Напоминание

Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ


Автор: Бухарина Людмила Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности с детьми

младшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ

Бухарина Людмила Сергеевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования -

документ,

который

вступил

в

силу

с

01.01.2014

года

и

является

обязательным

для

реализации во всех дошкольных учреждениях страны.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый

главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного

этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение

к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету

и чтению.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов

деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на

интересы, способности ребёнка.

Ситуация

выбора

важна

для

дальнейшей

социализации

ребёнка,

которому

предстоит

во

взрослой

жизни

часто

сталкиваться

с

необходимостью

выбора.

Задача

педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его

той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может

удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами

деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как

деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать,

преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

Все

виды

деятельности,

предусмотренные

программой

ДОУ,

используются

в

равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует

педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно

владеть способами поддержки детской инициативы.

Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё

сразу

показывать

и

объяснять,

не

преподносить

сразу

какие-либо

неожиданные

сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о

многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Основной

единицей

образовательного

процесса

выступает образовательная

ситуация,

т.

е.

такая

форма

совместной

деятельности

педагога

и

детей,

которая

планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных

задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной

деятельности.

Особенностью

образовательной

ситуации

является

появление

образовательного

результата

(продукта)

в

ходе

специально

организованного

взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными

(рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными

(новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт

определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Преимущественно

образовательные

ситуации

носят

комплексный

характер

и

включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом

содержании.

Воспитатель

создает

разнообразные

образовательные

ситуации,

побуждающие

детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в

ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество.

Организованные

воспитателем

образовательные

ситуации

ставят

детей

перед

необходимостью

понять,

принять

и

разрешить

поставленную

задачу.

Активно

используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы,

предметные

и

условно-графические

модели.

Назначение

образовательных

ситуаций

состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении

новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и

зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения

специальных

условий.

Успешное

и

активное

участие

в

образовательных

ситуациях

подготавливает детей к будущему школьному обучению.

Воспитатель

широко

использует

также

ситуации

выбора

(практического

и

морального).

Предоставление

дошкольникам

реальных

прав

практического

выбора

средств,

цели,

задач

и

условий

своей

деятельности

создает

почву

для

личного

самовыражения и самостоятельности.

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в

режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и

умений,

их

применение

в

новых

условиях,

проявление

ребенком

активности,

самостоятельности

и

творчества.

Образовательные

ситуации

могут

«запускать»

инициативную

деятельность

детей

через

постановку

проблемы,

требующей

самостоятельного

решения,

через

привлечение

внимания

детей

к

материалам

для

экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Этому

способствуют

современные

способы

организации

образовательного

процесса

с

использованием

детских

проектов,

игр-оболочек

и

игр-путешествий,

коллекционирования,

экспериментирования,

ведение

детских

дневников

и

журналов,

создания спектаклей-коллажей и многое другое.

Схема

развития

любого

вида

деятельности

такова:

сначала

она

осуществляется

в

совместной

деятельности

со

взрослым,

затем

в

совместной

деятельности

со

сверстниками и становится самодеятельностью.

Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным

жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Тематические

игровые

центры

дают

детям

возможность

самостоятельного

выбора

материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания

(проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными

центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был

предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

делают выбор;

активно играют;

используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

работают все вместе и заботятся друг о друге;

отвечают за свои поступки.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является

необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада.

Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых

они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей,

представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в

свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими

детьми, поэтому

Всегда называйте детей по имени.

Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.

При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки

или садитесь на низкий стул.

Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.

Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте

сделать это.

Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.

Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.

Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь

Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают

искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует

индивидуально и искренне.

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной

партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой

стиля поведения воспитателя. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего,

сопоставив эти две позиции ( Таблица 1)

Таблица 1 «Сравнительная характеристика особенностей партнерской и учительской

позиций»

Характеризуемые

объекты

Партнерская форма

Школьно-урочная форма

Понятие

Партнер - всегда равноправный

участник дела и как таковой связан

с другими взаимным уважением

Учитель – это руководитель,

регламентатор; он

непосредственно не включен в

деятельность, а дает задание

(объясняет) и контролирует

Позиция взрослого в

пространстве группы

Взрослый – партнер, рядом с

детьми (вместе), в едином

пространстве (например, сидящий

в круге с детьми за общим столом)

Позиция взрослого динамична

(может со своей работой пересесть,

если видит, что кто-то особенно в

нем нуждается); при этом все дети

в поле зрения воспитателя (и друг

друга).

