Автор: Пиховкина Яна Васильевна Должность: воситатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №29 Населённый пункт: Каменск-Шахтинский Наименование материала: консультация Тема: формы работы с родителями Раздел: дошкольное образование
Формы работы с родителями.
Сегодня изменились принципы,
на основе которых строится общение педагогов и родителей.
Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по
общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Предлагаю следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями
(табл. 1).
Таблица 1.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование
Цель использования
Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей,
уровня их педагогической грамотности
Познавательные
Ознакомление
родителей
с
возрастными
и
психоло-
гическими
особенностями
детей
дошкольного
возраста.
Формирование у родителей практических навыков воспита-
ния детей
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами,
родителями, детьми
Наглядно-информационные:
информаци-
онно-ознакомительные;
информационно-
просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учрежде-
ния, особенностями воспитания детей. Формирование у ро-
дителей знаний о воспитании и развитии детей
Рассмотрим описанные выше группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее.
Познавательные формы взаимодействия с родителями
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть
познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педа-
гогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспита-
ние ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия поз-
воляют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рацио -
нальными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители
видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с други -
ми детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы обще-
ния :
Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской обществен-
ности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития
воспитанников.
На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и
любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки (см. ниже). Для роди-
телей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объясне-
нием профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу,
рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ
детей и т.д.
Педагогический совет с участием родителей . Целью данной формы работы с семьей является
привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета
индивидуальных потребностей.
2
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей.
Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На
конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители меди-
цинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, спе-
циалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность роди -
телям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавли -
вать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие
родителей.
Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и
специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка,
охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в
том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать ро-
дителям квалифицированный совет, чему-то научить.
«Круглый стол» . В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсу-
ждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей . Родителей знакомят со структурой и спе-
цификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе кото-
рых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, откры -
тость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные фор -
мы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских
собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?»,
«Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения
ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации роди-
телей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:
Презентация дошкольного учреждения . Это осовремененная в соответствии с открывшимися
компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители зна-
комятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информа-
цию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и
родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребен -
ка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих
трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для
обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами
подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглаша-
ют различных специалистов.
Вечера
вопросов и ответов . Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические зна-
ния, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить не -
которые проблемы развития детей.
Мини-собрания . Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она при -
глашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в уз -
ком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным спосо-
бам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, за -
менять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает обще-
ние с ребенком, постигает новые истины.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игру -
шек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма поз-
воляет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и ро -
дителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обгово -
рить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в
том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы ро-
дителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
3
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и
игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут по-
могать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспе -
чивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в каче-
стве члена воспитательного коллектива.
Досуговые формы взаимодействия с родителями
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отноше -
ния между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и
детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую
информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспита -
тели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление не-
формальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, де-
монстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построе -
нии взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение актив-
ности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Совместные походы
и экскурсии . Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-роди-
тельских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близ -
ким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства
любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о при-
роде, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала,
оформляют выставки совместного творчества.
Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитатель-
ное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители
тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду
в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу
друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу».
Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с усло-
виями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют
правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания,
объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропа -
ганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд вос -
питателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных
условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на
стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с ро -
дителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспи -
тателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с ме тодами и
приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу
необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный
материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей . Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформ-
ленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим
дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия
для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
4
материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявле -
ния различного характера;
материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отра-
жается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как
можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные во-
просы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов про-
граммы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги,
альбомы и т.д.).
Информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями
Основной
задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями
являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном
уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ре-
бенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только
на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного
подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-
образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работ-
никами ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установ-
ления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатыва-
ется тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педаго -
гических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На основе анкетных данным можно разработать критерии «включенности» родителей в образо -
вательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на группо -
вых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на дет -
ских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; уча -
стие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь
родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели: инициатив -
ность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрос -
лых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образователь-
ном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образо-
вательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогиче -
ского процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить
проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так
же».
Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время прове-
дения совместных мероприятий.
Письменные формы взаимодействия с родителями
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с
родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с
ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддержи -
вать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять
такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского
коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для органи-
зации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концеп-
цию детского сада и дать общую информацию о нем.
5
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к посо-
биям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи
информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др..
6