Автор: Баканова Светлана Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 "Кораблик"
Населённый пункт: Красноармейск
Наименование материала: Статья
Тема: "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через театрализованную деятельность на занятиях по нравственному воспитанию"
Раздел: дошкольное образование
«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через
театрализованную деятельность
на занятиях по нравственному воспитанию»
В нашем мире отношения между людьми проявляются в гуманизме,
чувстве
собственного
достоинства,
культуре
поведения,
трудовой
деятельности. Педагогу важно сформировать в каждом ребенке способность
самостоятельно
определить
и
направить
своё
поведение
среди
людей.
Поэтому возникает задача, как научить детей нормам и правилам морали,
чтобы
ребенок
понимал
их
смысл
и
закрепил
опыт
поступков,
соответствующих этим нормам.
Одной из форм работы педагога с дошкольниками в этом направлении
я в л я е т с я приобщение
их
к
русской
народной
культуре
ч е р е з
театрализованную деятельность.
Нужно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле,
заложить
важнейшие
черты русского
характера:
порядочно сть,
совестливость,
способность
к
состраданию.
Приобщая
дошкольников
к
русской народной культуре через театрализованную деятельность, я решаю
следующие задачи:
Приобщение детей к национальным традициям;
Накопление положительного отношения к русской народной культуре;
Формирование
представления
о
морали,
опираясь
на
образы
русской
народной культуры;
Формирование умения оценивать свои поступки и поступки других людей;
Создание условий для развития творческих способностей.
Чтобы вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание, важно
подать материал в образной форме. Для этого мной используются русские
народные сказки, театрализованные игры, фольклор, которые знакомят детей
с
разнообразными
нравственными
ситуациями,
правилами,
нормами
поведения. Донести все это до сознания детей важно в яркой форме. Это во
многом зависит от умения педагога выразительно читать и говорить.
Для
переработки
и
выражения
впечатлений,
знаний
и
эмоций
на
занятиях мною используется театрализованная игра, она наиболее доступна и
интересна для детей. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети
знакомятся
с
чувствами,
настроениями
героев,
осваивают
способы
их
внешнего
выражения,
развивают
речь.
Театрализованная
игра
является
средством самовыражения и самореализации ребенка.
Мною
применяются
игры-имитации
образов
животных,
людей,
литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки
произведений.
В
приобщении
детей
к
русской
народной
культуре
несомненно
большую
роль
играют
русские
народные
сказки.
Они
вводят
ребенка
в
мир народной мысли, народного духа, народных традиций, в них запечатлены
черты русского народа. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а
что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о
моральных устоях и культурных ценностях общества.
Также в своей работе я обращаюсь к народному фольклору,
который
способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает
прекрасные образы русской речи.
В
зависимости
от
возраста
занятия
по
нравственному
воспитанию
постепенно усложняю. Например, в младшей и средней группах обращаю
внимание на эмоциональный отклик детей, тогда как в подготовительной
группе дети могут самостоятельно делать вывод из обсуждаемой ситуации.
Важно выбирать темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для
определенного возраста.
Не
менее
важно
поощрять
детей,
стимулировать
их
стремление
принимать участие в театрализации. Получая одобрение, дети испытывают
чувства удовлетворения и своей значимости.
Склонность детей к подражанию оказывает большую помощь педагогу
в
их
нравственном
воспитании.
Множество
русских
народных
сказок
является
источником
положительных
примеров
поведения.
Так
ребенок
делает «первые шаги» в освоении норм и правил жизни, проигрывая сказку и
перенимая опыт героев.
Приобщаясь к русской народной культуре, дошкольники проникают во
внутренний мир человека, в его переживания и мысли. Ребенок изучает мир
человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках.
В
конце
всем
поступкам
дается
оценка:
положительная
или
отрицательная. Положительная оценка способствует закреплению полезных
норм
и
правил.
Отрицательная
–
призвана
тормозить
нежелательное
поведение.
По
театрализованной
игре
или
сказке
предлагаю
детям
сделать
рисунки.
А
затем мы
организуем
выставку
этих
работ,
которая
также
помогает
приобщить
детей
к
русской
народной
культуре.
Занятия
творчеством
повышают
эффективность
усвоения
нравственных
представлений.
Необходимо учитывать, что приобщение детей к русской народной
культуре лишь одна из форм работы педагога над формированием сознания
ребенка. Ее нужно сочетать с другими видами деятельности дошкольников,
которые обучают определенным нормам и правилам поведения.
Далее
освоенные
детьми
правила
целесообразно
переносить
в
повседневную жизнь.
Эмоциональный
отклик
детей
на
ситуацию,
н а ко п л е н и е
положительного опыта и соблюдение детьми нравственных норм поведения-
итог
моей
работы
по
нравственному
воспитанию,
как
педагога,
приобщающего
дошкольников
к
русской
народной
культуре
через
театрализованную деятельность на занятиях по нравственному воспитанию.