Напоминание

"Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова "Тихий Дон"


Автор: Шукан Ирина Михайловна
Должность: учитель русского языка, литературы, мхк
Учебное заведение: краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение "Школа № 1"
Населённый пункт: г. Комсомольск –на –Амуре
Наименование материала: Урок литературы
Тема: "Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова "Тихий Дон"
Раздел: полное образование





Назад




Урок литературы в 11 русском классе

Тема: Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Цель урока:

- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной

жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей;

- вызвать интерес у учащихся к изучению жизни казачества;

- развивать умение анализировать художественный текст

Задачи урока:

- характеристика и обоснование жанра романа «Тихий Дон»;

- формирование понятия «казачество» и «казаки»;

- анализ эпизодов из жизни казачьих семей;

- установка связи между историческими событиями, изображающими в романе и фактами частной жизни казаков.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Мотивационный этап

Цель: вызвать интерес

учащихся к изучению новой

темы

II. Операционный этап.

Цели:

1. Дать краткую

характеристику казачеству и

событиям, описываемым в

романе.

2. Подвести к определению

жанра романа.

3. Расширить знания о

казачестве

4. Проверить знание текста

I.

- Что вы знаете о казаках и их жизни? Хотелось бы вам

подробнее на этом остановиться?

- Ребята, какова тема нашего урока? Какова цель урока?

Что мы должны понять, раскрывая тему урока?

1. Слово учителя

«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве,

сословной группе с чертами субэтнической общности (со

своей культурой, традициями, диалектными

особенностями языка) некогда вольных людей,

сохранивших особое уважение к свободе, а затем –

особой служилой категории населения царской России,

освобожденной от налогов, обладавшей большими по

сравнению с крестьянством Центральной России

наделами плодородной земли и обязанной поставлять в

армию снаряженных за свой счет обученных

кавалеристов. Ш. стремился показать казачество как

целый мир, при всех его особенностях живущий

общечеловеческими радостями и печалями. Недавно

отшумевшие события давали основания главным образом

1.Учащиеся отвечают на заданные вопросы.

Выход учащихся на тему урока.

Учащиеся определяют цели и задачи урока.

Делают записи в тетради.

5. Познакомить с

бытом и нравами казаков

6. Подвести к пониманию того,

что жизнь эпохи раскрывается

на примере общей и частной

жизни казачьих семей.

для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной

ситуации огромных общественно- исторических

потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью

то, что всегда волновало Ш. Больше всего, - внутреннее

богатство и сложность простого человека. А за

историческими судьбами казачества вырисовывается

судьба народа России.

Действие «Т.Д.» продолжается около 10 лет, с мая 1912

по март 1922г. Подробно описывается жизнь на Дону в

последние годы перед Первой мировой войной. Ее начало

показано в третьей части первой книги, действие которой

заканчивается в ноябре 1914г. Между первой и второй

книгами – временной перерыв, четвертая часть

открывается словами «1916 год, Октябрь». Остается

лишь несколько месяцев до Февральской революции и

год – до Октябрьской. Но революции не становятся

кульминационными образами произведения. Главный

герой в этих событиях не участвует. Значительно

подробнее описывается первая, неудачная, попытка

установления Советской власти на Дону, экспедиция

Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918г.,

изображенная в конце второй книги «Тихого Дона».

В третьей книге (шестой части) художественное время

уплотняется. Она посвящена преимущественно

Верхнедонскому восстанию 1919 г- за Советскую власть

без коммунистов, против политики «расказачивания». В

значительной степени о том же и седьмая часть четвертой

книги.

Наша задача – разобраться в сложном содержании

романа, понять авторскую версию событий, очертить

круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним

проследить судьбу человека, судьбу народа в годы

страшных исторических катаклизмов, ломки вековых

устоев, судьбу народа, прошедшего через Первую

мировую и гражданскую войны.

2. Проверка д/з - подход к определению жанра романа.

- Почему изменился первоначальный план?

Учащиеся отвечают на заданные вопросы

- Что такое роман?

- Отвечает ли «Т.Д.» требованиям жанра?

Действие романа сосредоточивается в одной из наиболее

сложных провинции России – на Дону. Кто же составляет

население Донской области? Кто такие казаки?

3. Сообщение ученика (историческая справка).

учителя.

