Напоминание

Развитие речи детей в театрализованной деятельности


Автор: Османова Наргиз Тарлановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №10 "Березка"
Населённый пункт: город Радужный ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие речи детей в театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад





Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического

развития детей № 10 «Березка» муниципального образования Ханты –Мансийского округа –

Югры

городской округ город Радужный

Османова Н.Т., воспитатель

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчество. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если сами принимают в них участие. Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, поэтому огромное внимание уделяется театрализованной игре. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способностей к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр – забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно – речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости и храбрости.


Одна из основных целей, которую я ставилю, занимаясь с детьми раннего возраста – это развитие коммуникативных качеств детей средствами театрального искусства . Для реализации цели решаются следующие задачи:  Развивать социально – коммуникативные и творческие способности детей через театрализованную деятельность;  Способствовать развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности;  Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;  Развивать умения с помощью взрослого инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок. В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой – игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, разыгрывание небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театр кукол, пальчикового и перчаточного театра. Знакомство детей с разными видами театров я начала с раннего возраста, заметив, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу.
Демонстрация произведения осуществляется с использованием разнообразных видов театра. Из всего многообразия театров, которые представляются в ДОУ, мной в группе используются следующие виды театра:  Пальчиковый, пальчиковый шагающий театр;  Настольный , к нему относятся конусный и театр деревянной игрушки;  Плоскостной, куда входит магнитный театр и фланелеграф;  Теневой;  БИ – БА – БО; Но на практике работая с детьми раннего возраста, были выделены такие виды театров, которые наиболее эффективны, понятные и доступные. Дети самостоятельно могут их использовать для театрализации. Это все виды пальчикового и настольного театра. Сейчас я хочу подробнее на них остановиться: Пальчиковый театр представлен по таким как «Теремок», « Репка»,а так же подобраны отдельные персонажи для театрализованной деятельности. С помощью пальцев дети хорошо освоили шагающий театр по сказкам «3 медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», а так же подобраны отдельные персонажи для театрализованной деятельности.
Во время игры в спектакле дети ведут себя смело и активно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Самым любим театром детей нашей группы стал настольный театр. На основе магнитного театра, ребята, могут разыграть хорошо знакомые им русские народные сказки «Репка», «Волк и семеро козлят», « Три поросенка». Театр деревянной игрушки представлен по сказкам «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.д. Для того , чтобы добиться определенных успехов в коммуникативном развитии по средствам театрализованной деятельности , я работаю учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышлиниками и друзьями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы: • Консультации для родителей, • Выступления на родительских собраниях,
• Участие родителей в подготовке и проведении праздников, • Мастер – классы по изготовлению настольных театров, кукол, • Привлечение родителей к созданию развивающей предметно – пространственной среды. Систематически включая театрализованные игры в рабочий процесс дети стали говорить лучше, общаться со взрослыми, научились более связно и логично выражать свои мысли. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения. Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу в целях формирования творческой деятельности детей раннего возраста средствами театрализации становится возможным при выполнении следующих условий: 1.Насыщение интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием. 2.Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности. 3.Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми. 4.Совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Есть в моей работе и проблемы, которые необходимо решить:  В игре импровизации видны огромные возможности детского творчества, но в силу того, что ребенок очень мал и еще не умеет управлять своими чувствами, на первое место выходит индивидуальная работа с детьми. К каждому нужно найти подход, заинтересовать, вовлечь в игру.  Много литературы, где театрализованная деятельность представляет собой развлечения, действие в которых обыгрывается с помощью игрушек, но нет литературы, в которой бы в полной мере была представлена методика работы с детьми раннего возраста в театрализованной деятельности


В раздел образования