Напоминание

Проведение занятий по экологии на основе интеграции учебного материала из нескольких предметных областей вокруг одной темы или понятия в практике работы педагога дополнительного образования


Автор: Авдиенко Любовь Борисовна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУ ДО ДТ "Вектор"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Проведение занятий по экологии на основе интеграции учебного материала из нескольких предметных областей вокруг одной темы или понятия в практике работы педагога дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проведение занятий по экологии на основе интеграции учебного материала из

нескольких предметных областей вокруг одной темы или понятия в практике

работы педагога дополнительного образования

Авдиенко Любовь Борисовна, педагог

МБУ ДО ДТ «Вектор», г. Новокузнецк

Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека

должно формироваться, начиная с детства, в семье и детских дошкольных учреждениях, в

том числе в учреждениях дополнительного образования. При организации процесса

становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста необходимо

учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития

детей. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста:

психологической включенностью в мир природы,

восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов,

стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Нами разработана модель экологического воспитания дошкольников ( рисунок 1 )

Рисунок 1 « Модель экологического воспитания дошкольников»

1

Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую

роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными

и

привлекательными

для

дошкольника.

Исходя

из

этого

выделен

ряд

общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников.

Научность

Принцип

научности

предполагает

знакомство

дошкольников

с

совокупностью

элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации

действий

ребенка,

развития

познавательного

интереса,

формирования

основ

его

мировоззрения.

Доступность

Крайне

важным

и

тесно

сопряженным

с

принципом

научности

является

принцип

доступности материала для ребенка определенного возраста. Дошкольное экологическое

образование даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего

окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.

Гуманистичность

Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции

воспитания

его

применение

означает

формирование

человека

с

новыми

ценностями,

владеющего

основами

культуры

потребления,

заботящегося

о

своем

здоровье

и

ж е л а ю щ е г о

в е с т и

з д о р о в ы й

о б р а з

ж и з н и .

Экологическое

воспитание

тесно

связано

и

с

развитием

эмоций

ребенка,

умения

сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать

их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и

отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

Прогностичность

Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования

у

детей

формируются

элементарные

представления

о

существующих

в

природе

взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по

отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях

(элементы рационального использования ресурсов). Не нужно воспитывать у ребенка

«чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это

нередко предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке,

кормить птиц и выращивать растения.

Деятельностность

Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы

сохранить

окружающую

его

самого

и

его

близких

среду.

Он

должен

обязательно

2

принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К

тому

же

в

процессе

такой

деятельности

происходит

становление

и

формирование

отношения «ребенок — окружающая среда».

Интеграция

В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном

экологическом

образовании.

Важность

его

применения

обусловлена

несколькими

причинами:

во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых;

во-вторых,

рассмотрением

экологического

образования

с

точки

зрения

всестороннего развития личности ребенка и,

в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном

учреждении.

Целостность

Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому

образованию. Он отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего

мира и его единство с миром природы.

Конструктивизм

Данный

принцип

особо

важен

при

отборе

содержания

экологического

образования

именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Последнее предполагает,

что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать

ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне

важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья,

детский

сад ,

привести

примеры

успешно

решенных

экологических

проблем,

желательно

на

примерах ближайшего окружения.

Регионализм

В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а

не глобализма. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты,

явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской

деятельности.

Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой

природы,

прежде

всего

своего

края,

с

учетом

его

историко-географических,

этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает:

многие

дошкольники

лучше

знают

представителей

животного,

растительного

мира

тропических лесов, чем обитающих рядом с ними.

3

Системность

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его

применение

способствует

их

умственному

развитию

в

целом.

Как

и

в

дошкольной

педагогике

в

целом,

в

экологическом

образовании

принципы

систематизации

знаний

обеспечивают

реализацию

принципа

научности,

так

как

в

основу

систематизации

положены

представления

и

элементарные

понятия,

отражающие

основные

законы

природы и социальные взаимосвязи.

Преемственность

Принципиальная

особенность

системы

экологического

образования

это

преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней,

звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад - школа - вуз -

повышение квалификации специалистов - население.

Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования

дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного

образования.

