Автор: Пестова Галина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Карпогорская СОШ №118" структурное подразделение "Детский сад № 68 "Тополёк"
Населённый пункт: Архангельская область Пинежский район с.Карпогоры
Наименование материала: Методический материал
Тема: Развитие речи у старших дошкольников через театрализованную деятельность
Раздел: дошкольное образование
Проблема формирования связной речи у детей дошкольного
возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у
дошкольников
является
важной
и
трудно
решаемой
задачей.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки
детей
к
предстоящему
школьному
обучению,
так
и
для
комфортного общения с окружающими. Ясная правильная речь –
залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни.
Театрализованная деятельность является огромным стимулом для
развития и совершенствования речи.
Главной
задачей
развития
связной
речи
ребёнка
является
совершенствование монологической и диалогической речи. Среди
многообразия
методов
и
приёмов,
используемых
в
данном
направлении
воспитания
детей,
моё
внимание
привлекли
возможности театрализованной деятельности. Поэтому возникла
идея – создание системы педагогических мероприятий по развитию
речи через театрализованную деятельность.
Задачи:
1.Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли.
2.Совершенствовать
диалогическую
и
монологическую
форму
речи.
3.Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.
4.Развивать выразительную, интонационную сторону речи
5.Развивать
эмоции,
возникающие
в
ходе
игровых,
ролевых
и
сюжетных действий.
5.Совершенствовать
художественно-речевые
исполнительские
навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.
6.Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно
действовать
в
коллективе.
Вовлекать
детей
в
различные
театрализованные представления.
Ожидаемый результат
Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.
Будет организована развивающая среда (костюмы, декорации,
куклы, дидактические игры, аудио и видеоматериалы и т.д.).
Повысится
уровень
речевого,
художественно-эстетического,
эмоционального развития детей.
Основные направления развития речи
Развитие культуры речи
Развитие общей и мелкой моторики
Развитие сценического мастерства и речевой деятельности
Создание театрализованного уголка
Различные виды театров
Реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей
Атрибуты для различных игровых позиций
Ширмы для показа кукольного театра
Мини-костюмерная
Конспекты НОД по театрализованной деятельности
Картотека театрализованных игр и упражнений
Активное участие в изготовлении различных видов театра и
обогащении
видового
разнообразия
театрализованных
игр
приняли родители и сами воспитанники, учились работать в
команде.
Театрализованные игры, используемые в работе:
Игры-драматизации
(игры-имитации
образов
животных,
людей, литературных персонажей; инсценировки персонажей;
ролевые диалоги на основе текста; постановки спектаклей)
Режиссёрские
игры
(настольный
театр,
пальчиковый
театр,
театр на фланелеграфе, театр кукол Би-ба-бо, теневой театр).
Методы и приёмы, используемые в работе
Чтение художественных произведений, сказок, стихов.
Беседы с детьми.
Обыгрывание этюдов, театрализованных игр; инсценировки,
драматизации.
Рассматривание иллюстраций.
Моделирование
Показ кукольных спектаклей.
Упражнения по формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной) речи.
Театрально-игровые технологии.
Основные требования к организации театрализованных игр
Мотивация
к
включению
детей
в
театрализованную
деятельность, активность на всех этапах подготовки;
Д о с ту п н о с т ь ,
с од е р ж ат е л ь н о с т ь
и
р а з н о о б р а з и е
театрализованных игр;
Использование
в
играх-драматизациях
з н а ком о го
литературного материала
Партнёрское взаимодействие взрослого с детьми;
Создание
предметно-развивающей
среды
в
группе
в
соответствии с возрастом воспитанников;
Последовательность,
усложнение
тем
и
сюжетов
в
соответствии с приобретёнными умениями;
Обеспечение
индивидуальной
поддержки
детей
по
ходу
формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения
образов.
Театрализованную
деятельность
организовывали
поэтапно.
Наблюдали
за
самостоятельной
игрой-драматизацией
детей.
