Автор: Курочкина Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ д⁄с с. Тирлянский
Населённый пункт: респ. Башкортостан, с. Тирлянский
Наименование материала: статья
Тема: Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте.
Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте
Проблема развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном
возрасте обретает все большую роль в трудах современных ученых.
Настоящая педагогическая практика базируется на психолого-педагогические
исследования, теоретически определяющие суть и смысл вырабатывания
коммуникативных навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В
основе большого числа изданий размещается концепция деятельности,
разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В.
Запорожцем и др. Опираясь на нее, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина
подвергали анализу общение как коммуникативную деятельность. В своих
работах они подчеркивали, что коммуникативные навыки содействуют
психическому развитию дошкольника.
Роль своевременного формирования коммуникативных навыков делается
более явной на стадии перехода ребенка к обучению в школе, когда
отсутствие простых умений делает трудным общение ребенка со
сверстниками и взрослыми, приводит к росту беспокойности, нарушает
процесс обучения в общем. Собственно развитие коммуникативных навыков
является одним из главных компонентов обеспечения преемственности
дошкольного и начального общего образования, нужным условием
благополучного протекания учебной деятельности, существенным
направлением социально-личностного развития
Психологи под коммуникативными навыками дошкольников (3-5 лет)
разумеют комплекс индивидуально-психологических свойств личности
общественной направленности: коммуникабельность, эмпатия,
благожелательность; уровень знаний, умений социально-коммуникативной
деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
навыки культурного поведения, способность не теряться в новых
обстоятельствах); желание контактировать и потребность вступать в
коммуникативную деятельность, способность общаться между детьми
разного пола
В старшем дошкольном возрасте значительно реформируется характер
взаимодействия. У ребенка растет представление об умениях и навыках
партнера, возникает заинтересованность к таким сторонам его личности,
которые когда-то не были заметны. Все это содействует выделению
стабильных характеристик, развитию более цельного его образа.
Содержание мотивов, находящихся в основе формирования игровых
объединений, детей старшего дошкольного возраста в большинстве своем
сходится с содержанием их ценностных ориентаций. По данным
исследования Т.А. Репиной, дети данного возраста называли общность
интересов, давали большую оценку деловым успехам партнера, ряду его
личностных качеств, однако, было обнаружено, что аргументом объединения
в игре может быть страх остаться в одиночестве или желание повелевать,
быть главным [22,c.213].
В старшем дошкольном возрасте основной потребностью общения делается
тяготение ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого.
Дошкольник очень чувствительно реагирует на негативные оценки и
неуважительное к себе отношение. Как раз в данном возрасте совершается
интенсивное развитие и осмысление понятий добра и зла.
При этом взрослый, также является главной фигурой для дошкольника, так
как он самый важный источник знаний. Если раньше ребенку была значима
оценка взрослого за показанные им умения, то сейчас ребенка беспокоит
оценка себя как личности. Ребенок тянется к тому, чтобы оценки взрослого
сошлись с его собственными. По этой причине высокая восприимчивость
ребенка к отсутствию между ним и взрослым взаимопонимания, способности
к сопереживанию.
Такое общение содействует, в первую очередь, формированию этических и
нравственных ценностей, норм поведения и их соблюдения, и, во вторую
очередь, оно учит ребенка видеть себя со стороны, что является нужным
условием осмысленной регуляции своего поведения.
К 6-7 годам у детей дошкольного возраста существенно повышается
благосклонность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно,
конкурентная, соревновательная основа сохраняется уже на всю жизнь. Но
помимо этого в общении старших дошкольников понемногу раскрывается и
навык видения в партнере не только его ситуативных проявлений: что у него
имеется и что он делает, но и отдельные психологические аспекты
существования партнера: его желания, предпочтения, настроения.
Дошкольники теперь не только повествуют о себе, но и адресуются с
вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был,
что видел и т. п. Появляется заинтересованность к личности сверстника, не
связанная с его конкретными действиями [2,c.74].
