Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 " Солнышко"
Населённый пункт: Свердловская область, город Сухой Лог
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития познавательного интереса у детей
дошкольного возраста
Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из
самых
актуальных
в
психолого-педагогической
литературе.
Поэтому
современные программы предусматривают формирование у дошкольников не
отдельных
отрывочных,
«облегченных»
знаний
об
окружающем
мире,
а
вполне
достоверных
элементарных
систем
представлений
о
различных
свойствах и отношениях предметов и явлений.
В Базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что
дошкольник
должен
иметь
представление
о
познавательном
интересе
в
собственном
развитии,
интересоваться
спецификой
своего
восприятия,
воображения,
памяти,
мышления;
владеть
начальными
формами
исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в
педагогике,
так
как,
являясь
и н ди ви дуа л ь н о - п с и хол о ги че с ко й
характеристикой
человека,
отражает
весьма
сложные
взаимодействия
психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Говоря о важности познавательного интереса, возрастная психология
располагает
многосторонними
данными
о
состоянии
и
динамике
познавательных
процессов
у
детей
дошкольного
возраста.
Проблема
особенностей
познавательного
развития,
создания
условий,
эффективно
влияющих на формирование познавательного интереса детей дошкольного
возраста,
на
протяжении
многих
лет
занимает
одно
из
ведущих
мест
в
психолого-педагогических
исследованиях.
К
ней
обращались
многие
психологи и педагоги прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П.
Вахтеров,
и
др.)
так
и
зарубежные
(Д.
Болдуин,
Д.
Брунер,
и
др.)
Современные
психологи
изучали
различные
аспекты
проблемы
познавательного
развития
дошкольников:
формирование
познавательных
интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,и др.)
особенности
проявления
познавательной
потребности
у
детей
(Д.Б.
Богоявленская,
B.C.Юркевич)
возрастную
специфику
проявления
детской
любознательности
(Д.Б.
Годовикова,
В.Г.
Иванов)
процесс
появления
и
развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова и др) В ряде работ
раскрываются
условия
и
направления
педагогической
деятельности
по
развитию познавательного интереса в дошкольном возрасте.Исследователи
выделяют целый спектр составляющих сформированности у дошкольника
познавательного отношения к окружающему миру, где наиболее значимыми
выдвигаются познавательная активность и познавательный интерес.
В
среднем
дошкольном
возрасте
познавательное
развитие
является
сложным
комплексным
феноменом.
Оно
включает
развитие
восприятия,
памяти,
мышления,
внимания,
воображения.
Эти
процессы
представляют
собой разнообразные формы ориентации дошкольника в окружающем мире,
в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период среднего
дошкольника важен для развития познавательных потребностей ребенка, т. к.
в этом возрасте заметно нарастают возможности деятельной преобразующей
активности.
Познавательные
потребности
находят
выражение
в
форме
деятельности,
которая
направлена
на
обнаружение
нового
(поисковой
активности,
исследовательской).
Основные
вопросы
этого
возрастного
периода:
«Как?»,
«Зачем?»,
«Почему?».
Средние
дошкольники
пытаются
сами
найти
ответ,
использовать
свой
небольшой
опыт
для
объяснения
непонятного, а порой и провести собственный эксперимент .
Познавательный интерес – это общий феномен интереса, интегральное
образование
личности.
Он
имеет
сложную
структуру,
составляющими
которой являются как отдельные психические процессы (эмоциональные,
регулятивные,
интеллектуальные),
так
и
выраженные
в
отношениях
объективные и субъективные связи человека с миром .
Анализ характеристик познавательного интереса позволил выделить
критерии его развития у детей дошкольного возраста. Данная классификация
критериев
включает
в
себя
три
позиции:
основные
составляющие
познавательного
интереса,
показатели
его
проявлений
и
стадии
развития
данных проявлений.
1.
Интеллектуальная
составляющая.
Показатели
проявлений:
возникновение
познавательных
вопросов,
обращенность
к
изучаемому
объекту, представления об окружающем.
2.
Эмоционально-волевая
составляющая.
Показатели
проявления:
проявление эмоций, связанных с познанием, активность и самостоятельность
в преодолении трудностей; сосредоточенность и внимание к познавательной
информации.
3.
Процессуальная
составляющая.
Показатели
проявлений:
исследовательский
подход
в
решении
умственных
и
поисковых
задач,
стремление
найти
нестандартный
способ
решения
поисковой
задачи,
обращенность
на
отдельные
стороны
познавательной
деятельности,
проявление умений вступать в диалог по поводу познания.
На
основе
вышесказанного,
можно
сделать
вывод,
что
возрастной
период
среднего
дошкольника
важен
для
развития
познавательных
потребностей ребенка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности
деятельной
преобразующей
активности.
Познавательные
потребности
находят
выражение
в
форме
деятельности,
которая
направлена
на
обнаружение нового (поисковой активности, исследовательской).
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой
форме познания она осуществилась, являются знания.
Таким
образом,
в
процессе
развития
детей
дошкольного
возраста
познавательный
интерес выступает в многозначной роли: и как средство
живого,
увлекающего
ребенка
обучения,
и
как
сильный
мотив,
к
интеллектуальному
и
длительному
протеканию
познавательной
деятельности,
и
как
предпосылки
формирования
готовности
личности
к
непрерывному образованию.