Напоминание

Развитие речи у старших дошкольников через театрализованную деятельность


Автор: Пестова Галина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Карпогорская СОШ №118" структурное подразделение "Детский сад № 68 "Тополёк"
Населённый пункт: Архангельская область Пинежский район с.Карпогоры
Наименование материала: Методический материал
Тема: Развитие речи у старших дошкольников через театрализованную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема формирования связной речи у детей дошкольного

возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у

дошкольников

является

важной

и

трудно

решаемой

задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки

детей

к

предстоящему

школьному

обучению,

так

и

для

комфортного общения с окружающими. Ясная правильная речь –

залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни.

Театрализованная деятельность является огромным стимулом для

развития и совершенствования речи.

Главной

задачей

развития

связной

речи

ребёнка

является

совершенствование монологической и диалогической речи. Среди

многообразия

методов

и

приёмов,

используемых

в

данном

направлении

воспитания

детей,

моё

внимание

привлекли

возможности театрализованной деятельности. Поэтому возникла

идея – создание системы педагогических мероприятий по развитию

речи через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли.

2.Совершенствовать

диалогическую

и

монологическую

форму

речи.

3.Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

4.Развивать выразительную, интонационную сторону речи

5.Развивать

эмоции,

возникающие

в

ходе

игровых,

ролевых

и

сюжетных действий.

5.Совершенствовать

художественно-речевые

исполнительские

навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.

6.Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно

действовать

в

коллективе.

Вовлекать

детей

в

различные

театрализованные представления.

Ожидаемый результат

Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.

Будет организована развивающая среда (костюмы, декорации,

куклы, дидактические игры, аудио и видеоматериалы и т.д.).

Повысится

уровень

речевого,

художественно-эстетического,

эмоционального развития детей.

Основные направления развития речи

Развитие культуры речи

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности

Создание театрализованного уголка

Различные виды театров

Реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей

Атрибуты для различных игровых позиций

Ширмы для показа кукольного театра

Мини-костюмерная

Конспекты НОД по театрализованной деятельности

Картотека театрализованных игр и упражнений

Активное участие в изготовлении различных видов театра и

обогащении

видового

разнообразия

театрализованных

игр

приняли родители и сами воспитанники, учились работать в

команде.

Театрализованные игры, используемые в работе:

Игры-драматизации

(игры-имитации

образов

животных,

людей, литературных персонажей; инсценировки персонажей;

ролевые диалоги на основе текста; постановки спектаклей)

Режиссёрские

игры

(настольный

театр,

пальчиковый

театр,

театр на фланелеграфе, театр кукол Би-ба-бо, теневой театр).

Методы и приёмы, используемые в работе

Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

Беседы с детьми.

Обыгрывание этюдов, театрализованных игр; инсценировки,

драматизации.

Рассматривание иллюстраций.

Моделирование

Показ кукольных спектаклей.

Упражнения по формированию выразительности исполнения

(вербальной и невербальной) речи.

Театрально-игровые технологии.

Основные требования к организации театрализованных игр

Мотивация

к

включению

детей

в

театрализованную

деятельность, активность на всех этапах подготовки;

Д о с ту п н о с т ь ,

с од е р ж ат е л ь н о с т ь

и

р а з н о о б р а з и е

театрализованных игр;

Использование

в

играх-драматизациях

з н а ком о го

литературного материала

Партнёрское взаимодействие взрослого с детьми;

Создание

предметно-развивающей

среды

в

группе

в

соответствии с возрастом воспитанников;

Последовательность,

усложнение

тем

и

сюжетов

в

соответствии с приобретёнными умениями;

Обеспечение

индивидуальной

поддержки

детей

по

ходу

формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения

образов.

Театрализованную

деятельность

организовывали

поэтапно.

Наблюдали

за

самостоятельной

игрой-драматизацией

детей.

В

процессе игровой деятельности мы старались определить уровень

развития речи каждого ребёнка. Убедились, что дети проявляют

слабый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют

речью и способностью понимать эмоциональное состояние другого

человека.

Поскольку

предметно-развивающая

среда

должна

обеспечивать

право

и

свободу

выбора

каждого

ребёнка

на

театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной

деятельности

мы

разместили

разные

виды

театра:

кукольный,

настольный,

пальчиковый,

би-ба-бо,

а

так

же

маски,

реквизит,

куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляли материал,

ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для

персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Постепенно стали приобщать детей к театральной культуре. Работа

с детьми старшего дошкольного возраста была направлена на то,

чтобы

дать

им

представление

о

театре

как

о

виде

искусства.

Просмотр видеоматериалов, энциклопедий, открыток театральной

тематики расширил словарный запас воспитанников, они узнали

з н ач е н и я

т а к и х

с л о в ,

к а к

« а ф и ш а » ,

» д е к о р а ц и я » ,

«кулисы»,»премьера»,

«грим».

Кроме

того,

воспитанники

познакомились

с

профессиями

театральных

работников

режиссёра,

кукловода,

гримёра.

Специальные

упражнения

на

произношение слов, фраз и предложений с выражением удивления,

вопроса,

восторга,

грусти,

страха

помогли

овладеть

средствами

интонационной выразительности. Дети с помощью жестов учились

передавать

ощущения

«горячо»,

«больно»,

а

также

различные

действия:

вяжет,

моет

посуду,

катает

снежный

ком.

Для

организации

режиссерских

игр

широко

использовались

плоскостной,

пальчиковый,

ложковый

театры,

театры

на

фланелеграфе,

кукол

би-ба-бо,

театры

на

рукавичках,

сюжетно-

образные

игрушки.