К 6 годам у большинства детей появляется непринужденное и бескорыстное
желание оказать помощь сверстнику, подарить ему что-нибудь или пойти на
уступку в чем-либо. Существенно повышается в этот период эмоциональная
вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям
немаловажно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует,
какие книжки читает), не для того, чтобы обнаружить, что я лучше, а просто
так, поскольку этот другой делается интересным сам по себе. Временами,
даже наперекор принятым правилам они стараются оказать помощь другому,
подсказать ему верный ход или ответ. Все это говорит о том, что мысли и
действия старших дошкольников устремлены не только на положительную
оценку взрослого и не только на подчеркивание личных преимуществ, но и
непринужденно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше [3,c.17].
К концу дошкольного возраста завязываются крепкие избирательные
привязанности между детьми, возникают первые всходы настоящей дружбы.
Дошкольники концентрируются в небольшие группы (по 2-3 человека) и
проявляют открытое предпочтение своим друзьям. Они больше всего
волнуются о своих друзьях, останавливают свой выбор на играх с ними,
сидят вместе за столом, гуляют на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг
другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или
предпочтениями, дают оценки качествам и действиям других. Этот факт еще
раз подтверждает важность формирования коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста и образования условий для их
межличностного общения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ (или умение общаться) - это
индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие
эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за
особенности личности: А.Желание вступить в контакт с окружающими ("Я
хочу!"). Б.Умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в
себя: 1.умение слушать собеседника, 2.умение эмоционально сопереживать,
3.умение решать конфликтные ситуации. В. Знание норм и правил, которым
необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!"). Всему
этому ребенок учится в семье, в детском саду, в школе и в общении со
взрослыми - педагогами. Но в человеческом обществе общение является
помимо этого важнейшим фактором превращения ребенка в полноценного
представителя человеческого рода. Такое значение общения для человека
обусловлено тем, что характерные для человека виды психической и
практической деятельности (ВПФ) формируются у детей после рождения,
они строятся в течение жизни и только при условии усвоения их в общении
со взрослыми людьми (разбор схемы). Таким образом, при нормальном
ходе развития дети старшего и младшего школьного возраста научаются
согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр,
соотносить свои действия с общественными, нормами поведения. Но
зачастую имеют место разные факторы, которые влияя на развитие ребенка,
способствуют возникновению проблем в общении (коммуникативных
проблем). 1.Неблагополучные отношения в семье, Которые проявляются в
непоследовательности и противоречивости воспитания, отвержении,
излишней требовательности. Тогда те или иные коммуникативные навыки
часто закрепляются у ребенка в силу того, что они входят в состав ролей,
предопределенных для него в семье. "Кумир семьи ": ребенок вызывает
восхищение домашних, как бы он ни вел себя. Обращаются к нему главным
образом умильным тоном. Любая прихоть выполняется. Жизнь семьи как бы
целиком посвящена ребенку. Особенности характера: изнеженность,
капризность, эгоцентризм ("свое" я в центре мироздания). "Мамино (папино,
бабушкино и т.д.) сокровище"- это похоже на "кумира семьи", но в данном
случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. Ребенок
ставится в нелегкое положение. Он чувствует особое отношение к нему кого-
то из взрослых, но не менее остро воспринимает отсутствие такого же
отношения со стороны других. Мальчик, являющийся "маменькиным
сокровищем" вынужден сносить насмешки других членов семьи, детей и
взрослых как "маменькин сынок", девочка -"папино сокровище", может
расцениваться остальными как "папина дочка". "Па и н ь к а" - от ребенка
ждут в первую очередь соблюдения приличий, каково действительное
содержание его внутренней жизни, до этого никому нет дела. Постоянное
лицемерие становится нормой поведения на всю жизнь. Не так уж редки
случаи, когда ребенок, образцовый дома, неожиданно совершает
противоправные поступки. "Болезненный ребенок" - долго болевший ребенок
практически выздоравливает, и хотел бы чувствовать себя равным со всеми
другими детьми, однако в семье упорно продолжают трактовать его
как слабого, болезненного и требовать от других такого же отношения к
нему. ''Ужасный ребеннок" – ребенок воспринимается как субъект,
создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Все в семье только и
делают, что» приводят его к порядку" бесконечными выговорами и
наказаниями. Есть дети, исходный психический склад которых представляет
немалые трудности для воспитания и все же дело невсегда в самом ребенке.