- Казачество определяют как военное сословие в

России в 18- начале 20 века. В 14 – 17 вв. это были

вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие

пограничную службу. Слово «казак» происходит от

тюркского «удалец, вольный человек». Первое

летописное упоминание о казаках относится к 1549

году.

В 15-16 вв. возникают самоуправляющиеся общины

так называемых вольных казаков, главным образом из

беглых крестьян. Общины эти располагались за

границами России, по ее окраинам – на Днепре, Дону,

Волге, Урале, Тереке. Именно казаки явились главной

движущей силой народных восстаний на Украине в

16-17 вв. и крестьянских войн в России 17-18 в.

Первым привлек казаков в качестве союзников еще

Иван Грозный (участие дружины Ермака в походе на

Казань, поход против крымского хана). При Петре 1

казаков забыли, а Екатерина 2 освободила их от

крепостного гнета и многих налогов, отдала в полное

владение занимаемые ими земли, разрешила

элементы казачьего самоуправления. В

Отечественной войне 1812 года известны отважные

конные рейды казаков по тылам наполеоновских

войск. Правительство старалось не ссориться с

казаками, признавало их относительную

самостоятельность и подчинило казачество,

превратив его в привилегированное военное

сословие, использовало для охраны границ, в войнах,

в усмирении бунтов.

Казаки далеко не всегда выступали на стороне власти:

4. Беседа

А) Как сами казаки представляют свое происхождение?

Докажите, опираясь на эпизод. «Спор Штокмана с

казаками»

Б) Кому противопоставляют себя казаки? Комплекс

превосходства. Кн. 1 , ч.2, гл.5

В) Каков образ жизни казаков?

Г) Какие семьи изображены Шолоховым в центре

повествования?

5 Анализ эпизодов из жизни семей по вопросам:

Степан Разин, Емельян Пугачев тоже были казаками.

К началу 20 века существовало 11 казачьих войск

(Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское,

Уральское, Астраханское). В 1916 году казачье

население составляло 4,4 млн. человек, владело 63

млн. десятин земли. Было определено соответствие

офицерских чинов армии и казачества, традиционно

выбирались начальники всех степеней: во главе

Донского войска – войсковой атаман; станичные

атаманы, походные. В Первую мировую войну

воевало около 300000 казаков. Начало раскола было

положено сотни лет назад, когда менее зажиточные

казаки северных округов, не имевшие ни тучных

земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и

рыбных промыслов, временами чинили набеги на

великорусские земли и служили оплотом всем

бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол в

гражданскую войну (зажиточные – на стороне белых,

беднота – на стороне красных).

1920г – казачество как сословие упразднено.

1936г – созданы донское, кубанское, терское казачьи

соединения, участвовавшие в ВОВ.

Учащиеся работают по группам, каждая группа

отвечает на вопросы, готовят свой проект:

1 группа - «История Прокофия Мелехова» (ч.1,гл.1)

3 Рефлексия.

Цель:выявить проблемы,

связанные с усвоением темы

урока.

1) Каково настроение эпизода?

2) С помощью каких художественных средств оно

создается?

3) Какую роль играют коллективный и индивидуальный

портреты?

4) Какое чувство испытывают казаки от общения с

землей и друг с другом?

5) Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот

эпизод?

6 Заключительное слово учителя (о том, что

закономерности эпохи раскрываются не только в

исторических событиях, но и в фактах частной

жизнисемейных отношениях, где власть традиции

особенно сильна и ломка их рождает острые и

драматические конфликты.

2 группа – «Утро в семье Мелеховых» (ч.1,гл.2)

3 группа – «На рыбалке» и «На сенокосе» (ч.1,гл.2, ч.

2,гл.9)

4 группа – Сцена сватовства Григория и Натальи (ч.1,

гл.15-22)

5 группа – «Призыв на воинскую службу» (ч.2,гл.21)

Учащиеся делают вывод : что представляет собой

казачество.

- Как чувствует себя каждый ученик в процессе

урока? Доволен ли собой ? Почему?

- Насколько комфортно работалось в группе?

- В чем я затруднялся? Почему?

Домашнее задание:

1)

Батальные сцены 3 части романа. Анализ.

2)

2) Роль эпиграфа к 3 части романа.

3)

Опережающее задание: составить план «Судьба

Григория Мелехова»



В раздел образования