Напоминание

« Использование элементов моделирования в образовательной области по развитию речи»


Авторы: Вилкова Айгуль Талгатовна, Ефимова Элеонора Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №229
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: « Использование элементов моделирования в образовательной области по развитию речи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Использование элементов моделирования в образовательной области по

развитию речи»

Авторы: Вилкова А.Т. , Ефимова Э.В.

1.1.

Современный ребенок должен овладеть всей системой родного

языка:

говорить

связно,

полно

излагать

свои

мысли,

легко

строить

развернутые

предложения,

без

труда пересказывать, хорошо уметь

составлять рассказы. Такой малыш правильно произносит все звуки,

легко воспроизводит многосложные слова..

Дети, поступающие в наш детский сад, имеют разные формы

речевой

развития. Ограниченность словарного запаса, трудности в

овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс

развития

связной

речи,

прежде

всего,

монологической.

Для

их

высказываний

(пересказов,

различных

видов

рассказов) характерны:

нарушения

связности

и

последовательности

изложения,

смысловые

пропуски. Дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать

важные моменты сюжета и обеднять содержательную сторону речи

Работа

по

развитию

связной

речи

ведется

по

следующим

направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению

пересказов

и

придумыванию

рассказов,

разучивание

стихотворений,

работа

с

загадкой.

В

процессе

работы

мы

столкнулись

с

тем,

что

малоэффективными

оказались

пути

обучения,

при

которых

используются

общеизвестные

методы,

рассчитанные

на

работу

с

нормально развивающимися детьми. Пересказы, составление рассказов,

процесс

запоминания

стихов

и

загадок

вызывал

у

детей

большие

затруднения,

они

допускали

большое

количество

ошибок,

как

в

последовательности

передачи

событий,

так

и

в

формировании

и

озвучивании

мысли

средствами языка, с трудом запоминали тексты.

Учеными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс

становления связной речи. Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л.

В. Эльконина - это наглядность. Второй, по мнению Л.С. Выготского –

создание внутреннего плана высказывания, поэтому активным методом

организации

мыслительной

деятельности

детей,

явл яе т с я

использование наглядного моделирования.

В современной научно-педагогической литературе моделирование

рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А.

Венгер,

О.М.Дьяченко

и

др.) Моделирование

является

одним

из

относительно «молодых» методов умственного воспитания. В качестве

средства

воспитания

выступает

модель.

О.М.Дьяченко

определяет

модель, во-первых, как образец какого-либо изделия; во-вторых, как

уменьшенное

воспроизведение

или

схема

чего-либо.

С.Н.Николаева

считает, что модель – это предметное, графическое или действительное

изображение чего-либо. Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко основной задачей

развития

умственных

способностей,

начиная

со

средней

группы,

считают

развитие

способности

к

наглядному

моделированию.

Эта

задача решается путем формирования у детей действий по построению

и использованию наглядных моделей различных типов. Основные типы

моделей, которыми овладеваю дети в средней группе – графический

план,

используемый,

прежде

всего

при

ознакомлении

с

пространственными

отношениями,

а

также

графические

модели

предметов.

Моделирование используется на занятиях и в самостоятельной

деятельности

детей

для

обобщения

у

них

преставлений

об

окружающем.

Модели

применяются

в

процессе

умственного

воспитания на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим.

2. Реализация нормативно-правовых документов.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО (2.6)

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и

культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической

речи;

развитие

речевого

творчества;

развитие

звуковой

и

интонационной

культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

с

книжной

культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-

синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

3. Профессиональный и личностный интерес педагога:

Планируются следующие мероприятия:

-Анкетирование родителей

- Проведение родительского собрания: «Речь вашего ребенка»( декабрь)

-Оформление информационно-стендовой рубрики «Речевое развитие детей »

-Беседа «Читаем дома и пересказываем»

-Наглядная информация «Развиваем речь ребенка»

-Мастер – класс для родителей «Моделирование рассказа, сказки»

-Оформление папки «Моделирование на занятиях по развитию речи»

- Открытое занятия для родителей и сотрудников по этой теме.



В раздел образования