Автор: Ковальчук Алина Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ЮФУ, Академия психологии и педагогики, кафедра начального образования
Населённый пункт: г. Ростов–на–Дону
Наименование материала: статья
Тема: Содержание и способы становления учебной деятельности младших школьников на уроках орфографии
Раздел: начальное образование
Важное
место
в
методике
обучения
раздела
орфографии
занимает
проблема словарно – орфографической работы. Она остаётся актуальной в
настоящее
время
в
силу
ряда
причин:
в
начальной
школе
нет
единого
поклассного
словарного
минимума,
существует
терминологическая
разногласица, несистематизированность и разрозненность методов и приёмов
обучения орфографии, которые используются на практике.
Понятие «словарно – орфографическая работа» употребляется также
как «словарная работа», «работа над словарными словами», «работа над
словами
с
труднопроверяемыми
написаниями»,
«работа
над
вариантами
орфограмм». Эти термины встречаются в работах отечественных методистов:
Н.Н.
Китаева,
П.П.
Иванов,
М.В.
Ушаков,
Н.С.
Рождественский,
А.В.
Текучева и др.
Словарно – орфографическая работа – работа, связанная с грамматико-
орфографическими
трудностями
слов,
однако
ученые
не
имеют
единого
мнения о том, что, необходимо понимать под сущностью и содержанием
словарно
-
орфографической
работы
[1].
Единица
содержания
словарно-
орфографической
работы
в
начальной
школе
-
слово
с
непроверяемым
написанием,
а
также
слово
с
труднопроверяемым
написанием.
Под
непроверяемыми
написаниями
в
русском
языке
понимают
написания,
которые не регулируются орфографическими правилами, подчиняющимися
традиционному принципу орфографии [1].
В общей системе работы по орфографии слова с непроверяемыми и
труднопроверяемыми
написаниями
нуждаются
в
особых
методических
подходах.
Таким
образом,
основная
задача
словарно
–
орфографической
работы состоит в овладении учащимися навыками работы с непроверяемыми
и труднопроверяемыми словами, обогащении их словаря, а также развитии их
устной и письменной речи.
Словарные
слова
вызывают
затруднения
у
учащихся.
Многие
допускают
ошибки
в
этих
словах.
В
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования составители современных учебников по русскому языку
рассматривают
словарно
–орфографическую
работу
как
часть
работы
по
развитию речи, мышления воображения, как часть знаний о языке.
К примеру, особенностью учебников русского языка из УМК «Школа
России»
является
постоянная
повторяемость
словарных
слов,
высокая
частотность
их
употребления.
Такое
повторение
-
лучший
способ
долговременного запоминания словарных слов. Слова с непроверяемыми и
труднопроверяемыми
написаниями
младшие
школьники
встречаются
на
каждом
уроке.
Словарная
работа
–
это
не
эпизод
в
работе
учителя,
а
систематическая,
хорошо
организованная
работа,
педагогиче ски
целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского
языка
[5].
Базой
для
формирования
орфографических
навыков
речи
при
изучении словарных слов должна стать активная учебная работа учеников.
Педагог
старается
сделать
эту
работу
более
эффективной
благодаря
следующим условиям:
- активизация умственной деятельности учеников;
- развивающий характер учебной деятельности;
- систематическая работа с изучаемыми орфограммами.
В учебниках УМК «Школа России» присутствует «картинный словарь»
для
слов
с
непроверяемыми
и
труднопроверяемыми
написаниями.
Справочный аппарат учебников включает различные памятки и миниатюрные
словари. Они необходимы учащимся для развития навыков самостоятельной
деятельности
(«орфоэпический
словарь»,
«толковый
с ло ва р ь» ,
орфографический
словарь»,
«словарь
синонимов»,
«словарь
антонимов»,
«словарь однокоренных слов»). Они позволяют обучать детей обращению к
ним при решении разного рода учебно - познавательных задач во время
выполнения классной и внеклассной работы. Последовательность работы с
каждым из словарей указана в упражнениях. Во всех учебниках по русскому
языку есть упражнения по работе со словариками. Например, 1 класс, стр. 8,
упражнение 14. Найди в толковом словаре учебника значение слов «невежа»
и «невежда»; 2 класс, стр.132, упражнение 222. Приведите примеры таких
слов, используя словари в учебнике.
