Напоминание

"Закономерности использования масляной живописи на уроках изобразительной грамоты в старших классах ДШИ"


Автор: Забродин Николай Викторович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Языковская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Языково, Карсунский р–н, Ульяновская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Закономерности использования масляной живописи на уроках изобразительной грамоты в старших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Языковская детская школа искусств»

Методическая разработка:

«Закономерности использования

масляной живописи на уроках

изобразительной грамоты

в старших классах ДШИ»

Работу выполнил: преподаватель

Забродин Николай Викторович

2019 год

Введение

Масляная живопись достаточно долговечна и при бережном отношении

может хранится века. Художники, выполняющие картины маслом, могут

добиться на холсте максимальной глубины тона, насыщенности цвета.

Художественные приемы, применяемые в живописи маслом очень богаты и

разнообразны. Современная живопись маслом дает возможность написать

оригинальные картины и сделать творчество художника почти бессмертным.

Техника и последовательность письма масляными красками основаны на

использовании широкой шкалы материалов и пособий, причем производство

самих масляных красок не является особо сложным.

Актуальность выбранной темы обусловлена широким

распространением в настоящее время выполнения натюрморта маслом.

Цель работы: выявить сущность методики выполнения натюрморта в

технике масляной живописи по сухому в несколько сеансов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

-осветить вопрос истории развития масляной живописи;

- описать поэтапный процесс выполнения натюрморта маслом,

-остановившись на анализе метода по сухому в несколько сеансов.

История появления масляной живописи

До настоящего времени не существует единого мнения о том, когда

появилась масляная живопись в настоящем смысле слова. Вазари называет

изобретателем масляной живописи нидерландского живописца Яна ван Эйка

- мастера первой половины XV века. Однако ряд ученых указывает, что

масляные краски и лаки были известны раньше и в Европе, и в Азии (в

Китае). В средние века для раскраски статуй пользовались масляными

красками. Однако эти возражения не умаляют исторического значения Яна

ван Эйка. До конца не известно сущности его нововведения: употреблял ли

он льняное или ореховое масло, прибегая к соединению масла и темперы в

прозрачных лессировках - во всяком случае, именно только с ван Эйка

масляная живопись становится самостоятельным методом, стилистической

основой нового живописного мировосприятия.

Характерно, что итальянские живописцы в течение всего XV века

независимо от ван Эйка экспериментируют с маслами и лаками, но

настоящее развитие масляная живопись получает в Италии только в конце

XV века, когда Антонелло да Мессина привозит в Венецию рецепты

нидерландского живописца. Полный перелом происходит в

североитальянской живописи в творчестве Джованни Беллини, который

использует уроки Антонелло и в сочетании масляных красок с темперой

находит стимул для своего глубокого, горячего, насыщенного колорита. А в

следующем поколении венецианских живописцев, в мастерских Джорджоне

и Тициана, происходит окончательное освобождение масляной живописи от

всяких традиций темперы и фрески, открывающее полный простор для

колористической фантазии живописцев.

Исходя из различного понимания фактуры картины, контраст старого и

нового методов можно было бы формулировать следующий образом. В

основе техники старых мастеров мы находим в большинстве случаев

трехслойную последовательность.

Этой технической последовательности соответствовал внутренний

процесс творчества живописца - сначала рисунок, потом светотень, потом

цвет. Иначе говоря, концепция старых мастеров переживала

последовательные стадии развития, от композиции к форме и колориту.

Принципы новейшей живописи иные: они влекут художника как бы

смешать, слить воедино, одновременно разрешить эти технические и

стилистические проблемы и процессы. Начиная примерно с

импрессионистов, категории рисунка, формы и колорита тесно связаны,

срослись, кажутся непрерывным процессом: рисунок и колорит, лепка" и

композиция, тон и линия возникают и развиваются как бы в одно время.

Процесс писания картины может, так сказать, продолжаться безгранично,

момент окончания работы является несколько-условным: в любом месте

холста художник может продолжать ее, накладывая новые мазки на

подобные же, но ниже лежащие.

Техника и последовательность

выполнения масляной живописи

Вид живописи художественными масляными красками исполняется

главным образом на холсте, дереве, картоне и т. п., покрытых грунтом

(станковая масляная живопись), или на известковой штукатурке

(монументальная масляная живопись). Техника масляной живописи

разработана в нач. 15 в. братьями Ван Эйк. Благодаря интенсивности тонов и

тонкости цветовых переходов масляная живопись обладает богатыми

возможностями воссоздания зримой картины мира.

Масляная живопись - разновидность живописной техники, основанная:

- на применении растительного масла в качестве основного связующего

вещества; а также

- на определенных приемах работы с красками.

Считается:

- что масляной живописи свойственны особые возможности

непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних

импульсов;

- что масляная живопись позволяет создавать богатые и тонкие варианты

колорита, иллюзию пространства и объема на плоскости.

Масляная живопись в большей степени, чем какая-либо другая техника

живописи, позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объёма и

пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона, выразительности

и динамики письма. Технические приёмы масляной живописи разнообразны.

Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными

(прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными),

тонкими и гладкими. Масляная живопись до начала 19 века была построена

на многослойном (многократном) нанесении красок с примесью лаков и

последующей лакировке поверхности картины. С начала 19 века для

масляной живописи главным образом характерна манера наложения красок

аля- прима по чистому грунту или тонко нанесённому цветовому или

тональному подмалёвку; лаки применяются реже.

Чтобы писать масляными красками на холсте, дереве, картоне или другом

каком-либо основании, на него сначала наносят грунт, чтобы

воспрепятствовать вытеканию масла из красок, обеспечить лучшее сцепление

красочного слоя с поверхностью холста и придать основанию определенную

фактуру и цвет.

Наиболее популярными являются акриловые грунты как наиболее

простые в применении и легкодоступные. Акриловый грунт наносится в 4-5

тонких слоев на растянутый холст или другую поверхность и полностью

высыхает в течение одного дня. Акриловый грунт легко окрашивается в

любой цвет с помощью добавления к нему акриловых красок или сухих

пигментов. Чтобы воспрепятствовать впитыванию масла в грунт, его

покрывают тонким слоем льняного масла или специально предназначенным

для этого клеем. От качества грунта напрямую зависят яркость красок и

долговечность работы.

Для письма масляными красками наиболее популярны кисточки из

свиной щетины, использующиеся для грубой работы, и красный соболь для

тонких деталей. Но рисовать можно не только кисточками. Например, можно

рисовать мастихином, губкой или тряпкой — всем, кроме пальцев, так как

многие пигменты токсичны и легко проникают сквозь кожу. Синтетические

кисточки для рисования маслом практически не пригодны, они легко

портятся под воздействием лаков и растворителей и удерживают мало

краски. Хорошая синтетика, близкая по качеству к натуральному волосу,

зачастую намного его дороже. Важно отметить, что для живописи качество

кисточек важнее качества красок (субъективное мнение).

Краски смешивают на палитре мастихином (специальный «нож» или

«мастерок»). Мастихины делают из нержавеющего металла или пластика.

Металлические мастихины более надежны и удобны, но могут изменить цвет

некоторых пигментов или послужить катализатором для реакции некоторых

пигментов в краске. В случае подобного риска обычно используют

пластиковый мастихин. Чтобы избежать химических реакций пигментов и

сохранить яркость красок, не следует смешивать более трех пигментов сразу

к оттенку надо идти кратчайшим путем.

Палитрой может служить деревянная дощечка, вощеная бумага,

керамическая плитка или кусок стекла. Лучше использовать стекло, так как

оно не впитывает масло, не реагирует с пигментами, легко очищается

скребком и, под него можно подложить бумагу такого же цвета что и грунт,

что существенно облегчает подбор и смешивание цветов.

Чтобы разбавить краску или сполоснуть кисточку, используют

терпентин(пинен) или любой другой растворитель — достаточно чистый,

чтобы полностью испариться, не оставляя жирных пятен или других

загрязнителей, способных испортить краску. Сильно разбавлять краску

нельзя, так как она может не прилипнуть к предыдущему слою, если в ней не

содержится достаточно масла. Минеральные растворители могут

способствовать выцветанию краски. В верхних слоях картины для

разжижения краски лучше использовать небольшое количество льняного

масла.

Растворитель для мытья кисточки не выливают, а держат в специальной

баночке с двойным дном — второе дно с отверстиями. Пигменты

постепенно оседают на дно сквозь отверстия, и растворитель можно

использовать снова, не боясь побеспокоить осевшую на дно грязь. Кисточку

перед мытьем тщательно вытирают тряпкой. После мытья растворителем

кисточки моют теплой водой с шампунем и тщательно вытирают, перед тем

как убрать. Хранить кисточки следует ставя вертикально в стакане, головой

вверх, чтобы они быстрее высыхали и не теряли форму.

Для придания масляным краскам блеска к ним подмешивают

специальные лаки и смолы, например, даммарную смолу, растворенную во

французском терпентине с добавлением сгущенного на солнце льняного

масла. Краски могут потрескаться от избытка лака, поэтому лаков и смол не

рекомендуется добавлять более десяти процентов от объема краски.

В современные краски так же часто добавляют вещества ускоряющие

высыхание, так называемые сиккативы. Быстро сохнущие краски очень

удобны, но могут потрескаться через несколько лет, когда краска полностью

высохнет.

Картины масляными красками чаще всего пишут, устанавливая холст на

мольберте. Мольберты бывают стационарные и переносные. И те, и другие

делаются из дерева, металла или пластика. Наиболее популярны деревянные

мольберты, так как они устойчивее алюминиевых и пластиковых мольбертов

и в то же время существенно легче стальных.

Законченную полностью высохшую картину часто покрывают лаком,

чтобы выровнять тон и защитить картину от разрушения.

Литература

При выполнении работы был использован ряд учебной и научной

литературы:

1. Учебное пособие «Специальное рисование» под

редакцией Василевская Л.А.,

2. «Русский натюрморт конца XIX - начала XX века» под редакцией Раковой

М.М.,

3. «Как писать натюрморт» под редакцией Хосе М. Паррамон и др.



В раздел образования