Напоминание

"Лингвист"


Автор: Семкин Владимир Николаевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Глотовская СШ
Населённый пункт: р.п. Глотовка
Наименование материала: Рабочая программа кружка
Тема: "Лингвист"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное образование

средняя общеобразовательная школа с. Ждамирово

Согласовано: Утверждаю:

Директор МОУ ДОД Директор МОУ СОШ

Сурский ЦДТ с. Ждамирово

______________ _________________

Рабочая программа

дополнительного образования детей

кружка «Лингвист»

Всего часов:

1 год – 144 ч

.

Программа рассмотрена

и одобрена

Программу разработал

на заседании педагогического совета Семкин В.Н.,

МОУ СОШ с. Ждамирово педагог дополнительного

Протокол № __ от « » ____________ образования;

стаж 22 года, категория 1

с. Ждамирово

2017 год

Информационная карта

рабочей программы кружка «Лингвист»

1.

Отдел : от школы

2.

Учебное объединение (кружок, клуб и т.д.) : кружок «Лингвист»

3.

Ф.И.О. педагога : Семкин Владимир Николаевич

4.

Название программы : рабочая программа кружка «Лингвист»

5.

Вид программы : модифицированный

6.

Год обучения – 1 год

7.

Продолжительность образовательного процесса: 144 часа

8.

Возраст обучающихся : с 14 до 17 лет

9.

Возрастной диапазон начала освоения программы: с 14 лет

10.Целевая установка: предметная

11.Образовательная область: языкознание

12.Направленность деятельности: художественно-эстетическая

Виды деятельности - практический

13.Форма организации образовательного процесса: групповая

14.Направленность усвоения учебного процесса: горизонтальная

15.Способ подачи содержания: комплексный

16.Форма реализации: очная

17.Ожидаемые результаты освоения программы :

по уровню освоения: общекультурный

по уровню образованности: общекультурная грамотность

по уровню освоения содержания образования: ученический

по уровню действий: творческий

по уровню освоения культурных ценностей: коммуникация, продуцирование

18.Степень включенности детей: творческая

19. Адресат: дети

Информационную карту на рабочую программу составил: Семкин В.Н.

« __ » сентября 2017 года

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Лингвист» разработана в 2017 году учителем

русского языка и литературы Семкиным В.Н., которая реализуется в МОУ СОШ

с.Ждамирово. Срок ее реализации- 2017- 2018 учебный год. Продолжительность

образовательного процесса-144 часа. В реализации данной дополнительной

образовательной программы участвуют учащиеся с 14 до 17 лет.

Программа направлена на повторение и систематизацию сведений по

фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации, стилистике. При этом

предусматривается подача материала крупными блоками, что дает возможность

учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о

языке.

Работа по данной программе предусматривает широкое использование

активных методов обучения: практикумов, зачетов и т.д.; самостоятельной

работы учащихся по анализу текста, использование методов и приемов,

направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Основные задачи данной программы сводятся к следующему:

- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике,

лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время

навыки конструирования текстов;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с

одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах

их использования;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на

уроках русского языка и литературы;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы является участие в конкурсах и олимпиадах.

Цель программы:

- получение дополнительного образования в области языкознания;

- развитие творческой индивидуальности кружковцев.

Задачи программы:

1. Обучающие:

- развитие познавательного интереса к русскому языку;

- способствовать углубленному изучению разделов науки о языке;

- мотивировать у кружковцев стремление к творческой работе на основе изучения

разделов науки о языке.

2. Воспитывающие:

- формирование у обучающихся интеллектуальных, творческих способностей;

- воспитание трудолюбия, целеустремленности, ответственности за результат своей

деятельности.

3. Развивающие:

- создать оптимальные условия для творческого развития личности ребенка;

- сформировать у ребенка в процессе творческой деятельности умения

самостоятельной практической работы.

Принципы построения программы:

1.Принцип научности:

- при составлении программы особое внимание уделяется научным представлениям

и теоретическим положениям в области языкознания.

2. Принцип системности:

- материал программы подается по принципу: от простого к сложному;

- каждой пройденной теме соответствуют уроки обобщения и систематизации

знаний, а также уроки контроля.

3. Принцип доступности:

- программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- изучаемый материал дается в доступной для ребят форме.

