Автор: Шукан Ирина Михайловна
Должность: учитель русского языка, литературы, мхк
Учебное заведение: краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение "Школа № 1"
Населённый пункт: г. Комсомольск –на –Амуре
Наименование материала: Урок литературы
Тема: "Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова "Тихий Дон"
Раздел: полное образование
Урок литературы в 11 русском классе
Тема: Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
Цель урока:
- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной
жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей;
- вызвать интерес у учащихся к изучению жизни казачества;
- развивать умение анализировать художественный текст
Задачи урока:
- характеристика и обоснование жанра романа «Тихий Дон»;
- формирование понятия «казачество» и «казаки»;
- анализ эпизодов из жизни казачьих семей;
- установка связи между историческими событиями, изображающими в романе и фактами частной жизни казаков.
ХОД УРОКА:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Мотивационный этап
Цель: вызвать интерес
учащихся к изучению новой
темы
II. Операционный этап.
Цели:
1. Дать краткую
характеристику казачеству и
событиям, описываемым в
романе.
2. Подвести к определению
жанра романа.
3. Расширить знания о
казачестве
4. Проверить знание текста
I.
- Что вы знаете о казаках и их жизни? Хотелось бы вам
подробнее на этом остановиться?
- Ребята, какова тема нашего урока? Какова цель урока?
Что мы должны понять, раскрывая тему урока?
1. Слово учителя
«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве,
сословной группе с чертами субэтнической общности (со
своей культурой, традициями, диалектными
особенностями языка) некогда вольных людей,
сохранивших особое уважение к свободе, а затем –
особой служилой категории населения царской России,
освобожденной от налогов, обладавшей большими по
сравнению с крестьянством Центральной России
наделами плодородной земли и обязанной поставлять в
армию снаряженных за свой счет обученных
кавалеристов. Ш. стремился показать казачество как
целый мир, при всех его особенностях живущий
общечеловеческими радостями и печалями. Недавно
отшумевшие события давали основания главным образом
1.Учащиеся отвечают на заданные вопросы.
Выход учащихся на тему урока.
Учащиеся определяют цели и задачи урока.
Делают записи в тетради.
5. Познакомить с
бытом и нравами казаков
6. Подвести к пониманию того,
что жизнь эпохи раскрывается
на примере общей и частной
жизни казачьих семей.
для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной
ситуации огромных общественно- исторических
потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью
то, что всегда волновало Ш. Больше всего, - внутреннее
богатство и сложность простого человека. А за
историческими судьбами казачества вырисовывается
судьба народа России.
Действие «Т.Д.» продолжается около 10 лет, с мая 1912
по март 1922г. Подробно описывается жизнь на Дону в
последние годы перед Первой мировой войной. Ее начало
показано в третьей части первой книги, действие которой
заканчивается в ноябре 1914г. Между первой и второй
книгами – временной перерыв, четвертая часть
открывается словами «1916 год, Октябрь». Остается
лишь несколько месяцев до Февральской революции и
год – до Октябрьской. Но революции не становятся
кульминационными образами произведения. Главный
герой в этих событиях не участвует. Значительно
подробнее описывается первая, неудачная, попытка
установления Советской власти на Дону, экспедиция
Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918г.,
изображенная в конце второй книги «Тихого Дона».
В третьей книге (шестой части) художественное время
уплотняется. Она посвящена преимущественно
Верхнедонскому восстанию 1919 г- за Советскую власть
без коммунистов, против политики «расказачивания». В
значительной степени о том же и седьмая часть четвертой
книги.
Наша задача – разобраться в сложном содержании
романа, понять авторскую версию событий, очертить
круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним
проследить судьбу человека, судьбу народа в годы
страшных исторических катаклизмов, ломки вековых
устоев, судьбу народа, прошедшего через Первую
мировую и гражданскую войны.
2. Проверка д/з - подход к определению жанра романа.
- Почему изменился первоначальный план?
Учащиеся отвечают на заданные вопросы
- Что такое роман?
- Отвечает ли «Т.Д.» требованиям жанра?
Действие романа сосредоточивается в одной из наиболее
сложных провинции России – на Дону. Кто же составляет
население Донской области? Кто такие казаки?
3. Сообщение ученика (историческая справка).
учителя.
