Автор: Абдуллина Гульназ Нагимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №39"
Населённый пункт: город Набережные Челны РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС"
Раздел: начальное образование
Статья "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС"
На сегодняшний день главной задачей в школы является создание всех
необходимых условий для развития ребенка. Среди различных направлений
педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность.
Развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно
получать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,
развивать критическое мышление - это важная идея проектирования.
Проект
–
это
метод
обучения,
который
может
быть
использован
в
изучении любого школьного предмета и может применяться как на уроках,
так и во внеклассной работе. Он способствует осуществлению принципа
связи
обучения
и
воспитания
с
жизнью,
решает
многие
педагогические
задачи.
Структура работы над проектом.
I. Подготовительный этап работы
o
определение темы исследования;
o
выделение предполагаемых направлений работ;
o
определение проблемы и задач исследования;
o
выдвижение гипотез и способов решения;
o
обсуждение методов исследования;
o
распределение работы между участниками группового проекта;
o
начало работы по сбору информации.
II. Основной этап.
o
продолжение работы по сбору информации;
o
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)
деятельность учащихся по реализации проекта;
o
систематизация и анализ полученных данных;
o
обсуждение способов оформления конечных результатов;
o
подведение итогов, оформление результатов.
III. Заключительный этап.
o
презентация проекта;
o
представление результатов выполненных проектов в виде
материального продукта;
o
рефлексия.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру,
которая практически совпадает со структурой реального научного
исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования;
цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы
исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов,
выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее
распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и
лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры
совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее
развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного
результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника,
театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и
т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский
подход в решении проблемы.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой
подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой
ситуации.
Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др.,
результат которых остается открытым до самого конца. Участники
принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и
содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть
литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные
или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проекты направлены на сбор информации о
каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой
информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в
сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские
проекты и становятся их органичной частью.
Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с
самого начала характер результата деятельности его участников. Этот
результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы
самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры,
которая может быть представлена в виде сценария, определения функций
каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного
результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие
координировать совместную деятельность участников.
Моно-
проекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е.
выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над моно-проектами не исключает применение знаний из
других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема
лежит в русле содержания конкретной предметной области или области
деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к
презентации: например, компьютерная верста продукта проектной
деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметный (интегрированный) – это проект,
интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в
основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в
различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты,
затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно
объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным
предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект
предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях,
стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение
школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного
уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам
реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть
свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в
свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные
государственные стандарты образования второго поколения организация
проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает
формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание
ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений,
дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях
правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для
себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования,
у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые
формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные
привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность,
предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в
результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя
исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность
развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности
повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько
радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем.
Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят,
иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь
вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.