Автор: Харченкова Дарья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1002 корпус 2Д
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности
Тема: "В мире ярких красок"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по
познавательно – исследовательской деятельности
«В мире ярких красок»
Цель: начать знакомство с понятием «краски», открыть серию занятий
по экспериментированию с различными веществами, опыты с обязательным
использованием красок, пищевых красителей.
Ход
1.
Организация детей:
Детей приветствует воспитатель в костюме Профессор.
Профессор: Добрый день друзья! Узнали ли Вы меня?
Я Профессор Яркович, но жизнь моя грустна. Хотелось бы чего ни будь
яркого,
светлого.
Вот
для
этого
то
я
Вас
и
пригласил
сюда
–
в
мою
лабораторию. Посмотрите, у меня здесь много разных баночек, колбочек,
трубочек. Но мне кажется чего - здесь все же не хватает…..
Голос за кадром (на столе стоит радио «говорящее»): Уважаемый
Профессор Яркович, может быть я могу Вам чем-то помочь.
Профессор:
Ой,
ребята,
совсем
забыл
Вас
познакомить
с
моим
Коллегой – Ум Умычем. Мы с ним вместе работаем в моей лаборатории.
Давайте с ним поздороваемся. Здравствуйте дорогой наш Ум Умыч. Конечно
же помогите нам.
Ум Умыч: Я предлагаю Вам отгадать загадку:
Разных цветов,
Оттенков бывают,
Художники все,
Их уважают!
Ответ: Краски
Профессор: Уважаемый, по вашему мнению мне не хватает красок?
Так это же легко исправить!
Профессор: ребята, а Вы знаете что такое краски?
Краски
–
это
особая
группа
цветных
красящий
веществ,
которые
широко
используются
в
повседневной
жизни
любого
человека.
Одними
красками можно рисовать на бумаге, другими красить забор около дома, а
есть такие краски, которые добавляют в пищу, допустим подкрашивают крем
для тортика- их называют пищевыми красителями. Ум Умыч, а что же мне
раскрасить красками?
Ум Умыч: Яркович, а вы случаем не пробовали проводить опыты с
добавлением этих самых красок?
Профессор:
Опыты!!!
Это
просто
превосходно!!!
Ум
Умыч,
Вы
гений!!!
Ребята, предлагаю Вам вместе со мной поучаствовать в проведении
самых ярких, незабываемых опытов в вашей жизни. Согласны?
2.
Основная часть занятия:
Профессор:
Ребята,
обратите
внимание,
на
столах
лежат
альбомы
«Альбом Ярких Впечатлений» и цветные карандаши, после того как мы
проведем наши опыты, Вы зарисуете в них самые яркие впечатления, которые
получили в ходе проведения опыта.
А сейчас давайте приступим.
Скажите мне пожалуйста, какие Вы знаете цвета красок?
В природе существует три основных цвета: красный, желтый и синий.
Но кроме их есть еще и другие краски. Как они получаются, мы сейчас с
Вами и узнаем.
Опыт №1 «Получение нового цвета»
Способ №1:
На
экспериментальном
столе
перед
Вами
стоят
три
стакана
с
разведёнными красками: красной, синей и желтой.
Так же у нас есть три
пустых
стакана.
Берем
первыми
стакан
с
красной
и
желтой
краской,
и
смешиваем их в пустом стакане. Обращаем внимание что желтая и красная
краски смешались и в итоге получилась оранжевая краска. Так же смешиваем
красную с синей - итог: фиолетовый цвет; желтый и синий- итог: зеленый
цвет.
Ум Умыч: А Вы знаете, что существуют еще способы смешивания
красок.
Профессор: Да конечно, сейчас мы познакомимся и с ними.
Способ №2:
Берем три стакана: В первый наливаем воду с разбавленным синим
красителем, во второй – воду с желтым красителем, третий – пустой, ставим
его
между
стаканами
с
красителями.
Берем
две
бумажные
салфетки,
сворачиваем их и опускаем их в стаканы так, чтобы один конец был в стакане
с жидкостью, а второй в пустом стакане. Теперь запасаемся терпением и
начинаем
следить.
Окрашенная
вода
медленно
начинает
подниматься
по
бумажной салфетке и перетекает в пустой стакан. Там синяя и желтая краски
смешиваются и получается зеленый цвет. Таким же способом мы можем с
вами смешать любой другой цвет.
