Напоминание

"История России в лицах" 10 – 11 класс


Автор: Дягилева Марина Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №91 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: рабочая программа элективного курса
Тема: "История России в лицах" 10 – 11 класс
Раздел: полное образование





Назад




Элективный курс «Актуальные »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «История России в событиях и фактах» составлена на основе федерального компонента

государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне (приказ министерства образования РФ

от 05.03.2004г. №1089). Курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 19 классе по 1 часу в неделю и предполагает

изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVIII века.

Цели:

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками

учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину

исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.

• Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.

• Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.

• Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных

деятелей.

Задачи:

• Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

• Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ве-

дения дискуссий, поиска и обработки информации.

• Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

• Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное

отношение к историческим личностям.

• Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности

исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

• самостоятельный поиск информации по предложенной тема тике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мне-

ний;

• представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

• анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной

позиции;

• обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные

методы

работы:

• анализ исторической литературы и исторических источников,

• эвристическая беседа,

• лекция,

• дискуссия (дебаты),

• сюжетно-ролевая игра («Суд»),

• подготовка и обсуждение сообщений учащихся,

• «мозговой штурм» и др.

Основные

формы

отчетности

:

тетрадь

с

конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации,

исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»).

Условия

успешного

освоения

содержания

элективного

курса

: обеспечение доступа учащихся к исторической

литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

2

Содержание элективного курса

Введение

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Тема 1. Древняя Русь

1.

Семинар «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович (7-

1015). Новгородский князь. Борьба за Киев.

2.

Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.

Практическое

занятие

«Законодатели

Древней

Руси». Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в

Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».

3. Семинар «Защитники Отечества» (2 часа). Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович (?-

972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125).

Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.

4. Семинар

«Носители

идеалов

православия».

Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир

Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях

Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства.

Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба.

Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». На значение митрополитом

(1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен

К и е в о - П е ч е р с ко г о м о н а с т ы р я :

о б щ и н н о ж и т и е ,

а с к е т и з м .

К а н о н и з а ц и я .

Н е с т о р ( ? ) .

Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.

Тема 2. Русь удельная.

1. Семинар «Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь Ростово-Суздальский: распространение христианства,

первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде.

Бегство в Суздальскую землю (легенда об

иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен,

строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.

2.

Семинар

«Защитники

Отечества».

Александр

Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с

Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская

епископия.

Перепись

1257

г.

Учреждение

ордена

имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским

нашествием. Евпатий Коловрат.

3

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы .

1. Семинар

«Деятели

Руси

ХIV-ХV

вв.».

Дмитрий Донской

(1350-1389).

Детство.

Вступление

на

великокняжеский престол.

Женитьба.

Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440-1505).

Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

2. Семинар «Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение

Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора.

Завещание.

Митрополит

Алексей

(1293(?)-1378).

Крестник Ивана

Калиты,

крестный

отец

Дмитрия

Донского:

отношения

с Ордой,

привилегии

церкви.

Основание

Чудова

монастыря. Канонизация.

Семинар «С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси».

С.

Радонежский

(1314-1392).

Детство

Варфоломея.

Основание

Троицкой

церкви.

Игумен.

Отношения

с

митрополитом Алексеем и Дмитрием

Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности.

Андроников монастырь. Участие в росписи

Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551.

5.

Лекция «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация.

Судьба монастыря.

6.

Деловая

игра-дебаты

«Иосифляне и нестяжатели».

Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре,

паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина.

Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря.

Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канони-

зация.

Тема 4. Россия XVI век.

1. Семинар

«Избранная

рада».

Сущность

Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561).

Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство

составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала.

Сильвестр (?-ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг.

Р е д а к т о р

« Д о м о с т р о я » .

П о с т р и г .

А .

К у р б с к и й

( 1 5 2 8 - 1 5 8 3 ) .

Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

2. Семинар

«Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный

дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство,

юность. Соловецкий монастырь. Постриг.

Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

3. Деловая игра «Суд над Иваном Грозным». Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады.

Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

Семинар. «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника

Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири.

Серебряные мастерские. Церковное строительство.

Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии.

Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

4

Тема 5. Россия периода Смуты.

