Напоминание

конспект урока "Наречие"


Автор: Черцова Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ д. Сусолово"
Населённый пункт: Новгородская область Старорусский район
Наименование материала: урок по русскому языка в 4 классе "Наречие"
Тема: конспект урока "Наречие"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок по русскому языку в 4 классе

Тема урока: «Наречие как часть речи»

Технология: технология деятельностного метода.

Тип урока: открытие новых знаний.

Педагогическая цель урока: Ознакомление с наречием как частью речи.

Задачи урока: познакомимся с новой частью речи - наречием, научимся

определять, каким членом предложения они являются; научимся выделять в

тексте словосочетания, в которые входит наречие;

Планируемые предметные результаты: учащиеся познакомятся с наречием

как частью речи; научатся находить наречия в тексте; задавать вопросы к

наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в

тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в

письменной

и

устной

речи,

классифицировать

слова

на

группы

по

грамматическим признакам.

Метапредметные УУД: определять тему урока, ставить цель, планировать

алгоритм выполнения; проводить исследование,

понимать точку зрения

другого.

Личностные результаты: Находить выход из затруднительной ситуации.

Методы

работы: проблемно-поисковый,

исследование,

индивидуальный,

работа в парах.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: карточки для исследовательской работы.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание

деятельности учителя

С о д е р ж а н и е

д е я т е л ь н о с т и

учащегося

(осуществляемые действия)

Формируем

ые

способы

деятельност

и

учащегося

I.

Мотивац

и я

к

учебной

деятельно

сти

Проверяет готовность

к

у р о ку,

н а л и ч и е

общей

установки

на

урок.

Приветствует

учащихся.

-

Закройте

глаза

и

мысленно

произносите

за

мной

т а к и е

с л о в а :

« Я

внимателен, я хорошо

д у м а ю ,

я

сосредоточен,

догадлив,

с о о б р а з и т е л е н

и

уверен в себе».

-

Откройте

глаза.

Я

Сообщают

о

готовности

к

уроку.

О п р е д е л я ю т

у р о в е н ь

самоготовности

(настроен

ли

я

слушать

учителя,

воспринимать

материал урока)

Принимать

и

сохранять

организацио

нные задачи

желаю вам успеха!

II

Актуализа

ция

знаний

и

фиксация

затруднен

и й

в

деятельно

сти

- Чтобы узнать тему,

мы

начнём

урок

со

словарной работы.

-

О б ъ я с н и т е

правописание слов.

Н . я б р ь ,

а . у р а т н о ,

х.р.шо, в.гон, р.ботать,

в.гон,

ко м н . т н ы й ,

м е д л е . о ,

к л а . н а я ,

м.рковный,

.бедать,

г.зета.

-

К а к

м о ж н о

р а с п р ед е л и т ь

э т и

слова?

- Распределите слова в

столбики

по

частям

речи.

(Работа

в

парах

по

карточкам).

-Как

отличить

одну

часть речи от другой?

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь

с л у ш ат ь

в

соответстви

и

с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную

ц е л ь

и

задачу.

Договариват

ь с я

и

приходить

к

общему

мнению

при

работе

в паре.

Работа над

словами

с

непроверяе

мым

написание

м

О б ъ я с н я ю т

п р а в о п и с а н и е

словарных слов.

По частям речи.

Проверка работы в парах

Сущес

т-

витель

ное

Прилага-

тельное

Глаго

л

?

ноябрь

газета

вагон

морковны

й

классная

комнатный

обедат

ь

рабо

тать

хорошо

аккуратно

медленно

III.

Выявлени

е

места

и

причины

затруднен

ия

-

На

какой

вопрос

отвечают

слова

4

группы?

-

П о п р о б у й т е

определить,

что

они

обозначают – признак

или действие.

-

П о ч е м у

у

в а с

возникло

затруднение?

- На вопрос: Как?

Кто-то относит слова к действиям,

кто-то – к признакам.

- Эта часть речи нам незнакома

IV.

Построен

ие

проекта

выхода

из

затруднен

ия

(целепола

- Откройте учебник на

с.

73

и

прочитайте

тему урока.

Как называется новая

часть речи

Сформулируйте

тему

урока.

- Значит, к какой части

Наречие.

Наречие как часть речи.

Отвечают на вопросы, формулируют

цель урока.

Выдвигать

гипотезу

и

обосновыват

ь ее.

Принимать

и

сохранять

учебную

цель

га-ние)

речи

относятся

слова

4 группы.

