"Педагогический опыт работы над ошибками на уроках русского языка в школе VIII вида".
Автор: Егорова Джемма Николаевна Должность: педагог-дефектолог Учебное заведение: МКОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Мирный Наименование материала: статья Тема: "Педагогический опыт работы над ошибками на уроках русского языка в школе VIII вида". Раздел: среднее образование
« Педагогический опыт работы над ошибками на уроках русского языка в
школе VIII вида».
1.Введение_______________________________________ 1 -3 стр.
2.Технология работы над ошибками
(обобщение личного опыта) _______________________________ 4- 8 стр.
3.Выводы__________________________________________________ 8-10 стр.
4.Список используемой литературы______________________________ 10 стр.
Введение.
1.Поставив точку, долго сижу, Я,Егорова Джемма Николаевна, дефектолог, стаж
–
более
45,
из
них
40
лет
проработала
в
школе
–
интернате VIII
вида.
Счастливый человек. Проработала в школе по принципу «Иди и спасай». Всю
жизнь училась «Учителями божьей милостью» были и остаются Ушинский,
Макаренко («Педагогическую поэму» перечитывала, несколько раз, открывая
новое).
Дневники
П.Д.
Корсунской,
великого
дефектолога
искренне
сочувствующего ребенку «попавшему в трудную жизненную ситуацию» и его
родителям, если таковые есть. Но опыт работы с учениками школы VIII вида
показывает,
что
ученик
и
учитель
чаще
идут
одни.
Как
важно
учителю
понимать это загадочное и необыкновенно конкретное понятие - обучение.
«Ведь если ребенок плачет, сначала его нужно утешить, успокоить. Это главное
большое воспитание, а потом можно обратиться к «малому» конкретному,
разобраться в ситуации» - этот лейтмотив работы Корсунской стал и моим. Я
тоже испытываю гнев, когда люди говорят о занятости. Нехватке времени, кода
надо помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Так люди пытаются
оправдаться в лености души и ума.
Мне очень близко высказывание соратника А.С.Макаренко В.Н. Тверского: «Ты
должен, ты должен, мы должны, ты обязан, непременно, обязательно и т. д.
Таких
долгов
и
обязанностей
в
школах
так
много,
что
юным
должникам
становится
невмоготу,
и
в
итоге
мы
наблюдаем
«возмутительное»,
но
естественное
и
нормальное
невыполнение
этих
требований.»
Конечно,
1
требовать надо и возможно больше, но по способностям и по КПД любви,
вложенной в детские души.
Мало сказать: «Не принуждайте детей». Надо
сделать так, чтобы в принуждении учиться не было необходимости, чтобы дети
учились сами с охотой!
Почему спрашивал Сухомлинский «Дети приходят в школу с огромным
желанием учиться, тянут руки, просят, чтобы их вызвали, примерно к пятому
классу, этот огонек постепенно угасает». В чем дело? В чем секрет? Такие
вопросы задавала часто, ведь кроме класса росли свои дети. С подобными
явлениями
встречается
каждый
учитель.
По
мнению
Сухомлинского
«Дело
опять в количестве любви, отданной детям и весь секрет в успехах детей в их
ощущениях роста, движения, достижения трудного ».
Не дали, не выдали, не додали, главного действенного средства воспитания и
обучения - любви!
На моих уроках, дети всегда много трудятся. Объем работ, выполняемых на
уроке, приводил проверяющих в замешательство, но чаще все равно ругали, что
я перегружаю детей. Я всегда интуитивно в своей работе осознавала, что
«недогрузки» - вещь, чрезвычайно опасная.
«Не
многие
умы,
гибнут
от
износа,
по
большей
части
они
ржавеют
от
неупотребления». (К.Н. Боуви).
Современные
исследования
показывают,
что
утомление
меньше
у
ребят,
занимающихся на сложном материале, чем у тех, кто учится по «усредненным
нормативам», Мне как дефектологу приходилось вести разные предметы, «мои
математики» с успехом разбирались в 10-15 алгоритмах (на доске), находя
нужный им, в данный момент, на конкретной задаче. Мои ученики…Все!
Магическое для дефектолога слово – коррекция. Исправление. Ослабление.
