Напоминание

Применения ролевых игр на практических занятиях для развития познавательной активности и коммуникативных навыков обучающихся


Автор: Анискина Надежда Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Краснокаменский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Краснокаменск
Наименование материала: статья
Тема: Применения ролевых игр на практических занятиях для развития познавательной активности и коммуникативных навыков обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж»

ПРИМЕНЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Преподаватель: Анискина Н. А.

2019

ПРИМЕНЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ролевая

игра

отрабатывается

в

ходе

единой

комплексной

задачи,

в

которой

создается

определенная

тактическая

и

медицинская

обстановка,

приближенная

к

реальным условиям чрезвычайных ситуаций.

Она способствует привитию студентам творческого мышления, умения решать

медико-тактические задачи по медицинскому обеспечению населения в чрезвычайных

ситуациях мирного времени и вырабатывает необходимые практические умения по оценке

медицинской

обстановки,

формулированию

решений,

докладов,

распоряжений

по

медицинскому обеспечению.

Одной

из

инновационных

технологий

процессе

обучения

студентов

является

ролевая игра.

Основным преимуществом ролевой игры является то, что она очень мотивирует

студентов

и

обеспечивает

им

простую,

быструю

и

быструю

обратную

связь

о

последствиях

их

действий.

При

хорошей

организации

и

проведении

ролевых

игр

студентам всегда это нравится, поскольку они вовлечены в это и надолго запоминают.

Для того чтобы интерактивный аспект ролевой игры был полностью реализован,

необходимо включить все этапы интерактивного взаимодействия в ее реализацию:

1.

Проблемно-ориентировочный

этап:

представление

преподавателем

темы

предстоящей

игры,

знакомство

студентов

с

основными

представлениями,

касающимися данной темы. Тема ролевой игры должна отвечать интересам

обучающихся.

2.

Этап экзистенциального переживания: обсуждение со студентами темы ролевой

игры,

выяснения

их

точек

зрения

на

данную

проблему

через

призму

их

собственного жизненного опыта и полученных знаний.

3.

Этап интроспективного понимания: понимание студентами темы ролевых игр,

внутреннее

осознание

важности

представленных

проблем

и

способов

их

решения.

4.

Подготовительный

этап:

презентация

преподавателем

сценария,

игровых

заданий,

правил,

ролей,

примерного

типа

решений

во

время

игры;

самостоятельная подготовка студентов к ролевой игре, продумывание линии

ролевого поведения.

2

5.

Проведение

игры:

проблемной

ситуацией

в

своем

игровом

воплощении.

Учащиеся действуют по правилам игры, преподаватель следит за ходом игры,

характером принимаемых решений, устраняет неясности.

6.

Этап интерактивного общения: обсуждение проведенной игры, в ходе которой

дается описательный обзор, характеризующий «события» игры и их восприятие

участниками,

которые

столкнулись

с

трудностями

и

идеями

на

этом

пути.

Одним

из

результатов

обсуждения

может

стать

пересмотр

игры,

сбор

предложений по внесению изменений, внесению изменений.

В качестве примера проведения ролевой игры можно привести ситуационную задачу по

МДК.03.01. Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи

на догоспитальном этапе в рамках практического занятия

Ситуационная задача

Вам представлена проблемно – ситуационная задача, которую нужно разыграть.

В данной ситуации необходимы следующие роли:

- пациент;

- фельдшер по приему вызовов (диспетчер);

- фельдшер выездной бригады (не более 2)

Внимательно

ознакомитесь

с

условием

задачи.

Если

требуется,

внесите

корректировки, согласуйте с преподавателем.

На станцию СНМП поступил вызов: Мужчина 59 лет.

Повод к вызову: боли в области сердца.

Место вызова: квартира.

Больной А. 58 лет, водитель такси, в понедельник вечером шел с автостоянки

домой, когда отметил появление выраженных болей за грудиной с иррадиацией в нижнюю

челюсть и левую верхнюю конечность.

Дома по совету жены пытался купировать болевой синдром Нитроглицерином без

значимого эффекта. Продолжительность болевого синдрома более 20 минут, пациент

вызвал скорую медицинскую помощь.

Из анамнеза известно, что в течение последних 10 лет у пациента повышается

артериальное давление, максимально до 170 и 90 мм рт. ст. Курит 20 сигарет в сутки в

течение последних 20 лет. В течение месяца впервые отметил появление загрудинных

болей после интенсивной физической нагрузки и проходящих в покое. Не обследовался,

лечение не получал.

Наследственность: мать – 76 лет, страдает артериальной гипертензией, перенесла

инфаркт миокарда, отец – умер в 55 лет от инфаркта миокарда.

3

При осмотре: состояние средней степени тяжести. Кожные покровы бледные.

Рост

168

см,

вес

90

кг,

ИМТ

32

кг/м2.

Тоны

сердца

приглушены,

выслушивается акцент второго тона на аорте, ритм правильный. АД – 160 и 90 мм рт. ст.

ЧСС – 92 ударов в минуту. Дыхание везикулярное, побочных дыхательных шумов нет.

