Автор: Брессен Анджелика Ивановна
Должность: учитель физической культуры, тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБОУ "Голдыревская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: пос. Голдыревский, Кунгурский район, Пермский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: «Деятельность педагога физической культуры по обеспечению валеологизации образовательного процесса в подростковой группе обучающихся,состоящих на учёте и в группе риска, их родителями и учителями в ходе формирующего эксперимента"
Раздел: полное образование
Брессен Анджелика Ивановна, учитель высшей категории физической культуры, тренер
МБОУ «Голдыревская СОШ» Кунгурского района Пермского края
«Деятельность педагога физической культуры по обеспечению
валеологизации образовательного процесса в подростковой группе обучающихся
в ходе формирующего эксперимента».
«Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокрови-
щами,
он
должен
отвечать,
по
крайней
мере,
одному
требованию: быть
здоровым».
Чтобы воспитать здорового человека, нужно с ним работать, изучать и познавать его
спортивные способности, умение жить в коллективе, радоваться успехам товарищей, как
своим,
сопереживать
неудачам,
вовремя
поддерживать
проигравшего,
чувствовать
командный дух победы, уметь реально себя оценить и уметь сознаться, что не до конца
выложился
на
состязаниях.
Физическая
культура
и
спорт
вносят
свой
вклад
в
формирование всесторонне развитой личности. К ним относятся: утренняя гимнастика,
группы
здоровья,
уроки
по
физической
культуре,
занятия
в
спортивной
секции,
самостоятельные
занятия,
закаливание,
экскурсии,
лекции,
занятия с обучающимися-
спортсменами, состоящими на учёте и из проблемных семей,
по программе курса «Твоё
здоровье»:
Цель:
обеспечение
условий
оптимальной
организации
образовательного
процесса,
направленного на сохранение здоровья учащихся-спортсменов (формирование у учащихся
ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей,
формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни).
Задачи:
1.
Формирование активной мотивации на ведение здорового образа жизни у учащихся,
родителей и педагогов.
2.
Развитие интереса к проблеме и внутренней потребности личности в сохранении
своего здоровья.
3.
Формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни у подростков, родителей и
педагогов.
4.
Формирование
благоприятной
статусной
позиции
каждого
ребенка
в
группе,
благоприятного социально-психологического климата в группе.
5.
Развитие социальной активности у детей.
6.
Валеологическое просвещение родителей обучающихся-спортсменов..
7.
Формирование
у
педагогов
мотивации
на
валеологическое
воспитание
учащихся-
спортсменов.
8.
Воспитание осмысленного поведения и чувства ответственности за свое здоровье у
педагогов и родителей.
Программа рассчитана на шесть месяцев (октябрь 2018 года – март 2019 года).
Ожидаемый результат:
1.
У подростков, родителей и педагогов сформированы ценностное отношение к здоровью и
активная мотивация на ведение здорового образа жизни.
2.
Повышение
статусной
позиции
каждого
ребенка
в
группе,
улучшение
социально-
психологического климата в группе.
3.
Повышение информированности подростков, родителей и педагогов о здоровье, здоровом
образе жизни (учащиеся, родители и педагоги имеют понятие о здоровье и факторах, его
определяющих; имеют понятие о здоровом образе жизни и его компонентах, их влиянии
на здоровье человека, о факторах риска для здоровья).
4.
У педагогов сформирована мотивация на валеологическое воспитание учащихся.
Субъекты – группа подростков-спортсменов, состоящих на учёте и из проблемных семей,
школы в количестве 14 человек, педагоги школы в количестве 13 человек и родители
подростков – 14 человек.
Количество занятий с подростками – 11. Частота проведения занятий - 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий – 40-60 минут. Количество занятий с родителями – 6.
Количество занятий с педагогами – 4.
Для работы с подростками нами был разработан курс «Твое здоровье». Программа курса
содержит 2 блока.
I блок. Направлен на повышение информированности подростков-спортсменов о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни,
формирование
активной
мотивации
на
ведение
здорового образа жизни и устойчивых навыков здорового образа жизни.
II блок. Направлен на профилактику форм асоциального (девиантного) поведения,
развитие социальной активности подростков, формирование благоприятного социально-
психологического климата в и улучшение статусной позиции учащихся-спортсменов.
Структура
групповых
занятий
включает
в
себя
энергетические
упражнения
(проводятся первыми), необходимые для открытия детьми собственных психологических
границ, для улучшения взаимодействия между всеми членами группы, поднятия уровня их
активности. Упражнения позволяют повернуть в нужное русло ход занятия, ввести иную
стратегию деятельности.