Взрослый – учитель, отдален от

детей, вне круга, противостоит

детям, над ними

(например, за письменным

столом как на школьном уроке)

Позиция взрослого либо

стабильна (стоит у доски, сидит

за письменным столом), либо он

перемещается для контроля и

оценки («обходит дозором»

детей, контролирует, оценивает,

нависая «над» ребенком).

Организация

пространства

Максимальное приближение к

ситуации «круглого стола»,

приглашающего к равному участию

в работе, обсуждении,

исследовании.

Размещение за рядами столов,

как за партами, глядя в затылок

другого ребенка

Степень свободы

Свободное размещение детей и

перемещение в процессе

деятельности.

Разрешено свободное общение

(рабочий гул)

Дети могут обсуждать работу,

задавать друг другу вопросы и т.п.

Жесткое закрепление рабочих

мест, запрет на перемещение.

Запрещено свободное общение

детей. Вводится

дисциплинарное требование

тишины

«Чреватость»

позиции воспитателя

Способствует развитию у ребенка

активности, самостоятельности,

Вызывает пассивность ребенка,

невозможность самостоятельно

умения принять решение,

пробовать делать что-то, не боясь,

что получиться неправильно,

вызывает стремление к

достижению, благоприятствует

эмоциональному комфорту

принять решение,

эмоциональный дискомфорт,

страх что-то сделать не так и

агрессию как оборотную

сторону страха, как разрядку

накапливающегося напряжения.

Организация

непосредственно

образовательной

деятельности

в

партнерской

форме

требует

от

взрослого

стиля

поведения,

который

может

быть

выражен

девизом: «Мы

включены

в

деятельность,

не

связаны

обязательными

отношениями,

а

только

желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

На

разных

этапах

непосредственно

образовательной

деятельности

партнерская

позиция воспитателя проявляется особым образом ( Таблица2)

Таблица 2 «Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах

непосредственно образовательной деятельности»

Этапы непосредственно

образовательной

деятельности

Характеристика действий

Начальный этап

деятельности

Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной,

непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет,

устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет,

присоединяйтесь…».

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель,

как равноправный участник, предлагает возможные

способы ее реализации.

В ходе процесса

деятельности

Воспитатель исподволь задает развивающее содержание

(новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает

свою идею или свой результат для детской критики;

проявляет заинтересованность в результате детей;

включается во взаимную оценку и интерпретацию

действий участников; усиливает интерес ребенка к работе

сверстника, поощряет содержательное обращение,

провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих

проблем.

Заключительный этап

деятельности

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам,

закончил он или нет исследование, работу. «Открытый

конец» деятельности

Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно

образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми

являются:

1.

включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

2.

добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и

дисциплинарного принуждения);

3.

свободное общение и перемещение детей во время непосредственно

образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);

4.

открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности

(каждый работает в своем темпе)

В самом начале подобной организации непосредственно образовательной

деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе:

«Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не

мешай другим».

Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с

дошкольниками,

соответствующие

их

интересам,

и

эмоционально

настроен

на

предлагаемое дело, проблемы присоединения к нем детей просто не возникает.

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником

общей работы, в результате меняются:

стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к

непринужденно - доверительному);

рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от

отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с

детьми);

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к

участию в выполнении определенной части работы и т.п.

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной

партнерской деятельности меняется и положение детей.

Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение

вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора –

участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.

Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между

деятельностью и ничегонеделанием.

Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное

размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы

и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к

педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с

выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.

Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может

определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело

до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их

интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может

продолжить ее в последующие дни.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и

интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности -

главный залог развивающего эффекта.

Непосредственная

мотивация

в

дошкольном

возрасте

намного

сильнее,

чем

широкие

социальные мотивы поведения. Отсюда главным принципом воспитательной работы с

дошкольниками

(не

говоря

уже

о

детях

раннего

возраста)

должен

быть

принцип

заинтересованности ребенка.

Организация

непосредственно

образовательной

деятельности

в

форме

непринужденной

партнерской

деятельности

взрослого

с

детьми

не

означает

хаоса

и

произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Данная форма деятельности

(как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада

(для воспитателя это обязательные и спланированные действия).

