Автор: Багданова Юлия Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 57"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рекомендации по написанию мини–сочинения по обществознанию (задание 29, ЕГЭ)".
Раздел: полное образование
Мини-сочинение по обществознанию. ЕГЭ (задание 29)
1.
Раскрыть смысл высказывания: выделить одну или несколько основных
идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, или
сформулировать один или несколько тезисов в контексте высказывания,
которые требуют обоснования.
Нельзя подменять идею высказывание на рассуждения общего
характера. Обязательно должна быть отражена специфика данного
высказывания.
2.
Теоретическое содержание: объяснение ключевых понятий или
понятия, теоретические положения.
Например:
А) Безработица – это наличие в стране людей, составляющих часть
экономически активного населения, которые способны и желают
трудиться по найму, но не могут найти работу.
Б) Выделяют следующие виды безработицы: фрикционная,
структурная, циклическая.
3. В контексте выделенной идеи с опорой на понятие, теоретическое
положение привести свои рассуждения и сформулировать вывод по
данной проблеме.
4. Привести из различных источников не менее двух фактов/примеров,
иллюстрирующих идею высказывания, и не дублирующих друг другу по
содержанию.
Примеры могут быть из различных источников: история, литература и другие
учебные предметы, социальный опыт, СМИ
Нельзя использовать источники одного типа.
Можно использовать два примера из истории, если один из них
относится к истории Новейшего времени.
Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве
примеров из различных источников
! Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки,
приведшие к существенному искажению сути высказывания или
свидетельствующие о непонимании используемого исторического,
литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются
при оценивании.
! Объем сочинения значения не имеет.
Клише:
1.
Я понимаю смысл данного высказывания следующим образом…
Смысл данного высказывания заключается в…
Автор хотел выразить в своем высказывании идею…
Автор обращает внимание на то, что…
2.
В подтверждение можно привести следующие теоретические
положения…
Необходимо уточнить…
Исследователи понимают…
Выделяют следующие типы…
Классификация основана на….
3.
В качестве примера…
Во-первых, …, во-вторых;
С одной стороны,… С другой стороны,…
4.
Следовательно,…
5.
Таким образом,…
Можно использовать следующий план написания эссе:
1.
Цитата.
2.
Проблема, поднятая автором; её актуальность.
3.
Смысл высказывания.
4.
Собственная точка зрения.
5.
Аргументация на теоретическом уровне.
6.
Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или
литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
7.
Вывод.
Данный план является примерным, так как мини-сочинение – это
творческая работа, а, значит, автор может видоизменять его по
своему усмотрению. Главное, не забывать про критерии.
В одном из интернет-ресурсов есть еще и информация, что нужно
указать актуальность проблемы. В критериях об этом не сказано,
но иногда может быть уместным.
После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в
современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...
...глобализации общественных отношений;
...формирования единого информационного, образовательного, экономического
пространства;
...обострения глобальных проблем современности;
...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
...развития международной интеграции;
...современной рыночной экономики;
...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
...жесткой дифференциации общества;
...открытой социальной структуры современного общества;
...формирования правового государства;
...преодоления духовного, нравственного кризиса;
...диалога культур;
...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных
духовных ценностей.