Содержание программы.
Программа работы с подростками в рамках курса «Твое здоровье».
I блок Цель: повышение информированности подростков о здоровье и здоровом
образе жизни, формирование активной мотивации на ведение здорового образа жизни и
устойчивых навыков здорового образа жизни.
Занятие №1. Введение в курс «Твое здоровье».
Цель: знакомство с работой в рамках курса.
Задачи:
1. Установление контакта.
2. Знакомство подростков с работой в рамках курса.
3. Актуализация знаний учащихся.
Вывод: занятие показало, что подростки недостаточно мотивированы на совместную
деятельность. Большинство избегает контакта либо в силу незаинтересованности, либо
неуверенности в себе. Самыми активными на занятии были Слава К. и Коля О.
Занятие №2. Здоровье – наивысшее благо.
Цель: расширение представлений подростков о здоровье.
Задачи:
1.
Актуализация знаний о здоровье.
2.
Расширение представлений учащихся о здоровье.
3.
Знакомство с компонентами здоровья.
Вывод: необходимо продолжить работу по формированию знаний у подростков о здоровье
и здоровом образе жизни.
Занятие №3. Факторы, определяющие здоровье человека.
Цель: формирование представления у учащихся о влиянии различных факторов на
здоровье человека.
Задачи:
1.Актуализация знаний учащихся.
2.Расширение представлений подростков о факторах, определяющих здоровье человека.
Вывод: низкий уровень информированности подростков по проблеме здоровья требует
дальнейшего изучения этой темы.
Занятие
№
4.
Здоровый
образ
жизни
–
путь
к
сохранению
и
укреплению
здоровья.
Цель: расширение представлений подростков о здоровом образе жизни.
Задачи:
1.Актуализация знаний учащихся о ЗОЖ.
2.Формирование представления о зависимости здоровья от здорового образа жизни.
Вывод: ребята становятся все более активными, особенно хочется отметить работу на
каждом занятии Славы К. и Коли О. Подростки в ходе занятий все чаще начинают
оперировать знаниями, полученными во время предыдущих встреч.
Занятие № 5. Социальные принципы здорового образа жизни.
Цель: формирование и уточнение представлений о ЗОЖ.
Задачи:
1.Актуализация знаний учащихся о ЗОЖ.
2.Ознакомление с социальными принципами ЗОЖ.
Вывод: учащиеся стали серьезнее относиться к выполнению домашнего задания, нет
ни одного человека, не выполняющего заданного. Подростки, кроме этого, стали более
внимательными
и
открытыми
по
отношению
друг
к
другу,
но,
несмотря
на
это,
необходимо продолжить работу по повышению социально-психологического климата в
группе.
Занятие № 6. Режим дня, учебы и отдыха. Периоды работоспособности.
Цель:
научить
планировать
свою
деятельность
с
учетом
индивидуальных
колебаний работоспособности.
Задачи:
1.Актуализировать знания учащихся по теме занятия.
2.Формирование представлений об особенностях собственной работоспособности и
ее зависимости от различных факторов.
3.Осмысление
личного
опыта
учета
колебаний
работоспособности
при
планировании деятельности.
Вывод: наибольший интерес со стороны подростков вызывает материал практико-
ориентированного характера, в связи с чем необходимо расширить представления детей -
спортсменов о компонентах здорового образа, на которые они в силах повлиять.
Занятие № 7. Эмоциональное здоровье человека.
Цель: формирование представления об эмоциональном здоровье.
Задачи:
1.Актуализация знаний учащихся.
2.Расширение представлений подростков об эмоциональном здоровье человека.
Вывод: более активным стал на занятиях Яков М., он чаще вступает в дискуссию и
охотнее выполняет упражнения. Аналогичные положительные изменения появились и у
Миши О.
Занятие № 8. Компоненты здорового образа жизни.
Цель: сформировать у подростков понятие о рациональном питании, закаливании,
оптимальном двигательном режиме.
Задачи:
1.Актуализация знаний учащихся.
2.Расширение представлений о рациональном питании, закаливании, оптимальном
3.Формирование мотивации на следование в повседневности нормам здорового
образа жизни.
В целом необходимо отметить, что подростки стали активно использовать знания,
полученные
на
занятиях,
необходимо
продолжить
работу
по
коррекции
социально-
психологического
климата
в
группе
спортсменов
и
повышению
статусной
позиции
отдельных учащихся.
Занятие № 9. История курения.
Цель:
знакомство
с
этапами
развития
табакокурения
в
различных
странах,
ознакомление учащихся с разрушительным действием никотина на организм.
