Автор: Шпинёва Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа №15"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения«Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"».
Раздел: начальное образование
Открытый урок литературного чтения Шпинёвой Светланы Николаевны.
Тема: «Сказки народные и литературные.
В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"».
Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Цели:
Обучающая:
Создать условия для организации сравнительного анализа авторской сказки В.Даля «Девочка Снегурочка» и русской
народной сказки «Снегурочка».
Формирование понятия об авторской и народной сказках
Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.
Развивающая:
Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения,
творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
Воспитывающая:
Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного
народного творчества
Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: обобщение.
Оборудование: демонстрационный материал(портрет и книги В. Даля), карточки сзаданиями,схемы-опоры, презентация,
учебник, рабочая тетрадь.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока,
цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Мотивация.
Самоопределение к учебной
деятельности.
-Зд ра вс т вуйт е
р е б я т а !
Начать сегодняшний урок я
хочу
со
стихотворения
М.Лопатина.
Послушайте!
Мудрец один на свете жил,
Он много знаний получил.
Смысл постигая бытия,
Он восклицал: «Все знаю
я!»
Проснулся как-то ночью он.
Взглянул на звездный
небосклон
И понял вдруг, как слаб и
мал.
«Не знаю я, » -он
прошептал.
-Ребята, почему такой
вывод о себе сделал
мудрец?
-Ребята, какая
пословица
подошла
бы
мудрецу
и
С л у ш а ю т
у ч и т е л я .
В к л ю ч а ю т с я
в
деятельность.
Отвечают на вопросы.
Слушают и делают выводы
- М у д р е ц
п о н я л ,
ч т о
заблуждался в объеме своих
знаний,
что
его
знания
о
мире
настолько
малы,
и
вокруг осталось еще много
непознанного.
Личностные:
самоопределение к учебной
деятельности.
Коммуникативные:
умение слушать.
Познавательные:
а н а л и з
и н ф о р м а ц и и
с
ц е л ь ю
выделения
определённых
признаков.
Регулятивные:
предвосхищение
р е зул ьт ат о в
и
у р о в н я
усвоения знаний.
направила его? (3посл).
Без труда не вытянешь и
рыбку из пруда.
Век живи, век учись.
Семь раз примерь, один раз
отрежь. (слайд)
-Объясните свой выбор.
-Верно,
ребята.
Недаром
говорили в старину:
«Век живи, век учись!»
Сравнивают
высказывание
и пословицу.
- П о д х о д и т
т р е т ь я
пословица.
II. Актуализация знаний.
Развитие речи.
-А
вы
готовы
узнавать
и
познавать новое, учиться?
-Тогда начнем.
-Ребята, отгадайте загадки.
-Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.
-Подберите
родственные
слова к слову снежинка.
Подсказка: На всех садится,
Слушают учителя,
отгадывают загадки.
-Снежинка.
Снег.
Личностные:
формирование потребности
в
с а м о в ы р а ж е н и и ,
самореализации,
позитивной
м о р а л ь н о й
самооценки
и
моральных
чувств.
Коммуникативные:
формулирование
собственного мнения.
Познавательные:
выделение
и
понимание
информации,
работа
по
аналогии.
Регулятивные:
различение
никого не боится.
Свежа, румяна, холодна,
Приходит в гости не одна.
В работе помогает деду
Скажите, как зовут ту деву?
- Н а з о в е м
е щ е
р а з
родственные слова.
-
Несколько
вопросов
из
области русского языка.
-Как по другому
называются родственные
слова?
-Докажите.
-Какая орфограмма скрыта
в слове Снегурочка?
-Где
нам
встречался
этот
персонаж?
-Снегурочка
-Снеговик,
снег,
Снежный,
Снегурочка…..
-Однокоренные.
Называют
орфограмму
в
слове.
В сказках: «Девочка
снегурочка» и
«Снегурочка».
с п о с о б а
и
р е з у л ь т а т а
действий.
III.
Постановка
учебной
задачи.
-Рассмотрим
внимательно
наших
главных
ге р о е в
сказок.
-Почему
на
слайде
две
Снегурочки?
Личностные:
формирование потребности
в
с а м о в ы р а ж е н и и ,
самореализации,
позитивной
м о р а л ь н о й
-Какую
работу
мы
можем
выполнить
с
о бр а за ми
Снегурочек?
