Напоминание

"Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС"


Автор: Абдуллина Гульназ Нагимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №39"
Населённый пункт: город Набережные Челны РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС"

На сегодняшний день главной задачей в школы является создание всех

необходимых условий для развития ребенка. Среди различных направлений

педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность.

Развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно

получать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,

развивать критическое мышление - это важная идея проектирования.

Проект

это

метод

обучения,

который

может

быть

использован

в

изучении любого школьного предмета и может применяться как на уроках,

так и во внеклассной работе. Он способствует осуществлению принципа

связи

обучения

и

воспитания

с

жизнью,

решает

многие

педагогические

задачи.

Структура работы над проектом.

I. Подготовительный этап работы

o

определение темы исследования;

o

выделение предполагаемых направлений работ;

o

определение проблемы и задач исследования;

o

выдвижение гипотез и способов решения;

o

обсуждение методов исследования;

o

распределение работы между участниками группового проекта;

o

начало работы по сбору информации.

II. Основной этап.

o

продолжение работы по сбору информации;

o

самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)

деятельность учащихся по реализации проекта;

o

систематизация и анализ полученных данных;

o

обсуждение способов оформления конечных результатов;

o

подведение итогов, оформление результатов.

III. Заключительный этап.

o

презентация проекта;

o

представление результатов выполненных проектов в виде

материального продукта;

o

рефлексия.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру,

которая практически совпадает со структурой реального научного

исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования;

цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы

исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов,

выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее

распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и

лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры

совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее

развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного

результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника,

театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и

т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский

подход в решении проблемы.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой

подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой

ситуации.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др.,

результат которых остается открытым до самого конца. Участники

принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и

содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть

литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные

или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Информационные проекты направлены на сбор информации о

каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой

информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в

сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские

проекты и становятся их органичной частью.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с

самого начала характер результата деятельности его участников. Этот

результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы

самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры,

которая может быть представлена в виде сценария, определения функций

каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного

результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие

координировать совместную деятельность участников.

Моно-

проекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е.

выполняется на материале конкретного предмета.

Разумеется, работа над моно-проектами не исключает применение знаний из

других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема

лежит в русле содержания конкретной предметной области или области

деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к

презентации: например, компьютерная верста продукта проектной

деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Межпредметный (интегрированный) – это проект,

интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в

основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в

различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты,

затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно

объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным

предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект

предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях,

стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение

школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Работать над проектом или исследованием способны дети разного

уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам

реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть

свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в

свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные

государственные стандарты образования второго поколения организация

проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает

формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание

ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений,

дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях

правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для

себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования,

у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые

формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные

привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность,

предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в

результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя

исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность

развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности

повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько

радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем.

Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят,

иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь

вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.



В раздел образования