Автор: Собурай Наталья Ивановна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 91 Фрунзенского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Детство – "золотая пора" духовно–личностного становления
Раздел: дошкольное образование
Детство – «золотая пора» духовно-личностного становления
.
«Для воспитания детей нужен не великий ум, а
большое сердце - способность к общению,
к признанию равенства душ».
С.Соловейчик.
В
системе
образования
Ро ссии
складывается особая культура поддержки и
помощи
ребёнку,
семье
педагогам
в
образовательном
процессе
–
психолого–
педагогическое
сопровождение.
Концепция
модернизации
российского
образования
определяет
приоритетные
задачи,
решение
которых
требует
построения
адекватной
системы
п с и хо л о г о - п е д а г о г и ч е с ко г о
сопровождения.
Одной
из
таких
задач
является
патриотическое
во спит ание
подрастающего поколения.
В настоящее время наблюдается падение
нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В
этих условиях возрастает роль гражданско-патриотического воспитания подрастающего
поколения. Чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком.
Поскольку
в
нашей
стране
родители,
в
силу
своей
занятости,
решением
проблем
насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают
детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть
ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения
детей.
Именно
младший
возраст
называют
"золотой
порой"
духовно-личностного
становления.
В содержании Федерального государственного отраслевого стандарта дошкольного
образования
(ФГОС
ДО)
отмечается
острая
необходимость
активизации
процесса
воспитания
патриотизма
дошкольника.
Дети
в
этом
возрасте
очень
любознательны,
отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне
сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом
возрасте
возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
нравственного воспитания детей. И поэтому задача педагогов и родителей – как можно
раньше
пробудить
в
детях
любовь
к
родной
земле,
формировать
у
них
такие
черты
характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей
страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице,
городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии,
гордость
за
мужество
воинов,
развивать
интерес
к
доступным
ребенку
явлениям
общественной
жизни. Актуальность
данной
проблемы
заключается
в
том,
что
Патриотическое воспитание
должно носить комплексный характер, пронизывать все
виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни.
В июне 2016 года принят Закон Санкт-Петербурга «О патриотическом воспитании в
Санкт-Петербурге», в котором обозначены цели и задачи патриотического воспитания:
создание
условий
для
патриотического
воспитания,
обеспечение
преемственности
поколений, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью.
В нашем детском саду задача патриотического воспитания подрастающего поколения
сегодня одна из наиболее актуальных.
В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы и методы
работы, такие как:
Целевые прогулки и экскурсии.
Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в
облике города, улицы и т.д.).
Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
Беседы о родном районе, городе, стране и т.п.
Использование иллюстраций, фильмов, детских произведений (их рассматривание и
обсуждение).
Разучивание
песен
и
стихов
о
Родине,
пословиц,
поговорок,
чтение
сказок,
прослушивание музыкальных произведений.
Ознакомление
с
произведениями
народного
творчества
(роспись,
скульптура,
вышивка и т.п.).
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок
в
ближайшем
окружении,
бережно
относиться
к
общественному
имуществу,
добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
Проведение экологических акций: «Чистый город – любимый город», «Детский сад
– цветущий сад» и т. п.
Воспитание
уважения
к
ветеранам
войны
и
труда.
Проведение
тематических
праздников, утренников с приглашением ветеранов войн, конкурсов чтецов «Стихи
рожденные войной…».
Участие в районных мероприятиях: конкурс «С чего начинается Родина?» -рисунки,
статьи, выполненные детьми и родителями воспитанников, а так же в районной
викторине «Петербургские ассамблеи», одна из задач которой- воспитание юного
петербуржца.
Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится
общественности,
окружению,
взаимодействию
детей
и
взрослых.
Коллектив
нашего
учреждения считает, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее,
если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй, опираясь на родителей не только
как
на
помощников
детского
учреждения,
а
как
на
равноправных
участников
формирования
детской
личности.
Совместно
с
родителями
проводятся
в
нашем
учреждении такие мероприятия как:
- Изготовление сувениров для пап, мам и бабушек – дети трепетно и с удовольствием
относятся к этой работе, так как эти подарки они делают своими руками.
-
Спортивные
мероприятия
с
семьями,
развлечение
с
папами,
посвященные
Дню
защитников
Отечества.
Дети
показывают
не
только свои музыкальные возможности, а так
же
силу,
выносливость,
спортивный
азарт
и
сплоченность.
А
родители
доказывают
свою
заботу,
любовь,
внимание
своим
детям.
Получаются
очень
интересные,
веселые
спортивные
совместные мероприятия
с
папами.
- Вечера досуга с мамами, посвященные Дню
Матери,
на
которых
дети
и
мамы
могут
не
т о л ь ко
п о у ч а с т в о в а т ь
в
р а з л и ч н ы х
соревнованиях, но и еще раз признаться друг другу в любви.
- Оформление различных фотовыставок и альбомов на темы: «Как я провел лето», «Моя
мама - самая лучшая», «Папы - наши защитники», «80 лет Фрунзенскому району Санкт-
Петербурга»
- Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим
историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует
бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
-
Совместно
с
родителями
ведется
работа
по
изучению
родословной
своей
семьи,
о
семейных традициях.
Особое внимание в нашем учреждении уделяется военно – патриотической работе.
Проходят
плановые,
поэтапные
мероприятия по
созданию
системы
патриотического
воспитания дошкольников. Ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен
на военную тематику. Дети знакомятся с художественными произведениями о защитниках
нашей Родины, о войне, о Родине, о Победе. Совместно с воспитателями дети посещают
детскую
библиотеку,
где
наши
воспитанники
принимают
участие в оформлении выставки книг о войне. Наиболее ярко,
эмоционально и трогательно проходят такие мероприятия, как:
«День
Победы»,
«Памятное мероприятие,
посвященное
празднованию годовщины полного освобождения Ленинграда
от
фашистских
захватчиков».
Стало
уже
традицией на данные мероприятия приглашать
ветеранов.
Дети
совместно
с
родителями
и
педагогами
готовят
подарки
и
праздничные
открытки для ветеранов, для воинов Российской
арм и и . На
личном
примере
ветеранов
дети
убеждаются,
как
важно
быть
сильными,
смелыми,
самоотверженными
-
то
е с т ь
настоящими
гражданами
своей
Родины.
Такие
мероприятия
проходят
в
музыкальном
зале.
Воспитатели
с
большой
ответственностью
готовятся
к
проведению
этих
памятных
праздников:
оформляют
экспозицию
предметов
быта жителей Ленинграда в период блокады: маленький кусочек хлеба, свечи, керосиновая
лампа, алюминиевый бидончик, каска, щипцы для тушения зажигалок, армейский штык и
другие
предметы;
репетируют
песни
военных
лет.
Детскими
коллективами
разных
возрастов
исполняются
песни
военных
лет,
читаются
стихи,
разыгрываются
танцы-
инсценировки: «Если б не было войны», «Журавли» - где мальчики одеты в военную
форму,
а
девочки
изображают
белых
журавлей,
а
сопровождением
звучит
песня
в
исполнении педагогов. И непременно эмоциональной нотой таких мероприятий являются
метроном, минута молчания и зажженная ведущим, в память о всех погибших участниках
войны – свеча.
В результате проводимой работы мы можем сделать вывод, что в нашем детском саду
тема патриотического воспитания подрастающего поколения носит систематический и
целенаправленный характер.
У детей формируются первичные представления о малой
родине и об Отечестве, гражданская принадлежность, любовь к Родине, гордость за её
достижения.