Автор: Дягилева Марина Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №91 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: рабочая программа элективного курса
Тема: "История России в лицах" 10 – 11 класс
Раздел: полное образование
Элективный курс «Актуальные »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «История России в событиях и фактах» составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне (приказ министерства образования РФ
от 05.03.2004г. №1089). Курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 19 классе по 1 часу в неделю и предполагает
изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVIII века.
Цели:
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками
учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину
исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.
• Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.
• Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
• Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных
деятелей.
Задачи:
• Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
• Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ве-
дения дискуссий, поиска и обработки информации.
• Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
• Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное
отношение к историческим личностям.
• Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности
исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
• самостоятельный поиск информации по предложенной тема тике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мне-
ний;
• представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
• анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной
позиции;
• обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные
методы
работы:
• анализ исторической литературы и исторических источников,
• эвристическая беседа,
• лекция,
• дискуссия (дебаты),
• сюжетно-ролевая игра («Суд»),
• подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
• «мозговой штурм» и др.
Основные
формы
отчетности
:
тетрадь
с
конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации,
исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»).
Условия
успешного
освоения
содержания
элективного
курса
: обеспечение доступа учащихся к исторической
литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
2
Содержание элективного курса
Введение
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.
Тема 1. Древняя Русь
1.
Семинар «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович (7-
1015). Новгородский князь. Борьба за Киев.
2.
Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.
Практическое
занятие
«Законодатели
Древней
Руси». Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в
Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».
3. Семинар «Защитники Отечества» (2 часа). Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович (?-
972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125).
Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.
4. Семинар
«Носители
идеалов
православия».
Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир
Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях
Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства.
Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба.
Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». На значение митрополитом
(1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен
К и е в о - П е ч е р с ко г о м о н а с т ы р я :
о б щ и н н о ж и т и е ,
а с к е т и з м .
К а н о н и з а ц и я .
Н е с т о р ( ? ) .
Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.
Тема 2. Русь удельная.
1. Семинар «Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь Ростово-Суздальский: распространение христианства,
первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде.
Бегство в Суздальскую землю (легенда об
иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен,
строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.
2.
Семинар
«Защитники
Отечества».
Александр
Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с
Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская
епископия.
Перепись
1257
г.
Учреждение
ордена
имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским
нашествием. Евпатий Коловрат.
3
Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы .
1. Семинар
«Деятели
Руси
ХIV-ХV
вв.».
Дмитрий Донской
(1350-1389).
Детство.
Вступление
на
великокняжеский престол.
Женитьба.
Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440-1505).
Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.
2. Семинар «Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение
Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора.
Завещание.
Митрополит
Алексей
(1293(?)-1378).
Крестник Ивана
Калиты,
крестный
отец
Дмитрия
Донского:
отношения
с Ордой,
привилегии
церкви.
Основание
Чудова
монастыря. Канонизация.
Семинар «С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси».
С.
Радонежский
(1314-1392).
Детство
Варфоломея.
Основание
Троицкой
церкви.
Игумен.
Отношения
с
митрополитом Алексеем и Дмитрием
Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности.
Андроников монастырь. Участие в росписи
Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551.
5.
Лекция «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация.
Судьба монастыря.
6.
Деловая
игра-дебаты
«Иосифляне и нестяжатели».
Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре,
паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина.
Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря.
Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канони-
зация.
Тема 4. Россия XVI век.
1. Семинар
«Избранная
рада».
Сущность
Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561).
Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство
составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала.
Сильвестр (?-ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг.
Р е д а к т о р
« Д о м о с т р о я » .
П о с т р и г .
А .
К у р б с к и й
( 1 5 2 8 - 1 5 8 3 ) .
Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.
2. Семинар
«Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный
дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство,
юность. Соловецкий монастырь. Постриг.
Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.
3. Деловая игра «Суд над Иваном Грозным». Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады.
Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.
Семинар. «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника
Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири.
Серебряные мастерские. Церковное строительство.
Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии.
Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.
4
Тема 5. Россия периода Смуты.
