Напоминание

"Роль русской народной сказки в развитии ребенка"


Автор: Москалева Юлия Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Детско-юношеский центр
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Роль русской народной сказки в развитии ребенка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Сказка – это неотъемлемая часть детства. Сказка — это наиболее

любимый ребенком литературный жанр.

Как показывает вековой опыт бытия многих народов и цивилизаций,

сказка рассказывает о чем-то чрезвычайно важном в жизни, учит быть

добрым и справедливым, противостоять злу, презирать хитрецов и

льстецов,

ненавидеть

врагов,

а

главное

-

знакомит

с

ценностью

родной или чужой культуры,

учит уважать ее.

Ю. Васнецов «Кот Котофеевич»

В сказке в символической форме проработаны многие проблемы и

конфликты, через которые проходит или должен будет пройти каждый

человек в своей жизни.

Представитель той или иной научной деятельности видит в сказке что-

то свое. Например, психолога интересует влияние сказки на психику

ребенка,

лингвиста

композиция

того

или

иного

произведения,

историка – события и обряды, породившие тот или иной вид сказки.

Сказки бывают авторские и народные, зарубежные и русские.

Различают три основных вида русских народных сказок:

волшебные, например, «Марья – Моревна», «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка», «Снегурочка» и т.д.;

бытовые

или

новеллистические

сказки,

например,

«Как

старик

домовничал» «Каша из топора», «Наговорная водица» и т.д.;

о животных: «Лиса и медведь», «Кот, дрозд и петух», «Храбрый

баран» и т.д.;

В волшебной сказке человек общается с существами, которых не

встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым

Змеем, Жар – птицей.

Начинается волшебная сказка с того, что главный герой, по тем или

иным причинам уходит из родного дома. Поиски, сражения – все, что

совершает

персонаж

волшебной

сказки,

чаще

всего

происходит

в

чужом, странном мире: в медном, подземном, подводном царстве или

в далеком царстве - тридесятом государстве.

Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного

человека,

мудрость

можно

было

получить

только

от

предков.

Но

предки находятся в другом мире. Вот откуда все эти походы в разные

медные и прочие царства, в подземный или подводный мир! Проходя

различные испытания, и совершая даже подвиги, герой приобретает

мудрость, мудрость прародителей.

С такими сказками можно знакомить детей с 5-6-летнего возраста.

Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам «Царевна-лягушка» и «Василиса Прекрасная»

Бытовая сказка появилась гораздо позже волшебной, и говорится в

ней о жизни и представлениях русского крестьянина последних двух

столетий.

Бытовая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни.

Здесь противопоставляется слабый и сильный, бедный и богатый.

Сказка

с

уважением

относится

к

хорошим

умелым

работникам

и

высмеивает неумех, лодырей. Часто на помощь в бытовой сказке

приходят разные чудесные вещи вроде топора - саморуба, скатерти-

самобранки, ковра-самолета.

Если в волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с

помощью

чудесного

оружия,

то

в

бытовой

сказке

происходит

состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее

(Например, сказка «Как мужик гусей делил»).

Данный

тип

сказок

интересен

для

детей

не

только

старшего

дошкольного возраста, но и для более взрослой аудитории. Есть чему

поучиться!

В

ска зке

о

животных говорится

о

повадках,

проделках

и

приключениях

обыкновенных,

всем

знакомых

диких

и

домашних

зверей, птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на

отношения

между

людьми.

Да

и

характер

зверей

уподобляется

человеческому: медведь – глуповат, заяц – трусоват, волк – жаден, а

Лиса Патрикеевна хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Самые

популярные

сказки

-

«Колобок»,

«Репка»,

«Три

медведя»,

«Теремок».

Цель

этих

произведений

-

развитие

речи

у

детей,

начинающих говорить, поэтому они часто являются первыми сказками.

Они полезны еще и тем, что ребенку нужно следить за ходом событий,

упражнять логическое мышление. А стихотворные и песенные вставки,

встречающиеся в таких сказках, призваны облегчить запоминание,

развлечь малыша. Сколько раз Колобок пел свою песенку?

Часто родители считают, что определенные народные сказки очень

жестоки, и они будут учить жестокости ребенка.

Например, сестрица

Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», была

брошена

злой

ведьмой

в

пруд

с

камнем

на

шее,

или

в

сказке

«Безручка» брат отрубил невиновной родной сестре руки…

Такие

«страшилки»

являются

своеобразной

прививкой

от

стресса.

Слушая

«страшную»

сказку,

ребенок

испытывает

очень

серьезную

психологическую нагрузку в малой доле, переживает стресс, который

по силам ему претерпеть, тем самым, вырабатывая у себя иммунитет

против жестокости.

Известный психолог М. В. Осорина считает: "Ребенку важно увидеть,

что и другие боятся так же, как и он... То, что пугает и с чем трудно

совладать

в

одиночку,

может

стать

знакомым,

неопасным

и

даже

смешным, если устрашающий предмет обсуждается и развенчивается

в группе детей».

Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка

предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно

для себя усваивая жизненно важную информацию.

Более того, ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки,

вырастает более зрелым, наполненным чувственно и эмоционально,

всесторонне развитым.

Он более уверен в себе, четко различает

границу

добра

и

зла,

что

в

будущем

помогает

ему

выстраивать

полноценные взаимоотношения с окружающими.

Добрых Вам сказок и Вашим детям!

Автор: Москалева Ю.В.



В раздел образования