Дети

включаются

в

непосредственно

образовательную

деятельность

из

интереса

к

предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у

них

возникает

привычка

к

дневному

и

недельному

ритму

«рабочей»

деятельности.

Интерес

на

предстоящую

деятельность

подкрепляется

логичностью

данного

вида

деятельности в определенный временной период, что обеспечивается при реализации

принципа событийности. Детей, не принявших участие в совместной деятельности (в

рамках

непосредственно

образовательной)

ориентируют

на

результативную

самостоятельную деятельность. Результаты совместной и самостоятельной деятельности

обязательно

обсуждаются

и

оцениваются.

При

этом,

решая

задачи

развития

самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать

чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, обращая внимание взрослых –

«Посмотрите, это ребенок сделал сам!».

Подобная организация образовательного процесса будет способствовать постепенному

формированию у детей представлений о жизнедеятельности в группе детского сада, где

делу отводится время, а потехе – час. ( Приложение 1)

Основной

образовательной

единицей

педагогического

процесса

в

группе

младшего

возраста является развивающая ситуация, то есть такая форма совместной деятельности

педагога

и

детей,

которая

планируется

и

организуется

педагогом

с

целью

решения

определенных

задач

развития

и

воспитания

с

учетом

возрастных

особенностей

и

интересов

детей.

Планируя

развивающую

ситуацию, воспитателю

необходимо

согласовывать

содержание

разных

разделов

программы,

добиваться

интеграции,

взаимосвязи образовательных областей.

К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Машей?»

используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и

представлений о здоровье - сберегающем поведении, но и для решения других задач:

обогащение представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки

удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы

для ухода за больной необходимо подобрать и прочее (образовательная область

«Познание»);

освоение приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки:

отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце,

ложечку, тарелочку; выбрать по желанию куклы только яблочки определенного

размера и формы и т. п. (образовательная область «Познание», «Первые шаги в

математику»);

отражение эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной

игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы Маши»

(образовательные области «Музыка», «Изобразительная деятельность»);

освоение представлений о домашних животных - ситуация «Кот Василий и котенок

Пух пришли проведать нашу Машеньку» (образовательная область «Познание»);

развитие детской речи, знакомство с новыми литературными произведениями и

иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или,

оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или

театрализованной игре (образовательные области «Коммуникация», «Чтение

художественной литературы»).

При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше

осмысливается и осваивается детьми.

В случае работы с детьми младшего возраста в условиях образовательного учреждения

воспитателю необходимо помнить об обязательной мотивации ребенка на любой вид

деятельности. Так, например, в условиях проживания детьми новогодних событий,

уместно предложить детям сделать (слепить) угощение для гостей, которые придут

встречать Новый год: для котика – сосиски, зайчикам – морковки, маме, папе, бабушке –

пирожки или прянички. Детям предоставляется право выбора, что лепить. Вместе с

детьми уточняются, а если возникает необходимость, то и проверяются (исследуются)

способы лепки перечисленных продуктов. После того, когда дети успешно освоили

способы лепки и показали друг другу, как они это делают, воспитатель тоже определяется

с тем, что и для кого, он будет лепить, и делает это вместе с детьми.

Продукты деятельности раскладываются по тарелочкам, ранее украшенным детьми

методом аппликации и специально заготовленные, как праздничная посуда, которая ждала

своего часа и стояла на полках игрушечной мебели. Далее воспитатель с детьми

определяет место хранения приготовленного угощения (например, игрушечный

холодильник), куда все и перемещается. Все это нужно для того, чтобы каждый день

мотивировать детей на предстающую деятельность.

Что будет лепиться, что конструироваться, что украшаться, и каким именно способом, что

вначале, что позже педагог определяет сам в зависимости от возраста детей и задач

развития. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования

дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше

вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном

развитии.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание

развивающей

предметно-пространственной

среды,

насыщенной

социально

значимыми

образцами

деятельности

и

общения,

способствующей

формированию

таких

качеств

личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. (Приложение2)

Литература

1. Адольф, В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования

профессиональной деятельности: монография [Текст] / В. А. Адольф, И. Ю. Cтепанова. –

Красноярск, КГПУ, 2005. - 213 с.

