Автор: Тузовская Татьяна Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности через инновационные технологии в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности
через инновационные технологии в практике работы воспитателя ДОУ
Тузовская Татьяна Эдуардовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк
Для
решения
современных
психолого-педагогических
задач,
стоящих
перед
нуждающейся в обновлении системой образования, важно кардинальным образом изменить
приоритеты целей обучения. На первый план следует выдвигать развивающую функцию, в
большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его
индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности,
что является важным условием их психологической подготовки к жизни в социуме, к труду
как
умственному,
так
и
физическому.
Через
развитие
этой
активности
происходит
становление
важных
качеств
личности:
ответственности
за
свои
действия,
умение
самоорганизовываться, критически осмысливать и оценивать происходящие процессы. В
настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях
широко используются
инновационные технологии и методики ( рисунок 1)
рисунок 1 «Инновационные технологии в системе дошкольного воспитания и обучения»
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих
специальный
набор
и
компоновку
форм,
методов,
способов,
приёмов
обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий
педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Технологическая
цепочка
педагогических
действий,
операций,
коммуникаций
выстраивается
строго
в
соответствии
с
целевыми
установками,
имеющими
форму
конкретного ожидаемого результата.
Однако любые образовательные технологии – еще не гарантия успеха. Главным
является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности
педагога.
Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии
и
степени
ее
адекватности
ситуации
и
контингенту
воспитанников
во
многом
зависит
качество обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения
В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к
максимальной
реализации
своих возможностей
(самоактуализации),
открытая
для
восприятия
нового
опыта,
способная
на
осознанный
и
ответственный
выбор
в
разнообразных
жизненных
ситуациях.
В
отличие
от
формализованной
передачи
воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение
личностью
перечисленных
выше
качеств
провозглашается
главной
целью
обучения
и
воспитания. В
традиционных
дидактических
системах
основой
любой
педагогической
технологии
является
объяснение,
а
в
личностно-ориентированном
образовании
—
понимание и взаимопонимание.
Творчество,
исследовательский
поиск
являются
основным
способом
существования
ребенка
в
пространстве личностно-ориентированного
образования.
Но
духовные,
физические,
интеллектуальные
возможности
детей
еще
слишком
малы,
чтобы
самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами.
Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.
2
Технологии
личностной
ориентации
пытаются
найти
методы
и средства обучения и
воспитания,
соответствующие
индивидуальным
особенностям
каждого
ребенка:
используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности
детей,
применяют
разнообразные
средства
обучения
(в
том
числе технические),
корректируют содержание образования.
Игровые
технологии
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение
общественного
опыта,
в
котором складывается
и
совершенствуется
самоуправление
поведением. Большинство
игр
отличает
следующие
черты
(С.А.
Шмаков):
свободная
развивающая
деятельность,
предпринимаемая
лишь по
желанию
ребенка,
ради
удовольствия
от
самого
процесса
деятельности,
а
не
только
от
результата
(процедурное удовольствие);
творческий,
в
значительной
мере
импровизационный,
активный
характер
этой
деятельности («ноле творчества»);
эмоциональная
приподнятость
деятельности,
соперничество,
состязательность,
конкуренция
(«эмоциональное
напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и
временную последовательность ее развития.
Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации
педагогического
процесса.
Основное
отличие
педагогической
игры
от
игры
вообще
состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом,
которые
могут
быть
обоснованы,
выделены
в
явном
виде
и характеризуются
учебно-познавательной
направленностью.
Специфику
игровой
технологии
в
значительной
степени
определяет
игровая
среда:
различают
игры
с
предметами
и
без
предметов,
настольные,
комнатные,
уличные,
на
местности, компьютерные, с различными средствами передвижения и т.д.
Традиционные методы организации учебного процесса направлены на создание условий,
которые
в
большей
степени
способствуют
усвоению
фактологического
материала,
закреплению навыка воспроизводить знания в знакомой ситуации. Рассмотрим, какие задачи
решаются посредством современных технологий организации учебного процесса.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями
выделяются:
3
гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью
психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным
здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются
комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих
помещение,
игрушки,
способствующие
индивидуальным
играм,
оборудование
для
индивидуальных
занятий. Музыкальный
и
физкультурный
залы,
кабинеты
долечивания
(после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной
деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует
всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения.
Как
правило,
в
подобных
дошкольных
учреждениях
дети
спокойны,
уступчивы,
не
конфликтны.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования,
равенство
в
отношениях
педагога
с
ребенком,
партнерство
в
системе
взаимоотношений
«Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают
пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую
деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических
отношений
с
процессуальной
ориентацией,
приоритетом
личностных
отношений,
индивидуального
подхода,
демократическим
управлением
и
яркой
гуманистической
направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы
«Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на
основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные
ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать
современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для
индивидуальных и дифференцированных заданий.
Метод проектов
Педагогическая технология проектов ориентирована на следующие аспекты:
осознавание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать,
приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая
умение её планировать,
4
формирование таких личностных качеств как умение договариваться и работать в
команде,
применение и приобретение детьми новых знаний (даже путём самообразования).