Рабочие
тетради
для
учащихся
1-
4-
классов
помогают
закрепить
знания,
полученные
на
уроках
русского
языка.
Вся
система
заданий
и
упражнений направлена на обогащение словарного запаса ребенка, отработку
навыка
грамотного
письма,
формирует
умение
анализировать
и
классифицировать лингвистические явления.
В
УМК
«Гармония»
центральное
место
в
обучении
занимает
фонетическая работа. Целенаправленное обучению обнаружению орфограмм
должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе
звукобуквенного
анализа
слов.
Работу
над
умением
обнаруживать
орфограммы, как советует М.С. Соловейчик, стоит начинать со знакомства с
признаками
наиболее
распространённых
“опасных
мест”
в
словах
–
с
признаками
слабых
позиций
фонем
[6].
Система
работы
по
развитию
орфографической
зоркости
первоклассников
разделена
на
этапы
таким
образом, что всякое новое задание находится в тесной связи с предыдущим и,
опираясь на него, делает шаг вперёд. Примером может служить опорная
памятка
по
развитию
орфографической
зоркости
у
первоклассников.
Алгоритм запоминания: 1) читаем слово или предложение, чтобы понять его
и запомнить; 2) Отмечаем «опасные места»; 3) Читаем еще раз вслух так, как
написано;
4)
Повторяем,
как
было
написано
(не
глядя
на
запись);
5)
Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано,
отмечаем «опасные места».
Со
2
класса
вводится
особый
способ
письма
-
с
«окошками».
Он
необходим по нескольким причинам:
- для развития орфографической зоркости учащихся;
- для достижения безошибочности письма;
-
для
реализации
младшим
школьником
своего
желания
правильно
писать.
На протяжении всего курса русского языка в центре внимания стоят
базовые орфографические умения. К таким умениям можем отнести умения
[2]:
- обнаруживать орфограммы (орфографической зоркости);
-
определять
разновидности
орфограмм
(а
значит
–
требуемые
правила);
- применять различные правила;
-
осуществлять
орфографический
самоконтроль
(проверку
написанного).
Словарно-орфографическая
работа
является
неотъемлемой
частью
школьной программы обучения русскому языку и способствует решению
многих
важных
задач.
Во-первых,
помогает
формировать
личность
учащегося,
его
мировоззрения,
расширяет
словарный
запас,
развивает
орфографическую
зоркость,
позволяет
сформировать
у
ученика
навыки,
необходимые для будущей практической деятельности. Во-вторых, во время
словарно-орфографической
работы
происходит
знакомство
ученика
с
богатством и возможностями родного языка.
Словарно – орфографическую работу на уроках русского языка стоит
начинать с развития умения находить в словах орфограмму и определять её
вид. Ученикам стоит научиться писать слова: а) с орфограммами, отбор
которых регулируется орфографическими правилами; б) с непроверяемыми
орфограммами.
Для
работы
с
каждой
орфограммой
существуют
разные
методики, так как первая из них имеет дело с большой численностью слов,
определяемых одним правилом, а вторая - с отдельными словами.
В работе с трудно проверяемыми написаниями М.Р. Львов выделяет два
шага.
Первый
заключается
в
ознакомлении
с
орфограммой
и
орфографическим
правилом.
Второй
шаг
подразумевает
процесс
формирования орфографических умений. Рассмотрим поочерёдно каждый
шаг [15].
1.
Ознакомление
с
орфограммой
и
орфографическим
правилом.
Формирование
навыка
грамотного
письма
основывается
на
усвоении
грамматической
теории
и
орфографических
правил.
Орфографическое
правило -
это
предписание,
указание
нормативного
характера,
которое
устанавливает
порядок
выполнения
орфографического
действия,
решения
орфографической
задачи
[15].
Основное
предназначение
правила
—
обобщать однородные орфограммы. Методика изучения орфографического
правила
зависит
от
его
специфики.
В
классификации
Д.
Богоявленского
можно выделить три группы правил:
а) одновариантные правила подразумевают для одной и той же фонетической
или
грамматической
ситуации
один
установленный
вариант
написания.
Например, правописание гласных после шипящих (ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ,
ЩУ).
