Напоминание

«Деятельность педагога физической культуры по обеспечению валеологизации образовательного процесса в подростковой группе обучающихся,состоящих на учёте и в группе риска, их родителями и учителями в ходе формирующего эксперимента"


Автор: Брессен Анджелика Ивановна
Должность: учитель физической культуры, тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБОУ "Голдыревская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: пос. Голдыревский, Кунгурский район, Пермский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: «Деятельность педагога физической культуры по обеспечению валеологизации образовательного процесса в подростковой группе обучающихся,состоящих на учёте и в группе риска, их родителями и учителями в ходе формирующего эксперимента"
Раздел: полное образование





Назад




Брессен Анджелика Ивановна, учитель высшей категории физической культуры, тренер

МБОУ «Голдыревская СОШ» Кунгурского района Пермского края

«Деятельность педагога физической культуры по обеспечению

валеологизации образовательного процесса в подростковой группе обучающихся

в ходе формирующего эксперимента».

«Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокрови-

щами,

он

должен

отвечать,

по

крайней

мере,

одному

требованию: быть

здоровым».

Чтобы воспитать здорового человека, нужно с ним работать, изучать и познавать его

спортивные способности, умение жить в коллективе, радоваться успехам товарищей, как

своим,

сопереживать

неудачам,

вовремя

поддерживать

проигравшего,

чувствовать

командный дух победы, уметь реально себя оценить и уметь сознаться, что не до конца

выложился

на

состязаниях.

Физическая

культура

и

спорт

вносят

свой

вклад

в

формирование всесторонне развитой личности. К ним относятся: утренняя гимнастика,

группы

здоровья,

уроки

по

физической

культуре,

занятия

в

спортивной

секции,

самостоятельные

занятия,

закаливание,

экскурсии,

лекции,

занятия с обучающимися-

спортсменами, состоящими на учёте и из проблемных семей,

по программе курса «Твоё

здоровье»:

Цель:

обеспечение

условий

оптимальной

организации

образовательного

процесса,

направленного на сохранение здоровья учащихся-спортсменов (формирование у учащихся

ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей,

формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни).

Задачи:

1.

Формирование активной мотивации на ведение здорового образа жизни у учащихся,

родителей и педагогов.

2.

Развитие интереса к проблеме и внутренней потребности личности в сохранении

своего здоровья.

3.

Формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни у подростков, родителей и

педагогов.

4.

Формирование

благоприятной

статусной

позиции

каждого

ребенка

в

группе,

благоприятного социально-психологического климата в группе.

5.

Развитие социальной активности у детей.

6.

Валеологическое просвещение родителей обучающихся-спортсменов..

7.

Формирование

у

педагогов

мотивации

на

валеологическое

воспитание

учащихся-

спортсменов.

8.

Воспитание осмысленного поведения и чувства ответственности за свое здоровье у

педагогов и родителей.

Программа рассчитана на шесть месяцев (октябрь 2018 года – март 2019 года).

Ожидаемый результат:

1.

У подростков, родителей и педагогов сформированы ценностное отношение к здоровью и

активная мотивация на ведение здорового образа жизни.

2.

Повышение

статусной

позиции

каждого

ребенка

в

группе,

улучшение

социально-

психологического климата в группе.

3.

Повышение информированности подростков, родителей и педагогов о здоровье, здоровом

образе жизни (учащиеся, родители и педагоги имеют понятие о здоровье и факторах, его

определяющих; имеют понятие о здоровом образе жизни и его компонентах, их влиянии

на здоровье человека, о факторах риска для здоровья).

4.

У педагогов сформирована мотивация на валеологическое воспитание учащихся.

Субъекты – группа подростков-спортсменов, состоящих на учёте и из проблемных семей,

школы в количестве 14 человек, педагоги школы в количестве 13 человек и родители

подростков – 14 человек.

Количество занятий с подростками – 11. Частота проведения занятий - 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий – 40-60 минут. Количество занятий с родителями – 6.

Количество занятий с педагогами – 4.

Для работы с подростками нами был разработан курс «Твое здоровье». Программа курса

содержит 2 блока.

I блок. Направлен на повышение информированности подростков-спортсменов о

здоровье

и

здоровом

образе

жизни,

формирование

активной

мотивации

на

ведение

здорового образа жизни и устойчивых навыков здорового образа жизни.

II блок. Направлен на профилактику форм асоциального (девиантного) поведения,

развитие социальной активности подростков, формирование благоприятного социально-

психологического климата в и улучшение статусной позиции учащихся-спортсменов.