В
процессе игровой деятельности мы старались определить уровень
развития речи каждого ребёнка. Убедились, что дети проявляют
слабый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют
речью и способностью понимать эмоциональное состояние другого
человека.
Поскольку
предметно-развивающая
среда
должна
обеспечивать
право
и
свободу
выбора
каждого
ребёнка
на
театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной
деятельности
мы
разместили
разные
виды
театра:
кукольный,
настольный,
пальчиковый,
би-ба-бо,
а
так
же
маски,
реквизит,
куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляли материал,
ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для
персонифицированного общения с каждым ребёнком.
Постепенно стали приобщать детей к театральной культуре. Работа
с детьми старшего дошкольного возраста была направлена на то,
чтобы
дать
им
представление
о
театре
как
о
виде
искусства.
Просмотр видеоматериалов, энциклопедий, открыток театральной
тематики расширил словарный запас воспитанников, они узнали
з н ач е н и я
т а к и х
с л о в ,
к а к
« а ф и ш а » ,
» д е к о р а ц и я » ,
«кулисы»,»премьера»,
«грим».
Кроме
того,
воспитанники
познакомились
с
профессиями
театральных
работников
–
режиссёра,
кукловода,
гримёра.
Специальные
упражнения
на
произношение слов, фраз и предложений с выражением удивления,
вопроса,
восторга,
грусти,
страха
помогли
овладеть
средствами
интонационной выразительности. Дети с помощью жестов учились
передавать
ощущения
«горячо»,
«больно»,
а
также
различные
действия:
вяжет,
моет
посуду,
катает
снежный
ком.
Для
организации
режиссерских
игр
широко
использовались
плоскостной,
пальчиковый,
ложковый
театры,
театры
на
фланелеграфе,
кукол
би-ба-бо,
театры
на
рукавичках,
сюжетно-
образные
игрушки.
В
играх-драматизациях,
основанных
на
собственных
действиях
исполнителя
роли,
воспитанники
воспроизводили
содержание
литературных
произведений,
используя куклы или сказочные персонажи, надетые на пальцы или
руку, конусный театр («Дед хотел уху сварить…» и т.д. В этих
играх
они
действовали
самостоятельно,
прибегая
к
таким
средствам
выразительности
образа,
как
интонация,
мимика
и
пантомима. Театрализованная игра является средством обеспечения
эмоционального
благополучия
дошкольников,
развивает
способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам,
действиям,
способствует
усвоению
литературного
текста,
накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству
с
социальным
и
природным
миром.
Маленькие
артисты
с
удовольствием
участвовали
в
драматизации
русской
народной
сказки «Как коза избушку строила», «Муха-цокотуха» К.Чуковский,
«Анна-Ванна
бригадир»
С.Михалков.
Дети
старались
образно
передать характеры и настроение персонажей. На районную сцену
вышли
с
музыкальными
спектаклями
«Теремок»(диплом
1
степени2018г), «Анна Ванна – бригадир» (диплом 3 степени 2019г,
«Мужичок
с
ноготок»
(диплом
2степени
2019г.).
Видеозапись
предварительного
просмотра
спектакля
помогла
детям
оценить
свои
исполнительские
способности.
На
просмотре
открытого
занятия для педагогов по театрализованной деятельности показали
инсценировку «Как Тошка клад искал».
В
своей
работе
мы
стали
использовать
полифункциональное
игровое оборудование (театральная многофункциональная ширма,
неоформленный игровой материал и др). Это даёт возможность
детям
самим
изменять
пространственную
среду,
заниматься
деятельностью с позиций своих детских интересов. В процессе
образовательной
деятельности
с
воспитанниками
стараюсь
осуществлять
поддержку
инициативы
и
самостоятельной
творческой
деятельности
детей. В
свободное
время
о н и
импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы
и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и
речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.