Из плохого поведения делается внутрисемейный идол, сплачивающих
холодных друг к другу людей, или ситуация "соперничества": перелагая вину
за "распущенность" друг на друга взрослые подсознательно добиваются
самоутверждения в семье, средство самоустраниться от заботы о ребенке
("вы его распустили, вы за него и отвечайте"), либо средство изолировать в
семье кого-либо из членов (то оправдывается изоляция бабушки либо отца -
ведь они "попустительствуют" капризам). "Козел отпущения " – для всех ее
(семьи) членов он однозначно плох, а это дает им право разряжать на нем
свою агрессивность, ведь это безопаснее чем разряжать ее друг на друге.
Ребенок при таком обращении может из ужасного превратиться в
"забитого". Он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и
любой поступок. Изолируемому ребенку нередко приходится
выполнять еще одну роль» путающегося под ногами ": он чувствует, что
всем мешает, вызывает удомашних одно раздражение. Все эти роли ранят и
деформируют психику ребенка. "3олушка"- из ребенка делают прислугу в
доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям
либо взрослым. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает
приниженным неуверенным в семье, завистливым и несамостоятельным.
Приведенные примеры заострены для наглядности. И все же
подобное"воспитание" подчас вызывает искажения характера (либо
закрепляет врожденные психические аномалии характера ребенка). Общая
черта неправильно складывающихся характеров -
недостаток пластичности, т.е. способность изменяться в соответствии с
требованием среды, ситуации, момента.
На особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется
в темпераменте ребенка: Для сангвиников характерна повышенная
активность, богатство мимики и движений, эмоциональность,
впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя не
отличается постоянством в своих привязанностях. Холерики: энергичны,
резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагополучных
условиях дети холерики становятся вспыльчивыми, не способны к
самоконтролю, раздражительны, агрессивны. Флегматики: характеризуются
низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством
привязанностей. Дети флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в
проявлении своих чувств. Меланхолики: характеризуются низкой
активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением
чувств. На этом фоне могут развиться эмоциональная ранимость,
замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких
детей пугает новая обстановка и незнакомые люди. 3.
Причина: психофизиологические нарушения, соматические и
наследственные заболевания. Часто признаком заболевания являются: а)
неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни
при прослушивании сказок; б) неспособность откликнуться на
эмоциональное состояние близких людей; в) отсутствие способности и
эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением; г)
множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок
постоянно возвращается при общении; д) отказ ребенка от контактов со
сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и
пассивность; е) проявление повышенной возбудимости с агрессивностью,
драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность,
стремление причинить боль; ж) двигательная расторможенность,
повышенная возбудимость, з) склонность к резким колебаниям настроения,
плаксивость, мнительность. Внешне вся совокупность этих проявлений
может выражаться в таких кратно сформулированных определениях как:
-эгоизм; -упрямство; -неуравновешенность; - агрессивность, жестокость,
-неуверенность в себе (застенчивость); - страхи; - вранье; - отсутствие
друзей; - не складываются отношения с братом (сестрой); - не ходит гулять,
т.к. на него не обращают внимания. Как же можно развивать основные
умения общаться. С помощью специальных игр и упражнений. Эти
упражнения делятся на 6 групп: 1. "Я и мое тело". Эти упражнения
направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а
также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически
свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически запущен.
Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и
благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику,
гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие
двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые
игры (двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев,
как котенок, как медведь"). Сочинение рассказа, в котором ребенок
испытывает сильное чувство (например, "гнев" с последующим
отображением этого чувства в движениях). 2. "Я и мой язык". Игры и
упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и
пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие
средства общения (беседа "Как можно общаться без слов?", "Через стекло",
"Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон", беседа "Зачем нужна
речь?"). 3. "Я и мои эмоции". Игры и упражнения на знакомство с эмоциями
человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных
реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
("Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", "Дневник настроений", беседы
об эмоциях). 4. "Я и Я". Развитие внимания ребенка к самому себе, своим
чувствам, переживаниям. ("Психологический автопортрет" (младший
школьный возраст) "За что меня можно любить? За что меня можно ругать?",
"Кто я?" для описания используются характеристики, черты, интересы и
чувства, начинающиеся с местоимения "Я"). 5. "Я и моя семья". Осознание
отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам,
осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена
семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа "Что значит любить
родителей?"; разыгрывание ситуаций; рисунок "Семьи"). 6. "Я и другие".
Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности,
чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей,
формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг
к другу. (Коллективное рисование, беседы "Кого мы называем добрым
(честным, вежливым и т.п.)", проигрывание ситуаций). Далее рассказывайте,
какие игры следует использовать в конкретной ситуации развития ребенка.
1. Беспокойный ребенок: обостренно эмоционально реагирует на все вокруг;
слезы, обидчивость и тут же смех; импульсивность, непредсказуемость
поведения 1. Знакомство с основными эмоциями, и как они проявляются.
("Азбука настроения"). Тренинг мышечного расслабления. Использование
психогимнастики М.И.Чистяковой: -этюды на выражение интереса,
внимания, сосредоточенности, удовольствия, удивления, печали, презрения,
страха, вины. II. Неадекватная самооценка. а) завышенная (во всем стремится
быть лучше других) "Я самый лучший", "Вы все должны слушать меня". б)
заниженная самооценка - пассивность, мнительность, повышенная
ранимость, обидчивость. 1. Проигрывание ситуаций, решение ситуаций
теоретически ("Соревнование", "Поломанная игрушка"). "Я и другие"
(Рассказать о себе и своих близких, подчеркивая "+" черты другого; выделить
отрицательные качества в себе, положительные, акцентируя внимание на
последних). Осознание своего тела, умения взглянуть на себя со стороны.
("Жмурки", "Зеркало" (ребенок смотрит в зеркало, которое повторяет его
движения), "Прятки", "Путанка"). 2. Осознание чувств и желаний людей,
которые находятся вокруг него. ("Передача чувств"). III. Агрессивный
ребенок. 1. Эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения
("Брыкание", «Кулачок", "Подушечные бои", "Выбиваем пыль"). 2.
Формирование навыков бесконфликтного общения (настольные игры,
конструктор). 3. Лепка (глина). 4. Игра на развитие сплоченности группы
("Клеевой дождик", "Связующая нить"). 5. Разыгрывание ситуаций по
проблеме. IV. Конфликтные дети. (ссоры и драки сопровождают его
постоянно, не может найти выход даже из самых простых ситуаций).
1.Развивать умение детей договориться друг с другом и показать, как важно
для этого видеть собеседника; учить видеть и использовать невербальные
средства общения. ("Спина к спине", "Сидящий и стоящий"). 2.Осознание
себя и черт своего характера ("На кого я похож" (на какого животного, птицу,
дерево…) 3.Ролевая гимнастика: снятие напряжения, эмоциональное
оживление, расширение поведенческого опыта ребенка. (Посидеть как пчела
на цветке; наездник на лошади, Карабас-Барабас...). 4.Сочинение сказки по
кругу: выражение индивидуальности, высказывание своих мыслей; учит
адекватным способам взаимодействия, взаимопомощи, умение выслушивать
собеседника. 5. Беседы ("Как правильно дружить?). 6. Разыгрывание
ситуаций V. Застенчивый ребенок. Снятие мышечных зажимов. ("Веселая
зарядка"). Овладение неречевыми средствами общения ("Колдун", "Расскажи
стихи руками").Решение конфликтных ситуаций (сюжетные картинки,
рассказ). Учит вниманию к другим людям; поведенческий опыт
Коллективное рисование: чувство общности со всеми ("Наш дом").
Рисование "Какой я есть и каким бы я хотел быть". Разыгрывание ситуаций,
отрешающих проблемы в общении. VI. Замкнутый ребенок, (знает как
общаться, но не умеет). 1.Умение думать о себе в "+" ключе (Назови свои
сильные стороны"), совместный рисунок на тему "Как мы боремся с
трудностями"; беседа после рисунка; или беседа, затем рисование, где
изображаются способы борьбы с трудностями). Овладение неречевыми
способами общения. Разыгрывание ситуаций по имеющимся проблемам.
Совместные настольные игры (несколько детей). 2. Навык понимания и
развития замыла другого человека ("Маленький скульптор"). 3. Рисунок "Я в
будущем": дать перспективу на будущее и уверенность в своих силах.