Автор: Слаутина Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП № 74
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование у четвероклассников умений решать задачи в процессе групповой формы работы.
Раздел: начальное образование
Формирование у четвероклассников умений решать задачи на доли и дроби в процессе
групповой формы работы.
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования у четвероклассников умений решать задачи
на доли и дроби в процессе групповой формы работы. Автором разработана и апробирована
система заданий для проведения групповой работы, направленной на формирование умений
работать с простыми и составными задачами на доли и дроби. Кроме этого, описаны необхо-
димые педагогические условия при проведении данной работы: соблюдение этапов организа -
ции групповой работы и требований к их проведению, последовательное усложнение видов
групповой работы и содержания учебного материала, прорабатываемого в группах. Более эф -
фективному формированию у четвероклассников умений решать задачи на доли и дроби
способствует также использовании разных способов формирования групп в зависимости от
целей работы, систематичность проводимой работы и учет последовательности изучения за -
дач данного вида в курсе математики.
Ключевые слова: обучение математике, задачи, доли и дроби, групповая форма работы.
Полный текст статьи.
Умение решать задачи на доли и дроби - важная составляющая курса математики на-
чальной школы, которая является одним из показателей уровня сформированности у учащих -
ся общего умения решать задачи. Это помогает ученику вырабатывать правильные математи -
ческие понятия, понимать различные стороны взаимосвязей окружающей жизни, дает воз -
можность применять изучаемые теоретические положения в практической жизни.
Понятие «задача» в математике имеет множество определений. Математические задачи,
в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, принято называть
текстовыми [1]. Задачи на доли и дроби, представленные в курсе начальной школы, - тексто-
вые. Они состоят из следующих элементов: данные с их свойствами, отношения между дан -
ными, искомые с их свойствами, отношение между данными и искомыми, указание на необ-
ходимость найти искомое [2].
К основным видам задач на доли и дроби, изучаемым в начальной школе, относятся за-
дачи на нахождение доли числа, на нахождение числа по его доле и на нахождение дроби
числа. Методика работы над задачами данных видов, в соответствии с общей методикой ра -
боты с задачами, предусматривает 3 ступени [1]:
1) проведение учителем подготовки к решению задач рассматриваемого вида (установление
связи между данными и искомыми величинами).
2) знакомство с решением задач - выбор соответствующих действий.
1
3) закрепление умения решать задачи данного вида.
Широкие возможности для формирования умения решать задачи на доли и дроби
открывает использование групповой формы работы на уроках математики. Группа - это со -
брание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно
или бессознательно подчинённую общей цели [3]. Ее ценность в непосредственном взаимо-
действии между учащимися и опосредованном руководстве деятельностью ученика со сторо-
ны учителя.
Организовать
взаимодействие
учащихся
в
группах
можно
разными
способами
(«мозговой штурм», кооперативный и конвейерный тип взаимодействия, способ по различ-
ным трудностям и проблемам). Успешность групповой работы также зависит от того, на-
сколько правильно сформированы группы.
При организации групповой работы выделяются несколько этапов: организационно -
подготовительный, собственно групповая работа и итоговая [4]. Подготовка учителя к прове-
дению групповой учебной работы на уроках математики предусматривает:
1) определение целей и задач урока;
2) планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения;
3) определение формы проведения групповой учебной работы учащихся и исполняемых ими
ролей;
4) обеспечение необходимыми материалами;
5) выбор способа оценки результатов работы учащихся.
В 4 классе для проведения систематической работы в данном направлении предлагает-
ся использовать следующие виды заданий:
Задание 1:
На стоянке 20 автомобилей. Пятая часть всех автомобилей - внедорожни-
ки. Сколько внедорожников на автостоянке?
20·5=100
В стопке 5 тетрадей в клетку, это четвертая часть всех тетрадей. Сколь-
ко тетрадей в стопке?
4·5=20
В книжном шкафу 20 справочников. Это пятая часть всех книг. Сколько
книг в шкафу?
20:5=4
Пятая часть всех жителей дома – дети. Сколько жителей в доме, если де-
тей четверо?
20:4=5
На покупку тетради Оля потратила четверть своих денег. Сколько стоит
тетрадь, если у Оли 20 рублей?
5·4=20
Обсудите в паре решение каждой задачи и соедините задачу с ее верным решением. По -
сле выполнения задания проверьте по экрану.
2
Задание 2:
а) В книге а страниц. Сказки составляют пятую часть всей книги. Сколько страниц состав-
ляют сказки? (а : 5)
б) На улице х пятиэтажных домов, что составляет третью часть всех домов. Сколько всего
домов на улице? (х ·3)
в) В вазе у конфет. Две трети из них - шоколадные. Сколько шоколадных конфет в вазе? (у : 3
·2)
г) В классе с учеников. Шестая часть учеников заболела. Сколько детей присутствует на
уроках? (с – с : 6)
В паре обсудите и запишите на листочке буквенные выражения по данным задачам. По -
сле выполнения задания проверьте по доске.