-

С ф о р м ул и р у й т е

задачи урока.

Что

мы

узнаем

о

наречии

как

части

речи

П о д

р у ко в о д с т в о м

у ч и т е л я

определяют задачи урока.

П о з н а ком и т ь с я

с

н о в о й

частью речи, узнать: как она

называется; что обозначает; на

какие

вопросы

отвечает;

как

изменяется; как «ведет» себя в

словосочетаниях.

Составляют план изучения наречия

как части речи:

1. Самостоятельная или служебная

часть речи?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5.

Каким

членом

предложения

является?

6. Роль наречия в речи

и

з а д а ч у .

Анализирова

ть,

находить

о б щ е е

и

различия,

делать

выводы.

Планирован

ие алгоритма

V.

Реализаци

я

построенн

ого

проекта

-

Какие

есть

пути

решения

всех

этих

задач?

-

Для

исследования

п р е д л а г а ю

в з я т ь

предложение

«В

тетрадках

всегда

пиши аккуратно».

Запись предложения с

комментированием.

-

Какие

слова

вы

предложили

бы

для

исследования?

Обсудите

в

парах

и

скажите.

- Почему именно эти

слова вы выбрали?

-

Что

пред лож ит е

д е л ат ь ?

О б р а т и т е

внимание

на

наши

задачи.

- Что заметили?

-

К а ко й

с д е л а е м

вывод?

-

Как

вы

думаете,

н а р е ч и е

- Исследовать самим или прочитать

вывод в учебнике. Но мы выбираем

исследование.

З а п и с ы в а ю т

п р е д л о ж е н и е ,

обсуждают и

называют

слова

для

и с с л е д о в а н и я .

С л о в а : всегда,

аккуратно.

-

К

ним

не

подходят

вопросы

существительного, прилагательного,

глагола. Наверное, это наречие.

-

Поставить

вопрос

от

какого-то

слова

к

этому

слову,

которое

выбрали, т. е. найти словосочетание.

Выписывают словосочетания: пиши

( к а к ? )

в с е гд а ,

п и ш и

( к а к ? )

аккуратно.

- С л о в а

с о ч е т а ю т с я

с

глаголом пиши и

о т в е ч а ю т

н а

вопрос как? п оя с н я ют

гл а гол

и

обозначают

признак

действия;

я в л я ю т с я

в т о р о с т е п е н н ы м и

членами.

- Слово с такими признаками – это

наречие.

-

Самостоятельная,

потому

что

называет, а не указывает.

Выдвигать

гипотезу

и

обосновыват

ь ее.

Осуществлят

ь

а н а л и з

объектов

с

о п о р о й

н а

визуализаци

ю.

Договариват

ь с я

и

приходить

к

общему

мнению

при

работе

в

п а р е .

Учитывать

мнение

с о с е д а

п о

парте.

самостоятельная

или

служебная часть речи?

.

-

Понаблюдаем,

на

какие

еще

вопросы

отвечают наречия?

Б Л И З К О , СЛЕВА,

СПРАВА

НАПРАВО,

НАЛЕВО, ВВЕРХ

С Е Г ОД Н Я , ВЧЕРА,

УТРОМ

ИЗДАЛЕКА, СВЕРХУ,

СПРАВА

ЧЕСТНО,

ДРУЖНО,

ИНТЕРЕСНО

НАРОЧНО, НАЗЛО

ПОНЕВОЛЕ,

СПРОСОНОК

-

Давайте

подведем

итог,

что

мы

уже

узнали о наречии?

-

О ц е н и т е

с в о ю

работу.

Составляют схему «Наречие».

НАРЕЧИЕ

• Самостоятельная часть речи;

отвечает

на

вопросы

«как?»,

«когда?», «где?», «куда?», «откуда?»;

обозначает

признак

действия;

в

п р е д л о ж е н и и

я в л я е т с я

второстепенным членом.

Оценивают выполнение работы.

Самостоят

ель-ная

работа

в

группах

а

карточках)

П р од о л ж и м

н а ш е

исследование:

проверим,

изменяется

ли

форма

у наречия?

Я выдвигаю гипотезу,

ч т о :

н а р е ч и е

-

и зме н я е ма я

ч а с т ь

речи.

Ваша

задача,

опровергнуть

и л и

доказать

правдивость

гипотезы. Работаем по

группам.

-Понаблюдайте,

изменяется

ли

форма

наречия

по

родам,

числам,

временам,

лицам.

Проверка

исследовательской

Работа по

карточкам (приложение

1)

Наречие не изменяется по числам!