2. Гендин А. М. Качество подготовки педагогических кадров и актуальные проблемы

повышения их квалификации / А. М. Гендин, Н. И. Дроздов, М. И. Сергеев, Р. А. Майер,

М. И. Бордуков - КГПУ, 2005. - 316 с.

3. Ильина, Н. Ф. Профессиональное образование как условие профессионального развития

педагога [Текст] / Н. Ф. Ильина // Теория и практика профессионализации: опыт и

перспективы : сборник статей / под общ. ред. Г.А. Гуртовенко. – Красноярск : ККИПКРО,

2005. – С. 16-27

4. Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании [Текст] / М.В.

Кларин // Педагогика. – 1996. – № 2. – С. 14-21.

5. Леонтьев А.Н. Теория личности. // Горностай П., Титаренко Т. Психология личности:

словарь-справочник – К.: Рута, 2001. – 174 с.

6. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин,

Л.С. Подымова – М.: Магистр, 1997. – 223 с.

Приложение

Приложение 1

Примерные формы организации

непосредственно образовательной деятельности

Детская деятельность

Примеры форм работы

Двигательная

*Подвижные игры с правилами *Подвижные

дидактические игры *Игровые упражнения *

Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика

*Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и

упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники

*Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация

плавания

Игровая

*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание

игровой ситуации по режимным моментам, с

использованием литературного произведения

*Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые

игры *Театрализованные игры

Изобразительная

и Конструирование

*Мастерская по изготовлению продуктов детского

творчества *Реализация проектов *Создание

творческой группы *Детский дизайн *Опытно-

экспериментальная деятельность *Выставки

*Мини-музеи

Восприятие художественной

литературы и фольклора

*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание

*Беседа *Театрализованная деятельность

*Самостоятельная художественная речевая

деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы

*Презентация книжек *Выставки в книжном уголке

*Литературные праздники, досуг

Познавательно-

исследовательская

*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных

ситуаций *Экспериментирование

*Коллекционирование *Моделирование

*Исследование *Реализация проекта *Игры

(сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры

(головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы,

кроссворды, шарады) *Мини-музеи

*Конструирование *Увлечения

Коммуникативная

*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация

*Составление и отгадывание загадок *Игры

(сюжетные, с правилами, театрализованные)

*Игровые ситуации *Этюды и постановки

*Логоритмика

Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

*Дежурство *Поручения *Задания

*Самообслуживание *Совместные действия

*Экскурсия *Реализация проекта

Музыкальная

*Слушание *Импровизация *Исполнение

*Экспериментирование *Подвижные игры (с

музыкальным сопровождением) *Музыкально-

дидактические игры

Приложение 2

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

в группах младшего дошкольного возраста

Насыщенная

развивающая

предметно-пространственная

среда

является

основой

для

организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого

ребенка.

Предметно-пространственная

среда

организована

по

принципу

небольших

полузамкнутых

микропространств,

для

того

чтобы

избежать

скученности

детей

и

способствовать

играм

подгруппами

в

3—5

человек.

Все

материалы

и

игрушки

располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создают условия для

общения со сверстниками.

Младший дошкольный возраст

Развивающая

предметно-игровая

среда

Образные

игрушки (куклы,

животные и пр.)

Разнообразные по тематике и большей частью

условные по художественному образу сюжетные

игрушки (куклы, в т.ч. представ-ляющие людей

разных профессий, националь-ностей; игрушки,

изображающие разных животных, а также птиц,

насекомых, рыб и других обитателей морей);

народные игрушки, тематические наборы для

режиссерских игр («Гараж», «Ферма», «Магазин»,

«Пожарная станция», «В деревне» и т.п.)

Предметы

домашнего

обихода

Игрушечная со-размерная куклам посуда (тарелка,

чашка, ложка), мебель (кровать, стул, стол),

постельные принадлежности (простынь, подушка,

одеяло), соразмерные куклам коляски

Техника и

транспорт

Разные виды машинок и транспорта (наземного,

воздушного, водного; в т.ч. специализированная

техника: автобус, пожарная машина, машина скорой

помощи, полицейская и др.); частично

крупногабаритный и функциональный, частично —

соразмерный руке ребёнка

Атрибутика

ролевая

Разнообразные элементы разной одежды:

профессий, сказочных героев (халаты, шапоч-ки,

пелерины, ленточки, юбочки, фартуки, кепки,

фуражки и пр.), предметы для реализа-ции ролевого

поведения (руль, бинокль, жезл полицейского,

верстак, телефон и т.п.), тематические игровые

наборы», «Парикмахерская» и т.п.) («Поликлиника

Маркеры

пространства

Игровая мебель, модульная среда, «передвижные

шкафы», ширмы, домашние песочницы и пр.