После составления буквенных выражений выберите в паре одно из буквенных выраже-
ний и составьте новый текст задачи, подбирая числовые данные. Объединитесь в группы по 4
человека и продиктуйте свою задачу остальным участникам группы для решения.
Задание 3: На доске дана схема задачи. В паре выберите задание, которое будете к ней
выполнять, и совместно выполните его.
5 кг
?
Вариант 1: используя схему, дополнить условие задачи числовыми данными, и решить
задачу:
«Дыня
весит
…,
что
составляет
одну
…
часть
массы
арбуза.
Какова
масса
арбуза?»
Вариант 2: составить по схеме новую задачу со своим сюжетом.
Задание 4:
Длина цветника прямоугольной формы равна 20 м, а ширина – 5 м. Его площадь со-
ставляет 1/10 часть площади огорода. Найди площадь огорода.
В парах устно проведите анализ решения задачи по вопросу и запишите решение. Затем
измените условие задачи так, чтобы площадь огорода стала меньше.
Объединитесь из пар в группы по 4 - 6 человек и продолжите работу в группах: расска-
жите вариант задачи с измененным условием остальным участникам своей группы и про -
верьте друг у друга, правильно ли выполнено задание (уменьшилась ли площадь огорода).
Задание 5:
Масса угля в железнодорожном вагоне 60 т. Самосвал может взять третью часть
этого груза. Сколько рейсов надо сделать на самосвале, чтобы разгрузить 6 таких вагонов?
3
Для работы с задачей разделитесь на группы по 4 человека, совместно в группе составь-
те план решения задачи и приготовьтесь его объяснить.
Задание 6:
На экскурсию отправилось 8 взрослых, и они составили четверть всей группы. Сколько
детей было на экскурсии?
Проведите коллективный анализ данной задачи.
В паре выберите одно из заданий к задаче и выполните его. После того, как задание вы -
полнено, объединитесь в группы по номеру задания. Используя карточки с верными ответа -
ми, проверьте себя и обсудите друг с другом результаты выполнения задания.
Варианты заданий:
1. Выбрать выражение, которое будет решением задачи, и объяснить его.
8 : 4 + 8
8 · 4 - 8
8 · 4 + 8
2. Найти ошибки в решении задачи и исправить их.
1) 8 · 4 = 32 (чел) – взрослых на экскурсии.
2) 32 + 8 = 40 (чел) – детей на экскурсии.
3. Изменить условие задачи, чтобы она подходила к выражению: 8 · 5 – 8.
Задание 7:
На стройку дома доставили 3360 т строительных материалов. Десятую их часть со-
ставляла известь, двенадцатую часть – цемент. На сколько больше доставлено тонн изве-
сти, чем цемента?
Для выполнения задания разделитесь на 6 групп по 4 человека. В группах прочитайте
условие задачи и составьте к данному условию как можно больше вариантов вопроса задачи
(можно использовать как полностью все условие, так и его часть).
Задание 8:
В коробке было 16 конфет. ¾ конфет съели. Сколько конфет осталось?
Выполните задание, данное на индивидуальной карточке.
Содержание карточек (в соответствии с уровнем сформированности умения решать зада-
чи данного вида):
а) Поставь действия из решения задачи в верном порядке:
• 16 – 12 = 4 (к.)
• 4 · 3 = 12 (к.)
•16 : 4 = 4 (к.)
4
б) Составь решение задачи по плану:
- находим ¼ часть конфет;
- находим ¾ части конфет;
- из количества всех конфет вычитаем съеденные конфеты;
в) Запиши решение задачи с пояснениями.
Правильность выполнения задания проверяется по экрану и оценивается (индивидуально).
1) 16 : 4 = 4 (к.) -1/4 часть конфет
2) 4 · 3 = 12 (к.)- съели.
3) 16 – 12 = 4 (к.)
Ответ: 4 конфеты осталось.
Данные задания были апробированы учащимися 4 класса МОКУ СОШ посёлка Красно -
октябрьский Куменского района Кировской области. Они применялись на формирующем эта-
пе проводимого эксперимента по формированию умений решать задачи на доли и дроби в
процессе групповой работы. Динамика результатов показала положительные результаты.
Таким образом, групповая форма работы является эффективной для формирования
умений решать задачи на доли и дроби. При необходимом соблюдение следующих условий:
1.
В соответствии с целями работы использовать разные способы формирования групп
(по желанию, по уровню сложности задания, сформированная учителем, случайная группа).
2.
Работу проводить последовательно, с постепенным усложнением содержания учебно-
го материала, прорабатываемого в группах.
3.
Организацию групповой работы строить с учетом последовательности изучения задач
данного вида в курсе математики начальной школы.
4. Использовать все 3 вида групповой работы: сначала парную как самую простую, затем
единую (однородную) групповую и дифференцированную групповую работу.
Список литературы.
1.
Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных
классах. - М.: Просвещение, 2010. - 335 с.
2.
Истомина Н.Б. Обыкновенные дроби. – Минск. Тико, 2011. – 680 с.
3.
Лийметс, Х.И. Групповая работа на уроке. - М.: Знание, 1975.- 64 с.
4.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,
1998. – 256 с.
5