1. Семинар «Правители эпохи». Б. Годунов (1552-1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора
Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов,
укрепление границ, закрепление Сибири,
учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь.
Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I
(1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и
свержение. В. Шуйский (1552-1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы крикнут царем». Крестоцеловальная запись.
Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.
2.
Семинар «Патриоты». Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери.
Казанский митрополит. Патриарх:
борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский
староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало
государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и
поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в
укр е п л е н и и
с а м о д е р ж а в и я .
О б р а з
С у с а н и н а
в
х у д о ж е с т в е н н о й
к у л ь
туре России.
Тема 6. Россия в XVII веке.
1. Лекция «Первые Романовы на Российском престоле» . Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика:
Столбовский мир и
Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на
престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.
2. Семинар «Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях.
Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота.
Постриг. Значение деятельности.
3. Деловая игра «Церковный раскол» . Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский
игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх.
Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия».
Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору
Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест.
Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.
Семинар «Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба.
Служение людям, милосердие,
отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей
благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском
монастыре. Отношение к церковному расколу.
5
Тема 7. Россия в XVIII веке
1.Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за пре
стол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и
внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти.
Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер
вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России.
Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение
поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских
мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного
управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором.
2. Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I
(Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка»
верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее
фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Прав ление Петра III. Манифест о
вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.
3.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближенные Екатерины
II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты
деятельности. Губернская реформа Екатерины П. Структура
местного
управления. Политика
Екатерины II
по
отношению к дворянству: укрепление
дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание
дворянских корпоративных
организаций.
Политика
Екатерины II по отношению
к
городам:
меры
по
стимулированию
промышленности и торговли,
упразднение
монополий.
Жалованная
грамота
городам.
Создание
новой
системы
городского
управления.
Итоги внутренней
политики
Екатерины II.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.
6
Материально-техническое обеспечение элективного курса.
Литература.
1.Васяева, М. Н. Смутное время - время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 6.
2.Великие государственные деятели России. - М., 1996.
3.Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.
4.Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. - М., 2013.
5.История
государства Российского: жизнеописания.
IX-XVI
вв.-М.,
1996.
10.История
государства Российского: жизнеописания. XVIIвек.-М.,
1997.
11.История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М.,2010.
12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.-СП6., 2011.
13. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.
14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.
15. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М.,
1993.
16. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.
17'. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12.
18. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 2012
Кучкин, В. А.
Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.-№5-6
20. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. - М., 2001.
21. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.
22. Перхавко, В. Б.
История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.
23. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1997.
24. Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.
25. Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.
26. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.-Т.
5.-Ч.
1.-М.,2013
Электронные пособия по истории
1. История Отечества 882-1917. Мультимедийный учебно-методический комплекс. Из-во СГИ. (CD)
2. История России и ее ближайших соседей. Энциклопедия для детей. Из-во
ООО «Кордиас-Медиа» 2005 г. (CD)
3. Энциклопедия истории России 862-1917. Из-во «Интерактивный мир» «Коминфо»
2004 г. (CD)
4. Аудиоучебники. Карамзин История государства Российского т.1-3.Из-во ООО «Бизнесфорт» 2006 г. (CD)
5. Иллюстрированная история Российского государства т.1-4. Фильм (DVD)
6. Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 класс. Из-во Министерство образования РФ. (CD)
7. Репетитор по истории. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». (CD)
8. Уроки по истории России VIII-XVIII вв. Кирилла и Мефодия. (CD)
9. Династия Романовых. Электронное пособие. (CD)
10. История государства Российского. Н.Карамзин. Фильм (CD)
7
Тематическое планирование.
№ п\п
Тема занятия
Количество
часов
Основные понятия и вопросы
1
Введение в курс
1
Роль личности в истории, критерии причисления к историческим
личностям
2
«Они были первыми ... (Реформаторы и законо-
датели Древней Руси)».
1
Первые древнерусские князья: люди и государственные деятели,
законодатели Древней Руси.
3-4
Защитники Отечества
2
Святослав - князь-воин, Владимир Святославич - защитник от печенегов,
гроза печенегов Ярослав Мудрый, борец с половцами Владимир Мономах.