Способ №3:
Для проведения этого опыта нам необходимы кусочки разноцветной
клеёнки: красная, желтая и синяя. Берем две кусочка: красный и желтый,
накладывает их друг на друга, пробуем посмотреть через них на солнышко. О
чудо, цвета смешались и у нас получился новый цвет- оранжевый! Пробуем
повторить
этот
опыт
с
другими
кусочками:
желтый
+
синий=
зеленый,
красный +синий=фиолетовый.
Давайте сделаем с Вами вывод: при смешивании нескольких цветов
получается новый цвет.
Ум
Умыч:
Профе ссор
Яркович,
а
Вы
знаете
что
т а ко е
«хроматография»?
Хроматогра́
фия (от др.-греч. χρῶμα — цвет) — метод разделения и
анализа
смесей
веществ,
а
также
изучения
физико-химических
свойств
веществ.
Профессор: Спасибо большое, Ум Умыч! Сейчас то мы и проведем
опыт с использованием этого метода.
Опыт №2 «Хроматография цвета»
Смешивать цвета друг с другом легко, а вот возможно ли разделить их?
Давайте попробуем разложить цвета на составляющие.
Для опыта нам понадобятся бумажная салфетка, фломастеры и стакан с
водой.
На салфетке от края в 2 –х сантиметрах мы рисуем фломастером
полоску. Опускаем этот край салфетки в воду, так чтобы она не намочила
след от фломастера, примерно на 1 сантиметр. Достаем бумагу из воды и
подвешиваем её вертикально.
Объяснение опыта: Вода начиная пониматься по бумаге и захватывает
за
собой
краску.
Но
разные
частицы
краски
двигаются
с
различной
скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее
компоненты. Таким образом, мы можем узнаем, из каких цветов получен
конкретный оттенок. Данный метод называется хроматографией, его часто
используют в промышленности и научных лабораториях для разложения
веществ
на
составляющие.
Получается,
что
если
пользоваться
методом
хроматографии, можно узнать из каких цветов состоят различные сложные
цвета.
Ум
Умыч:
Ребята,
как
Вы
думаете,
метод
хроматографии
можно
использовать
только
на
бумаге,
или
еще
есть
какие-либо
материалы,
на
которых будет такой же результат? Данный метод можно использовать на
ткани, так как ткань хорошо пропускает воду.
Физкультминутка:
Профессор: Ребята давайте немного с вами отдохнем
Яркими красками с кистью в руке
Буду писать на таком языке.
Листья на дереве – краской зеленой
(Рисуем контуры листьев в воздухе)
Краской коричневой –горные склоны
(Обеими руками показываем громадные горы)
Краской оранжевой – жаркое солнце
(Очерчиваем круг)
Желтой – колосья созревшего хлеба
(Моховыми движениями имитируем колыхание колосков)
Синею краской - прозрачное небо
(Правая рука водит справа налево, потом левая)
Белого голубя белым оставлю
(Взмахи руками)
Целый рассказ я из красок составлю.
Опыт № 3 «Хроматография на ткани»
Профессор:
Для
данного
опыта
нам
понадобятся:
пустой
стакан,
шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.
Возьмем
кусочек
белой
ткани,
положим
его
на
стакан
и
закрепим
резиночкой. Разноцветными фломастерами нарисуем на ткани узоры из точек.
В центр рисунка капаем несколько капель из шприца, шприц можно заменить
пипеткой.
А
теперь
давайте
понаблюдаем:
цвета
на
ткани
начинают
расплываться и смешиваться, превращаясь в удивительные рисунки. Спустя
некоторое время, ткань можно снять со стакана и просушить. Посмотрите,
какая красота у нас получилась!
3.
Окончание занятия:
Профессор: Ребята, вот и подошли к концу наши опыты на сегодня.
Что Вы узнали нового, с какими терминами познакомились?
У меня к Вам есть предложение: Я хочу предложить Вам с вашими
родителями
дома
провести
1
удивительный
опыт,
который
называется
«Крашенные цветы», вся информация о проведении этого опыта написана на
этом
листочке.
А
с
результатом
данного
опыта,
мы
познакомимся
при
следующей встрече. (Профессор отдает лист с описанием опыта «Крашенные
цветы»)
Молодцы ребята! Но у нас осталось одно не законченное дело – нам
осталось заполнить альбом – зарисовать в него ваши яркие впечатления по
проведенным опытам.
Дети зарисовывают иллюстрации по проведенным опытам.
Профессор: Ребята, Вы молодцы, Вы хорошо сегодня потрудились, но
нам пора прощаться. И мы с Ум Умычом говорим Вам до новых встреч. До
свидания!