В

играх-драматизациях,

основанных

на

собственных

действиях

исполнителя

роли,

воспитанники

воспроизводили

содержание

литературных

произведений,

используя куклы или сказочные персонажи, надетые на пальцы или

руку, конусный театр («Дед хотел уху сварить…» и т.д. В этих

играх

они

действовали

самостоятельно,

прибегая

к

таким

средствам

выразительности

образа,

как

интонация,

мимика

и

пантомима. Театрализованная игра является средством обеспечения

эмоционального

благополучия

дошкольников,

развивает

способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам,

действиям,

способствует

усвоению

литературного

текста,

накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству

с

социальным

и

природным

миром.

Маленькие

артисты

с

удовольствием

участвовали

в

драматизации

русской

народной

сказки «Как коза избушку строила», «Муха-цокотуха» К.Чуковский,

«Анна-Ванна

бригадир»

С.Михалков.

Дети

старались

образно

передать характеры и настроение персонажей. На районную сцену

вышли

с

музыкальными

спектаклями

«Теремок»(диплом

1

степени2018г), «Анна Ванна – бригадир» (диплом 3 степени 2019г,

«Мужичок

с

ноготок»

(диплом

2степени

2019г.).

Видеозапись

предварительного

просмотра

спектакля

помогла

детям

оценить

свои

исполнительские

способности.

На

просмотре

открытого

занятия для педагогов по театрализованной деятельности показали

инсценировку «Как Тошка клад искал».

В

своей

работе

мы

стали

использовать

полифункциональное

игровое оборудование (театральная многофункциональная ширма,

неоформленный игровой материал и др). Это даёт возможность

детям

самим

изменять

пространственную

среду,

заниматься

деятельностью с позиций своих детских интересов. В процессе

образовательной

деятельности

с

воспитанниками

стараюсь

осуществлять

поддержку

инициативы

и

самостоятельной

творческой

деятельности

детей. В

свободное

время

о н и

импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы

и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и

речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.

Для

развития

само стоятельно сти

детей

и с п ол ь з о ва л и

разнообразные приёмы: выбор детьми по желанию; назначение на

главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение

роли по карточкам; проигрывание ролей в парах (благодаря этому

приёму, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменить

друг

друга).

Для

проигрывания

различных

эмоциональных

состояний детям во время драматизации предлагаем смотреться в

зеркало,

которое

позволяет

видеть

себя

в

различные

моменты

театрализованной игры. В драматизации участвуют все дети. Если

не хватает ролей для изображения людей, зверей, то другие дети

могут

стать

избушкой,

тучей

речкой,

деревом

т.д.

Например

в

сказке

«Красная

Шапочка»

добавили

роли

девочек-бабочек,

мальчиков-цветов. Также был включён в образовательный процесс

интерактивный театр (об этом мы узнали случайно в интернете).

Интерактивный

театр

это

небольшие

спектакли,

активно

экспериментирующие

методы

работы

со

зрителями

и

предлагающие

спектакли,

в

которых

главная

роль,

отдаётся

зрителю.

Это

яркое,

весёлое

музыкальное

представление

с

реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только

ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей,

играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще

событий. Можно сказать, что в интерактивном театре главный –

зритель.

Содержанием

часто

являются

фантастические

сюжеты,

взятые из мультфильмов, книг. Педагог выступает как создатель

проблемно - игровых ситуаций. Опора делается на опыт детей,

который

активизируется

при

помощи

содержания

и

структуры

материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы,

требующей разрешения.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов

персонажей в свободное время организовывается художественно-

творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме

произведения.

Дети

работают

подгруппами,

получают

задание,

например, вылепи фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку.

При

этом

отпадает

необходимость

в

специальном

запоминании

текста.

Развитие

театральной

деятельности

накопление

эмоционально-

чувственного

опыта

у

детей

длительная

работа,

требующая

участия

родителей.

Это

беседы,

консультации,

совместное

изготовление

атрибутов,

костюмов.

Провели

«Вечер

любимых

сказок», где родители совместно с детьми инсценировали сказки,

организовали театральную встречу, где родители показали детям

«Сказку о глупом мышонке», а дети «Теремок». Участие родителей

в

театральной

деятельности

вызывает

у

детей

много

эмоций,

обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в

театрализованных постановках.

Театрализованная

деятельность

один

из

самых

эффективных

способов

воздействия

на

ребёнка,

в

котором

наиболее

ярко

проявляется принцип обучения «Учись играя»

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из

приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка

развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со

сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой

деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко

и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы

поможет решить использование в педагогическом процессе

театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной

любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру,

воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело

серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают

возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое

педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время

игры раскованно и свободно. Игры - драматизации позволяют

решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков

театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы

творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и

вечерние часы, органично включены в различные занятия. Работа с

детьми над образами персонажей включает в себя и развитие

выразительности речи, и развитие пластики, двигательных

способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм,

нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что

ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится

публично говорить и действовать. В моей работе был проведен

анализ опыта основателей дошкольной педагогики по речевому

воспитанию дошкольников средствами театра, я раскрыла роль

воздействия театрализованных игр на речевое развитие

дошкольников и необходимость их использования. Изучены формы

и методы руководства театрализованными играми, методика

руководства играми-драматизациями. Разработала этапы

постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи

детей дошкольного возраста. Считаю, что выбранная мною тема,

достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою

актуальность. Проведенная работа по внедрению в процесс

развития речи ребенка театрально-игровой деятельности оправдала

себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми,

улучшается речь и взаимопонимание.

Результат проделанной работы:

1 -У детей повысился интерес к театрально – игровой

деятельности.

-Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании

художественного образа.

- Расширились представления детей об окружающей

действительности.

-Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.

-Обогатился и активизировался словарь детей.

-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

-Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и

чужие поступки

-Появилось умение контролировать эмоциональное состояние

детей.

-Появилось осознанное поведение и общение в обществе.

-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.



В раздел образования