Процесс
обучения
в
нашей
школе
является
коррекционным,
по
сути,
и
сливается с учебно-воспитательным процессом, но для успеха педагогической
работы
эти
процессы
необходимо
различать.
Много
лет
веду
специальный
2
семинар
для
молодых
специалистов,
теоретические,
семинарские,
лабораторные и практические занятия по обмену опытом.
Задачи:
показывать
на
практике
(открытые
уроки)
в
учебной
работе
-
вооружение
уч-ся
знаниями
и
навыками,
целью
коррекционный
работы
является
исправление
недостатков
психофизического
развития,
присущих
умственно отсталым.
Особенности психофизического развития инвалидов по интеллекту требуют от
педагога
высокой
эффективности
учебного
процесса
в
специальных
(коррекционных)
школах VIII вида. Считаю и убеждена, что эффективность,
качество
обучения
во
многом
зависит
от
опыта
педагога,
правильного
планирования,
понимания
сути
коррекционной
работы,
системного
её
применения.
Моя
задача
–
организовать
коррекционно-развивающее
сопровождение
учебного
процесса.
Мы
должны
помочь
школьнику
с
интеллектуальной
недостаточностью
усвоить
такой
круг
образовательных
и
профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к
условиям социальной среды, помогут жить в современном обществе.
Свои уроки провожу по типу комплексной коррекции (включая разные
параметры). Уроки русского языка являются одними из основных предметов в
школе.
Они
обладают
большим
потенциалом
в
преодолении
недостатков
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Примерно 20-50% учебного
времени (в зависимости от года обучения). Обучение носит коррекционную и
практическую направленность. Я практический дефектолог. Приемы, методы
работы
разрабатываются,
отслеживаются.
Разработка
последовательности
р а б от ы
в
с и с т е м е
( н е
м е н е е
4
л е т
р а б от ы
в н е д р е н и я ) .
Технология работы над ошибками.
К а ж д ы й
у р о к
о р г а н и з у ю
к а к
« з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и й »
и
«здоровьеформирующий». Считаю эту функцию урока – важнейшей. Самую
трудную работу планирую на первые 10-15 минут урока. Это время большей
работоспособности учащегося.
3
При
организации
урока
учитываю
индивидуальный
темп
работы
каждого
ученика, особенности познавательной деятельности, моторики, памяти и т.д.
Каждый
урок
требует
от
учителя
систематического
контроля
за
учебной
деятельностью,
который
позволяет
определить
усвоение
детьми
учебного
материала, уровень ЗУН.
В этом помогает педагогу анализ урока. Приведу
фрагмент отзыва Н.К Сорокиной автора действующего учебника литературы 9
класса (была на моем уроке с группой студентОВ).
«На разнообразных видах деятельности. Циклично, связь с каждым учеником,
яркий пример сотрудничества с классом. Блестяще задействованы все виды
памяти.
Разносторонность
коррекционных
приемов,
хрестоматийный
урок.
Такое, за один урок не сделаешь! Здесь видна система…» Для меня это был
обычный урок.
При
организации
урока
учитываю
индивидуальный
темп
работы
каждого
ученика, особенности познавательной деятельности, моторики, памяти и т.д.
Моделирование у Д.Б. Эльконина - это «сквозной принцип» учебной работы.
Свои уроки строю по типу развивающих игр, самим добывать знания, «играя»
со
словами,
моделируя
свои
«красивые»
предложения.
Дети
хорошо
моделируют предложения, тексты (я всегда строила такие таблицы по принципу
разложения целого на части). А ход урока чаще строила так: зацепившись за
слово погода, медведь … проводила его через весь урок, все крутилось возле
него, и даже в конце урока оценка (призы) раздавал игрушечный мишка.
Систему работы над ошибками применяю уже на втором выпуске.
Коротко попытаюсь раскрыть работу над диктантом, как видом
орфографического упражнения, а именно работу над ошибками, допущенными
в
диктантах,
самостоятельных
творческих
работах.
Многолетняя
практика
работы в данной школе убедила, что путь обучающегося с интеллектуальными
нарушениями до начала усвоения той или иной орфограммы долог и труден и
требует как от учителя, так и от ученика постоянной кропотливой работы в
4
определенной
системе.
