Автор: Лопатникова Елена Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Михневского д/с общеразвивающего вида "Цветик–семицветик"
Населённый пункт: п. Михнево, г.о. Ступино, Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие логического и образного мышления дошкольников посредством интеллектуальных игр Никитиных"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка.
Мастер-класс «Развитие логического и образного мышления дошкольников посредством
интеллектуальных игр Никитиных»
1.
«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.
Игру
принято
называть
основным
видом
деятельности
ребенка.
Именно
в
игре
проявляются
и
развиваются
разные
стороны
его
личности,
удовлетворяются
многие
интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что
просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»
( Б . П .
Н и к и т и н )
Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она
так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я
пойму”.
2.
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском
С о ю з е ,
р а з р а б о т а л и
и н т е р е с н у ю
с и с т е м у
р а з в и в а ю щ и х
и г р .
Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:
она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной
игровой
деятельностью,
и
средством
всестороннего
воспитания
личности
ребенка.
В развивающих творческих
играх
Никитина
-
в
этом
и
заключается
их
главная
особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к
сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по
способностям".
3.
Этот
союз
позволил
разрешить
в
игре
сразу
несколько
проблем,
связанных
с развитием творческих способностей:
-
игры Никитина
могут
стимулировать развитие
творческих
способностей
с
самого
раннего в
о
з
р
а
с
т
а
;
-
задания-ступеньки
игр
Никитина
всегда
создают
условия,
опережающие развитие
с
п
о
с
о
б
н
о
с
т
е
й
;
- ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается
р е ш и т ь
м а к с и м а л ь н о
с л о ж н ы е
д л я
н е г о
з а д а ч и ;
- игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как
и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного
т
в
о
р
ч
е
с
т
в
а
;
- играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень
важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать
решения,
не
делать
за
него
то,
что
он
может
и
должен
сделать
с а м .
Сегодня я хочу познакомить с развивающими играми Б.П. Никитина и поиграть в них
вместе с вами.
4.
Кирпичики
Эта игра – своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с
основами
черчения,
но,
главное,
развивает
пространственное
мышление
ребенка.
Материалом
для
игры
служат
8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30
чертежей-заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания
подобраны в порядке возрастания сложности. Первые задания можно предложить даже 3–
4-летним детям, а последние будут сложны и для некоторых школьников, уже начавших
изучать черчение.
В
игре
выполняются
3
вида
заданий:
построить
модель
из
кирпичиков
по
чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые
модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность.
Инженеры,
столкнувшись
с
трудными
заданиями
из
кирпичиков,
удивлялись:
“Хорошая гимнастика для ума!” А девятиклассники, впервые просидев 30-40 минут над
сборкой моделей по чертежам, иногда
восклицали
удовлетворенно:
“Вот
теперь
понятно,
зачем мы проходим черчение!” Что касается дошкольников, то они будут с
гордостью
строить
“по
настоящим
чертежам”
свои
сооружения
из
кирпичиков,
не
подозревая, что занимаются умственной гимнастикой, как инженеры, изучают мудреный
язык техники – черчение, как школьники, да еще развивают при этом свои способности.
Игру с малышами можно начать с такой сказки: “Придумал архитектор очень
хороший дом – большой, удобный, красивый. И захотели такой дом построить и в Москве,
и в С.-Петербурге, и в Киеве, и в других городах. И все зовут архитектора к себе:
“Приезжайте к нам в Киев! У нас много кирпичей и цемента, и подъемные краны у нас
есть. Только скажите, сколько надо кирпичей взять для дома и как их положить!” Что
делать архитектору? Поедешь в Киев – москвичи обидятся: почему к нам не приехали?
Поедешь в Москву – в Киеве ничего не сумеют без него построить. Как быть? Думал-
думал архитектор и придумал...”
– Кто знает, что он придумал? – спросите малышей совсем другим, не сказочным
тоном. Очень может быть, что они слышали о чертеже и назовут это слово. Тогда надо
порадоваться, что они знают, и продолжить сказку. А если не знают, тогда пусть они
подумают минутку: как же архитектор вышел из положения? И только убедившись, что
“чертеж” для них слово новое, произнесите его.
– Надо сделать чертеж дома, и даже не один, а много, и послать их во все города. И
тогда все строители посмотрят на чертежи, увидят, сколько нужно кирпичей брать, как
надо их укладывать, и построят сразу во всех городах такие большие, удобные и красивые
дома.
