Напоминание

Детство – "золотая пора" духовно–личностного становления


Автор: Собурай Наталья Ивановна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 91 Фрунзенского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Детство – "золотая пора" духовно–личностного становления
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детство – «золотая пора» духовно-личностного становления

.

«Для воспитания детей нужен не великий ум, а

большое сердце - способность к общению,

к признанию равенства душ».

С.Соловейчик.

В

системе

образования

Ро ссии

складывается особая культура поддержки и

помощи

ребёнку,

семье

педагогам

в

образовательном

процессе

психолого–

педагогическое

сопровождение.

Концепция

модернизации

российского

образования

определяет

приоритетные

задачи,

решение

которых

требует

построения

адекватной

системы

п с и хо л о г о - п е д а г о г и ч е с ко г о

сопровождения.

Одной

из

таких

задач

является

патриотическое

во спит ание

подрастающего поколения.

В настоящее время наблюдается падение

нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В

этих условиях возрастает роль гражданско-патриотического воспитания подрастающего

поколения. Чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком.

Поскольку

в

нашей

стране

родители,

в

силу

своей

занятости,

решением

проблем

насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают

детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть

ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения

детей.

Именно

младший

возраст

называют

"золотой

порой"

духовно-личностного

становления.

В содержании Федерального государственного отраслевого стандарта дошкольного

образования

(ФГОС

ДО)

отмечается

острая

необходимость

активизации

процесса

воспитания

патриотизма

дошкольника.

Дети

в

этом

возрасте

очень

любознательны,

отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне

сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом

возрасте

возникают

большие

возможности

для

систематического

и

последовательного

нравственного воспитания детей. И поэтому задача педагогов и родителей – как можно

раньше

пробудить

в

детях

любовь

к

родной

земле,

формировать

у

них

такие

черты

характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей

страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице,

городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии,

гордость

за

мужество

воинов,

развивать

интерес

к

доступным

ребенку

явлениям

общественной

жизни. Актуальность

данной

проблемы

заключается

в

том,

что

Патриотическое воспитание

должно носить комплексный характер, пронизывать все

виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни.

В июне 2016 года принят Закон Санкт-Петербурга «О патриотическом воспитании в

Санкт-Петербурге», в котором обозначены цели и задачи патриотического воспитания:

создание

условий

для

патриотического

воспитания,

обеспечение

преемственности

поколений, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью.

В нашем детском саду задача патриотического воспитания подрастающего поколения

сегодня одна из наиболее актуальных.

В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы и методы

работы, такие как:

Целевые прогулки и экскурсии.

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в

облике города, улицы и т.д.).

Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

Беседы о родном районе, городе, стране и т.п.

Использование иллюстраций, фильмов, детских произведений (их рассматривание и

обсуждение).

Разучивание

песен

и

стихов

о

Родине,

пословиц,

поговорок,

чтение

сказок,

прослушивание музыкальных произведений.

Ознакомление

с

произведениями

народного

творчества

(роспись,

скульптура,

вышивка и т.п.).

Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок

в

ближайшем

окружении,

бережно

относиться

к

общественному

имуществу,

добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

Проведение экологических акций: «Чистый город – любимый город», «Детский сад

– цветущий сад» и т. п.

Воспитание

уважения

к

ветеранам

войны

и

труда.

Проведение

тематических

праздников, утренников с приглашением ветеранов войн, конкурсов чтецов «Стихи

рожденные войной…».

Участие в районных мероприятиях: конкурс «С чего начинается Родина?» -рисунки,

статьи, выполненные детьми и родителями воспитанников, а так же в районной

викторине «Петербургские ассамблеи», одна из задач которой- воспитание юного

петербуржца.

Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится

общественности,

окружению,

взаимодействию

детей

и

взрослых.

Коллектив

нашего

учреждения считает, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее,

если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй, опираясь на родителей не только

как

на

помощников

детского

учреждения,

а

как

на

равноправных

участников

формирования

детской

личности.

Совместно

с

родителями

проводятся

в

нашем

учреждении такие мероприятия как:

- Изготовление сувениров для пап, мам и бабушек – дети трепетно и с удовольствием

относятся к этой работе, так как эти подарки они делают своими руками.

-

Спортивные

мероприятия

с

семьями,

развлечение

с

папами,

посвященные

Дню

защитников

Отечества.

Дети

показывают

не

только свои музыкальные возможности, а так

же

силу,

выносливость,

спортивный

азарт

и

сплоченность.

А

родители

доказывают

свою

заботу,

любовь,

внимание

своим

детям.

Получаются

очень

интересные,

веселые

спортивные

совместные мероприятия

с

папами.

- Вечера досуга с мамами, посвященные Дню

Матери,

на

которых

дети

и

мамы

могут

не

т о л ь ко

п о у ч а с т в о в а т ь

в

р а з л и ч н ы х

соревнованиях, но и еще раз признаться друг другу в любви.

- Оформление различных фотовыставок и альбомов на темы: «Как я провел лето», «Моя

мама - самая лучшая», «Папы - наши защитники», «80 лет Фрунзенскому району Санкт-

Петербурга»

- Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает

эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим

историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует

бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

-

Совместно

с

родителями

ведется

работа

по

изучению

родословной

своей

семьи,

о

семейных традициях.

Особое внимание в нашем учреждении уделяется военно – патриотической работе.

Проходят

плановые,

поэтапные

мероприятия по

созданию

системы

патриотического

воспитания дошкольников. Ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен

на военную тематику. Дети знакомятся с художественными произведениями о защитниках

нашей Родины, о войне, о Родине, о Победе. Совместно с воспитателями дети посещают

детскую

библиотеку,

где

наши

воспитанники

принимают

участие в оформлении выставки книг о войне. Наиболее ярко,

эмоционально и трогательно проходят такие мероприятия, как:

«День

Победы»,

«Памятное мероприятие,

посвященное

празднованию годовщины полного освобождения Ленинграда

от

фашистских

захватчиков».

Стало

уже

традицией на данные мероприятия приглашать

ветеранов.

Дети

совместно

с

родителями

и

педагогами

готовят

подарки

и

праздничные

открытки для ветеранов, для воинов Российской

арм и и . На

личном

примере

ветеранов

дети

убеждаются,

как

важно

быть

сильными,

смелыми,

самоотверженными

-

то

е с т ь

настоящими

гражданами

своей

Родины.

Такие

мероприятия

проходят

в

музыкальном

зале.

Воспитатели

с

большой

ответственностью

готовятся

к

проведению

этих

памятных

праздников:

оформляют

экспозицию

предметов

быта жителей Ленинграда в период блокады: маленький кусочек хлеба, свечи, керосиновая

лампа, алюминиевый бидончик, каска, щипцы для тушения зажигалок, армейский штык и

другие

предметы;

репетируют

песни

военных

лет.

Детскими

коллективами

разных

возрастов

исполняются

песни

военных

лет,

читаются

стихи,

разыгрываются

танцы-

инсценировки: «Если б не было войны», «Журавли» - где мальчики одеты в военную

форму,

а

девочки

изображают

белых

журавлей,

а

сопровождением

звучит

песня

в

исполнении педагогов. И непременно эмоциональной нотой таких мероприятий являются

метроном, минута молчания и зажженная ведущим, в память о всех погибших участниках

войны – свеча.

В результате проводимой работы мы можем сделать вывод, что в нашем детском саду

тема патриотического воспитания подрастающего поколения носит систематический и

целенаправленный характер.

У детей формируются первичные представления о малой

родине и об Отечестве, гражданская принадлежность, любовь к Родине, гордость за её

достижения.



В раздел образования