Диктант
-
тот
вид
орфографического
упражнения,
который позволяет проследить трудности усвоения той или иной орфограммы.
Тетради всегда храню, и если я беру с четвертого класса (русский язык), то
контрольные
диктанты
до
десятого
класса
мы
пишем
в
одних
тетрадях
(ежегодно подшивая новые 12-14 листов). Тетради оформленные, красочная
обложка (дети с любовью перелистывают, особенно интересно заглянуть в
младшие
классы,
если
ты
ученик
девятого
или
десятого
класса).
Ошибки
выделены
и
исправлены
учителем.
Поставлены
оценки.
Что
дальше?
Но
наличие ошибки свидетельствует, как известно, о том, что у ученика имеются
«неправильные» знания или отсутствуют вообще.
Работа над ошибками – это, прежде всего как отмечается в психологической
литературе «актуализация правильных знаний и затормаживание неверных».
Велика роль систематической работы над ошибками. Главное, чтобы ошибки не
тормозили развитие. Мы «ошибку», если она не поддается коррекции сейчас,
берем
с
собой
дальше.
Довольствовались
тем,
что
система
работ
над
исправлением
ошибок
позволяет
уменьшать
их
число
в
несколько
раз.
Составили
«памятки
для
ученика»
(50
правил).
Раньше
работали
с
общей
таблицей.
Как правило, учитель сталкивается с такой проблемой: работа над ошибками
проводится фронтально, без учета индивидуальных особенностей учащихся. В
результате подобной работы над ошибками даже в старших классах учащиеся
обычно успевают на уроке разобрать не более 3-4 орфограмм и закрепить их
ограниченным количеством примеров. Причем наиболее активными на таких
уроках являются ученики, не допустившие ошибки, пассивными – учащиеся,
которые допустили ошибки и которые особенно нуждаются в самостоятельных
упражнениях по закреплению и выработке навыков письма. Столкнулись с этой
проблемой, при заполнении таблицы. Таблица на большом стенде на уровне
глаз ученика и вытянутой руки заполняется по мере изучения орфографических
правил.
Работа
с
таблицей
расширяет
возможности
индивидуальной
5
самостоятельной работы. Но самостоятельная работа способствует выработке
более прочных навыков, ЗУН становится на порядок выше.
Работа по систематизации ошибок очень трудоемкая. В плане учителя, слова с
фамилией
учащегося
группируются
около
2-3
правил.
Если
на
работу
над
ошибками выделяется урок, то учебное время может быть распределено так:
1.
Сообщение результатов работы.
2.
Коллективный анализ 10-15 мин.
3.
Закрепление
слабо
усвоенных
правил
системой
корректирующих
упражнений.
4.
Самостоятельная работа (10-15 мин. от всего урока)
Фронтальная
работа
строится
по-разному:
можно
зачитать
группу
слов
в
которых допущены ошибки и спросить о том какое правило ДОЛЖНО БЫТЬ
применено в данном случае. Если затрудняются, находят в таблице. Один из
допустивших
ошибку
записывает
слово
на
доске,
комментирует
свои
рассуждения, действия, подчеркивает орфограмму, приводит пример на это
правило. Класс при необходимости помогает. При реализации работы в таком
виде учитель встречается с рядом трудностей:
Самая
большая
трудность
-
это
разнородность
ошибок,
поиск
путей
исправления
ошибок
труден,
темп
работы
каждого
ученика
индивидуален.
Бывает,
что
технически
трудно
пометить
на
таблицу
большое
количество
правил. Это было неудобно.
Каких только карточек не применяли, карточки
памяти, алгоритмы, карты-консультации, карты со справочными материалами,
карточки с дифференцированными заданиями, сигнальные, перфокарты и даже
карточки – предписания.
Ведь
учителю,
работающему
в
такой
школе
надо
постараться
его
(ученика) и будущую жизнь разложить по алгоритмам (биография, заявление,
телеграмма, заполнение всяческих бланков и т.д.). Опора, это слово в умах
учительства прочно связывается с С.Н Лысенковой. Не потому, что раньше это
слово
не
знали.
Просто
потому,
что
её
педагогика
-
мудрая.