б) двухвариантные орфографические правила также содержат указания на
правописание
орфограмм.
Однако
в
таковых
правилах
дается
некоторое
количество
вариантов
написания
(традиционно
два).
Выбор
варианта
написания
обусловливается
дополнительными
(фонетическими
или
морфологическими)
признаками
орфограмм.
Например,
правописание
приставок раз-, воз-, низ- и др.
в) правша рекомендации — это правила, которые не содержат информации об
образце письма. Правило сводится к рекомендации какого – либо приема,
применение
которого
может
привести
ученика
к
правильному
решению
орфографической задачи. Например, правила проверки безударных гласных,
звонких, глухих и непроизносимых согласных и другие.
Как
указывает
В.П.
Канакина,
работа
над
формулировкой
правила
проводится
по
учебнику.
Важно,
чтобы
учащиеся
осмыслили
структуру
правила. Выделить главное, то, что отражено в правиле, помогают вопросы,
которые одновременно являются и планом формулировки правила. Усвоение
нового правила происходит в процессе выполнения учениками практических
упражнений
[16].
С
целью
запоминания
и
воспроизведения
нового
орфографического правила учащимся предлагается по учебнику прочесть его
два-три раза. Воспроизводится оно всеми учащимися один-два раза про себя
и двумя-тремя - вслух. Только так можно создать условия для применения
нового
орфографического
правила
на
практике.
Обучение
школьников
умению применять правила на практике формируется на основе подражания
образцу, который ученики либо получают в учебнике, либо его дает учитель
[35] .
2. Методы формирования умения писать слова с изученными орфограммами.
Т.Г.
Рамзаева
выделяет
следующие
группы
орфографических
упражнений [35]:
1. Грамматико-орфографический разбор.
2. Списывание.
3. Диктанты.
4. Лексико-орфографические упражнения.
5. Изложения
В начальной школе должно быть сформировано умение списывать в
соответствии
с
правилами
каллиграфии
и
орфографии,
аккуратно
и
без
исправлений, не допуская пропусков и перестановки букв, верно используя
знаки
препинания.
В
целях
овладения
учащимися
умением
списывать
преподаватель,
начиная
с
1
класса,
систематически
обучает
школьников
этому. В качестве материала для списывания могут быть слова, отдельные
предложения и небольшие тексты.
В соответствии с целью, которую ставит педагог, перед списыванием
может быть небольшая подготовка: проговаривание слов с орфограммами,
которые требуют проверки, и обоснование, почему слово пишется так, а не
иначе, подсчет в тексте орфограмм, которые определяет данное правило и т.п.
По
мнению
Э.В.
Гордеева,
в
практике
обучения
русскому
языку
списывание
чаще
всего
сочетается
с
выполнением
упражнений
грамматического, лексического или словообразовательного характера [9]. Это
даёт возможность отработать с учащимися применение орфографического
правила,
так
как
сам
характер
заданий
требует
актуализации
тех
грамматических, фонетических или словообразовательных знаний, которые
составляют теоретическую основу формируемого орфографического навыка.
Кроме
того,
комплексные
упражнения
позволяют
в
единстве
с
орфографической решать и задачу развития речи. Примеры комплексных
видов упражнений [35]:
1. Списать, найти однокоренные слова, выделить в них корень, обозначить
ударение.
2. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какая часть слова не дописана?
Укажите часть речи, падеж, объясните написание.
3. Списать, вставить в текст подходящее по смыслу слово, выбирая из слов,
данных в скобках.
4. Выборочное списывание.
Учитель
начальных
классов
В.В.
Смирнова
в
статье
«Работа
над
орфограммами
на
уроках
русского
языка
в
начальной
школе»
приводит
методы и приёмы организации орфографической работы, используемые ею в
своей педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них [35].
1.
Письмо
через
строчку.
На
уроках
русского
языка
учащиеся
используют
ручки
с
пастой
зелёного
цвета
и
цветные
мелки.
Ученики
записывают
в
тетради
предложения,
оставляя
одну
пустую
строчку
для
проверочных слов. Если только устно находить и выделять орфограммы и
называть
проверочные
слова,
то
слабоуспевающие
учащиеся
могут
всё
«пропустить
мимо
ушей».