4. Динамичность:

- материал программы постоянно дополняется новыми данными в области

языкознания;

- совершенствуются формы и методы обучения;

- предусмотрены различные формы занятий.

5. Перспективность и актуальность:

- создание новых проектов, планов.

Структура занятия:

1.

Организационный момент.

2.

Мотивация.

3.

Повторение пройденного материала.

4.

Изложение новой темы.

5.

Практическая работа.

6.

Подведение итогов.

7.

Домашнее задание.

Диагностика освоения программы:

1.

Входящая диагностика. Проводится на начальном этапе при наборе группы.

Основные методы – анкетирование, беседа.

2.

Текущая диагностика. Проводится при изучении отдельных тем, закрепляя

знания по конкретной теме. Данная диагностика проводится также по итогам

каждого года обучения. Основной метод – зачет (тестирование).

3.

Итоговая диагностика. Проводиться по итогам изучения всего курса

программы. Методы - защита проектов.

Результаты диагностики:

1.

Низкий уровень.

2.

Средний уровень.

3.

Высокий уровень.

Ожидаемые результаты:

Обучающийся должен:

знать / понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа;

- основные признаки стилей литературного языка;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-

делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов;

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета

уметь:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их

произношения;

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его

образования к морфемной структуре;

- разъяснять значение слов;

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов;

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно

проверяемыми орфограммами;

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в

простом и сложном предложениях;

- владеть основными нормами построения письменного высказывания;

- писать изложения по текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое

строение, характерные языковые средства;

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или

прослушанного текста.

Содержательная часть программы

1. Вводное занятие. Задачи работы кружка. План работы. Оборудование кабинета,

организация рабочего места. Организационные вопросы.

2. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Фонетические единицы языка. Алфавит.

Слог, нормы ударения. Фонетический и орфоэпический разбор и анализ слова

.

3. Лексика и фразеология

.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.

Омонимы.

4. Морфемика и словообразование.

Значимые части слова. Морфемный анализ

слова. Основные способы словообразования.

5. Грамматика и морфология.

Самостоятельные части речи. Служебные части

речи. Морфологический анализ слова

6. Грамматика. Синтаксис.

Словосочетание. Предложение. Виды предложений по

цели высказывания и эмоциональной окраске. Предикативная основа предложения.

Второстепенные члены предложения. Осложненное простое предложение.

Синтаксический анализ.

7. Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих

и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/ -НН-). Правописание –

Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего

времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Правописание НЕ и НИ. Правописание словарных слов. Слитное, раздельное,

дефисное написание.

8. Пунктуация.

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки

препинания в простом, простом осложненном предложении. Знаки препинания при

обособленных членах предложения. Тестирование. Знаки препинания при прямой и

косвенной речи. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки

препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в бессоюзном

сложном предложении.

9. Речь. Текст как речевое произведение. Средства связи предложений в тексте.

Стили речи. Функционально-смысловые типы речи. Виды переработки текста.

Анализ текста. Сочинение на основе исходного текста.

10. Языковые нормы. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы.

11.Тестирование. Выявление уровня развития учащихся.

Учебный план

Тема

Количество

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1. Вводное занятие

2. Фонетика. Орфоэпия.

Графика.

3. Лексика и фразеология.

4. Морфемика и

словообразование.

5. Грамматика и

морфология.

6. Грамматика. Синтаксис.

7. Орфография.

8. Пунктуация.

9. Речь.

10. Языковые нормы.

11.. Тестирование.

1

7

4

8

8

20

39

25

16

14

2

1

3

2

3

2

5

12

7

6

4

4

2

5

6

15

27

18

10

10

2

Итого: 144 ч. 45 ч. 99 ч.

Учебно-тематический план

п\п

Тема

Количество

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Вводное занятие.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Фонетические единицы языка.

Алфавит.

Слог, нормы ударения.

Фонетический и орфоэпический

разбор и анализ слова.

Тестирование.

Лексика и фразеология.

Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Тестирование.

Морфемика и словообразование.

Значимые части слова.

Морфемный анализ слова.

Основные способы

словообразования. Тестирование.

Грамматика. Морфология.

Самостоятельные части речи.

Служебные части речи.

Морфологический анализ слова.

Тестирование.

Грамматика. Синтаксис.

Словосочетание.

Предложение. Виды предложений по

цели высказывания и эмоциональной

окраске.

Предикативная основа предложения.