Гибкость
«перспективно опережающего обучения». Не выдавать детям по одной букве,
6
по одной цифре, а сразу ВСЁ! (как я поступила с правилами…я кстати и внуку
своему, когда пошел в первый класс и научился читать «вывалила» ворох
правил сразу, а было речевое нарушение, частичный порез языка, научила
«отсигналивать» трудные места, сейчас он в четвертом классе, пишет диктанты
-4-5). Из разрозненных карточек – опор для работ над ошибками, составили
«памятки для ученика» (50 правил). Как только дети научатся читать, эта
памятка с 50 правилами и алгоритмами, напоминаниями вручается им в личное
пользование
каждому.
У
каждого
ученика
класса
есть
заветная
тетрадь,
с
первого по десятый класс, «для жизни», где пишет, заносит, приклеивает всё!
От
географических
терминов,
творческих
дневниковых
записей
«чем
мне
понравился и запомнился этот день» до рецептов приготовления простейших
блюд. Есть индивидуальные пакеты для хранения, (файлы с тестами там - же).
В этот «банк» перемещается эта памятка. Тема «правописание НЕ с глаголами»
изучается в нашей школе в 7 классе. Мои дети ненавязчиво «всё это проходят в
третьем классе». Понятно, что сначала мы пользуемся простыми правилами (от
простого к сложному) (но, интересно же, что же дальше будет, что дальше
написано). Сначала они просто листают, читают. А, листая и читая, - читай
(повторение
с
вовлечением
кинестезий,
зрительного
восприятий
движений
руки).
Запоминая
зрительно,
потом
как-то
это
так
«впечатывается»,
что
позволяет мне как учителю иметь 55 -65 %
качества на диктанте. Раньше
практиковалось, что читает диктант проверяющий, а мои детки выдали 70%
качества (так завуч заставляла меня занизить работы). Утешает одно - этот
случай был давно. Сейчас другое время. Конечно дети разные, и не каждый год
это удается, но то чувство гордости и удовлетворения, которое я испытываю –
дорогого стоят. Памятки ученику удобны. Ученику 5-6 класса для того, чтобы
вспомнить
как
проверить
парную
согласную
(3
класс)
или
«любимую»
безударную
гласную
(4
класс)
нет
необходимости
искать
учебники
за
эти
классы, да и, работая с учеником специальной корректирующей школы VIII
вида убеждаешься, что даже если такое желание возникает, то ученик чаще
забывает о нем, выходя из класса. Современные условия таковы, что в нашу
7
жизнь,
на
урок
пришел
компьютер.
Компьютер
открывает
принципиально
новые возможности в обучении учащихся специальных коррекционных школах
VIII вида.
Почему
я
давно,
на
протяжении
десяти
лет
активно
«насаждаю»
уроки
алгоритмами. Потому, что убеждена: что понятие «алгоритмическое» мышление
в будущем органично войдет в систему знаний, умений и навыков учащихся,
повышая
уровень
самостоятельности,
лучше
социализируя
ребенка.
Это
интегративная технология, об интеграции сейчас говорится много. На своих
уроках
ввожу
элементы
данной
технологии,
как
новый
источник
знаний,
помогающий снять стресс, оживить процесс воспитания. Ввожу не только в
виде проникновения математики на урокИ русского языка (пример с общей
тетрадью
«Для
жизни…»
В
ней
мы
даже
составляем
алгоритм
«Как
приготовить яичницу» «Варю яйца» и т.д.)
Выводы:
В рамках доклада трудно представить коррекционную работу в полном объеме.
Читающий доклад человек, все равно должен увидеть учителя за строками.
Его отношение к работе, его приверженность к педагогике сотрудничества и
опережающему
обучению,
его
приверженность
и
стремление
социально
адаптировать
ученика,
скорректировать
эмоции,
разрушить
«паралич»
эмоциональной сферы, желание учить и воспитывать ребенка вне стресса.
Да
перед
нами
ученик
школы VIII
вида,
но
надо
сделать
все,
чтобы
не
приспособляться к дефекту, а найти «золотники психического здоровья».