Очень
трудно
научить
младших
школьников
находить орфограммы в словах предложения, когда они все сливаются, и
подбирать проверочные слова. И учителю трудно проверять тетради, и сам
ученик ничего не различит. Поэтому помогает выделение зелёным цветом.
2. В процессе работы, анализируя характер ошибок, учитель выяснила, что
дети часто ошибаются в выборе проверочных слов. Возник вопрос: с чего
начать? Она нашла выход, составив для детей план действий [35]:
1) поставить в словах ударение;
2) определить часть речи;
3) выяснить, в какой части слова находится орфограмма;
4) дальше действовать в соответствии с правилом.
Главным
в
обучении
правописанию
является
орфографическое
правило, его использование, т. е. решение орфографической задачи, однако
решение орфографической задачи может быть при условии, если младший
школьник видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев
найти
орфограмму,
учащийся
сможет
решить
вопрос
о
ее
правильном
написании.
Значит,
умение
обнаруживать
орфограммы,
называемое
орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением,
начальным этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
В
русском
языке
встречается
большое
количество
слов,
которые
невозможно проверить с помощью орфографического правила. В начальной
школе
изучение
словарных
слов
строится
на
традиционном
принципе
русского языка – запоминании. Чтобы процесс запоминания был успешным,
педагог должен развивать все виды долгосрочной и краткосрочной памяти
учащихся.
По мнению Т.Г. Рамзаевой, существуют различные методы организации
словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Рассмотрим
некоторые из них [35].
1. Метод наблюдения. Ребёнок самостоятельно в тексте находит слова с
непроверяемыми орфограммами.
2.
Практические
методы.
К
таким
методам
можем
отнести
словарный
диктант, выборочный диктант, работа с ИКТ.
3. Наглядный метод. В классе могут быть представлены различные стенды со
словарными словами, разборные морфемные таблицы.
4. Словесные методы. Этимологический анализ слова, ассоциативный образ,
загадки, ответы в которых – словарные слова.
Учителя делятся своим опытом организации работы со словарными
словами.
Каждый
раз
при
работе
с
учебником
или
проверке
домашнего
задания
необходимо
выяснять,
все
ли
встречающиеся
слова
с
непроверяемыми
написаниями
понятны
детям.
Нужно
научить
младших
школьников находить такие слова в статье, тексте, предложении. Хорошим
помощником в запоминании словарных слов может служить индивидуальный
словарик учащегося. При выполнении упражнений и заданий, встречая слово
с непроверяемой орфограммой, ребёнок записывает слово в словарь. Тем
самым
запоминая
слово.
Какова
же
последовательность
действий
при
знакомстве с новым словарным словом? Для начала учащийся читает данное
слово. Затем записывает его на доске, ставит в нем ударение, выделяет
корень,
находит
безударную
гласную,
которую
не
может
проверить,
проговаривая всё вслух. Далее дети записывают данное слово в тетрадях,
разбирают его по составу, подбирают родственные слова, при надобности
проводят этимологический анализ. Для лучшего запоминания можно дать
задание,
составить
с
этим
словом
словосочетание
или
предложение.
Например,
встретилось
слово ветер.
Учащиеся
проговаривают
его,
записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так:
ветер – ветерок, ветреность, безветренная (погода). После чего составляют
предложения: «Внезапно подул ветер. Ветерок медленно колышет деревья.
На улице безветренная погода». Такие задания обогащают речь младшего
школьника,
пополняют
его
словарный
запас,
помогают
научиться
самостоятельно находить словарные слова.
По мнению В.В. Эраткиной, эффективному запоминанию слов, а также
проверки
знаний
учеников
поможет
такой
вид
работы,
как
словарный
диктант,
включающий
отдельные
слова
и
словосочетания.
Чтобы
разнообразить задание, можно сделать диктант тематическим. Например, по
теме
«Фрукты
и
ягоды»:
абрикос,
виноград,
ежевика,
земляника,
лимон,
яблоко; «Комната»: балкон, зеркало, ковер, карниз, скатерть, пианино [6].
Наглядным пособием для учащихся может стать стенд с заголовком
«Запомни». На нём можно разместить слова, которые часто встречаются в
устной
и
письменной
речи
школьников,
однако
которые
отсутствуют
в
словаре учебника.