Второстепенные члены предложения.

Осложненное простое предложение.

Синтаксический анализ.

Тестирование.

1

2

2

3

2

2

2

2

4

4

2

2

4

2

3

4

4

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

3

3

1

2

3

1

2

3

3

3

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Орфография.

Орфограмма. Употребление гласных

букв О/Е (Е) после шипящих и Ц.

Употребление Ь и Ъ.

Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов различных

частей речи (кроме –Н-/ -НН-).

Правописание –Н- и –НН- в

различных частях речи.

Правописание падежных и родовых

окончаний.

Правописание личных окончаний

глаголов и суффиксов причастий

настоящего времени.

Слитное и раздельное написание НЕ

с различными частями речи.

Правописание НЕ и НИ.

Правописание словарных слов.

Слитное, раздельное, дефисное

написание.

Тестирование.

Пунктуация.

Знаки препинания между

подлежащим и сказуемым.

Знаки препинания в простом,

простом осложненном предложении.

Знаки препинания при обособленных

членах предложения. Тестирование.

Знаки препинания при прямой и

косвенной речи.

Знаки препинания в

сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в

сложноподчиненном предложении.

2

2

3

4

3

4

3

2

4

2

3

5

2

3

3

5

3

2

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

2

3

2

1

3

1

2

4

2

2

2

4

2

1

2

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

Знаки препинания в бессоюзном

сложном предложении.

Тестирование.

Речь.

Текст как речевое произведение.

Средства связи предложений в тексте.

Стили речи.

Функционально-смысловые типы

речи.

Виды переработки текста.

Анализ текста

Сочинение на основе исходного

текста.

Языковые нормы.

Орфоэпические нормы русского

литературного языка.

Лексические нормы.

Морфологические нормы.

Синтаксические нормы.

Тестирование.

4

2

2

4

2

2

2

4

3

3

3

5

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

2

1

3

1

1

1

3

2

2

2

4

2

Итого: 144 ч. 45 ч. 99 ч.

Методическое обеспечение

Занятия кружка проводятся в кабинете русского языка и литературы,

оборудованном столами, классной доской, таблицами. Кабинет удобный для

занятий, хорошо освещен. В кабинете имеется необходимая для работы литература:

словари, учебные пособия, контрольно-измерительный материал.

Одним из главных принципов организации занятий кружка является

чередование разнообразных методов деятельности учащихся. В основном она носит

практический характер, но теоретические сведения также необходимы, поскольку

без них невозможны изучение разделов науки о языке.

Для проведения занятий определяется оптимальное сочетание разнообразных

методов обучения. Применяется в единстве словесные, наглядные и практические

методы обучения. При выборе формы ведения занятий учитываются

индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Это помогает проводить

изучение материала в определенной последовательности и достигнуть намеченной

цели.

В течение всего курса обучения проводится систематический контроль степени

усвоения программного материала и приобретения учащимися коммуникативных и

лингвистических навыков и умений.

Литература

1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме.

Русский язык.2009/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, В.Н. Александров и др.- М.:

Интеллект-Центр, 2009.-208 с.

2. Единый государственный экзамен 2008. Русский язык. Учебно-тренировочные

материалы для подготовки учащихся/авт.-сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова и др.- М.:

Интеллект-Центр, 2007.- 224 с.

3. Книгина М.П., Коротченкова Л.В. Русский язык. 9 класс. Тренировочные

варианты к экзамену в новой форме.- Саратов: Лицей, 2009.- 128 с.

4. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 8-9 классы.- М.: ВАКО,

2008,- 160 с.

5. Козулина М.В. Русский язык. Тренировочные варианты ЕГЭ. 2010. – Саратов:

Лицей, 2010. – 112 с.

6. Курошина Л.Н. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.-

Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.- 48 с.

7. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы.- М.:

ВАКО,2007.-256 с.

8

.

Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация.

Комплексный анализ текста.10-11 кл. М.: Дрофа, 2002.- 160 с.

9. Пособия для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: Выполнение части 3 (часть С)/

Т.И. Максимович, И.А. Пугачев.- М.: Астрель: Олимп, 2009.- 142 с.

10. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский

язык/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров и др.- М.: Астрель,2010.-2010.-191 с.

11. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Русский

язык/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Н.В. Соколова.- М.: Астрель.-2009.-191 с.



В раздел образования