекта, рисуем определённый момент, который наиболее

полно отражает движение, ИЗМЕНЯЯ ПОЛОЖЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ(символ)

- Повторение цвета, пятна, линий, объектов, называется РИТМОМ (символ)

ДЕТАЛИЗАЦИЯ РИСУНКА(символ)

-она обогащает рисунок деталями, с учётом главного и второстепенного.

Детализировать можно как объект, так и рисунок в целом.

Использование схем дает ребенку возможность изобразить накопленный опыт.



В раздел образования