Как
считает
В.В.
Эраткина,
еще
одна
увлекательная
для
учеников
работа, которая даёт положительный результат – работа с этимологическим
словарём. Этимологический анализ слов пробуждает у младших школьников
интерес к трудным словам, а также помогает быстрее их запомнить [6].
Например, слово библиотека. Библиотека – «библио» по-гречески – книга;
«текос» – хранилище. Т. е. «книгохранилище», «собрания книг».
В своей
педагогической
работе
учитель
может
использовать
задание,
где
нужно
заменить развернутое описание, одним словом:
1) Игра, в которой нужно ногой забросить мяч в ворота – футбол;
2) Кислый фрукт – лимон;
3) По ней поднимаются вверх и спускаются вниз – лестница;
4) Человек, побывавший в космосе – космонавт [6].
Л.Н.
Калинина
указывает,
что
часто
бывает,
что
дети
выполняют
домашнее
задание
неохотно.
Чтобы
такого
не
случалось,
необходимо
подбирать
задания,
вызывающие
у
них
живой
интерес.
Это
поможет
в
расширении
словарного
запаса,
самоутверждению
его
личности,
приучит
быть заинтересованным в поиске. Например, задание поработать со словарём.
Каждому учащемуся в классе даётся слово и ему необходимо провести его
анализ по плану [32]. План:
1.
Запиши слово.
2.
Подбери иллюстрацию, картинку, сделай рисунок.
3.
Подбери загадку или стихотворение с данным словом.
4.
Выясни значение слова с помощью толкового словаря.
6.
Имеет ли оно переносный смысл, бывает ли многозначным?
7.
Запиши “родственников” слова.
К
такому
роду
заданий
ученики
относятся
с
интересом.
Они
с
удовольствием ищут информацию, стараются творчески её оформить. На
уроке выслушивают выступления товарищей, берут для себя что-то новое.
Такая
работа
позволяет
не
только
развивать
учебные
навыки,
но
и
тренировать память, внимание, воображение, чистоту речи, делает младшего
школьника уверенным в собственных силах, развивает его многопланово,
совершенствует
способность
к
исследованию
и
творчеству.
В
четвертом
классе можно усложнить задание, чтобы дети готовили не краткую справку о
слове, а подробную «энциклопедию слова». Детям на такое задание нужно
больше
времени
и
сил.
Они
делают
анализ,
пользуясь
толковым,
фразеологическим, этимологическим и другими словарями. В выполнении
задании ребёнку могут оказывать помощь родители, и тогда это уже будет
семейное творческое исследование.
Ученые – методисты посвящают немалое количество книг, журналов,
статей проблеме изучения непроверяемых написаний в начальных классах.
Н.Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при запоминании
слов с непроверяемыми написаниями [15].
П.П. Иванов в своей методике
установил
последовательность
работы
с
непроверяемыми
безударными
гласными.
Н.С.
Рождественский
рекомендовал
приемы,
облегчающие
запоминание
слов.
Например,
группировку
слов
по
орфографическому
признаку.
В.В.
Эраткина,
опираясь
на
психолого-педагогические
и
лингвометодические источники, выделила и описала множество приемов,
которые направленны на активизацию учебной деятельности при работе с
непроверяемыми написаниями. Например, запись слов по алфавиту, подбор и
запись
однокоренных
слов
других
частей
речи,
подбор
синонимов
и
антонимов,
составление
и
дописывание
таблиц,
выборочный
ответ,
письменный
пересказ
текста
на
основе
словарных
слов,
выборочное
списывание, сочинение, используя опорные слова [15].
Для совершенствования работы по изучению слов с непроверяемыми
написаниями, по мнению М.В. Дмитрюка, необходимо [12]:
включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в
общую систему формирования орфографических умений;
разнообразить работу путем использования различных средств и
способов обучения;
чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче будет его речь,
знания по предмету будут глубже и прочнее, построить связное
высказывание с использованием изученных слов будет легче.
Таким образом, одним из главных способов повышения эффективности
работы
с
непроверяемыми
написаниями
является
создание
системы
определённых приёмов и методов, которая бы применялась из урока в урок и
несла постоянный характер.