1. Семинар «Правители эпохи». Б. Годунов (1552-1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора

Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов,

укрепление границ, закрепление Сибири,

учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь.

Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I

(1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и

свержение. В. Шуйский (1552-1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы крикнут царем». Крестоцеловальная запись.

Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.

2.

Семинар «Патриоты». Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери.

Казанский митрополит. Патриарх:

борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский

староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало

государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и

поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в

укр е п л е н и и

с а м о д е р ж а в и я .

О б р а з

С у с а н и н а

в

х у д о ж е с т в е н н о й

к у л ь

туре России.

Тема 6. Россия в XVII веке.

1. Лекция «Первые Романовы на Российском престоле» . Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика:

Столбовский мир и

Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на

престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

2. Семинар «Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях.

Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота.

Постриг. Значение деятельности.

3. Деловая игра «Церковный раскол» . Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский

игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх.

Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия».

Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору

Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест.

Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

Семинар «Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба.

Служение людям, милосердие,

отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей

благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском

монастыре. Отношение к церковному расколу.

5

Тема 7. Россия в XVIII веке

1.Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за пре

стол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и

внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти.

Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер

вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России.

Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение

поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских

мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного

управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором.

2. Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I

(Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка»

верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее

фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Прав ление Петра III. Манифест о

вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

3.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближенные Екатерины

II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты

деятельности. Губернская реформа Екатерины П. Структура

местного

управления. Политика

Екатерины II

по

отношению к дворянству: укрепление

дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание

дворянских корпоративных

организаций.

Политика

Екатерины II по отношению

к

городам:

меры

по

стимулированию

промышленности и торговли,

упразднение

монополий.

Жалованная

грамота

городам.

Создание

новой

системы

городского

управления.

Итоги внутренней

политики

Екатерины II.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.

6

Материально-техническое обеспечение элективного курса.

Литература.

1.Васяева, М. Н. Смутное время - время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 6.

2.Великие государственные деятели России. - М., 1996.

3.Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.

4.Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. - М., 2013.

5.История

государства Российского: жизнеописания.

IX-XVI

вв.-М.,

1996.

10.История

государства Российского: жизнеописания. XVIIвек.-М.,

1997.

11.История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М.,2010.

12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.-СП6., 2011.

13. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.

14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.

15. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М.,

1993.

16. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.

17'. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12.

18. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 2012

Кучкин, В. А.

Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.-№5-6

20. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. - М., 2001.

21. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.

22. Перхавко, В. Б.

История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.

23. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1997.

24. Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.

25. Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.

26. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.-Т.

5.-Ч.

1.-М.,2013

Электронные пособия по истории

1. История Отечества 882-1917. Мультимедийный учебно-методический комплекс. Из-во СГИ. (CD)

2. История России и ее ближайших соседей. Энциклопедия для детей. Из-во

ООО «Кордиас-Медиа» 2005 г. (CD)

3. Энциклопедия истории России 862-1917. Из-во «Интерактивный мир» «Коминфо»

2004 г. (CD)

4. Аудиоучебники. Карамзин История государства Российского т.1-3.Из-во ООО «Бизнесфорт» 2006 г. (CD)

5. Иллюстрированная история Российского государства т.1-4. Фильм (DVD)

6. Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 класс. Из-во Министерство образования РФ. (CD)

7. Репетитор по истории. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». (CD)

8. Уроки по истории России VIII-XVIII вв. Кирилла и Мефодия. (CD)

9. Династия Романовых. Электронное пособие. (CD)

10. История государства Российского. Н.Карамзин. Фильм (CD)

7

Тематическое планирование.

№ п\п

Тема занятия

Количество

часов

Основные понятия и вопросы

1

Введение в курс

1

Роль личности в истории, критерии причисления к историческим

личностям

2

«Они были первыми ... (Реформаторы и законо-

датели Древней Руси)».

1

Первые древнерусские князья: люди и государственные деятели,

законодатели Древней Руси.

3-4

Защитники Отечества

2

Святослав - князь-воин, Владимир Святославич - защитник от печенегов,

гроза печенегов Ярослав Мудрый, борец с половцами Владимир Мономах.

