Автор: Шпинёва Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа №15"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Решение логических задач. Аналогии в обучении».
Раздел: начальное образование
Открытое занятие по внеурочной деятельности факультативного курса «Мир логики» Гин С.И.
Тема: Решение логических задач. Аналогии в обучении.
Цель: познакомить учащихся с понятием «аналогии», видами аналогий и на практике показать их применение в
решении логических задач.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение распознавать, применять на практике приёмы аналогий не только в обучении, но и в
жизненных ситуациях.
2.Формировать способность учащихся логически мыслить;
Развивающие:
3.Развивать познавательную активность, самостоятельность мыслительной деятельности.
4.Развивать коммуникативные навыки, умение слушать, вести диалог, строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество.
Воспитательные:
4.Воспитывать культуру мыслительной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
-формирование адекватной осознанной самооценки;
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
-делать выводы и обобщения на основе фактов и абстрактных понятий.
Регулятивные УУД
-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-проговаривать последовательность действий;
-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
-участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;
-излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их,
адекватно оценивать работу в группе.
Предметные
- учить устанавливать аналогии с помощью учителя и самостоятельно.
- давать определения тем или иным понятиям;
- обобщать, делать выводы.
Тип занятия: практикум
Технологии обучения: игровая, обучение в сотрудничестве, здоровье – сберегающая.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в группах.
Оборудование: М /проектор, компьютер, ручки, карандаши, маркеры (мел), карточки с заданиями, таблицы,
лесенка успешности (рефлексия).
Этап
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
I.Мотивация к
учебной
деятельности
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
Торопись скорее в класс
Интересно здесь у нас!
-Ребята, сегодня на занятии у нас много гостей.
-Давайте поприветствуем их своими лучистыми
улыбками
Подготовка класса
к работе.
Личностные:
самоопределение к
учебной
деятельности.
Коммуникативные:
умение слушать.
II.Актуализация
знаний.
1.Беседа об
использовании
аналогии в
обучении.
2.Игра
«Подражайка».
-Какой у нас сейчас урок?
-Чему мы учимся на уроках логики?
-Где наши умения можно применить?
-Давайте поиграем в игру, которая называется
«Подражайка».
-Я буду отбивать определенный ритм, а вы
повторять за мной, синхронно повторяя его.
-Молодцы!
-Почему у вас не было ошибок?
-А вот малыши тоже любят учиться, играть, но не
всегда могут понять условие задания, игры,
которые необходимо им выполнить. Зато
подражать им удаётся очень легко. Инженер
Григорий Френклах специально для детей 3-4 лет
придумал серию игр «Подражайка». Игру начинают
мама и папа, ребёнок только слушает, наблюдает, а
потом и сам включается в игру. Например, игра
«Целое-часть». Папа говорит: «Телевизор», мама
горит: «Кнопка»; папа «Книга», мама «Страница»;
папа: «Кошка», ребёнок «Хвост!» Таким образом
ребёнок сам понимает правила игры, продолжая
игру по аналогии.
-Придумайте название игры для малышей?
-Как бы выглядело объяснение правил этой игры
- Логика
-Логически
мыслить, понимать
окружающий нас
мир
Повторяют ритм
хлопками,
заданный
учителем.
-Услышали и
поняли условие
игры.
-«Часть-целое».
Личностные:
формирование
потребности в
самовыражении,
самореализации,
позитивной
моральной
самооценки и
моральных чувств.
Коммуникативные:
формулирование
собственного
мнения.
Познавательные:
выделение и
понимание
информации, работа
по аналогии.
Регулятивные:
различение способа
и результата
действий.
от лица папы?
-Давайте поиграем и мы с вами, вы должны
объяснить правила игры и привести свой
аналогичный пример.
Примеры игр:
мяч - скачет, воробей - чирикает - ...
помидор - красный, крокодил - зеленый - ...
кот - он, лягушка — она — ...
курица - петух, кабан - свинья - ...
фрукты - яблоко, города - Париж - ...
шарик — резина, лампочка — стекло — ...
медведь — берлога, птица - гнездо - ...
добрый — злой, веселый - грустный — ...
четыре — пять, вторник — среда — ..
-Как бы вы для школьников назвали подобную
игру?
-Я буду называть
любые предметы,
а тебе надо
указывать часть
этого предмета
Объясняют
правила игры и
продолжают её по
аналогии.
-«Аналогии».
III.Постановка
учебной задачи.
-С играми вы справились, а где школьнику могут
встретиться подобные задания?
-Приведите примеры.
-Сформулируйте пожалуйста тему урока. С каким
понятием мы будем сегодня работать?
-Какие задачи поставим перед собой?
-В учебном
материале, в
повседневной
жизни
Приводят примеры
аналогий из опыта.
Формулируют тему
и задачи урока.
-Познакомиться с
различными
Личностные:
формирование
потребности в
самовыражении,
самореализации.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества.
Познавательные:
вариантами
использования
аналогий и
научиться
применять их на
практике.
анализировать и
выделять главное.
Регулятивные:
определение цели,
планирование
деятельности.
IV.Рефлексия
первоначальных
знаний по теме в
«Лесенке успеха».
-На «Лесенке успеха» зафиксируйте уровень своих
знаний в начале урока.
Определяют
символом уровень
своих умений в
начале урока на
«Лесенке успеха».
Личностные:
формирование
границ собственного
знания и
«незнания».
Регулятивные:
оценка своих знаний
по теме.
V.Изучение нового
материала. Решение
задач на аналогии.
1.Работа в группах
-Какие умения и правила нам пригодятся в работе?
-Вы нередко слышите подобные задания:
«Придумайте аналогичную задачу» или «Найдите
задачу, аналогичную данной».