Задачи:
1.Актуализация знаний учащихся.
2.Расширение представлений о табакокурении.
3.Формирование негативного отношения к табакокурению.
Вывод: в связи с тем, что для 71% подростков основной причиной начала курения
является давление со стороны взрослого, необходимо провести занятие, посвященное
отработке навыков отказа в подобной ситуации.
Занятие № 10. Мы против курения.
Цель: отработка и закрепление навыков отказа от курения.
Задачи:
1.Формирование у подростков реального представления о курении.
2.Формирование ощущения престижности здорового образа жизни.
Вывод:
занятие
показало,
что
у
подростков
недостаточно
хорошо
отработаны
навыки по отказу от курения. В связи с этим необходимо продолжить работу в этом
направлении на следующих занятиях.
Занятие № 11. Что такое «алкоголь» и чем он опасен?
Цель: знакомство с этапами развития употребления алкоголя в различных странах и
ознакомление учащихся с разрушительным действием никотина на организм.
Задачи:
1. Актуализация знаний учащихся.
2.Расширение представлений об алкоголе.
3.Формирование негативного отношения к алкоголю.
Вывод: необходимо закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и
навыки.
Занятие № 12.
Цель: развитие психосоциальных навыков.
Задачи:
1.Обучить умению сделать положительный выбор в сложной жизненной ситуации.
2.Обучение навыкам сопротивления давлению со стороны кого-либо.
Вывод: подростки стали более уверенно и аргументировано отстаивать свою точку
зрения. Улучшились взаимоотношения в группе.
Занятие № 13. Психоактивные вещества, наркотики.
Цель: ознакомить подростков с понятиями: наркотики, психоактивные вещества,
наркомания, токсикомания; и важнейшими последствиями употребления наркотиков.
Задачи:
1.Выработка негативного отношения к употреблению наркотиков.
2.Формирование у подростков реального представления о наркотиках.
3.Отработка навыков сопротивления групповому давлению.
4.Отработка навыков отказа в ситуации наркопредложения.
Вывод:
занятие
показало,
что
подростки
очень
ответственно
относятся
к
выполнению
заданий,
большинство
ребят
овладело
алгоритмом
отказа.
Необходимо
закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Занятие №14.
Цель:
актуализация
знаний
учащихся,
закрепление
полученных
на
занятиях
навыков ответственного и уверенного поведения.
Задачи:
1.Тренировать полученные на занятиях навыки в практической ситуации.
2.Актуализировать знания полученной на предыдущих занятиях информации.
3.Способствовать творческому решению проблем.
4.Подведение итогов работы.
Занятие
завершилось
подведением
итогов
работы
в
рамках
курса
«Твое
здоровье».
Впечатление от всех занятий у подростков осталось хорошим. Ребята говорили о том, что
они по-другому увидели себя, больше узнали о здоровье и здоровом образе жизни,
изменился их взгляд на эту проблему. Вот несколько выводов, которые сделали для себя
учащиеся после занятий: Алексей Х.: «Быть здоровым нелегко. Наше здоровье зависит не
только от нас, но и от других людей». Слава К.: «Само здоровье зависит от человека.
Правильное питание, доброта, физические занятия, а главное – чистота души». Антон И.:
«Не будешь здоровым – мало проживешь, и мир будет казаться неинтересным». Ринат Г.:
«Здоровье – наиважнейшая вещь в жизни: важнее работы, денег и школы». Света Т.:
«Здоровье – это жизнь, добро, счастье». Ирина П.: «Лишь человек здоровый в физическом
и душевном плане может смело думать о своём будущем».
Толя М.: «Чтобы быть
здоровым, нужна сила воли. Потому что человек зависит от самого себя». Женя Б.: «Чтобы
быть здоровым, нужно не поддаваться стрессам, жить в гармонии с близкими, учиться
понимать их, и тогда другие будут понимать тебя». Миша О.: «Каждая семья – ячейка
общества. И если каждый человек из этих ячеек будет следить за собой, заниматься
спортом, то и все общество будет здоровым». Всю информацию, полученную на занятиях,
подростки считают полезной и необходимой для дальнейшей жизни. Больше
всего
понравились
упражнения
«Путаница»,
«Кто
знает,
какой
ты
на
самом
деле»,
«Скульптура»,
«Уверенное
поведение»,
«Скала»,
«Все
«за»
и
«против»
курения»,
«Подарок» и «10 способов сказать «нет»».
Таким
образом,
занятия
второго
блока
позволили
подросткам
расширить
представления
о
табакокурении,
алкоголизме
и
наркомании.
