Автор: Бирюкова Ирина Владимировна
Должность: педагог– психолог
Учебное заведение: МАДОУ №15 "Звездочка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г Калтан
Наименование материала: Сценарий игрового трегинга на развитие детско – родительских отношений
Тема: "Знакомство"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий игрового трегинга на развитие детско – родительских
отношений
Тема : «Знакомство»
Цель: Моделирование ситуации вхождения ребенка младшего дошкольного
возраста в социум. Осознание родителями собственной роли в этот период,
посредством развития детско – родительских отношений.
Добрый день!
Педагог –психолог (П.П.): Меня зовут Ирина Владимировна. Я педагог –
психолог. Сегодня я хотела предложить Вам поиграть со мной в интересные
игры. Вы согласны? Тогда давайте сразу и поиграем!
Упражнение «Яйцо или Я родился!»
Инструкция: Предлагаю мамам удобно устроиться на ковре, посадить своего
малыша на колени, обхватить его руками, имитируя скорлупу.
Ребята, вы маленькие цыплятки, сидите в яйце. Но там уже очень тесно и
скучно. Вам хочется посмотреть, а что же там за скорлупой. Вы начинаете
потихоньку выбираться из яйца…
Мамы продолжают играть роль скорлупы. Постарайтесь запомнить все свои
ощущения, которые вы испытаете во время этого упражнения.
П.П.:Ну вот, наши цыплятки выбрались из яйца. Посмотрите, какой
интересный мир окружает вас. Цыплятки хорошо знают свой дом, свою маму,
но вот окружающий мир нам не очень хорошо знаком.
Подвижная игра «Мой домик»
Инструкция: А давайте –ка ребятки – цыплятки побегаем, узнаем, а что же
там в этом мире интересного. (Звучит музыка…..) Дети бегают по комнате,
машут крылышками, а мамы ждут своих деток дома. Как только музыка
перестает звучать, все ребятки должны бежать к мамам. Мамы должны
погладить своего малыша и сказать ласково, как рады они его видеть. (Дети
бегают по залу, как только музыка заканчивается,бегут к мамам)
П.П.: Посмотрите, а кто это пришел к нам в гости? Подойдите поближе . Кто
узнал нашего гостя? Правильно, это Лунтик. Он хочет с вами познакомиться,
узнать как вас зовут.
Упражнение «Назови ласково»
Инструкция: Лунтик: Здравствуйте ребята, меня зовут Лунтик. Я вылупился
из яйца на луне, а потом попал к вам на землю. Сначала я не знал как меня
зовут, а потом мои друзья Кузя, Пчеленок и Мила дали мне имя Лунтик. Мне
оно очень нравится. Вам имена дали мама и папа. Давайте с вами
познакомимся. Как тебя зовут, мальчик? ( Дети по очереди знакомятся с
Лунтиком, называя свои имена.) Какие красивые у вас имена! Но наверно
мама иногда называет вас немножко по- другому, ласково. Назовите свое имя
ласково. (Дети по – очереди называют себя ласково)
Лунтик: Как замечательно слышать ваши ласковые имена! Мне было очень
интересно с вами пообщаться. Ну а мне пора, пойду к своим друзьям, тоже
поиграю с ними в такую игру. Пока!
П.П.: Мы попрощались с Лунтиком и чувствуем, что немножко устали.
Давайте отдохнем, наберемся сил для следующих игр.
Релаксация «Волшебный сон»
Инструкция: Ребята, вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре.
Вокруг все тихо и спокойно,вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер
дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный
сон. Мамы ласково гладят своих малышей, помогают им расслабиться.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают...
(пауза.— поглаживание детей).
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляются (2 раза).
Дышится легко... ровно... глубоко...
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянулись и проснулись!
П.П. : Ребята, все отдохнули? Готовы дальше бегать, прыгать и играть?
Молодцы! Вам понравились наши сегодняшние игры. Мне тоже с вами было
весело. А сейчас, предлагаю вам поиграть в ( конструктор, настольную игру),
а ваши мамы немножко со мной пообщаются. Вы можете в любой момент
подойти к маме, если захочется.
Беседа с родителями
Уважаемые мамы!
П.П. : Дошкольное детство является важным этапом вхождения
ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным
ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с
окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми
формами поведения и учится сознательно их поддерживать. Ваш ребенок
делает первые шаги во взрослый мир. Вы можете помочь своему ребенку
успешно пройти этот процесс.
Наше сегодняшнее занятие было направлено на моделирование
ситуаций вхождения ребенка в социум . Вспомните первое упражнение
«Яйцо или Я родился» Вспомните свои ощущения. Поделитесь пожалуйста с
нами своими чувствами. (Родители делятся своими ощущениями)
Педагог – психолог: Данное упражнение помогает родителю осознать,
что его ребенку пора знакомиться с окружающем миром, выйти за пределы
дома. А нам порой страшно отпускать своего ребенка, наш страх, как
скорлупа препятствует развитию у ребенка навыков социального общения.