Н а р е ч и е

н е

и з м е н я е т с я

п о

родам! Наречие Наречие

не

изменяется

по

в р е м е н а м !

неизменяемая

Наречие не изменяется по лицам!

часть речи.

Наречие не изменяется по падежам!

Выдвигать

гипотезу

и

обосновыват

ь ее.

Осуществлят

ь

а н а л и з

объектов

с

о п о р о й

н а

визуализаци

ю.

Договариват

ь с я

и

приходить

к

общему

мнению

при

работе

в

г р у п п е .

Учитывать

мнение

членов

работы.

-Какое

исследование

провели? Какай вывод

сделали?

- С д е л а й т е

в ы в о д .

Сравним наш вывод с

выводом

в

учебнике.

Совпадает

ли

наш

вывод

с

выводом

в

у ч е б н и к е ?

Н а ш и

в ы в о д ы

с о в п а л и ,

значит,

мы

на

уроке

сделали открытие!

группы.

VI.

Первично

е

закреплен

и е

в о

внешней

речи.

Работа

по

учебнику

(упражнен

ие 125).

Работа

по

учебнику

(упражнен

ие 126)

З а д а е т

в о п р о с ы .

К о м м е н т и р у е т

и

корректирует

ответы.

Наблюдает за работой

учащихся.

Помогает,

при

необходимости

проверяет

от ве т ы .

Комментирует

ход

решения.

П р о ч и т а й т е .

Д о к а ж и т е ,

ч т о

выделенные

с л о ва

являются наречиями.

П р о ч и т а й т е .

Выделенные

слова

наречия.

Прочитайте

предложения

сначала

без наречий, а потом с

ними.

К а к у ю

р о л ь

выполняют

наречия

в

предложениях?

На

какой

вопрос

о т в е ч а е т

к а ж д о е

наречие?

Поставьте

э т о т

в о п р о с

о т

глагола,

с

которым

наречие

связано

по

смыслу.

– Выпишите наречия,

ставя

перед

ними

В ы п о л н я ю т

д и д а к т и ч е с к и е

упражнения, отвечают на вопросы,

в ы с к а з ы в а ю т

с в о е

м н е н и е .

Применяют новые знания на новом

языковом

материале.

Выполняют

а н а л и т и ч е с к и е

у п р а ж н е н и я .

Участвуют в обсуждении вопросов

по теме.

– Слова «звонко», «тонко» отвечают

на

вопрос

«как?»,

обозначают

признак действия.

Выписывают

наречия,

ставя

перед

ними

вопрос,

на

который

они

отвечают

Осуществлят

ь

а н а л и з

произведени

я.

Согласовыва

ть усилия по

решению

учебной

задачи.

вопрос,

на

который

они отвечают

VII.

Самостоя-

тельная

работ а

с

самопрове

р к о й

п о

эталону.

– Используя слова

в

скобках,

запишите

ответы

на

вопросы.

Подчеркните

наречия

и те слова, к которым

они относятся.

К а к

р е б я т а

разделили

яблоки? (Поровну.)

К а к

с п о р т с м е н

переправился

через

речку?(Вплавь.)

Куда

п о в е р н ул а

машина? (Направо.)

О т к у д а

л у ч ш е

всего

рассматривать

этот

рисунок? (Сверху.)

К о г д а

т ы

расскажешь

ему

об

этом?(Послезавтра.)

Записывают ответы на вопросы,

проверяют правильность работы по

записи

на

доске,

поменявшись

тетрадями

с

соседом

по

парте.

Оценивают работу.

Ре бя т а разделили яблоки

поровну.

Спортсмен переправился через

речку вплавь.

Машина повернула направо.

Рисунок

лучше

рассматривать сверху.

Я

е м у

расскажу о б

э т о м

послезавтра.

.

Понимать на

слух

ответы

учащихся.

Аргументир

овать

свою

точку

зрения.

Осуществлят

ь

анализ

с

целью

нахождения

соответствия

заданному

эталону

VIII.

Включени

е

в

систему

знаний

и

повторени

е.

-

Выполним

задания

из учебника.

Выполняют задания по учебнику

Осуществлят

ь

самоконтрол

ь

у ч е б н о й

деятельност

и

IX.

Рефлексия

учебной

деятельно

сти.

Организация

подведения

итогов

урока

у ч а щ и м и с я .

Учитель

предлагает

детям

оценить

их

р а б о т у

н а

у р о к е ,

заполнив

т а бл и ц у

самооценки.