-Давайте определимся, что
конкретно будем
сравнивать?
-Какую задачу на урок мы
поставим перед собой?
-Давайте
уточним,
что
будем
анализировать,
что
можно сравнить у главных
героинь? (пишу на доске).
- М о ж н о
с р а в н и т ь
сказочные
образы
Девочки
Снегурочки и Снегурочки.
-Внешность,
характеры,
поступки и т.д.
-Сравнить образ
Снегурочки в авторской
сказке и народной.
-Как Снегурочки
появились?
-Внешность.
-Поведение.
-Речь.
-Характер.
самооценки
и
моральных
чувств.
Коммуникативные:
Планирование
учебного
сотрудничества с учителем
Познавательные:
выделение
и
понимание
информации.
Регулятивные:
предвосхищение результата
и уровня усвоения знаний.
IV.Рефлексия
знаний
на
начальном этапе урока.
-Оцените ваши познания в
вопросе на данный момент
урока с помощью лесенки
успеха.
Фиксируют уровень знаний
в начале урока на «Лесенке
успеха».
V. Введение в тему.
-Прежде
чем
сравнивать
главных
героинь,
давайте
вспомним, в каких сказках
они живут.
-Авторские и народные.
Личностные:
формирование потребности
в самовыражении,
самореализации,
-Какие бывают сказки?
-Что
отличает
авторские
сказки от народных?
Как
ещё
можно
назвать
авторские сказки?
-Кто создал образ Девочки
Снегурочки?
- К т о
с о з д а л
о б р а з
Снегурочки?
-Как
вы
думаете,
какая
сказка появилась раньше?
Почему?
-Какую роль выполнил Лев
Толстой?
- Д а в а й т е
с р а в н и м
структуру сказок.
- В чём здесь отличие?
Высказывают своё мнение.
-Литературными
-В.И.Даль.
-Народ.
-Далю
не
п о н р а в и л а с ь
концовка
сказки,
и
он
написал
cвою.
-Обработал
сказку,
сделал
ее
более
до ступной
и
понятной нам.
-Мы видим, что в авторской
с к а з к е
с о д е р ж а н и е
п е р ед а е т с я
с п л о ш н ы м
текстом, а в народной есть
части сказки
позитивной моральной
самооценки и моральных
чувств.
Коммуникативные:
формулирование
собственного мнения.
Познавательные:
в ы б о р
оснований и критериев для
сравнения.
Регулятивные:
принятие
и
сохранение
учебной задачи.
- К а к у ю
р а б о т у
н а м
пришлось
выполнять
с
текстом сказки В.И. Даля?
-Какую работу выполняли с
текстом «Снегурочка»?
-Назовите
озаглавленные
части сказки.
-Делить
самим
текст
на
части.
-Озаглавливали части.
Называют части сказки.
VI. Изучение нового
материала.
Д а в а й т е
в с п о м н и м
особенности жанра сказки.
-Назовите их.
А структуру сказки?
-Проверим себя. (открываю
скрытую часть доски,
структурные элементы
сказки перемешаны).
-Ой! Ребята!
-Дедушка
Мороз
дунул
своим
холодным
ветерком,
решил подшутить над нами.
-Что случилось?
(рассыпались части)
- Д а в а й т е
п р и в е д е м
в
порядок
структуру
сюжета
сказок.
-Зач ин,
в ы м ы ш л е н н ы е
герои,….
-Есть
концовка,
д об ро
всегда побеждает зло….
Называют
части
сюжета
сказки.
Восстанавливают
последовательность
частей
сказки на доске.
Личностные:
формирование потребности
в
с а м о в ы р а ж е н и и ,
самореализации,
позитивной
м о р а л ь н о й
самооценки
и
моральных
чувств.
Коммуникативные:
формулирование
собственного мнения.
Познавательные:
в ы б о р
оснований и критериев для
сравнения.
Регулятивные:
различение
спо соба
и
результата своих действий.
VII. Физминутка.
Я мороза не боюсь! Я с ним
Выполняют
движения
по
к р е п к о
п о д р у ж у с ь .
Подойдёт
ко
мне
мороз,
Тронет
уши,
тронет
нос.
Значит
надо
не
зевать,
Прыгать, бегать и играть! А
ещё снежки бросать.
ходу физминутки.