– Давайте, ребята, и мы станем строителями, возьмем чертежи, кирпичи и начнем
строительство!
5.
СТРОИТЕЛЬСТВО. (альбом с заданиями)
6.
Игра «Кубики для всех»
Кубики для всех (от 2-3 лет) – одна из лучших игр для развития пространственного
мышления. Игра будет интересна детям любого возраста, а также взрослым.
Игра состоит из 7 фигурок, различных по форме: одна фигура из 3, а остальные из 4
кубиков каждая. Каждая окрашена в свой цвет: шесть основных и белый. Как и в других
развивающих играх Никитина, сложность заданий увеличивается постепенно.
Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их
комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками.
7.
Практическая часть для педагогов– раздать задания на карточках
Перед
вами
рисунок-задание,
постройте
из
фигурок
точно
такую
же
модель,
как
нарисована. (раздаточный материал)
8.
Сложи квадрат (от 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных
квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет
можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается
квадрат.
Игра
способствует
развитию
цветоощущения,
формированию
логического
мышления, усвоение понятий части и целого.
Эта
игра
возникла
из
головоломки,
в
которой
требовалось
из
нескольких
кусочков
различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому
Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух
лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов.
Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены
в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо cоставить 4 самых простых квадрата. Пусть
это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и -
разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком.
Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой - части одного цвета), либо показать,
как
из
двух
половинок
получается
целый
квадрат.
Дальше
ребенку
предоставляется
возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на
более
сложный. По
мнению
Никитина,
эта
игра
способствует
развитию
цветоощущения,
усвоению
соотношения
целого
и
части,
формированию
логического
мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.
Игра представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются
количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом
варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со
в с е м и
в а р и а н т а м и
и г р ы .
О н и
р а с п ол ож е н ы
в
п о р я д ке
у с л о ж н е н и я .
9.
П р а к т и ч е с к а я
ч а с т ь
д л я
п е д а г о г о в
№
1 .
В ы л ож и т е
н а
с т о л
в с е
к в а д р ат ы
( ч а с т и )
и
п е р е м е ш а й т е
и х .
№ 2. Рассортируйте по цвету все кусочки квадрата и разложить на кучки (попросите
р е б е н к а
н а з в а т ь
ц в е т а
и
о т т е н к и ,
с о с ч и т а т ь ) .
№ 3. Теперь нужно правильно сложить квадраты (можно устроить соревнования на время
м е ж д у
д е т ь м и ) .
10.
Дроби (от 3-5 лет)
Ребенок постоянно сталкивается с понятием целое - часть в повседневной жизни с самого
рождения. Мы режем пироги, делим пиццу и апельсины, смотрим на часы, наливаем в
мерную чашку определенное количество жидкости. Чем не повод рассказать малышу, что
такое дроби. Познакомить ребенка с дробями можно также с помощью специальных
пособий. Для разогрева стоит взять обычный апельсин, и поделить его, сопровождая
дележку известным стишком:
Мы делили апельсин,
Много нас - а он один!
Эта долька - для ежа!
Эта долька - для чижа!
Эта долька - для утят!
Эта долька - для котят!
Эта долька - для бобра!
А для волка - кожура!
Она сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда!
Игра "Дроби Никитина" состоит из двенадцати разноцветных кругов. Один круг - целый,
остальные поделены на части: на две, на три, на четыре, на пять, на шесть и так до
двенадцати. "Пользуясь в игре целым кругом и его частями" - считал Никитин, - малыши
приобретают
и
многие
представления
о
дробях,
об
их
соотношениях,
хотя
школа
отодвигает почему-то их усвоение на 5-6 лет - к 3-4-му классу". В этой игре нет такого
четкого чередования заданий, как в других играх; и каждый раз все 78 частей надо
высыпать из коробки на стол или на пол, а потом, в конце, снова укладывать их кружками
в коробку.
11.
Задача № 3. Уложите в ряд по одной части всех цветов: а) по порядку: первой
положите самую большую часть, затем поменьше и меньше, и так до самой маленькой,
чтобы каждая следующая была меньше предыдущих; б) уложите рядом такие же части, но
стопкой.
Внизу положите самую большую, а вверху – самую маленькую. Складывать,
чтобы стопка была красивой (например, “лесенка” или “ступеньки” с одной стороны, с
двух сторон и т.п.).
Задача № 7. Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг (двухцветный,
трехцветный, четырехцветный)?