Способствовали
формированию
благоприятного
социально-психологического
климата
в
группе
и
улучшению статусной позиции отдельных учащихся. Часть упражнений этого блока была
направлена
на
развитие
социальной
активности
подростков,
воспитанию
здоровых
спортсменов.
Если говорить о программе в целом, то нужно отметить, что после проведения уже
нескольких занятий подростки стали гораздо активнее принимать участие в выполнении
упражнений,
повысилась
их
заинтересованность
в
получаемых
знаниях,
о
чем
свидетельствуют просьбы со стороны учащихся о дополнительной информации по той или
иной заинтересовавшей их проблеме. Изменилось так же и отношение подростков друг к
другу: они стали внимательнее,
дружелюбнее, более открытыми, исчезли проявления
агрессии. Изменения заметны и на личностном уровне. Ребята стали более уверенными в
себе и менее напряженными. Яша М. на последнем занятии отметил, что ему стало легче
общаться
с
окружающими.
Саша
П.
сказал,
что
он
стал
более
самостоятельным
и
решительным. Максим Г. и Ринат М. отметили, что отношения между ребятами в группе
стали более теплыми. Кроме этого изменилось отношение и к самим занятиям. Подростки
стали добросовестнее выполнять домашние задания, во время рефлексии занятия уже не
просто ограничивались перечислением сделанного, а характеризовали степень полезности
того или иного материала, делились возникающими эмоциями и чувствами, подчеркивали
наиболее
важные,
на
их
взгляд,
моменты
занятия.
Из
проведенных
упражнений
наибольший интерес для подростков представили упражнения на развитие социальных
навыков – «Уверенное поведение», «Солнышко», «Кто знает, какой ты на самом деле»,
«Кто я?», «Составление коллективного рассказа» и другие. Программу на этом этапе ее
реализации
можно
считать
полезной.
Подобную
работу
веду
с
родителями
детей
–
спортсменов и с учителями школы.
Программа работы с родителями.
Родительское собрание №1. Тема: Здоровье и образ жизни.
Цель: повышение информированности о здоровье и здоровом образе жизни.
Родительское
собрание
было
посвящено
проблеме
взаимосвязи
здоровья
и
здорового образа жизни, рассмотрению основных компонентов здорового образа жизни.
Многих интересовал вопрос о том, насколько целесообразна забота о здоровье детей
только
со
стороны
родителей,
и
отсутствие
таковой
со
стороны
педагогического
коллектива. В целом собрание показало, что все родители заинтересованы в проведении
занятий, посвященных проблемам здоровья семьи и ребенка.
Родительское собрание № 2. Тема собрания: Психологическое здоровье семьи.
Цель: расширение представлений о психологическом здоровье семьи.
Родительское собрание № 3. Тема собрания: Психологическое здоровье
ребенка в семье. Цель: расширение представлений о психологическом здоровье
детей.
Родительское собрание № 4. Тема собрания: Подросток и наркотики.
Цель: расширение знаний о наркотиках и наркомании.
Родительское собрание №5. Тема: Курение.
Цель: расширение знаний о курении, формирование негативного отношения к
табакокурению.
Родительское собрание было посвящено рассмотрению вопроса о вреде курения на
организм человека. Наибольший интерес вызвали статистические данные и информация о
том, как помочь подростку не курить. Родители отметили, что узнают на занятиях очень
много необходимой для них информации и что подобные занятия должны проводить с
большей частотой и более длительно.
Родительское собрание № 6. Тема: Движение и здоровье.
Цель: расширение представлений о роли движения для здоровья человека.
На
последнем
занятии
был
рассмотрен
вопрос
о
дефиците
двигательной
активности,
ведущей
к
различным
нарушениям
здоровья
подростков.
Кроме
этого,
родители
помимо
того,
что
записали,
предложенные
рекомендации
по
профилактике
болезней позвоночника и, в частности, сколиоза, выразили пожелание самим использовать
этот комплекс на практике.
Если говорить о программе работы с родителями в целом, то нужно отметить, что
уже после проведения одного занятия родители стали гораздо активнее принимать участие
в
обсуждении
проблемы
собрания,
о
чем
свидетельствуют
просьбы
с
их
стороны
о
дополнительной информации по той или иной проблем.
Сами
родители
всю
информацию,
полученную
в
ходе
родительских
собраний
считают необходимой и очень полезной.
Программа работы с педагогическим коллективом.
Занятие №1. Тема: Валеологическая культура педагога.
Цель: расширение представлений о валеологической культуре педагога.