Структура

групповых

занятий

включает

в

себя

энергетические

упражнения

(проводятся первыми), необходимые для открытия детьми собственных психологических

границ, для улучшения взаимодействия между всеми членами группы, поднятия уровня их

активности. Упражнения позволяют повернуть в нужное русло ход занятия, ввести иную

стратегию деятельности.

Содержание программы.

Программа работы с подростками в рамках курса «Твое здоровье».

I блок Цель: повышение информированности подростков о здоровье и здоровом

образе жизни, формирование активной мотивации на ведение здорового образа жизни и

устойчивых навыков здорового образа жизни.

Занятие №1. Введение в курс «Твое здоровье».

Цель: знакомство с работой в рамках курса.

Задачи:

1. Установление контакта.

2. Знакомство подростков с работой в рамках курса.

3. Актуализация знаний учащихся.

Вывод: занятие показало, что подростки недостаточно мотивированы на совместную

деятельность. Большинство избегает контакта либо в силу незаинтересованности, либо

неуверенности в себе. Самыми активными на занятии были Слава К. и Коля О.

Занятие №2. Здоровье – наивысшее благо.

Цель: расширение представлений подростков о здоровье.

Задачи:

1.

Актуализация знаний о здоровье.

2.

Расширение представлений учащихся о здоровье.

3.

Знакомство с компонентами здоровья.

Вывод: необходимо продолжить работу по формированию знаний у подростков о здоровье

и здоровом образе жизни.

Занятие №3. Факторы, определяющие здоровье человека.

Цель: формирование представления у учащихся о влиянии различных факторов на

здоровье человека.

Задачи:

1.Актуализация знаний учащихся.

2.Расширение представлений подростков о факторах, определяющих здоровье человека.

Вывод: низкий уровень информированности подростков по проблеме здоровья требует

дальнейшего изучения этой темы.

Занятие

4.

Здоровый

образ

жизни

путь

к

сохранению

и

укреплению

здоровья.

Цель: расширение представлений подростков о здоровом образе жизни.

Задачи:

1.Актуализация знаний учащихся о ЗОЖ.

2.Формирование представления о зависимости здоровья от здорового образа жизни.

Вывод: ребята становятся все более активными, особенно хочется отметить работу на

каждом занятии Славы К. и Коли О. Подростки в ходе занятий все чаще начинают

оперировать знаниями, полученными во время предыдущих встреч.

Занятие № 5. Социальные принципы здорового образа жизни.

Цель: формирование и уточнение представлений о ЗОЖ.

Задачи:

1.Актуализация знаний учащихся о ЗОЖ.

2.Ознакомление с социальными принципами ЗОЖ.

Вывод: учащиеся стали серьезнее относиться к выполнению домашнего задания, нет

ни одного человека, не выполняющего заданного. Подростки, кроме этого, стали более

внимательными

и

открытыми

по

отношению

друг

к

другу,

но,

несмотря

на

это,

необходимо продолжить работу по повышению социально-психологического климата в

группе.

Занятие № 6. Режим дня, учебы и отдыха. Периоды работоспособности.

Цель:

научить

планировать

свою

деятельность

с

учетом

индивидуальных

колебаний работоспособности.

Задачи:

1.Актуализировать знания учащихся по теме занятия.

2.Формирование представлений об особенностях собственной работоспособности и

ее зависимости от различных факторов.

3.Осмысление

личного

опыта

учета

колебаний

работоспособности

при

планировании деятельности.

Вывод: наибольший интерес со стороны подростков вызывает материал практико-

ориентированного характера, в связи с чем необходимо расширить представления детей -

спортсменов о компонентах здорового образа, на которые они в силах повлиять.

Занятие № 7. Эмоциональное здоровье человека.

Цель: формирование представления об эмоциональном здоровье.

Задачи:

1.Актуализация знаний учащихся.

2.Расширение представлений подростков об эмоциональном здоровье человека.

Вывод: более активным стал на занятиях Яков М., он чаще вступает в дискуссию и

охотнее выполняет упражнения. Аналогичные положительные изменения появились и у

Миши О.

Занятие № 8. Компоненты здорового образа жизни.

Цель: сформировать у подростков понятие о рациональном питании, закаливании,

оптимальном двигательном режиме.

Задачи:

1.Актуализация знаний учащихся.

2.Расширение представлений о рациональном питании, закаливании, оптимальном

3.Формирование мотивации на следование в повседневности нормам здорового

образа жизни.

В целом необходимо отметить, что подростки стали активно использовать знания,

полученные

на

занятиях,

необходимо

продолжить

работу

по

коррекции

социально-

психологического

климата

в

группе

спортсменов

и

повышению

статусной

позиции

отдельных учащихся.