Использование
метода
проектов
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
имеет
следующие особенности:
в проекте принимают участие дети, родители, педагоги,
продолжительность
реализации
тематического
проекта
зависит
от
степени
заинтересованности большинства детей в группе, которую определяет воспитатель,
такой способ работы подходит для детей в возрасте от четырёх детей и старше
Наиболее
эффективный
способ
разработки
тематических
проектов
связан
с
использованием модели «трёх вопросов»:
- Что мы знаем по данной теме?
- Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?
- Что мы узнали?
Реализация проекта включает в себя этапы: выбор темы, составление плана реализации
проекта, реализация проекта, анализ.
Выбор темы
Первый компонент любого рода деятельности – мотивация, т.е. интерес, желание этим
заниматься. При создании соответствующей педагогической среды дети сами говорят о
том, что они хотят изучить, какая тема им интересна. Темы проектов могут быть самыми
различными. Они могут быть предложены детьми или воспитателями. Здесь отмечается
важность соблюдения баланса инициатив взрослых и детей. Более успешен будет тот
проект, который предложен детьми и основан на их интересах.
Планирование реализации проекта
- совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта: совместно с
детьми ставится цель и планируется изучение данной темы. Используется метод «трёх
вопросов». Ответы всех детей записываются и указываются их имена. Ответы детей
определяют
содержание
тематического
проекта,
причём,
записываются
все
ответы,
независимо от того, какими глупыми или нелогичными они могут показаться.
Затем определяются способы сбора информации: поиск и чтение книг, задавание вопросов
родителям,
задавание
вопросов
специалистам,
проведение
экспериментов,
проведение
экскурсий,
воссоздание
предмета
или
события,
просмотр
видеофильмов
или
прослушивание аудиозаписей.
5
Важно обучать детей разным способам составления и фиксации планов их действий.
- Подготовительная работа команды педагогов.
Сначала команда воспитателей фиксирует все идеи детей и свои в схеме «солнышко»,
подбирает необходимые материалы для оснащения развивающей среды в группе.
Реализация проекта
Воспитатели
подключают
к
реализации
проекта
родителей
детей,
специалистов
образовательного
учреждения.
Тематический
проект
реализуется
во
время
утреннего
сбора и в центрах развития. Ребята делают самостоятельный выбор центров активности и
тех
видов
деятельности,
которые
для
них
привлекательны.
Реализация
проекта
предполагает получение определённого результата: выставка детских работ или объектов
по теме, сценки-миниатюры и т.д.
Анализ
Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового
они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Затем команда воспитателей
проводит самоанализ, отвечая на следующие вопросы:
- Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
- Чему научились дети?
- Что не удалось? Почему?
Система работы в рамках технологии проектов даёт детям возможность ещё в детском
саду увидеть алгоритм деятельности, обучает их делать адекватный выбор, обосновывать
его, планировать деятельность, контролировать и оценивать себя. Педагоги отмечают
большие
возможности
проектной
деятельности
в
социальном
развитии
детей.
Дошкольники учатся работать в парах и группах, учатся договариваться, согласовывать
свои действия; у детей развивается желание помочь или обратиться за помощью.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая
проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к
внедрению.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса программы с целью
углубить знания отдельных воспитанников по этому вопросу, дифференцировать процесс
обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования,
относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и,
вместе с тем, требующим привлечения знаний воспитанников не по одному предмету, а из
разных областей,
творческою
мышления воспитанников,
исследовательских навыков. Так
достигается вполне естественная интеграция знаний .
6
Еще раз следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает
больше
в
роли
организатора
самостоятельной
активной
познавательной
деятельности
учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем
при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-
педагогической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Атутов
П.Р. Технология
и
современное
образование
/ П.Р.
Атутов //
Педагогика. - 1996. - № 2.
2.
Белкин
А.С. Витагенное обучение с голографическим методом
проекций
/
А.С. Белкин // Школьные технологии. - 1998. - № 3.
3.
Беспалько
В.П. Педагогика
и
прогрессивные
технологии
обучения
/ В.П.
Беспалько. — М., 1995.
4.
Кларин
М.В. Инновации
в
мировой
педагогике
/ М . В . Кларин.
—
Рига
Эксперимент, 1995.
5.
Кудрявцев
В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы
/ В.Т.
Кудрявцев. — М.: Знание, 1991.
6.
Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика / Б.Г. Матюнин. — М., 1995.
7.
Педагогические технологии: Учебное
пособие
для
студентов
пе дагогических
специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.
8.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.:
Народное образование, 1998.
9.
Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса / В.Т.
Фоменко. — Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994.
7
Приложение
8
Приложение 1
«Наши друзья деревья »
Большинством педагогов в качестве основных форм экологического воспитания детей
используются наблюдения и труд в природе. Причём, инициатива по выбору объектов, форм,
времени наблюдения и труда принадлежит в основном воспитателю, дети лишь выполняют
заранее продуманный план педагога. То есть дошкольники рассматриваются не как субъекты,
а
как
объекты
экологического
воспитания.