Занятие
было
посвящено
рассмотрению
вопроса
валеологической
культуры
педагога.
Наибольший
интерес
вызвала
информация
о
компонентах
валеологической
культуры, функциях и целях развития валеологической культуры. В целом, занятие, со
слов педагогов, было достаточно интересным и полезным. Были получены предложения о
проведении еще нескольких занятий по данной теме.
Занятие №2. Тема: Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания
д е т е й . Цель:
р а с ш и р е н и е
п р ед с т а вл е н и й
о
мотивационных
основах
здоровьесберегающего воспитания детей.
Занятие вызвало много споров и обсуждений. Не все педагоги соглашались с
предложенной информацией, аргументируя это тем, что несмотря на то, что раньше они,
даже не зная этой информации, на высоком уровне проводили воспитательную работу с
детьми. Несмотря на это, большинство педагогов признали необходимость и важность
информации, полученной на занятии.
Занятие №3. Тема: Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Занятие
было
посвящено
рассмотрению
основных
здоровьесберегающих
технологий.
Большинство учителей признали тот факт, что разные педагогические
технологии обладают различным здоровьесберегающим потенциалом.
Занятие №4. Тема: Проблема организации физической активности учащихся,
профилактика гиподинамии.
Подводя
итог
проведенных
занятий
с
педагогическим
коллективом,
нужно
отметить, что нам не удалось в полной мере реализовать поставленные цели, что главным
образом обусловлено недостаточным количеством проведенных занятий. Но, несмотря на
это,
положительный
момент
также
присутствует
-
повысилась
информированность
педагогов по проблемам валеологизации образовательного процесса.
Таким образом, сравнительный анализ позволяет сделать вывод о положительных
изменениях
уровня
валеологизированности
образовательного
процесса.
К
основным
положительным признакам валеологизации образовательного процесса можно отнести:
повышение уровня ориентации подростков на здоровый образ жизни, возросший уровень
знаний у подростков, родителей и педагогов по вопросам здоровья и здорового образа
жизни,
активная
мотивация
на
потребность
в
здоровом
образе
жизни
у
подростков,
осознание ценности здоровья, интерес подростков, родителей и педагогов к проблеме и
внутренняя
потребность
в
сохранении
своего
здоровья,
улучшение
социально-
психологического климата в группах, повышение статусной позиции отдельных учащихся.
Я считаю, что причинами такого прогресса являются введение курса «Твое здоровье» и
проведение занятий с родителями и педагогами. Эти занятия позволили повысить уровень
валеологической культуры учащихся, учителей, родителей и сформировать у подростков
установку на здоровый образ жизни, создать благоприятный климат в группе и повысить
социальный статус отдельных учащихся. Помимо этого, в процессе освоения курса «Твое
здоровье» подростки получили обширные знания, приобрели практические умения и
навыки в области здоровьесбережения.
Литература.
1. Аршавский
И.А.
Физиологические
механизмы
и
закономерности
индивидуального
развития / И.А. Аршавский. – М.: Наука, 1982.
2. Билич Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. – СПб.: Изд-во «Фолиант»,
2000.
3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. –М.: Физкультура и спорт,
1990.
4. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека /
И.И. Брехман // Вопр. философии. – 1982. – № 2.
5. Васильева Е.А. Образовательная программа для дошкольников «Помоги себе сам» / Е.А.
Васильева. – М., 1998.
6. Вайнер
Э.Н.
Роль
и
содержание
работы
учителя
в
формировании
и
обеспечении
здоровья школьников / Э.Н. Вайнер, Т.Я. Магун, М.М. Панченко // Валеология. – 2002. –
№ 2.
7. Вайнер Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни / Э.Н. Вайнер //
Валеология. – 1998. – № 3.
8. Валеология. Программа для студентов всех специальностей педагогических вузов. –
Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1996.
9. Валеология человека: здоровье – любовь – красота: [в 5 т.] / Валеол. семинар акад. В.П.
Петленко.
–
СПб.:
Petroc,
1996.
–
Т.
3:
Физическое
и
психическое
здоровье
/
Н.А.
Агаджанян [и др.]. – 345, [1] с.: ил.
10. Войнов В.Б. Практикум по валеологии / В.Б. Войнов [и др.]; под ред. Г.А. Кураева. –
Ростов н/Д: Изд-во ООО ЦВВР, 2001.
11. Водолазская
С.А.
Обучение
дошкольников
здоровому
образу
жизни
/
С.А.
Водолазская // Валеология. – 1998. – № 3.
12. Воскресенский В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и
молодежи / В.А. Воскресенский. – М.: Знание, 1987.