Для
развития
само стоятельно сти
детей
и с п ол ь з о ва л и
разнообразные приёмы: выбор детьми по желанию; назначение на
главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение
роли по карточкам; проигрывание ролей в парах (благодаря этому
приёму, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменить
друг
друга).
Для
проигрывания
различных
эмоциональных
состояний детям во время драматизации предлагаем смотреться в
зеркало,
которое
позволяет
видеть
себя
в
различные
моменты
театрализованной игры. В драматизации участвуют все дети. Если
не хватает ролей для изображения людей, зверей, то другие дети
могут
стать
избушкой,
тучей
речкой,
деревом
т.д.
Например
в
сказке
«Красная
Шапочка»
добавили
роли
девочек-бабочек,
мальчиков-цветов. Также был включён в образовательный процесс
интерактивный театр (об этом мы узнали случайно в интернете).
Интерактивный
театр
–
это
небольшие
спектакли,
активно
экспериментирующие
методы
работы
со
зрителями
и
предлагающие
спектакли,
в
которых
главная
роль,
отдаётся
зрителю.
Это
яркое,
весёлое
музыкальное
представление
с
реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только
ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей,
играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще
событий. Можно сказать, что в интерактивном театре главный –
зритель.
Содержанием
часто
являются
фантастические
сюжеты,
взятые из мультфильмов, книг. Педагог выступает как создатель
проблемно - игровых ситуаций. Опора делается на опыт детей,
который
активизируется
при
помощи
содержания
и
структуры
материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы,
требующей разрешения.
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов
персонажей в свободное время организовывается художественно-
творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме
произведения.
Дети
работают
подгруппами,
получают
задание,
например, вылепи фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку.
При
этом
отпадает
необходимость
в
специальном
запоминании
текста.
Развитие
театральной
деятельности
накопление
эмоционально-
чувственного
опыта
у
детей
–
длительная
работа,
требующая
участия
родителей.
Это
беседы,
консультации,
совместное
изготовление
атрибутов,
костюмов.
Провели
«Вечер
любимых
сказок», где родители совместно с детьми инсценировали сказки,
организовали театральную встречу, где родители показали детям
«Сказку о глупом мышонке», а дети «Теремок». Участие родителей
в
театральной
деятельности
вызывает
у
детей
много
эмоций,
обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в
театрализованных постановках.
Театрализованная
деятельность
–
один
из
самых
эффективных
способов
воздействия
на
ребёнка,
в
котором
наиболее
ярко
проявляется принцип обучения «Учись играя»
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из
приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка
развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со
сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой
деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко
и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы
поможет решить использование в педагогическом процессе
театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной
любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру,
воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело
серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают
возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое
педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время
игры раскованно и свободно. Игры - драматизации позволяют
решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков
театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы
творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и
вечерние часы, органично включены в различные занятия. Работа с
детьми над образами персонажей включает в себя и развитие
выразительности речи, и развитие пластики, двигательных
способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм,
нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что
ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится
публично говорить и действовать. В моей работе был проведен
анализ опыта основателей дошкольной педагогики по речевому
воспитанию дошкольников средствами театра, я раскрыла роль
воздействия театрализованных игр на речевое развитие
дошкольников и необходимость их использования. Изучены формы
и методы руководства театрализованными играми, методика
руководства играми-драматизациями. Разработала этапы
постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи
детей дошкольного возраста. Считаю, что выбранная мною тема,
достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою
актуальность. Проведенная работа по внедрению в процесс
развития речи ребенка театрально-игровой деятельности оправдала
себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми,
улучшается речь и взаимопонимание.
Результат проделанной работы:
1 -У детей повысился интерес к театрально – игровой
деятельности.
-Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании
художественного образа.
- Расширились представления детей об окружающей
действительности.
-Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.
-Обогатился и активизировался словарь детей.
-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
-Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и
чужие поступки
-Появилось умение контролировать эмоциональное состояние
детей.
-Появилось осознанное поведение и общение в обществе.
-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.