Мое восприятие класса – как педагогическая мастерская. Создание своей
педагогической копилки. «Дело учения разделяется между двумя деятелями –
учащимся и учащимися, и чем менее учащий берет труда на себя подумать о
своем деле, тем более падает труда на долю учащегося». (К.Д.Ушинский)
У учащихся относительно высоко сформировано, грамотность письма, что и
является конечным результатом моей работы. Мне нравится, что дети любят
8
уроки русского языка, ответственно относятся к тому, что пишут в тетрадях.
Пишут
чисто,
аккуратно,
требования
единого
орфографического
режима
соблюдаются
без
напоминания.
Ученики
овладевают
навыками
контроля
и
самоконтроля,
более
осознанно
и
прочно
формируется
навык
грамотного
письма. В ходе работы стараюсь, чтобы уроки заслуживали высокой оценки с
позиции реализации коррекционного компонента, на каждом этапе включать
задания, направленные на коррекцию высших психических функций, да и сами
занятия таковыми являлись. На уроке должна быть видна верная комбинация
«методов и приемов работы со сменой видов деятельности и с опорой на разные
доминантные анализаторы» (регулярно прохожу повышение квалификации в
АНМЦ «Развитие и коррекция»). Все это должно обусловливать реализацию
здоровье сберегающего и охранительного режима обучения. Для меня, как
учителя очень важно применение (рефлексивных) коррекционных технологий
для ликвидации пассивности учащихся.
Я не могу мириться с положением ребенка как «сосуда для знаний». Предметом
рефлексии
- должно стать мышление, мыслительные операции осознания
самого себя. «Я хочу потому, могу». Очень трудно «вытащить» это из инвалида
по интеллекту. Это осознание самого себя, порой невозможно.
Но я – учитель, мое кредо - личностно ориентированный подход к
ребенку, коррекция трудностей, социализация личности.
Использование знаков, символов, графических изображений. В рабочих
тетрадях по русскому языку возле упражнения под заголовком «Белочка» на
полях
напротив
«поселяется»
нарисованная
белочка
в
дупле.
Снегопад
–
снежинки летают вокруг написанного текста, листья желтые осенью, рассказ о
зиме, а на полях тематический рисунок, или графически зимние детские вещи:
коньки, сапоги, лыжи и т.д.
Мне все эти работы по душе. Тетради чистые, аккуратные с рисунками.
Такая приятная обратная связь.
9
Мне думается что, наше учительство должно полнее учитывать первичность
здорового
психологического
климата.
Ситуации
единства
в
классе,
внутреннего комфорта каждого ученика.
Структура уроков, применяемая мной, часто соответствует структуре
комбинированного урока, что вполне отвечает психологическим особенностям
моих
учеников,
нуждающихся
в
частом
переключении
с
одного
вида
деятельности на другой.
В условиях постоянства структуры дети ждут и готовятся работать в условиях
того или иного метода, формы, приноравливаются к темпу. Чаще - достаточно
высокому, проблемы с дисциплиной - не возникают. Главное, что должен знать
и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть
маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым,
любимым и желанным. Закончив школу, он выйдет во взрослую жизнь. И от
того, как и какой дорогой идем, мы со своим воспитанником сегодня, какие
компетенции сформируем сегодня, будет зависеть качество его будущей жизни!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Газета «Начальная школа» № 33, 46, 47 – 1997, № 42 – 2002.
2.Л.С. Выготский Собр. Соч. в 6томах Т. 5 М: Педагогика, 1983.
3.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под
ред. Ж.И. Шиф, М.. Просвещение, 1965.
4.Учащиеся вспомогательной школы М., Педагогика, 1979. Под ред. М.С.
Певзнер, К.С. Лебединской.
5.Практическое пособие по развитию речи. Под ред. В.В. Воронковой.
6.В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция».
7.Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях
социалистической помощи и поддержки» Т.Н. Шульга, Л.Я. Олиференко М.,
Из-во УРАО, 1997.
8.«Ситуация успеха как ее создать» Книга для учителя М., «Просвещение»,
1991.
9.А.С. Макаренко «Воспитание гражданина. Педагогические раздумья» М.,
1998.
10. В.А. Сухомлинский «О воспитании». М., 1975.
11. С. Соловейчик «Час ученичества».
10
11