Бросовые и

поделочные

материалы,

предметы-

заместители

Ткани, пробки, небольшие пластиковые пузырьки,

природный материал, палочки, шнуры, проволока,

поделочные материалы

Развивающая среда

творческих видов

деятельности

Музыкальные

игрушки и

оборудование

Погремушки, колокольчики, металлофон, коробочки,

бубны, барабаны разнозвучащие, детские маракасы,

аудиозаписи (в музыкальном зале)

Материалы и

оборудование для

художественного

творчества

(рисование лепка,

аппликация,) в т.ч.

природные

материалы

Пластилин, массы для лепки, глина, краски,

карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага,

ножницы и др..

Коллекция народных игрушек (дымковская,

филимоновская, богородская, мезенская, курская -

кожлянский петушок и суджанская рыбка, 3-5 видов

матрешек, региональные игрушки - по выбору

педагога); коллекция ложек, красивой посуды и

других предметов интерьера из разных материалов

Игрушки и

оборудование для

театрализованной

деятельности

Пальчиковые куклы, бибабо, настольный театр

игрушек, марионетки, элементы костюмов

сказочных героев, фланелеграф с набором картинок

Развивающая среда

для познавательно-

исследовательской

деятельности

Дидактические

игрушки и

пособия (в т.ч.

наглядные

пособия

Игрушки на развитие сенсорики (цвет, форма, размер

, вес и пр.; на разные органы чувств: зрение,

тактильные ощущения, слух, осязание, обаняние и

пр.), мозаики, пазлы (10-15 деталей), лото, детские

домино, логические блоки Дьенеша, Палочки

Кюизнера

Наглядные пособия, иллюстрации художников

размер

Конструкторы

Строительные наборы деревянные с разными

деталями, пластмассо вые конструкторы разных

размеров, конструкторы типа лего с крупными

деталями или лего-дупло, магнитные конструкторы

(мозаики)

Игрушки и

оборудование для

экспериментирова

ния, в т.ч.

динамические

игрушки

Игрушки и орудия для экспериментирования с

водой, песком (комплекты различных формочек,

совки, грабельки, ведра и сита для песка, лопатки

для снега), снегом, игрушки для развития сенсорики,

специальные игрушки для детского

экспериментирования, народные игрушки- забавы

(клюющие курочки, медведь- плясун, шагающий

бычок и др.);

Библиотека

(стационарная или

передвижная)

Хорошо иллюстрированные книжки со сказками,

рассказами, стихами, книги познавательного

характера (список рекомендуемых произведений

прилагается)

Информатизация

образовательного

процесса

Средства ИКТ:

интерактивные

игрушки

Интерактивные игрушки предпочтительнее не

сюжетные, а развивающей направленности:

функциональный руль, телефоны, железные дороги

и пр.

Средства ИКТ:

интерактивная

доска

Демонстрационные материалы и развивающие

программы

Средства ИКТ:

ПК/ноутбуки/пла

ншеты с

развивающими

игрушками

Возможно использование интерактивных

обучающих установок

Развивающая среда

для обеспечения

физической

активности и

укрепления здоровья

Спортивное

оборудование

Комплекты оборудования для общеразвивающих

упражнений, подвижных игр и игровых

упражнений, для плавания и физкультурно-игровой

деятельности на прогулке

Оздоровительное

оборудование

Оборудование для воздушных и водных про-цедур,

Массажные коврики и дорожки Балансиры, батуты

с держателем, мячи на резинке, обручи, кегли,

летающие тарелки,скакалки .

Оборудование

участка

Пространство и оборудование для сюжетных и

подвижных игр, игр- экспериментирований с

песком и водой, живой и неживой природой, для

физической активности, в т.ч. спортивная

площадка, имеющая оборудование для спортивных

игр (в мяч, кегли, кольцеброс, и пр.), дорожки для

бега, катания на самокатах, велосипедах и пр.

17



В раздел образования