Наша скорлупа давит на него. Функции скорлупы полезны, пока ребенок
незрел, пока он формируется, но если настало время мы не имеем права
препятствовать его выходу в социум. Это упражнение полезно еще и тем
мамам, у которых не было опыта естественных родов и ребенок родился при
помощи кесарева сечения. Поиграйте с вашим ребенком дома,
проанализируйте ваши чувства, пожелайте своему ребенку успешного
вхождения в жизнь.
Следующее упражнение – подвижная игра была имитацией
возвращения ребенка из социума(детского сада) и встречей ребенка с мамой.
Расскажите о своих ощущениях. (Родители делятся впечатлениями)
Педагог – психолог: Важно, как мы встречаем своих детей. Ребенку
жизненно необходимо знать, что его ждут дома и рады его приходу. Когда вы
приходите забирать ребенка из детского сада, не скупитесь на эмоции,
выразите их ярко. Некоторые родители бояться проявлять свои эмоции,
чувствуют радость при встрече с ребенком, но не проявляют эту радость
внешне. Ребенок может и не догадываться о ваших чувствах, страдать от
внешнего равнодушия. Расспросите у вашего малыша, как прошел день, что
он чувствовал, что его радовало, а о чем он переживал. Это научит вашего
ребенка не только выражать свои чувства, но и доверять вам. Многие
родители жалуются на то, что их ребенок не делится с ними своими
переживаниями. Причина этому - не научили, не сформировали опыт.
Упражнение «Назови ласково» способствует развитию у ребенка
навыка знакомства, умения представлять себя назвав по имени. Дети часто,
знакомясь не называют себя и не спрашивают, как зовут собеседника. В
результате, когда мама спрашиваету своего ребенка, с кем он играл, ребенок
отвечает : «Да, так с одним мальчиком в красной куртке». Были ли у вас
подобные проблемы? Ребенок должен идентифицировать себя с собственным
именем, имя это визитная карточка в социуме и у ребенка должен быть
сформирован навык представления себя по имени.
Последнее упражнение было направлено на релаксацию( мышечное
расслабление), которое помогает снять напряжение после эмоциональных и
физических нагрузок. Ребенок в дошкольном возрасте очень быстро
эмоционально устает. Подобная усталость, если ее не снимать перерастает в
протестные и агрессивные реакции. Очень часто родители замечают, ребенок
вернулся из детского сада,из гостей, или с прогулки, и дома, раздевшись
начал скандалить. Прошу поделиться собственным наблюдением.
С ребенком 3-4 лет такое происходит очень часто, связано это с
переживаемым в данном возрасте кризисом 3 –х лет. Мамы могут помочь
своему ребенку справится с подобным напряжением. Простое прикосновение
матери к ребенку, поглаживание, обнимание, приветливый взгляд, ласковое
обращение «Я рада тебя видеть», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо,
когда мы вместе» помогают справиться ребенку с психоэмоциональными
перегрузками, накопленными за день. Известный семейный психотерапевт
Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день,
говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для
выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в
день! Кстати не только ребенку, но и взрослому!
Задание на дом:
Проанализировать, насколько удается принимать своего
ребенка .В течение нескольких дней подсчитать, сколько раз вы
обратились к ребенку с положительными высказываниями
(радостным приветствием, поддержкой), и сколько с
отрицательным (упреком, замечанием, критикой;
Обнимать своего ребенка не менее 4 раз в день ( обычные
утренние приветствия и поцелуи на ночь не считаются);
Выполняя первые два задания, обратить внимание на реакции
ребенка и на собственные чувства.
Рефлексия.
Педагог – психолог: Наше занятие подходит к концу и в завершение я
бы хотела, чтобы вы поделились своими чувствами, своим мнением на
сколько данное занятие помогло понять вам своего ребенка, осознать ту
социальную ситуацию развития в которой находится ваш ребенок и
осознать вашу роль, как родителя в данной ситуации. (Родители по
очереди высказываются)
Педагог – психолог: Благодарю вас за плодотворную работу, надеюсь,
что тот опыт, который вы приобрели на занятии пригодится вам в
вашей реальной жизни. Я бы хотела вам подарить памятки «Заповеди
мудрого родителя» для прочтения и размышления.(Приложение № 1)
Ребята, на сегодня наши игры закончены. Я прощаюсь с вами и вашими
мамами. До свидания!
Приложение № 1
Заповеди мудрого родителя.
Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить
любовь.
Если к ребенку относятся враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.