Какие части для этого надо взять?
Задача № 8. Сколько целых разноцветных кругов можно сложить из игры “Дроби”?
(Каково наибольшее их число?)
12.
ИГРА ««СЛОЖИ УЗОР»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Кубики имеют 6 граней каждая грань окрашена
в разные цвета. Основных 4 цвета: красный, белый, синий, желтый. Особенность кубиков
Никитина заключается в том, что две грани кубика комбинируются двумя цветами.
Красным и белым треугольниками и другая грань синим и желтым треугольникам. Что
позволяет составлять из них цветные узоры в огромном количестве вариантов.
Для
начала
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
необходимо
просто
рассмотреть
кубики. Обратить внимание на то, в какие цвета они раскрашены.
Первые
игры
с кубиками
для
совсем маленьких: учим и закрепляем цвета и форму;
считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета. Дети
учатся выстраивать цветные дорожки и простые узоры.
В среднем возрасте задания для детей усложняются. под руководством взрослого дети
работают по схемам. Выстраивают различные узоры. Закрепляем навыки устного счета,
формы и цвета.
Ст а рш и е дошкольники
умеют
самостоятельно
выполнять
задания
по
схемам,
выстраивают
логическую
последовательность (цепочку)
и
проявляют
творческую
инициативу.
13.
П р а к т и ч е с к а я
ч а с т ь
д л я
п е д а г о г о в
№ 1. Перед вами рисунок-задание, сложите из кубиков такой же узор (лебедь, узор).
– раздать задания на карточках
14.
№ 2. Я буду читать текст сказки, а Вы по ходу выкладывать соответствующие узоры.
« С к а з к а
п р о
з о л о т у ю
р ы б к у »
Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта –
подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей
мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой
ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на
красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ.
Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли.
Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как
к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили
р ы б к у
д о м о й .
И
с т а л и
ж и т ь
о н и
д о л г о
и
с ч а с т л и в о !
Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в
абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет,
и с п о л ь з о в а т ь
в
р е ч и
р а з н ы е
в и д ы
п р е д л о ж е н и й .
15.
Игра Внимание – Угадай-ка
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и
запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь
фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут, а малыш должен его
нарисовать и возможно точнее. Надо “схватить” и форму знака, и соотношение частей, и
разницу в толщине линий, и число разных элементов, и длину линий, а иногда и угол
между ними. Чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его изобразить
мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, “сфотографировать”, сберечь в
памяти, а потом уже перенести на бумагу.
Фигуры-задания, которые предлагают ребенку, разделены на серии по 6 фигур,
причем сложность фигур возрастает от первых номеров к последующим и от первых
серий
к
последним.
Эти
задания
служат
развитию
главным
образом
внимания
и
зрительной памяти ребенка.
Во второй части игры: “Внимание – Угадай-ка” – серии короче – всего по 4 фигуры
в
каждой,
но
в
них
заложена
какая-то
закономерность
изменения
фигур.
Эту
закономерность и должен уловить ребенок. С этой целью ему показывают по очереди
только3 первых фигуры-задания, а 4-ю он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама
4-я фигура служит только для проверки правильности выполнения задания.
Выполнение заданий “Внимание – Угадай-ка” развивает, таким образом, еще и
сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости,
последовательности, связи, логику изменения фигур.
17
Игра Точечки
Сначала это был строгий математический тест, который разработали, чтобы измерять
“уровень математического развития” детей. Но дети восприняли его по-своему, и мы
увидели
в
нем
прекрасный
материал
для
развития
математического
мышления,
для
обучения счету и усвоения нумерации, причем материал, к которому можно возвращаться
много раз и на протяжении 5–6 лет, добавляя к знакомым уже и разгаданным задачам все
новые и более сложные.
18
Задание № 14. Складываем заданное число точек разным количеством фигур.
Это задание можно делать только в одном цветовом ряду, а можно смешивать фигуры
разного цвета, предварительно договорившись об этом.
- Можно ли разложить все цветные фигуры парами по 10 точек в каждой паре?
- Можно ли, отложив в сторону фигуры с 10 точками, разложить все цветные фигуры по 9
точек в каждой паре?
- Можно ли разложить все цветные фигуры на стопки по 15 точек в каждой стопке?
Сколько таких стопок получится?
19
Никитинские игры рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их
вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы.
Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые
задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее
предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее,
чем выше уровень творческих способностей ребенка.