Авторы: Вилкова Айгуль Талгатовна, Ефимова Элеонора Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №229
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: « Использование элементов моделирования в образовательной области по развитию речи»
Раздел: дошкольное образование
« Использование элементов моделирования в образовательной области по
развитию речи»
Авторы: Вилкова А.Т. , Ефимова Э.В.
1.1.
Современный ребенок должен овладеть всей системой родного
языка:
говорить
связно,
полно
излагать
свои
мысли,
легко
строить
развернутые
предложения,
без
труда пересказывать, хорошо уметь
составлять рассказы. Такой малыш правильно произносит все звуки,
легко воспроизводит многосложные слова..
Дети, поступающие в наш детский сад, имеют разные формы
речевой
развития. Ограниченность словарного запаса, трудности в
овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс
развития
связной
речи,
прежде
всего,
монологической.
Для
их
высказываний
(пересказов,
различных
видов
рассказов) характерны:
нарушения
связности
и
последовательности
изложения,
смысловые
пропуски. Дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать
важные моменты сюжета и обеднять содержательную сторону речи
Работа
по
развитию
связной
речи
ведется
по
следующим
направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению
пересказов
и
придумыванию
рассказов,
разучивание
стихотворений,
работа
с
загадкой.
В
процессе
работы
мы
столкнулись
с
тем,
что
малоэффективными
оказались
пути
обучения,
при
которых
используются
общеизвестные
методы,
рассчитанные
на
работу
с
нормально развивающимися детьми. Пересказы, составление рассказов,
процесс
запоминания
стихов
и
загадок
вызывал
у
детей
большие
затруднения,
они
допускали
большое
количество
ошибок,
как
в
последовательности
передачи
событий,
так
и
в
формировании
и
озвучивании
мысли
средствами языка, с трудом запоминали тексты.
Учеными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс
становления связной речи. Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л.
В. Эльконина - это наглядность. Второй, по мнению Л.С. Выготского –
создание внутреннего плана высказывания, поэтому активным методом
организации
мыслительной
деятельности
детей,
явл яе т с я
использование наглядного моделирования.
В современной научно-педагогической литературе моделирование
рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А.
Венгер,
О.М.Дьяченко
и
др.) Моделирование
является
одним
из
относительно «молодых» методов умственного воспитания. В качестве
средства
воспитания
выступает
модель.
О.М.Дьяченко
определяет
модель, во-первых, как образец какого-либо изделия; во-вторых, как
уменьшенное
воспроизведение
или
схема
чего-либо.
С.Н.Николаева
считает, что модель – это предметное, графическое или действительное
изображение чего-либо. Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко основной задачей
развития
умственных
способностей,
начиная
со
средней
группы,
считают
развитие
способности
к
наглядному
моделированию.
Эта
задача решается путем формирования у детей действий по построению
и использованию наглядных моделей различных типов. Основные типы
моделей, которыми овладеваю дети в средней группе – графический
план,
используемый,
прежде
всего
при
ознакомлении
с
пространственными
отношениями,
а
также
графические
модели
предметов.
Моделирование используется на занятиях и в самостоятельной
деятельности
детей
для
обобщения
у
них
преставлений
об
окружающем.
Модели
применяются
в
процессе
умственного
воспитания на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим.
2. Реализация нормативно-правовых документов.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО (2.6)
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры;
обогащение
активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической
речи;
развитие
речевого
творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров
детской
литературы;
формирование
звуковой
аналитико-
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
3. Профессиональный и личностный интерес педагога:
Планируются следующие мероприятия:
-Анкетирование родителей
- Проведение родительского собрания: «Речь вашего ребенка»( декабрь)
-Оформление информационно-стендовой рубрики «Речевое развитие детей »
-Беседа «Читаем дома и пересказываем»
-Наглядная информация «Развиваем речь ребенка»
-Мастер – класс для родителей «Моделирование рассказа, сказки»
-Оформление папки «Моделирование на занятиях по развитию речи»
- Открытое занятия для родителей и сотрудников по этой теме.