Интегративный

характер

экологического

знания

позволяет

по-новому

организовать

образовательный

процесс.

Иными

словами,

создается

уникальная

возможность

для

возникновения у ребенка целостного, разностороннего и всеобъемлющего мировоззрения,

основанного на гуманистических началах.

Особенность

нашего

опыта

работы

состоит

в

том,

что

при

решении

задач

экологического воспитания мы большое внимание уделяем развитию у детей:

самостоятельности;

умению критически мыслить;

быть творческим;

умению делать выбор;

обрести способность заботиться об обществе, стране, окружающем мире;

заботиться о себе и своем здоровье.

Педагоги планируют деятельность на основе совместного с детьми выбора и обсуждения

какой-либо темы, ее аспектов, которые детям интересны.

Интеграция — это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного

материала отдельных курсов в единое целое. Интегрированное занятие — это занятие,

которое базируется на основе одного главного курса, дополнительный курс лишь помогает

глубже

понять

сущность

изучаемого

предмета,

шире

изучить

его

связи,

процессы.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной

дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

4

Основные задачи интегрированного занятия:

стремление к целостному восприятию детьми картины окружающего мира;

формирование у дошкольников навыков самостоятельного освоения информации и

её использования;

развитие творческих способностей, художественного вкуса.

Очевидно, что интегрированные занятия являются более сложными в сравнении с

традиционными видами образовательной деятельности. Они требуют от педагога

определённого мастерства, серьёзной предварительной работы и подготовки

дошкольников к восприятию материала, поэтому проводятся не очень часто — обычно 1–2

раза в квартал ( Приложение 1) .

Кроме того, на данном занятии часто помимо воспитателя задействуются и другие

специалисты, например, музыкальный руководитель или инструктор по физической

культуре.

Примерная структура интегрированного занятия:

Вводная часть

Педагог мотивирует детей к деятельности, например, создаёт проблемную ситуацию,

которую нужно решить (что произойдёт на нашей планете, если исчезнет вода или солнце

станет более горячим?).

Основная часть

Ребята получают новые знания, которые помогут им разрешить проблемный вопрос (к

примеру, какое значение имеет вода в жизни человека и всех других живых существ в

природе). При этом обязательна опора на наглядность. Одновременно проходит

деятельность по развитию связной речи детей, обогащению их словаря.

Заключительная часть

Дошкольники закрепляют полученные знания в процессе практической деятельности (это

может быть рисование, лепка, аппликация) или увлекательной дидактической игры.

Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные

образовательные области. Интересным получается соединение различных видов искусств.

Художественный

образ

в

данном

случае

раскрывается

взаимосвязано.

Дошкольникам

предлагается

познать,

каким

образом

одно

и

то

же

явление

отражают

художник,

композитор, поэт, какие выразительные средства они используют.

Идеальный вариант — задействовать на подобных занятиях музыкального руководителя.

Предлагаемый музыкальный репертуар может быть ранее апробирован.

5

Интегрированное и комплексное занятие может быть основано не только на синтезе

искусств, но и комбинации других видов деятельности. Здесь возможны самые различные

варианты.

Познание + изодеятельность

(например, изучение растений луга или огорода с их последующим рисованием).

Коммуникация + изодеятельность

(знакомство с литературным произведением, рисование его образов, например, В.

Драгунский «Друг детства» — рисование своей любимой игрушки, другие варианты —

В. Катаев «Цветик-семицветик», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина

«У лукоморья дуб зелёный…»).

Музыка + литература

(стихотворение А. Толстого «Жаворонок» и «Песня жаворонка» П. Чайковкого или

стихотворение С. Маршака «Цирк» и музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных»).

ФЭМП + конструирование или аппликация

(в конце математического занятия каждый воспитанник выкладывает любую цифру на

выбор необычным способом, например, с помощью насыпной аппликации крупой).

Музыка + обучение грамоте

(дошкольники путешествуют по нотной азбуке, отыскивают заданные ноты в словах,

например, «домик», «река», «осина» и т. д.).

Музыка + ФЭМП

пример задания — сосчитать удары барабана, стук деревянных ложек, аккорды

фортепиано).