- Казачество определяют как военное сословие в
России в 18- начале 20 века. В 14 – 17 вв. это были
вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие
пограничную службу. Слово «казак» происходит от
тюркского «удалец, вольный человек». Первое
летописное упоминание о казаках относится к 1549
году.
В 15-16 вв. возникают самоуправляющиеся общины
так называемых вольных казаков, главным образом из
беглых крестьян. Общины эти располагались за
границами России, по ее окраинам – на Днепре, Дону,
Волге, Урале, Тереке. Именно казаки явились главной
движущей силой народных восстаний на Украине в
16-17 вв. и крестьянских войн в России 17-18 в.
Первым привлек казаков в качестве союзников еще
Иван Грозный (участие дружины Ермака в походе на
Казань, поход против крымского хана). При Петре 1
казаков забыли, а Екатерина 2 освободила их от
крепостного гнета и многих налогов, отдала в полное
владение занимаемые ими земли, разрешила
элементы казачьего самоуправления. В
Отечественной войне 1812 года известны отважные
конные рейды казаков по тылам наполеоновских
войск. Правительство старалось не ссориться с
казаками, признавало их относительную
самостоятельность и подчинило казачество,
превратив его в привилегированное военное
сословие, использовало для охраны границ, в войнах,
в усмирении бунтов.
Казаки далеко не всегда выступали на стороне власти:
4. Беседа
А) Как сами казаки представляют свое происхождение?
Докажите, опираясь на эпизод. «Спор Штокмана с
казаками»
Б) Кому противопоставляют себя казаки? Комплекс
превосходства. Кн. 1 , ч.2, гл.5
В) Каков образ жизни казаков?
Г) Какие семьи изображены Шолоховым в центре
повествования?
5 Анализ эпизодов из жизни семей по вопросам:
Степан Разин, Емельян Пугачев тоже были казаками.
К началу 20 века существовало 11 казачьих войск
(Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское,
Уральское, Астраханское). В 1916 году казачье
население составляло 4,4 млн. человек, владело 63
млн. десятин земли. Было определено соответствие
офицерских чинов армии и казачества, традиционно
выбирались начальники всех степеней: во главе
Донского войска – войсковой атаман; станичные
атаманы, походные. В Первую мировую войну
воевало около 300000 казаков. Начало раскола было
положено сотни лет назад, когда менее зажиточные
казаки северных округов, не имевшие ни тучных
земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и
рыбных промыслов, временами чинили набеги на
великорусские земли и служили оплотом всем
бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол в
гражданскую войну (зажиточные – на стороне белых,
беднота – на стороне красных).
1920г – казачество как сословие упразднено.
1936г – созданы донское, кубанское, терское казачьи
соединения, участвовавшие в ВОВ.
Учащиеся работают по группам, каждая группа
отвечает на вопросы, готовят свой проект:
1 группа - «История Прокофия Мелехова» (ч.1,гл.1)
3 Рефлексия.
Цель:выявить проблемы,
связанные с усвоением темы
урока.
1) Каково настроение эпизода?
2) С помощью каких художественных средств оно
создается?
3) Какую роль играют коллективный и индивидуальный
портреты?
4) Какое чувство испытывают казаки от общения с
землей и друг с другом?
5) Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот
эпизод?
6 Заключительное слово учителя (о том, что
закономерности эпохи раскрываются не только в
исторических событиях, но и в фактах частной
жизнисемейных отношениях, где власть традиции
особенно сильна и ломка их рождает острые и
драматические конфликты.
2 группа – «Утро в семье Мелеховых» (ч.1,гл.2)
3 группа – «На рыбалке» и «На сенокосе» (ч.1,гл.2, ч.
2,гл.9)
4 группа – Сцена сватовства Григория и Натальи (ч.1,
гл.15-22)
5 группа – «Призыв на воинскую службу» (ч.2,гл.21)
Учащиеся делают вывод : что представляет собой
казачество.
- Как чувствует себя каждый ученик в процессе
урока? Доволен ли собой ? Почему?
- Насколько комфортно работалось в группе?
- В чем я затруднялся? Почему?
Домашнее задание:
1)
Батальные сцены 3 части романа. Анализ.
2)
2) Роль эпиграфа к 3 части романа.
3)
Опережающее задание: составить план «Судьба
Григория Мелехова»