Напоминание

Особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста


Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 " Солнышко"
Населённый пункт: Свердловская область, город Сухой Лог
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития познавательного интереса у детей

дошкольного возраста

Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из

самых

актуальных

в

психолого-педагогической

литературе.

Поэтому

современные программы предусматривают формирование у дошкольников не

отдельных

отрывочных,

«облегченных»

знаний

об

окружающем

мире,

а

вполне

достоверных

элементарных

систем

представлений

о

различных

свойствах и отношениях предметов и явлений.

В Базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что

дошкольник

должен

иметь

представление

о

познавательном

интересе

в

собственном

развитии,

интересоваться

спецификой

своего

восприятия,

воображения,

памяти,

мышления;

владеть

начальными

формами

исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в

педагогике,

так

как,

являясь

и н ди ви дуа л ь н о - п с и хол о ги че с ко й

характеристикой

человека,

отражает

весьма

сложные

взаимодействия

психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Говоря о важности познавательного интереса, возрастная психология

располагает

многосторонними

данными

о

состоянии

и

динамике

познавательных

процессов

у

детей

дошкольного

возраста.

Проблема

особенностей

познавательного

развития,

создания

условий,

эффективно

влияющих на формирование познавательного интереса детей дошкольного

возраста,

на

протяжении

многих

лет

занимает

одно

из

ведущих

мест

в

психолого-педагогических

исследованиях.

К

ней

обращались

многие

психологи и педагоги прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П.

Вахтеров,

и

др.)

так

и

зарубежные

(Д.

Болдуин,

Д.

Брунер,

и

др.)

Современные

психологи

изучали

различные

аспекты

проблемы

познавательного

развития

дошкольников:

формирование

познавательных

интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,и др.)

особенности

проявления

познавательной

потребности

у

детей

(Д.Б.

Богоявленская,

B.C.Юркевич)

возрастную

специфику

проявления

детской

любознательности

(Д.Б.

Годовикова,

В.Г.

Иванов)

процесс

появления

и

развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова и др) В ряде работ

раскрываются

условия

и

направления

педагогической

деятельности

по

развитию познавательного интереса в дошкольном возрасте.Исследователи

выделяют целый спектр составляющих сформированности у дошкольника

познавательного отношения к окружающему миру, где наиболее значимыми

выдвигаются познавательная активность и познавательный интерес.

В

среднем

дошкольном

возрасте

познавательное

развитие

является

сложным

комплексным

феноменом.

Оно

включает

развитие

восприятия,

памяти,

мышления,

внимания,

воображения.

Эти

процессы

представляют

собой разнообразные формы ориентации дошкольника в окружающем мире,

в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период среднего

дошкольника важен для развития познавательных потребностей ребенка, т. к.

в этом возрасте заметно нарастают возможности деятельной преобразующей

активности.

Познавательные

потребности

находят

выражение

в

форме

деятельности,

которая

направлена

на

обнаружение

нового

(поисковой

активности,

исследовательской).

Основные

вопросы

этого

возрастного

периода:

«Как?»,

«Зачем?»,

«Почему?».

Средние

дошкольники

пытаются

сами

найти

ответ,

использовать

свой

небольшой

опыт

для

объяснения

непонятного, а порой и провести собственный эксперимент .

Познавательный интерес – это общий феномен интереса, интегральное

образование

личности.

Он

имеет

сложную

структуру,

составляющими

которой являются как отдельные психические процессы (эмоциональные,

регулятивные,

интеллектуальные),

так

и

выраженные

в

отношениях

объективные и субъективные связи человека с миром .

Анализ характеристик познавательного интереса позволил выделить

критерии его развития у детей дошкольного возраста. Данная классификация

критериев

включает

в

себя

три

позиции:

основные

составляющие

познавательного

интереса,

показатели

его

проявлений

и

стадии

развития

данных проявлений.

1.

Интеллектуальная

составляющая.

Показатели

проявлений:

возникновение

познавательных

вопросов,

обращенность

к

изучаемому

объекту, представления об окружающем.

2.

Эмоционально-волевая

составляющая.

Показатели

проявления:

проявление эмоций, связанных с познанием, активность и самостоятельность

в преодолении трудностей; сосредоточенность и внимание к познавательной

информации.

3.

Процессуальная

составляющая.

Показатели

проявлений:

исследовательский

подход

в

решении

умственных

и

поисковых

задач,

стремление

найти

нестандартный

способ

решения

поисковой

задачи,

обращенность

на

отдельные

стороны

познавательной

деятельности,

проявление умений вступать в диалог по поводу познания.

На

основе

вышесказанного,

можно

сделать

вывод,

что

возрастной

период

среднего

дошкольника

важен

для

развития

познавательных

потребностей ребенка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности

деятельной

преобразующей

активности.

Познавательные

потребности

находят

выражение

в

форме

деятельности,

которая

направлена

на

обнаружение нового (поисковой активности, исследовательской).

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой

форме познания она осуществилась, являются знания.

Таким

образом,

в

процессе

развития

детей

дошкольного

возраста

познавательный

интерес выступает в многозначной роли: и как средство

живого,

увлекающего

ребенка

обучения,

и

как

сильный

мотив,

к

интеллектуальному

и

длительному

протеканию

познавательной

деятельности,

и

как

предпосылки

формирования

готовности

личности

к

непрерывному образованию.



В раздел образования