Физическое воспитание + музыка + чтение художественной литературы

(выполнение физических упражнений под музыку и чтение подходящих по теме

стихотворений).

Интегрированное

обучение

позволяет

увидеть

и

понять

любое

явление

целостно,

в

детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания

остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в

результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Занятия

интегрированного

характера

вызывают

интерес,

способствуют

снятию

перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные

виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие

дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

социальные, в том числе нравственно-этические;

6

эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;

логико-математические;

естественно-научные.

Это хорошо видно на примере занятия «Сказочная птица-лебедь» (для детей 6-7 лет).

Здесь даются:

естественно-научные знания (об образе жизни и характерных особенностях, присущих

этим птицам);

социально-экологические (поведение людей в природе по отношению к животному

миру);

эмоционально-чувственные (идёт разговор о сказках «Дикие лебеди», «Сказка о царе

Салтане», «Гадкий утёнок», где описывается образ лебедя. Детям предлагаются для

прослушивания фрагменты из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса

«Лебедь». Дети выполняют творческие задания — покажи, как двигаются лебеди под ту

или иную мелодию); художественные (на занятии используются картины Рылова «В

голубом просторе», Врубеля «Царевна Лебедь»). Продуктивная деятельность — дети

рисуют летящих лебедей.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему

миру заложены в играх, прежде всего дидактических и тренингах.

Удовлетворить

детскую

любознательность,

вовлечь

ребенка

в

активное

освоение

окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и

явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах

игры,

дети

испытывают

эстетические

и

нравственные

чувства.

Игра

способствует

углубленному

переживанию

детей,

расширению

их

представлений

о

мире.

Чем

разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые

приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных

ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Педагог играет с детьми, учит

их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются,

переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких

играх

целесообразно

применять

наглядный

художественно

оформленный

материал,

придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой

задачи. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся

игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Рассмотрим на примере тренинга-игры:

7

Упражнение «Природный оркестр»

Цель: Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать

разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов,

музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения:

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники.

Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут

воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится

достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой

способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает небольшой рассказ с

описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать

их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения:

Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и

попробовать

выразить

его

в

движениях.

Один

ребенок

показывает,

остальным

предлагается

угадать,

чей

это

образ.

Постепенно

упражнение

усложняется.

Детям

предлагается

придумать

танец

улитки,

дождевого

червяка,

засыхающего

листочка,

надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в

природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Упражнение «Лесовичок»

Цель: Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов

взаимодействия с природой.

Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.

Рекомендации к проведению упражнения:

Рассказ воспитателя: «Лесовичок » - хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда

в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и

веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится

хмурым и нелюдимым.

Детям

предлагается

нарисовать

фигурки

«Лесовичка»,

превратив

их

в

веселого

«Лесовичка» и хмурого «Лесовичка». Еще раз вспомнить, когда и какое у «Лесовичка»

8

бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением

разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому «Лесовичку

»положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому «Лесовичку», где

правила природы нарушаются).

Экологическое

образование

дошкольников

это

процесс

формирования

у

детей

осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно

контактируют.

Такое

отношение

возникает

во

взаимосвязи

интеллектуальных,

эмоциональных

и

действенных

компонентов.

Их

сочетание

составляет

нравственную

позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения .

Литература

1. Гончарова Е. В. Культурологический подход как методологическая основа социально-

экологического образования детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки

и образования. 2008. № 4. С. 63-65.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — Изд «Академия», 2000 г. —

416 с.

3. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного

возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. —

М.: АРКТИ, 2004. — 320 с.

4. Орликова Е. К. Экологическое образование как поле социально-личностного развития

ребенка старшего дошкольного возраста // Научные проблемы гуманитарных

исследований. 2010. № 2. С. 192-197.

5.Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного

возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. -

М.: АРКТИ, 2004.

9

6.Соколова, Н. А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис.

канд. пед. наук. -Курган, 2008

Приложение

10

Приложение 1

Тематика

комплексных и интегрированных занятий по экологии

в старшей группе

При выборе тем для комплексных и интегрированных занятий воспитатель ориентируется

на программу для старшей группы.