Занятие № 9. История курения.

Цель:

знакомство

с

этапами

развития

табакокурения

в

различных

странах,

ознакомление учащихся с разрушительным действием никотина на организм.

Задачи:

1.Актуализация знаний учащихся.

2.Расширение представлений о табакокурении.

3.Формирование негативного отношения к табакокурению.

Вывод: в связи с тем, что для 71% подростков основной причиной начала курения

является давление со стороны взрослого, необходимо провести занятие, посвященное

отработке навыков отказа в подобной ситуации.

Занятие № 10. Мы против курения.

Цель: отработка и закрепление навыков отказа от курения.

Задачи:

1.Формирование у подростков реального представления о курении.

2.Формирование ощущения престижности здорового образа жизни.

Вывод:

занятие

показало,

что

у

подростков

недостаточно

хорошо

отработаны

навыки по отказу от курения. В связи с этим необходимо продолжить работу в этом

направлении на следующих занятиях.

Занятие № 11. Что такое «алкоголь» и чем он опасен?

Цель: знакомство с этапами развития употребления алкоголя в различных странах и

ознакомление учащихся с разрушительным действием никотина на организм.

Задачи:

1. Актуализация знаний учащихся.

2.Расширение представлений об алкоголе.

3.Формирование негативного отношения к алкоголю.

Вывод: необходимо закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и

навыки.

Занятие № 12.

Цель: развитие психосоциальных навыков.

Задачи:

1.Обучить умению сделать положительный выбор в сложной жизненной ситуации.

2.Обучение навыкам сопротивления давлению со стороны кого-либо.

Вывод: подростки стали более уверенно и аргументировано отстаивать свою точку

зрения. Улучшились взаимоотношения в группе.

Занятие № 13. Психоактивные вещества, наркотики.

Цель: ознакомить подростков с понятиями: наркотики, психоактивные вещества,

наркомания, токсикомания; и важнейшими последствиями употребления наркотиков.

Задачи:

1.Выработка негативного отношения к употреблению наркотиков.

2.Формирование у подростков реального представления о наркотиках.

3.Отработка навыков сопротивления групповому давлению.

4.Отработка навыков отказа в ситуации наркопредложения.

Вывод:

занятие

показало,

что

подростки

очень

ответственно

относятся

к

выполнению

заданий,

большинство

ребят

овладело

алгоритмом

отказа.

Необходимо

закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Занятие №14.

Цель:

актуализация

знаний

учащихся,

закрепление

полученных

на

занятиях

навыков ответственного и уверенного поведения.

Задачи:

1.Тренировать полученные на занятиях навыки в практической ситуации.

2.Актуализировать знания полученной на предыдущих занятиях информации.

3.Способствовать творческому решению проблем.

4.Подведение итогов работы.

Занятие

завершилось

подведением

итогов

работы

в

рамках

курса

«Твое

здоровье».

Впечатление от всех занятий у подростков осталось хорошим. Ребята говорили о том, что

они по-другому увидели себя, больше узнали о здоровье и здоровом образе жизни,

изменился их взгляд на эту проблему. Вот несколько выводов, которые сделали для себя

учащиеся после занятий: Алексей Х.: «Быть здоровым нелегко. Наше здоровье зависит не

только от нас, но и от других людей». Слава К.: «Само здоровье зависит от человека.

Правильное питание, доброта, физические занятия, а главное – чистота души». Антон И.:

«Не будешь здоровым – мало проживешь, и мир будет казаться неинтересным». Ринат Г.:

«Здоровье – наиважнейшая вещь в жизни: важнее работы, денег и школы». Света Т.:

«Здоровье – это жизнь, добро, счастье». Ирина П.: «Лишь человек здоровый в физическом

и душевном плане может смело думать о своём будущем».

Толя М.: «Чтобы быть

здоровым, нужна сила воли. Потому что человек зависит от самого себя». Женя Б.: «Чтобы

быть здоровым, нужно не поддаваться стрессам, жить в гармонии с близкими, учиться

понимать их, и тогда другие будут понимать тебя». Миша О.: «Каждая семья – ячейка

общества. И если каждый человек из этих ячеек будет следить за собой, заниматься

спортом, то и все общество будет здоровым». Всю информацию, полученную на занятиях,

подростки считают полезной и необходимой для дальнейшей жизни. Больше

всего

понравились

упражнения

«Путаница»,

«Кто

знает,

какой

ты

на

самом

деле»,

«Скульптура»,

«Уверенное

поведение»,

«Скала»,

«Все

«за»

и

«против»

курения»,

«Подарок» и «10 способов сказать «нет»».