5
Носители идеалов православия
1
Идеалы православия, крещение княгини Ольги, милосердие Владимира
Святославича, канонизация Бориса и распространение христианства
при Ярославе Мудром, деятели церкви: Илларион, Антоний и Феодосии
Печерские, Нестор.
6-7
Обособление Северо-Восточной Руси
2
Роль Ю. Долгорукого в «гражданском образовании восточного края Древней
Руси»,
А. Боголюбский: триумф и трагедия, благоразумный Всеволод Большое
Гнездо.
8-9
Защитники
Отечества
2
Герои Невской битвы, герои борьбы с ордынским нашествием,
А. Невский: полководец и политик.
10
Суд над Иваном Калитой
1
Собиратель Руси, отношения с Ордой. «Тишина великая на Руси»,
подавление тверского восстания, значение деятельности И. Калиты
11
Деятели Руси XIV-XV вв
1
Д. Донской: великий князь и полководец, Иван III: собиратель земель,
политик, законодатель, человек.
12
Роль церковных иерархов в объединении Руси
1
Митрополит Петр: превращение Москвы в религиозный центр Руси,
митрополит Алексей: политик, дипломат, церковный иерарх, власть и
церковь в XIV-XV вв.
13
С. Радонежский и А. Рублев - выразители идеи
объединения Руси
1
С. Радонежский: человек, монах, игумен, отношения С. Радонежского с Д.
Донским и митрополитом Алексеемю.А. Рублев - человек, художник,
представитель русского Возрождения. «Троица».
14
Основатели Соловецкого монастыря
1
Часовни на севере Руси, Герман, Савватий, Зосима - основатели монастыря,
борьба с Новгородом за земли, канонизация основателей Соловецкого
монастыря, судьба монастыря.
15
Иосифляне и нестяжатели
1
Нил Сорский, Иосиф Волоцкий: биографические очерки, отношение к
церковному землевладению, отношения со светской властью
8
16-17
Избранная рада
2
Избранная Рада: сущность, причины создания, участники,программа
реформ Избранной рады, ее осуществление, А. Адашев - сподвижник и
жертва Ивана IV, Сильвестр - духовник царя, писатель, редактор
«Домостроя», переписка А. Курбского и Ивана IV
18
Опричники и жертвы
1
М. Скуратов - палач, государственный деятель, воин, дипломат,Ф. Колычев -
борец с опричниной и ее жертва.
Опричнина - трагедия Руси.
19
Суд над Иваном Грозным
1
Заслуги Ивана Грозного, деспот на российском престоле
20
Начало освоения Сибири
1
Россия и Сибирское ханство, Ермак Тимофеевич и начало освоения
Сибири
21-23
Правители эпохи
3
Династический кризис. Смута,
Борис Годунов,
Лжедмитрий I, Василий
Шуйский, последствия и уроки Смуты
24-25
Патриоты
2
Интервенция в России начала XVII века: причины, участники, цели.
Патриарх Гермоген, К. Минин, Д. Пожарский, Иван Сусанин.
26-27
Первые Романовы на Российском престоле
2
Михаил Федорович Романов: первый представитель династии
Романовых (человек и правитель).
«Тишайший» царь Алексей Михайлович.
28
Предтеча преобразователя
1
А. Л. Ордин-Нащокин: биографический очерк, программа реформ.
Предтеча преобразователя
29-30
Церковный раскол
2
Никон, Аввакум: биографические очерки.
Причины, сущность, значение церковной реформы Никона.
Никониане и старообрядцы: обряды, мировоззрение.
Последствия церковного раскола: старообрядчество в XVIII-XX веках
31
Добрые люди Руси
1
Ульяния Осорьина: судьба и служение людям.
Ф. М. Ртищев: министр двора и добрый человек
32
Начало правления и реформы Петра I.
1
Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к
власти.. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских
мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы
государственного /правления. Реформа местного управления: образование
губерний. Провозглашение Петра I императором.
33
Дворцовые перевороты
1
Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и
причины переворотов
34
Великая Екатерина
1
Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования;
деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П.
9
10