Комплексные занятия могут затрагивать следующие темы:

«Дары природы - овощи» (беседа по картине «Уборка овощей на огороде»,

драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», продуктивная деятельность

(рисование, лепка или аппликация). Аналогичным образом можно выстроить

занятие по теме «Фрукты» или «Грибы» (подобрать соответствующую картину и

литературное произведение).

«Мыло - наш помощник» (загадки про мыло, знакомство с его разновидностями —

жидкое, хозяйственное, опытно-экспериментальная деятельность с мылом —

определение его цвета, запаха, растворимости в воде, чтение отрывков из

«Мойдодыр» К. Чуковского, повторение алгоритма последовательности мытья рук,

продуктивная деятельность - вырезание из цветной бумаги овального мыла и

наклеивание его на общую основу).

«Бережём здоровье» (доктор Айболит рассказывает ребятам и способах сохранения

здоровья, закаливании, дошкольники выполняют дыхательную гимнастику или

полезные упражнения для глаз, срезают лук, выращенный на огороде в группе,

чтобы добавить его в суп).

11

«Радуга» (рассказ воспитателя о природе этого явления, чтение стихотворения на

эту тему, изображение радуги в необычной технике - пластилинографии или с

помощью насыпной аппликации).

«В гостях у художника» (уже упоминавшееся ранее сопоставление полотен

известных художников с музыкальными композициями).

«Такая разная музыка». Дошкольникам предлагается прослушать музыкальные

произведения с тихой динамикой, но в высоком и низком регистре, задача ребят

-сопоставить характер музыки. Например, нежный и светлый «Вальс» Майкапара и

загадочная, зловещая «Баба-яга» П.И. Чайковского. Эти произведения дошкольники

сопоставляют с полотнами живописцев.

Тематикой комплексного занятия может стать настроение с его оттенками.

Например, «Торжественное настроение» (от радостного до скорбного), «Радость»

(от трепетного светлого чувства до торжества и бурного восторга). Все эти оттенки

дети могут проследить на примере различных видов искусства и отобразить их

творчески (создать рисунок) или в движениях (мимика и пантомимика).

Удачная тема для комплексного занятия - любое время года. Например, это

состояние природы в различные осенние месяцы: это урожайный сентябрь,

богатый красками октябрь, мрачный ноябрь). Сюда могут включаться весёлые

стихи и песни об урожае, грустные — об улетающих птицах, танцы и подвижные

игры листочками, продуктивная деятельность (увлекательное печатание листьями,

создание поделки из желудей).

Комплексные занятия также можно связывать с праздничными датами (День

Матери, Новый Год, День птиц, День Защитника Отечества).

Подбирая тему для интегрированного занятия, педагог исходит из того, что в центре его

должен стоять какой-то образ (из мира природы, искусства, созданный человеком и т. д.).

Приведём некоторые интересные идеи

«Радуга», «Путешествие снежинки», «Восходы и закаты», «Зимние узоры на

стекле».

12

«Моя малая Родина» (патриотическая направленность занятия). Здесь можно

объединить математику, познание окружающего мира, конструирование:

дошкольники считают дома на улицах родного города или посёлка, заселяют новый

дом жильцами по определённому принципу (на каждом этаже, например, по 8

жильцов в двух квартирах), выкладывают из геометрических фигур красивую

клумбу, чтобы украсить родную улицу. Сюда же можно включить отрывок из песни

и физкультминутку на патриотическую тему.

«Мама» (значение мамы в жизни человека, отображение этого образа в

литературных произведениях).

«Русский богатырь», «Баба-яга», «Снегурочка» (занятие можно обыграть как

путешествие или театрализованное представление).

Образ животного в русских народных сказках и живописи («Лиса - хитрая

плутовка», «Косолапый медведь», «Зайчишка - трусишка»).

Занятия-путешествия («Прогулка в сказочный зимний лес», «Путешествие в

прошлое на машине времени», «Путешествие капельки»).

«Симметрия в природе» (опыт с зеркалом, создание снежинок из мозаики, поиск

симметричных животных и растений на картинках, вырезание листьев из

сложенной вдвое бумаги, игра в парах «Ты

- моё отражение»).

13



В раздел образования