Таким

образом,

занятия

второго

блока

позволили

подросткам

расширить

представления

о

табакокурении,

алкоголизме

и

наркомании.

Способствовали

формированию

благоприятного

социально-психологического

климата

в

группе

и

улучшению статусной позиции отдельных учащихся. Часть упражнений этого блока была

направлена

на

развитие

социальной

активности

подростков,

воспитанию

здоровых

спортсменов.

Если говорить о программе в целом, то нужно отметить, что после проведения уже

нескольких занятий подростки стали гораздо активнее принимать участие в выполнении

упражнений,

повысилась

их

заинтересованность

в

получаемых

знаниях,

о

чем

свидетельствуют просьбы со стороны учащихся о дополнительной информации по той или

иной заинтересовавшей их проблеме. Изменилось так же и отношение подростков друг к

другу: они стали внимательнее,

дружелюбнее, более открытыми, исчезли проявления

агрессии. Изменения заметны и на личностном уровне. Ребята стали более уверенными в

себе и менее напряженными. Яша М. на последнем занятии отметил, что ему стало легче

общаться

с

окружающими.

Саша

П.

сказал,

что

он

стал

более

самостоятельным

и

решительным. Максим Г. и Ринат М. отметили, что отношения между ребятами в группе

стали более теплыми. Кроме этого изменилось отношение и к самим занятиям. Подростки

стали добросовестнее выполнять домашние задания, во время рефлексии занятия уже не

просто ограничивались перечислением сделанного, а характеризовали степень полезности

того или иного материала, делились возникающими эмоциями и чувствами, подчеркивали

наиболее

важные,

на

их

взгляд,

моменты

занятия.

Из

проведенных

упражнений

наибольший интерес для подростков представили упражнения на развитие социальных

навыков – «Уверенное поведение», «Солнышко», «Кто знает, какой ты на самом деле»,

«Кто я?», «Составление коллективного рассказа» и другие. Программу на этом этапе ее

реализации

можно

считать

полезной.

Подобную

работу

веду

с

родителями

детей

спортсменов и с учителями школы.

Программа работы с родителями.

Родительское собрание №1. Тема: Здоровье и образ жизни.

Цель: повышение информированности о здоровье и здоровом образе жизни.

Родительское

собрание

было

посвящено

проблеме

взаимосвязи

здоровья

и

здорового образа жизни, рассмотрению основных компонентов здорового образа жизни.

Многих интересовал вопрос о том, насколько целесообразна забота о здоровье детей

только

со

стороны

родителей,

и

отсутствие

таковой

со

стороны

педагогического

коллектива. В целом собрание показало, что все родители заинтересованы в проведении

занятий, посвященных проблемам здоровья семьи и ребенка.

Родительское собрание № 2. Тема собрания: Психологическое здоровье семьи.

Цель: расширение представлений о психологическом здоровье семьи.

Родительское собрание № 3. Тема собрания: Психологическое здоровье

ребенка в семье. Цель: расширение представлений о психологическом здоровье

детей.

Родительское собрание № 4. Тема собрания: Подросток и наркотики.

Цель: расширение знаний о наркотиках и наркомании.

Родительское собрание №5. Тема: Курение.

Цель: расширение знаний о курении, формирование негативного отношения к

табакокурению.

Родительское собрание было посвящено рассмотрению вопроса о вреде курения на

организм человека. Наибольший интерес вызвали статистические данные и информация о

том, как помочь подростку не курить. Родители отметили, что узнают на занятиях очень

много необходимой для них информации и что подобные занятия должны проводить с

большей частотой и более длительно.

Родительское собрание № 6. Тема: Движение и здоровье.

Цель: расширение представлений о роли движения для здоровья человека.

На

последнем

занятии

был

рассмотрен

вопрос

о

дефиците

двигательной

активности,

ведущей

к

различным

нарушениям

здоровья

подростков.

Кроме

этого,

родители

помимо

того,

что

записали,

предложенные

рекомендации

по

профилактике

болезней позвоночника и, в частности, сколиоза, выразили пожелание самим использовать

этот комплекс на практике.

Если говорить о программе работы с родителями в целом, то нужно отметить, что

уже после проведения одного занятия родители стали гораздо активнее принимать участие

в

обсуждении

проблемы

собрания,

о

чем

свидетельствуют

просьбы

с

их

стороны

о

дополнительной информации по той или иной проблем.

Сами

родители

всю

информацию,

полученную

в

ходе

родительских

собраний

считают необходимой и очень полезной.

Программа работы с педагогическим коллективом.

Занятие №1. Тема: Валеологическая культура педагога.

Цель: расширение представлений о валеологической культуре педагога.

