Напоминание

"Нарушения письма младших школьников"


Автор: Захарова Марина Валерьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: СОШ с.Казым
Населённый пункт: с.Казым, Тюменская область
Наименование материала: коррекционная педагогика
Тема: "Нарушения письма младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Нарушения письма у младших школьников.

Дисграфия-это

частичное

нарушение

процесса

письма, проявляющееся

в

стойких,

повторяющихся

ошибках,

обусловленных

несформированностью

высших психических функций, участвующих в процессе письма.

В

соответствии

с

определением

термина

«дисграфия»

можно выделить

следующие особенности ошибок при дисграфии:

1.Ошибки

при

дисграфии

являются

стойкими

специфическими,

что

позволяет отграничить их от ошибок « роста», «физиологических» ошибок,

закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. При дисграфии

ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются

долгое время.

2.Дисграфические

ошибки

связаны

с

несформированностью

высших

психических функций, участвующих в процессе письма,-дифференциации

фонем на слух и в произношении, анализа предложений на слова, слогового и

фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи,

оптико-пространственных функций.

3.Ошибки

при

дисграфии

характеризуются

нарушением

фонетического

принципа

письма,

т.е.

ошибки

наблюдаются

в

сильной

фонетической

позиции(лопада-вместо лопата, дм-вместо дом).

4.Ошибки

характеризуются

как

дисграфические

в

том

случае,

когда

они

наблюдаются у детей школьного возраста.

Виды дисграфий

1.Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение

звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он

их произносит.

Этот вид дисграфии проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв,

которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной

речи. В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после

того, как замены звуков в устной речи устранены. Причиной этого является

несформированность

кинестетических

образов

звуков,

при

внутреннем

проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Следует отметить, что нарушения звукопроизношения не всегда отражаются

на письме, особенно в тех случаях, когда слуховая дифференциация звуков

хорошо

сформирована,

а

замены

звуков

в

устной

речи

обусловлены

недостаточностью артикуляторной моторики.

2.Дисграфия

на

основе

нарушения

фонемного

распознавания

или

акустическая дисграфия.

Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически

близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме.

Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие,

звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав(ч-ть, ч-щ,

ц-т, ц-ть, ц-с, с-ш, з-ж. б-п, д-т, к-г и др.), а также гласные о-у, е-и.

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой

дифференциации

звуков,

при

этом

произношение

звуков

является

нормальным. Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном

положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о-у, е-и, а-о ).

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм

языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и

фонематического анализа и синтеза.

Несформированность

анализа

предложений

на

слова

обнаруживается

в

слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов,

особенно приставок и корня.

Наиболее распространены следующие ошибки:

-пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки, состаляют-

составляют);

-пропуски гласных (девчки-девочки, тчка-тачка, раскачивет-раскачивает);

-перестановки букв ( пакельки-капельки, кулка-кукла);

-добавления букв (весная-весна);

-пропуски, добавления, перестановки слогов (весипед-велосипед).

4.Аграмматическая дисграфия.

Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен

несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы

на

письме

отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и

текста.

Например: Вася и Коля пишли рощу (Вася и Коля пришли в рощу).

Истеплыя

стран

летят

грачи.

(Из

теплых

стран

летят

грачи.)

При

аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на

письме:

-неправильное употребление падежных окончаний (ошибки бывают даже в

простых падежных формах);

-замены

формы

единственного

числа

имен

существительных

формой

множественного числа и наоборот;

-ошибки согласования имен существительных с именами прилагательными в

роде, падеже, числе;

-ошибки управления и согласования в словосочетаниях и предложениях;

-пропуски и замены предлогов.

5.Оптическая дисграфия.

Этот

вид

дисграфии

обусловлен

несформированностью

зрительно-

пространственных

функций

и

проявляется

в

заменах

и

искажениях

графического образа букв.

При

оптической

дисграфии

наблюдаются

следующие виды

нарушений

письма:

- и с к а ж е н н о е

в о с п р о и з в е д е н и е

бу к в

н а

п и с ь м е (направильное

воспроизведение

пространственного

соотношения

буквенных

элементов,

зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

-замены и смешения графически сходных букв (п-т, л-м, и-ш), либо буквы,

состоящие

из

одинаковых

или

сходных

элементов,

но различно

расположенных в пространстве (б-д, э-с, в-д)

Выделяются литеральная и вербальная формы оптической дисграфии. При

литеральной

дисграфии

отмечается

нарушение

воспроизведения

даже

изолированных

букв.

При

вербальной

дисграфии

изолированные

буквы

ребенок воспроизводит правильно, однако при написании слов наблюдаются

искажения и замены букв.



В раздел образования