Автор: Ермолаева Ирина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"г. Казань
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Критерии для мониторинга основных умений читательской компетентности учащихся
Тема: Читательская компетентность учащихся
Раздел: среднее образование
Критерии для мониторинга основных умений читательской
компетентности учащихся.
Ермолаева И.Н., учитель
английского языка высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №54» г. Казани
Читательская грамотность – способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для
того,
чтобы
достигать
своих
целей,
расширять
свои
знания
и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская
компетенция
–
это
постоянно
развивающаяся
совокупность знаний, умений и навыков, то есть качество человека, которое
совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Другими
словами,
читательская
компетентность учащихся
–
это
сформированная
у
учащихся
способность
к
целенаправленному
индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после
прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший
багаж
знаний,
сколько
обеспечить
его
общекультурное,
личностное
и
познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение
учиться.
Критерии читательской компетенции:
-
умение читать вслух и про себя;
-
владение
основными
видами
чтения
(ознакомительно е,
углубленное, поисковое, просмотровое);
-
з н а н и е
и з у ч е н н ы х
п р о и з в е д е н и й ,
п р е д с т а в л е н и е
о
литературоведческих понятиях, их использование и понимание;
-
знание
книг
и
произведений
из
круга
детского
чтения,
предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
1
-
умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам,
авторам, темам и т.д.);
-
знание элементов книги;
-
умение самостоятельного чтения книг;
-
умение
высказывать
оценочные
суждения
о
прочитанном
произведении;
-
умение самостоятельного выбора и определения содержания книги
по ее элементам;
-
умение работать с разными источниками информации (словарями,
справочниками, в том числе и на электронных носителях);
-
умение находить информацию в книге и формулировать простые
непосредственные выводы;
-
умение находить в тексте информацию, представленную в явном
виде;
-
умение основываясь на тексте, сделать простые выводы;
-
умение
интерпретировать,
обобщать
и
оценивать
содержание
текста;
-
умение
устанавливать
связи,
которые
не
высказаны
автором
напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
-
умение реконструировать авторский замысел, опираясь не только на
содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста
(жанр, структуру, язык);
-
активная
познавательная
деятельность
ребенка,
направленная
на
чтение детской литературы;
-
позитивное эмоционально - окрашенное отношение к чтению;
-
заинтересованность конкретными книгами;
-
заинтересованность конкретными книгами;
-
стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой.
2