Занятие

было

посвящено

рассмотрению

вопроса

валеологической

культуры

педагога.

Наибольший

интерес

вызвала

информация

о

компонентах

валеологической

культуры, функциях и целях развития валеологической культуры. В целом, занятие, со

слов педагогов, было достаточно интересным и полезным. Были получены предложения о

проведении еще нескольких занятий по данной теме.

Занятие №2. Тема: Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания

д е т е й . Цель:

р а с ш и р е н и е

п р ед с т а вл е н и й

о

мотивационных

основах

здоровьесберегающего воспитания детей.

Занятие вызвало много споров и обсуждений. Не все педагоги соглашались с

предложенной информацией, аргументируя это тем, что несмотря на то, что раньше они,

даже не зная этой информации, на высоком уровне проводили воспитательную работу с

детьми. Несмотря на это, большинство педагогов признали необходимость и важность

информации, полученной на занятии.

Занятие №3. Тема: Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Занятие

было

посвящено

рассмотрению

основных

здоровьесберегающих

технологий.

Большинство учителей признали тот факт, что разные педагогические

технологии обладают различным здоровьесберегающим потенциалом.

Занятие №4. Тема: Проблема организации физической активности учащихся,

профилактика гиподинамии.

Подводя

итог

проведенных

занятий

с

педагогическим

коллективом,

нужно

отметить, что нам не удалось в полной мере реализовать поставленные цели, что главным

образом обусловлено недостаточным количеством проведенных занятий. Но, несмотря на

это,

положительный

момент

также

присутствует

-

повысилась

информированность

педагогов по проблемам валеологизации образовательного процесса.

Таким образом, сравнительный анализ позволяет сделать вывод о положительных

изменениях

уровня

валеологизированности

образовательного

процесса.

К

основным

положительным признакам валеологизации образовательного процесса можно отнести:

повышение уровня ориентации подростков на здоровый образ жизни, возросший уровень

знаний у подростков, родителей и педагогов по вопросам здоровья и здорового образа

жизни,

активная

мотивация

на

потребность

в

здоровом

образе

жизни

у

подростков,

осознание ценности здоровья, интерес подростков, родителей и педагогов к проблеме и

внутренняя

потребность

в

сохранении

своего

здоровья,

улучшение

социально-

психологического климата в группах, повышение статусной позиции отдельных учащихся.

Я считаю, что причинами такого прогресса являются введение курса «Твое здоровье» и

проведение занятий с родителями и педагогами. Эти занятия позволили повысить уровень

валеологической культуры учащихся, учителей, родителей и сформировать у подростков

установку на здоровый образ жизни, создать благоприятный климат в группе и повысить

социальный статус отдельных учащихся. Помимо этого, в процессе освоения курса «Твое

здоровье» подростки получили обширные знания, приобрели практические умения и

навыки в области здоровьесбережения.

Литература.

1. Аршавский

И.А.

Физиологические

механизмы

и

закономерности

индивидуального

развития / И.А. Аршавский. – М.: Наука, 1982.

2. Билич Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. – СПб.: Изд-во «Фолиант»,

2000.

3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. –М.: Физкультура и спорт,

1990.

4. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека /

И.И. Брехман // Вопр. философии. – 1982. – № 2.

5. Васильева Е.А. Образовательная программа для дошкольников «Помоги себе сам» / Е.А.

Васильева. – М., 1998.

6. Вайнер

Э.Н.

Роль

и

содержание

работы

учителя

в

формировании

и

обеспечении

здоровья школьников / Э.Н. Вайнер, Т.Я. Магун, М.М. Панченко // Валеология. – 2002. –

№ 2.

7. Вайнер Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни / Э.Н. Вайнер //

Валеология. – 1998. – № 3.

8. Валеология. Программа для студентов всех специальностей педагогических вузов. –

Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1996.

9. Валеология человека: здоровье – любовь – красота: [в 5 т.] / Валеол. семинар акад. В.П.

Петленко.

СПб.:

Petroc,

1996.

Т.

3:

Физическое

и

психическое

здоровье

/

Н.А.

Агаджанян [и др.]. – 345, [1] с.: ил.

10. Войнов В.Б. Практикум по валеологии / В.Б. Войнов [и др.]; под ред. Г.А. Кураева. –

Ростов н/Д: Изд-во ООО ЦВВР, 2001.

11. Водолазская

С.А.

Обучение

дошкольников

здоровому

образу

жизни

/

С.А.

Водолазская // Валеология. – 1998. – № 3.

12. Воскресенский В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и

молодежи / В.А. Воскресенский. – М.: Знание, 1987.



В раздел образования