Автор: Оболешева Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №71 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи с использованием метода интеллект-карт с детьми подготовительной группы "Осень"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА “ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ”»
Е.А. Оболешева, воспитатель
МБДОУ-детский сад №71 комбинированного вида, г. Орел
Программное содержание:
Цель:
Учить
детей
составлять
рассказ
о
поздней
осени,
с
помощью
интеллект-карты. Совершенствовать умение детей в подборе прилагательных.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
р а з в и т и е » ,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1. Познавательное развитие: закрепление и расширение представлений
детей о характерных признаках осени; уточнить знания детей об изменениях,
которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью; учить
детей работать с графическими символами.
2 . Речевое
развитие:
активизировать
словарный
запас;
уточнить
глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; совершенствовать
связную
речь,
умение
четко
передавать
свои
мысли;
совершенствовать
грамматическую
речь
детей
умение
согласовывать
прилагательные
с
существительными.
Оборудование:
Интеллект-карта «Осень-ноябрь», карточки с изображением ранней,
золотой и поздней осени; карточки с изображением диких животных (волк,
лиса,
заяц,
медведь,
белка),
карточки
с
изображением
перелетных
и
зимующих птиц, графические символы погоды.
Предварительная работа:
Беседы об осени; чтение художественных произведений: «Лес осенью»
А. Твардовский, стихи об осени А.С. Пушкина, А.И. Бунина, Ф.И. Тютчева,
разучивание стихов об осени, составление интеллект-карт: «Осень-сентябрь»,
«Осень-октябрь».
Ход мероприятия:
Воспитатель обращается к детям: Сегодня в детский сад почтальон
принёс письмо для вас, ребята. Давайте посмотрим, что в этом конверте.
Дети: Символы погоды и карточки про осень.
Воспитатель:
Что
на
них
изображено,
для
чего
нам
их
прислали
карточки?
Дети: Это карточки для составления интеллект-карты об осени.
Воспитатель: Правильно, они нам помогут заполнить интеллект-карту.
Ребята, давайте вспомним какому времени года посвящена наша интеллект-
карта?
Дети: Наша интеллект-карта посвящена осени.
Воспитатель: Частично интеллект-карту мы с вами заполнили, какой
первый месяц осени?
Дети: Сентябрь - первый месяц осени или ранняя осень.
Воспитатель: Какой следующий месяц осени наступил за сентябрем?
Дети: Октябрь - второй месяц осени или золотая осень.
Воспитатель: Как называется последний месяц осени?
Дети: Ноябрь - третий месяц осени или поздняя осень.
Воспитатель: Давайте расскажем друг другу и нашим гостям, что же
вы знаете о поздней осени и помогут нам в этом наши карточки. Рассмотрим
сначала неживую природу. Каким становится поздней осенью световой день?
Дети: В ноябре день становится короче, ночь длиннее и темнее.
Воспитатель:
Как
греет
солнце?
Можно
сказать
про
ноябрьское
солнце, что оно жаркое, жгучее, яркое?
Дети: Солнце в ноябре светит, но не греет, яркое, но холодное.
Воспитатель: Молодец, приклей свою карточку под стрелочкой. Какие
бывают дожди в ноябре?
Дети: Дожди в ноябре холодные, проливные, затяжные, со снегом, идут
несколько дней.
Воспитатель: Кроме дождя какие ещё осадки в ноябре?
Дети: В ноябре часто идет снег, бывает туман, иней на траве.
Воспитатель: Что происходит в ноябре с реками и озерами?
Дети: В ноябре реки и озера покрываются льдом, лужи замерзают.
Воспитатель:
Что
происходит
с
живой
природой.
Как
изменились
деревья в ноябре?
Дети: Деревья в ноябре стоят голые, скучные, печальные, все листья
облетели и только елка в красивой зеленой шубе.
Воспитатель: С наступлением холодов в города прилетают зимующие
птицы. Каких зимующих птиц мы с вами наблюдали?
Дети: Мы наблюдали воробья, ворону, голубя, синицу - это зимующие
птицы.
Воспитатель: А что дикие животные будут делать в ноябре? Кто из
зверей будет менять шубы и на какие?
Дети: Заяц в ноябре меняет серую шубку на белую, белка рыжую
шубку на серенькую, косолапый медведь заснул в своей берлоге.
Воспитатель: Как же одеваются люди в такую погоду?
Дети:
Люди
утепляются,
одевают
куртки,
пальто,
шапки,
обувают
сапоги, берут с собой зонты.
Воспитатель: Молодцы! У нас использованы все карточки.
Физкультминутка «Осень»
Воспитатель: В ноябре говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит».
Предлагаю вам выйти в центр группы и поиграть.
Тучи ходят (топают ногами),
Ветер воет (изображают ветер),
И к земле деревья клонит (поднимают руки вверх и делают наклоны в
стороны),
Дождь по капелькам идёт (хлопают в ладоши),
И снежинки нам несёт (кружатся и машут руками).
(Дети возвращаются на свои места)
Воспитатель: Все карты помогают людям - географическая помогает
путешественникам, карта звездного неба помогает летчикам, морская карта
помогает капитанам, карта сокровищ помогает в поисках сокровищ. А наша
карта поможет сейчас рассказать о ноябре – поздней осени.
Ноябрь
-
третий
месяц
осени
или
поздняя
осень.
В
ноябре
день
становится короче, ночь длиннее и темнее. Солнце в ноябре светит, но не
греет, яркое, но холодное. Дожди в ноябре холодные, проливные, затяжные,
со снегом. В ноябре часто идет снег, бывает туман, иней на траве. Реки и
озера покрываются льдом, лужи замерзают. Деревья в ноябре стоят голые,
скучные, печальные, все листья облетели и только елка в красивой зеленой
шубке. Мы наблюдали зимующих птиц: воробья, ворону, голубя, снегиря,
синицу. Заяц в ноябре меняет серую шубку на белую, белка - рыжую шубку
на
серенькую,
косолапый
же
медведь
заснул
в
своей
берлоге.
Люди
утепляются (куртки, пальто, шапки), обувают сапоги, берут с собой зонты.
Осень - замечательная пора! Многие писатели, поэты и художники посвятили
ей свои произведения.
Ребята,
мы
составили
интеллект-карту
«Осень-ноябрь»!
Вы
готовы
повторить весь рассказ?
Дети: Ноябрь - третий месяц осени или поздняя осень…
Воспитатель: Вам понравилось работать с интеллект-картой?
Дети: Да, очень интересно.
Воспитатель: Чей рассказ о ноябре вам понравился больше?
Дети: Максима, Алисы, Ярослава, Даниила и Сабины.
Дети высказывают свои впечатления, анализируя выступления друг
друга.