-Посмотрите на экран, прочитайте задание.
-Что вы должны выполнить?
"В классе 10 девочек и 15 мальчиков. Сколько
всего детей в классе?"
Какая из следующих задач является аналогичной
данной:
Задача 1. "Девочки нашли 8 шишек, а мальчики в
два раза больше. Сколько шишек нашли
- Слышать и
понимать друг
друга, работать в
группе сообща,
выслушивать
мнение каждого.
- Найти задачу
аналогичную
данной.
Выполняют
задание в группах.
Личностные:
формирование
потребности в
самовыражении,
самореализации,
позитивной
моральной
самооценки и
моральных чувств.
Коммуникативные:
формулирование
собственного
мнения.
Познавательные:
3.Физминутка.Игра
на внимание «Пол-
нос-потолок».
мальчики?"
Задача 2. "В одном автобусе ехали 10 пассажиров,
а в другом – 15. В каком автобусе ехало больше
пассажиров и на сколько?"
Задача 3. "На полке лежало 3 красных мяча и 4
синих. Сколько всего мячей лежало на полке?"
выделение и
понимание
информации, работа
по аналогии.
Регулятивные:
различение способа
и результата
действий.
2.Проверка работы
-Группы, представьте свой вариант ответа.
-Чем похожи и чем отличаются задачи?
-Так какую из задач можно назвать аналогичной
данной?
-А какой признак для задачи в математике будет
существенным?
Капитаны команд
представляют
результат работы.
Делают выводы.
- Первая задача
похожа на
исходную по
содержанию,
вторая по числам,
третья по способу
решения.
- Похожую по
существенным
признакам.
- Способ решения
задачи
Личностные:
формирование
потребности в
самовыражении,
самореализации,
позитивной
моральной
самооценки и
моральных чувств.
Коммуникативные:
формулирование
собственного
мнения.
Познавательные:
выделение и
понимание
информации.
Регулятивные:
различение способа
и результата
действий.
VI.Применение
аналогии в новой
ситуации.
Работа в группах с
самопроверкой по
эталону.
-А теперь задание посложнее. Вам предстоит
самим догадаться, какой принцип аналогии задан в
карточке.
– Догадайтесь, как связаны между собой слова и
буквы и какую букву нужно вставить на месте
вместо вопроса?
-Раскройте смысл аналогий и продолжите их при
выполнении заданий карточки.
Определяют
принцип
построения
аналогий и
применяют в
решениях.
- Утро-завтрак,
день-обед, вечер-
ужин.
Личностные:
формирование
мотивов достижения
целей.
Коммуникативные:
понимание позиции
других людей
отличных от
собственных.
Познавательные: ,
выделение и
понимание
информации, работа
по аналогии.
Регулятивные:
принятие и
сохранение учебной
задачи.
VII.Самопроверка
-А теперь проверим ваши аналогии. Сравните свои
Сравнивают
Личностные:
работы в группах.
варианты с эталоном на экране.
-Какие группы не смогли расшифровать смысл
аналогии? Почему?
-Какие у вас получились варианты?
варианты решения
с эталоном.
- Не поняли
принцип
построения
отдельных
аналогий
формирование
мотивов достижения
целей.
Коммуникативные:
контроль действий
партнёра.
Познавательные:
выделение и
понимание
информации,
структурирование
знаний.
Регулятивные:
различение способа
и результата
действий.
VIII.Работа в парах с
проверкой по
эталону.
-А теперь проверим, как каждый из вас поймет
принцип аналогии и наберёт большее количество
верных ответов, выполнив задание карточки.
– Страницы относятся к книге как неделя – к…
– Ухо относится к слуху как глаз – к…
– Жабры относятся к рыбам как лёгкие – к…
– Весна относится к году как детство – к…
– Школа относится к учителю как класс – к…
– Крыльцо относится к дому как нос – к…
-Поднимите руки те пары, кто продолжил аналогии
без затруднений.
Работают в паре.
Продолжают
заданные
аналогии.
Выдвигают
версии. Сверяют
свои варианты
аналогий с
эталоном.
Выполняют
самооценку.
Личностные:
самоопределение.
Коммуникативные:
контроль действий
партнёра.
Познавательные:
выделение и
понимание
информации,
структурирование
знаний.
Регулятивные:
-Кому было трудно выполнять задание?
контроль, коррекция
выделение и
осознание
усвоенного и
подлежащего
усвоению.
IX.Итог урока.
Рефлексия
деятельности.
-Сделайте вывод, на что необходимо обращать
внимание при решении задач на аналогии?
-Какие умения и способности необходимы
ученику, человеку
для лучшего понимания и применения на практике
аналогий?
-Какие задачи мы ставили перед собой в начале
урока?
-Удалось нам их решить на уроке?
-Оцените свои умения в применении аналогий с
помощью «Лесенки успеха».
-Поднимите руки, кто остался на нижней высокой
ступеньке лесенки?
- На средней?
-Поднимите руки, кто оказался на самой высокой
ступеньке лесенки?
-О чём это говорит?
-Молодцы! Я рада, что вы адекватно оцениваете
свои силы и понимаете, какие задачи перед вами
- Необходимо
понять принцип
построения
исходной
аналогии, а потом
её продолжить
- Умения
различать понятия,
понимать
лексическое
значение слов,
развивать свой
кругозор, много
читать.
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности,
соотносят цель и
результаты,
степень
Личностные:
смыслообразование.
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой выражать
свои мысли.
Познавательные:
рефлексия
деятельности.,
структурирование
знаний.
Регулятивные:
контроль, коррекция
выделение и
осознание
усвоенного и
подлежащего
усвоению.
стоят в дальнейшем.
соответствия.