ЧДД – 22 в минуту.

Живот мягкий, безболезненный. Размеры печеночной тупости по Курлову - 11×9×8

см.

Периферических отеков нет.

На ЭКГ зарегистрирован синусовый ритм с ЧСС – 92 в минуту, элевация сегмента

ST до 4 мм I, AVL, V1-5, депрессия сегмента ST до 2 мм II, III, AVF.

Правила проведения ролевой игры:

1.

Распределите роли (учитывается желание обучающихся).

2.

Ознакомить с ситуацией, представленной в задаче обучающихся.

3.

Участники

игры

подготавливают

рабочее

место

и

необходимое

оснащение,

согласно

условию

задачи,

а

так

же

роли

которую

выполняют

(возможно,

привлечение не задействованных лиц).

4.

Время на подготовку к выполнению задания 10 мин.

5.

Время на выполнения задания 20 мин..

6.

Участники

игры

выполняют

свои

действия

в

симуляционных

условиях,

придерживаясь инструкции.

7.

Студенты,

не

задействованные

в

ситуации,

внимательно

наблюдают

за

участниками,

по

окончанию

игры,

сообщают

ошибки,

которые

допустили

участники игры.

8.

Обсуждение и подведение итогов ролевой игры совместно с преподавателем.

Инструкция по выполнению задания:

Обязательные критерии выполнения задания, согласно выполняемым ролям:

Фельдшер по приему вызовов:

Действия с вызывавшим СНМП.

1.Поздороваться.

2.Назвать ФИО и должность, название города, станции (подстанции).

3.Выяснить адрес нахождения пациента, пол, возраст, количество пострадавших.

4. Кратко выяснить повод обращения.

5. ФИО пациента (при возможности).

6. ФИО вызывавшего СНМП (кем приходится), номер телефона.

7.Сообщить, что вызов принят и время ожидания бригады.

4

8. При необходимости дать рекомендации по поддержанию ЖВФ организма до

приезда СНМП.

Действия с выездной бригадой:

1.Передать вызов не менее чем через 1 мин., после поступления.

2. Сообщить адрес пациента, количество пациентов, повод к вызову.

3. Передать карту вызова с данными о пациенте.

Действия вызывавшего СНМП:

1.Набрать номер 112.

2. Сообщить координаты места нахождения.

3. Количество пострадавших, пол, примерный возраст.

4. Рассказать о состоянии пациента.

5.ФИО (если известно).

6.Объем оказанной помощи (если проводилась).

7.Ответить

на

вопросы

диспетчера,

выполнить

при

необходимости

действия

рекомендованные фельдшером по приему вызовов.

8. Дождаться подтверждения принятия вызова.

Действия пациента:

1.

Сообщить ФИО.

2.

Перечислить основные жалобы (не используя медицинских терминов).

3.

Отвечать на вопросы, которые задает фельдшер.

4.

Выполнять действия, необходимые для выполнения задания.

Действия фельдшера выездной бригады:

1.Приветствие пациента.

2.Идентификация (если пациент в сознании)

3.Сбор жалоб

4.Сбор анамнеза.

5. Проведение осмотра.

6.Проведение

дополнительных

методов

диагностики,

в

условиях

СНМП

необходимых для постановки и уточнения предварительного диагноза.

7.

Имитировать

проведение

необходимых

неотложных

лечебных

мероприятий

(согласно стандарту оказания НП при данном состоянии).

8.Оценить эффективность проведенных мероприятий.

9.Принять дальнейшее решение о ведении пациента.

10.Заполнить карту вызова СНМП.

5

Ролевые

игры

являются

эффективным

средством

активизации

студенческого

общения.

Но, будучи эффективным средством обучения, ролевые игры являются сложным

педагогическим методом и предъявляют определенные требования. Студенты должны

иметь определенный уровень знаний. Основное условие, которое выполняется в ходе

проведения

ролевых

игр,

формирования

устойчивых

знаний

и

навыков.

В

ходе

выполнения задания в рамках ролевой игры, обучающимся требуются знания полученные

не только по данному МДК, а так же ранее изученные УД/МДК (анатомия и физиология

человека, пропедевтика клинических дисциплин, терапия, фармакология).

Достоинством

ролевой

игры

является

мотивация

студентов

к

быстрому

и

правильному принятию решений, от которых зависит жизнь и здоровье пострадавших.

При правильной организации ролевой игры она надолго запомнится студентам и будет

служить матрицей в реальной жизни.

Также

к

основным

достоинствам

ролевой

игры

можно

отнести:

целостность

восприятия ситуации, которая приближена к реальным условиям. Ролевая игра позволяет

сформировать навыки общения фельдшера с пациентом, а также определить уровень

подготовки обучающихся к действию в нестандартных ситуациях,.

Ролевая

игра

устраняет

границы

между

обучением

и

реальными

жизненными

ситуациями.

Безусловно, ролевая игра является инновационной формой обучения студентов в

рамках

УД/МДК

и

требует

совершенствования

и

более

широкого

внедрения

в

образовательные технологии.

6



В раздел образования