Проводит

беседу

по

вопросам:

-

Какую

цель

мы

с т а в или

в

н ач а л е

урока?

1.

Я знаю, что такое наречие.

2.

Я

смогу

определить

наречие

по эталону.

3.

Н а

у р о к е

у

м е н я

в с е

получилось.

4.

Я

с мог

поня т ь

о ш и б к у,

которую

допустил

в

работе

Осуществлят

ь

самоконтрол

ь

у ч е б н о й

деятельност

и

- Каким способом мы

п о з н а ко м и л и с ь

с

напечием?

Р а с с к а ж и т е

о

наречии

всё,

что

вы

узнали.

-

А

т е п е р ь

проанализируйте

свою работу на уроке.

У вас на столе лежат

карточки.

Отметьте

з н а к о м

« + »

т е

в ы с к а з ы в а н и я ,

с

к о т о р ы м и

в ы

согласны

.

- А я считаю, что вы

сегодня

поработали

отлично,

замечательно,

чудесно, великолепно!

И я искренне, от души

и по-доброму говорю

в а м

с п а с и б о

з а

работу!

(если была)

5.

Я

активно

участвовал

в

открытии

нового

з н а н и я

исследовании.

Домашнее

задание

П р о г о в а р и в а е т

и

объясняет

домашнее

задание. Формулирует

задачи

выполнения

упра жне ния ,

д а е т

сопутствующие

комментарии.

1 .

В ы п о л н и т ь

у п р а ж н е н и е

в

учебнике

Внимательно

слушают,

задают

уточняющие вопросы

Осознавать,

принимать,

сохранять

учебные

задачи

Приложение 1

- Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам,

лицам.

1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного

числа?

ед.ч. мн.ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано;

запел ( ?) - запели (______?) ________; проснулся(__________?)__________-

проснулись ( ________?) ___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ____________________________________

2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришел ( когда ?) рано;

пришла (_______?) _________;

пришло (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Н а р е ч и я

п о

р о д а м

_______________________________________________________.

3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного

времени?

Образец: появились ( когда ? ) рано;

разольются (________?) ___________;

цветут (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам _________________________________

4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица

единственного числа?

Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;

2 л: ты встаешь (_______?) _________;

3 л: он встает (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ____________________________

Работа по учебнику

Выписывают словосочетания.

Поднималась (как?) медленно, поднималась (где?) впереди, возвращался

(когда?) вечером, пискнул (как?) слабо, пискнул (как?) жалобно, светило

(как?) ярко, светило (где?) кругом, спустился (как?) благополучно, спустился

(куда?) вниз.

Выписывают наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.

(Где?) впереди, (как?) медленно, (когда?) вечером, (как?) слабо, (как?)

жалобно, (как?) кругом, (куда?) налево, (куда?) направо, (как?) благополучно,

(куда?) вниз.

Карточка

для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

– Используя слова в скобках, запишите ответы на 3 любых вопроса.

Подчеркните наречия, стрелкой укажите связь наречия со словом, к которому

оно относится.

Как ребята разделили яблоки? (Поровну.)

Как спортсмен переправился через речку? (Вплавь.)

Куда повернула машина? (Направо.)

Откуда лучше всего рассматривать этот рисунок? (Сверху.)

Когда ты расскажешь ему об этом? (Послезавтра.)

4. Анализ урока.

На уроке

решали предметную задачу: знакомство с новой частью речи –

наречием.

Эта

задача

была

решена

на

5

этапе

реализации

построенния

проекта

выхода

из

затруднительной

ситуации

ситуации.

Использовался

прием исследование.

Способ

апробировали

на

6

этапе

выполняя

упражнение

из

учебника

выполняя типовые задания на новые знания.

Дети сами себя оценили относительно понимания нового способа решения

предметной задачи на 7 этапе, выполняя самостоятельно типовые задания с

самопроверкой по эталону.

Учитель оценил результативность организованной им деятельности на этапе

рефлексии.

Метапредметные задачи: определять тему урока, ставить цель, планировать

алгоритм

выполнения,

решали на 4 этапе построения проекта выхода из

затруднительной ситуации во фронтальной работе.

Способ

проведения

исследования

был

открыт

на

5

этапе

реализации

построенного

проекта

выхода

из

затруднительной

ситуации

в

работе

группами по карточкам.

Проговорили новый способ на этапе рефлексии.

Дети сами себя оценили относительно понимания нового способа на 5 этапе

в работе группами?

Учитель оценил результативность организованной им деятельности на этапе

рефлексии.



В раздел образования