Автор: Кошлец Анастасия Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад 24"
Населённый пункт: город Ухта
Наименование материала: Статья
Тема: Основы развития словаря дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Основы развития словаря детей дошкольного возраста
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания детей.
Так что же такое словарь
Словарь ‒ это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы,
явления, действия и признаки окружающей действительности.
А слово – это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую
нагрузку, существует лишь в определенном звуковом оформлении и
грамматической форме.
Исследованием развития словаря занимались такие выдающиеся психологи,
педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, Д.Б.
Эльконин, А.В. Запорожец.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования
А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной.
Правильное формирование словаря дошкольников служит средством
полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть
языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое
значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак
высокого развития речи. Л.С. Выготский отмечал: "…Не только
интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера,
эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от
речи"
С физиологической точки зрения слово является универсальным средством
сигнализации, которое может заменить все возможные для человека
раздражители.
С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее
понятие. Значение слова есть "единство обобщения и общения,
коммуникации и мышления". Именно в значении слова "завязан узел того
единства, которое мы называем речевым мышлением. Взгляд на слово
определяет роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием
познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающем
мире, с формированием элементов понятийного мышления
Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и
явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает
действительность, разноцветную, звучащую, различную по форме, размеру и
вкусу. Совершенствуется его внимание, мышление, восприятие. Но трудно
представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не
будь общения
Для развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение
взрослых с ребенком и его сверстников. Для того, чтоб он хорошо учился в
школе, понимал литературу, телевизионные передачи, для развития его
кругозора и целостного восприятия мира. Поэтому дошкольная педагогика
рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития
речи.
Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее
неизвестных слов, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в их
лексиконе: существительными, обозначающими названия игрушек,
предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных
принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних
животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия;
действия, противоположные по значению; действия, характеризующие
взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние; прилагательными,
обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов; наречиями,
обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду [6, 200].
Во- вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем,
что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто
не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление
понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на
основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего
овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения
пользоваться общеупотребительными словами.
В- третьих, активизация словаря.
В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные,
просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в
условиях неблагополучной языковой среды
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, как понятие о
словаре активном и пассивном.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и
употребляет.
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в
отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление
которых объясняется условиями его жизни.
К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в
совместной с взрослым деятельности. Выделяют три периода в становлении
коммуникативной функции слова. В первом главным компонентом ситуации
выступает предмет. Во втором периоде главным компонентом ситуации
становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и
останавливается на последнем. Дети стремятся обратить внимание взрослого
на свои попытки достать предмет. В третьем периоде центр ситуации
переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к
артикуляциям. Появляются первые попытки произносительного образа. И
малыш произносит требуемое слово – название предмета
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке
понимает, но сам не употребляет.
Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о
значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в
сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь представляет собой
специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые
они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует
педагогических усилий. Эти слова воспитатель должен вводить в лексикон
детей планомерно, систематически.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание
лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы
по развитию речи детей.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с
окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни,
общении. Родителям нужно знакомить детей с новыми предметами,
явлениями. Нужно беседовать с детьми, задавать вопросы, созвать такие
ситуации, в которых было бы понятно правильность употребления слов и его
значение. Активный образ жизни семьи представляет благоприятный
материал для расширения словаря: экскурсии в театр, музей, цирк, зоопарк,
поездки в другие страны и города.
Основную часть лексики составляют знаменательные слова
(существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это
наиболее полноправные слова : они служат названиями, выражают понятия и
являются основой в предложении ( выступают в роли подлежащих,
сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств)
Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные,
являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют
отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи
детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию речи.
Важную роль играет обогащение дошкольников словами, обозначающими
качества и свойства предметов, а так же элементарные понятия.
Следовательно, можно выделить количественную и качественную стороны
развития словаря. Прежде всего бросаются в глаза количественные
изменения в словаре ребенка.
По данным разных исследователей, изучавших состав словаря на разных
ступенях речевого развития (М. А. Рыбниковой, Т.Г. Дьяконовой, В.И.
Ядэнко, Г.В. Рархоменко, Т.Н. Ушаковой, Н.А. Лисенковой и др.) словарь в
среднем содержит :
У ребенка 1 года – от 15 до 30-40 слов;
У ребенка 2 лет – от 50- 100 слов;
У ребенка 3 лет – от 100 до 1000 слов;
У ребенка 4-5 лет – от 1000 до 4000 слов;
У ребенка 6-7 лет – от 4000 до 7000 слов [16, 210].
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду
постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова,
отражающим результат познания. Этот результат закрепляется в слове,
благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения.
Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, так как именно здесь
закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление
социальных контактов, формируется личность.
Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи
с этим имеет специфические особенности.
В силу наглядно – действенного и наглядно – образного характера мышления
ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или
доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств.
Другой особенностью является постепенное овладение значением,
смысловым содержанием слова. По началу ребенок соотносит слово лишь с
конкретным предметом или явлением. Такое слово не имеет обобщающего
характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении
или вызывает их образы.
Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его
объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных
сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого.
Из выше сказанных факторов развития словаря дошкольника можно сделать
некоторые практические выводы:
Нужно развивать мышление ребенка. Тем самым это будет способствовать
формированию словаря дошкольника.
Активно знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, признаками,
свойствами и действиями.
Нужно следить за тем, чтоб ребенок воспринимал только положительные
образцы речи родителей.
Обязательно сопровождать любые действия с ребенком речью, называя
предметы, их признаки, явления, переспрашивая ребенка: «Покажи, где здесь
синее колечко?», «Кто это?»
Словарь подготовительной к школе группе активизируется на основе
ближнего и дальнего окружения. Ребенок называет имя, отчество, фамилию
близких людей.
Дети называют предметы, их целостное назначение и функции. Прежде всего
- это касается предметов, которые находятся в их непосредственном
окружении: дома, в саду, во дворе и т.д. Происходит заметное пополнение
словаря за счет конкретизации понятий, связанных с деятельностью человека.
Продолжается работа с синонимами, антонимами, омонимами, в процессе
которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и
пространственным отношениям.
Закрепляется представления детей о многозначности слов. Они понимают и
используют в своей речи слова с переносным значением.
Важной особенностью пополнения лексического запаса слов детей 6-7 лет
является способность усваивать каждое слово в определенной степени
обобщения. На седьмом году дети усваиваю родовое обобщение понятий. Им
доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение –
предметность, действие, состояние, признак, качество, количество.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание
лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы
по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для
общего развития ребенка. Важная задача воспитания и обучения состоит в
учете закономерностей освоения значений слов и в постепенном их
углублении, чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше
развита его речь.