5

Носители идеалов православия

1

Идеалы православия, крещение княгини Ольги, милосердие Владимира

Святославича, канонизация Бориса и распространение христианства

при Ярославе Мудром, деятели церкви: Илларион, Антоний и Феодосии

Печерские, Нестор.

6-7

Обособление Северо-Восточной Руси

2

Роль Ю. Долгорукого в «гражданском образовании восточного края Древней

Руси»,

А. Боголюбский: триумф и трагедия, благоразумный Всеволод Большое

Гнездо.

8-9

Защитники

Отечества

2

Герои Невской битвы, герои борьбы с ордынским нашествием,

А. Невский: полководец и политик.

10

Суд над Иваном Калитой

1

Собиратель Руси, отношения с Ордой. «Тишина великая на Руси»,

подавление тверского восстания, значение деятельности И. Калиты

11

Деятели Руси XIV-XV вв

1

Д. Донской: великий князь и полководец, Иван III: собиратель земель,

политик, законодатель, человек.

12

Роль церковных иерархов в объединении Руси

1

Митрополит Петр: превращение Москвы в религиозный центр Руси,

митрополит Алексей: политик, дипломат, церковный иерарх, власть и

церковь в XIV-XV вв.

13

С. Радонежский и А. Рублев - выразители идеи

объединения Руси

1

С. Радонежский: человек, монах, игумен, отношения С. Радонежского с Д.

Донским и митрополитом Алексеемю.А. Рублев - человек, художник,

представитель русского Возрождения. «Троица».

14

Основатели Соловецкого монастыря

1

Часовни на севере Руси, Герман, Савватий, Зосима - основатели монастыря,

борьба с Новгородом за земли, канонизация основателей Соловецкого

монастыря, судьба монастыря.

15

Иосифляне и нестяжатели

1

Нил Сорский, Иосиф Волоцкий: биографические очерки, отношение к

церковному землевладению, отношения со светской властью

8

16-17

Избранная рада

2

Избранная Рада: сущность, причины создания, участники,программа

реформ Избранной рады, ее осуществление, А. Адашев - сподвижник и

жертва Ивана IV, Сильвестр - духовник царя, писатель, редактор

«Домостроя», переписка А. Курбского и Ивана IV

18

Опричники и жертвы

1

М. Скуратов - палач, государственный деятель, воин, дипломат,Ф. Колычев -

борец с опричниной и ее жертва.

Опричнина - трагедия Руси.

19

Суд над Иваном Грозным

1

Заслуги Ивана Грозного, деспот на российском престоле

20

Начало освоения Сибири

1

Россия и Сибирское ханство, Ермак Тимофеевич и начало освоения

Сибири

21-23

Правители эпохи

3

Династический кризис. Смута,

Борис Годунов,

Лжедмитрий I, Василий

Шуйский, последствия и уроки Смуты

24-25

Патриоты

2

Интервенция в России начала XVII века: причины, участники, цели.

Патриарх Гермоген, К. Минин, Д. Пожарский, Иван Сусанин.

26-27

Первые Романовы на Российском престоле

2

Михаил Федорович Романов: первый представитель династии

Романовых (человек и правитель).

«Тишайший» царь Алексей Михайлович.

28

Предтеча преобразователя

1

А. Л. Ордин-Нащокин: биографический очерк, программа реформ.

Предтеча преобразователя

29-30

Церковный раскол

2

Никон, Аввакум: биографические очерки.

Причины, сущность, значение церковной реформы Никона.

Никониане и старообрядцы: обряды, мировоззрение.

Последствия церковного раскола: старообрядчество в XVIII-XX веках

31

Добрые люди Руси

1

Ульяния Осорьина: судьба и служение людям.

Ф. М. Ртищев: министр двора и добрый человек

32

Начало правления и реформы Петра I.

1

Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к

власти.. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских

мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы

государственного /правления. Реформа местного управления: образование

губерний. Провозглашение Петра I императором.

33

Дворцовые перевороты

1

Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и

причины переворотов

34

Великая Екатерина

1

Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования;

деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П.

9

10



В раздел образования