VIII. Работа в группах.
А теперь давайте подробнее
остановимся
на
сравнении
сюжета и поступков наших
героинь.
-Сейчас
вы
в
группах
д о л ж н ы
з а п о л н и т ь
сравнительные таблицы, т.е.
сравнить два текста, сюжет
сказок, героев, их поступки.
-
Одинаковые
ответы
вы
обозначаете
одинаковыми
символами,
а
р а з н ы е –
разными (x-x или x-o)
-По
мо ей
команде
вы
п р и с ту п и т е
к
р а б о т е .
Давайте
повторим
правила
работы в группе.
С л у ш а ют
и н с т р у к ц и ю
учителя.
Проговаривают
правила
работы в группе.
Работают в группах.
П о и с к
и н ф о р м а ц и и
в
тексте.
Личностные:
формирование потребности
в
с а м о в ы р а ж е н и и ,
самореализации,
позитивной
м о р а л ь н о й
самооценки
и
моральных
чувств.
Коммуникативные:
формулирование
собственного мнения.
Познавательные:
в ы б о р
оснований и критериев для
сравнения.
Регулятивные:
различение
спо соба
и
результата своих действий.
IX. Проверка работы групп.
-Давайте
сравним
ваши
Капитаны команд выходят к
в а р и а н т ы
о т в е т о в
с
эталоном. Проверяя, ставим
себе 1балл за каждое верное
сравнение.
до ске
и
п р е д с т а в л я ю т
работу группы.
X. Обобщение.
-Что
общего
нашли
в
сказках?
-Ребята,
отличаются
наши
героини сказок?
-Чем?
-Давайте
сравним,
какие
средства
художественной
выразительности
использует
В.Даль
для
с о з д а н и я
о б р а з а
Снегурочки и есть ли они в
народной сказке?
-В какой сказке их больше?
-Какими
словами
можно
з а м е н и т ь
у с т а р е в ш и е
слова?
Отвечают на вопросы.
-Олицетворение, сравнение,
эпитеты.
Личностные:
формирование потребности
в
с а м о в ы р а ж е н и и ,
самореализации,
позитивной
м о р а л ь н о й
самооценки
и
моральных
чувств.
Коммуникативные:
формулирование
собственного мнения.
Познавательные:
в ы б о р
оснований и критериев для
сравнения.
Регулятивные:
структурирование знаний.
XI. Закрепление.
Творческая работа.
Синквейн.
-А теперь вам легко будет
обобщить наши выводы.
-Выполните
синквейн
на
тему: « Снегурочка».
Выполняют работу в
группах, составляют
синквейн.
XII.Представление
результатов работы.
-Проверим,
что
у
в а с
получилось.
П р е д с т а в и т е л и
г р у п п
выходят
и
представляют
работу
групп.
Остальные
у ч а щ и е с я
с л у ш а ю т ,
сравнивают
и
оценивают
работу.
XIII. Итог урока.
Рефлексия деятельности.
-Как
называют
старики
Снегурочек?
-Что общего в отношениях
стариков к своим дочкам?
-Что общего в стариках из
сказки и ваших родителях?
-Какую ошибку совершила
снегурочка,
почему
она
погибла?
-Какой
урок
нам
да ли
поступки Снегурочек?
-Какие
задачи
мы
ставили
-Дочками.
-Они
их
очень
л ю бя т,
заботятся
о
них.
Родители
мечтают
о
послушных
и
ласковых детях.
-Семейное счастье в детях.
Высказывают свои мнения.
-Никогда
не
отчаиваться
в
т р у д н о й
с и т у а ц и и .
Дорожить
дружбой.
Уметь
всегда
придти
на
помощь.
Никогда не унывать. Уметь
отстаивать
свою
точку
зрения. Не позволять собой
манипулировать.
Осуществляют
самооценку
Личностные:
формирование потребности
в
с а м о в ы р а ж е н и и ,
самореализации,
позитивной
м о р а л ь н о й
самооценки
и
моральных
чувств.
Коммуникативные:
формулирование
собственного мнения.
Познавательные: оценивать
результат деятельности.
Регулятивные:
принятие
и
сохранение
учебной задачи.
перед собой в начале урока?
-Выполнили мы их?
-Оцените
себя
лесенкой
успеха
с о б с т в е н н о й
у ч е б н о й
деятельности,
соотносят
цель и результаты, степень
их соответствия.