Такой
подход
противоречит
особенностям
современных дошкольников – активных, упрямых деятелей, нацеленных на самостоятельное
познание мира, а не восприятие его под непрерывным руководством взрослого.
Поэтому мы используем и другие формы экологического воспитания, в которых
дошкольники
могут
быть
субъектами
деятельности.
Одной
из
таких
форм
является
экологическое мини-исследование, проводимое совместно детьми старшего дошкольного
возраста и педагогами.
Объектом
подобного
мини-исследования
могут
быть
деревья
ближайшего
природного
окружения. Чем обусловлен выбор объекта?
Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, мало с ними знакомы и не
воспринимают их как живые объекты.
9
Деревья статичны (в отличие от животных, птиц, насекомых), что даёт детям возможность
наблюдать и исследовать их в любой удобный момент.
Содерж ание
исследований,
связанны х
с
деревом
очень
р а з н о о б р а з н о
(исследование
формы,
размера,
оттенка
листа,
качества
его
поверхности,
его
строения;
сравнение
толщины,
поверхности,
рисунка,
запаха
коры
разных
пород
деревьев;
обследование почвы, снега под деревом и рядом с ним; угадывание «настроения» деревьев в
разную погоду, в разные времена года и т.д.)
Сроки
реализации
данного
проекта
позволяют
отследить
все
сезонные
изменения,
происходящие с деревьями в течение года.
С деревом ребёнку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми)
растениями или животными, легче представить его другом. А в силу психологических
особенностей дошкольников (эгоцентризм, антропоморфизм) такое «очеловечивание» живых
объектов необходимо ребёнку для формирования эмоционально-ценностного отношения к
ним.
Дерево может стать интересным объектом наблюдений не только для детей, но и для
взрослых. Это позволяет привлечь к участию в проекте семьи воспитанников не только в
качестве пассивных наблюдателей, но и в роли активных субъектов исследования.
Таким образом, мы считаем, что организация с детьми экологических мини-исследований (в
частности, наблюдений и опытов, связанных с деревьями ближайшего окружения) позволит
создать условия для формирования субъектной позиции ребёнка-дошкольника 5-7 лет, а
также
будет
способствовать
формированию
эмоционально-ценностного
отношения
к
окружающему и экологически-целесообразного поведения в природной среде.
Для этого в рамках реализации проекта мы планируем:
Организовать цикл детских экологических мини-исследований и природоохранных акций,
связанных с деревьями ближайшего природного окружения
Вовлечь родителей воспитанников в проведение мини-исследований в роли помощников и
консультантов или организаторов самостоятельных семейных исследований
Отследить
влияние
проведённой
работы
на
формирование
осознанно-бережного
отношения к деревьям
В результате планируемой работы мы прогнозируем следующие результаты:
У
50-60
%
дошкольников
(принимавших
участие
в
проекте)
сформируются
исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети 6-го года жизни совместно со
взрослым
смогут
анализировать
проблемную
ситуацию,
осуществлять
целеполагание,
выбирать пути реализации цели, фиксировать и представлять получившиеся результаты).
10
У 60-70% детей старшей группы расширятся представления о разнообразии деревьев и их
отличительных
особенностях
–
высоте,
толщине
ствола,
строении
кроны,
особенностях
листьев и коры (это можно будет отследить по результатам диагностических опросов детей)
Большинство детей 6-го года жизни будут воспринимать деревья как живые объекты,
сопереживать
им
и
стремиться
создать
для
них
благоприятные
условия
обитания
(сочувствовать «страдающим» деревьям, окапывать их, сгребать под ствол листву и снег, не
ломать ветки, не рвать листья, совместно со взрослым «лечить» сломанные ветки, принимать
участие в акциях по охране деревьев)
У 40-50 % детей сформируется интерес к исследованию деревьев, будет проявляться
инициатива по наблюдению за ними, дошкольники будут запоминать и самостоятельно
находить интересную информацию о деревьях в детских энциклопедиях, телепередачах,
Интернете (с помощью родителей)
В роли активных участников исследований удастся вовлечь 15-20 % родителей
11
План – график по реализации проекта
Наименование
этапов работ
Мероприятия
Сроки
(с_ по_)
Результат
Ответственные
Подготовительный
Диагностика детей
27
апреля
–
11 мая 2019 г.
Выявление имеющихся у детей
представлений
о
д еревья х,
отношения
к
ним,
степени
заинтере сованно сти
д е т е й
данной
темой,
наблюдение
за
поведением детей по отношению
к деревьям на прогулке.
Воспитатели
ст арших
групп
Цикл целевых прогулок и наблюдений за деревьями ближайшего
окружения
11
мая
–
18
мая 2019 г.
Выбор детьми 2-3-х деревьев -
о б ъ е к т о в
н а б л ю д е н и й ,
придумывание им имён.
Воспитатели
ст арших
групп
Родительские групповые собрания
18
мая
–
22
мая 2019 г
Информирование
родителей
о
п р о е к т е ,
о б с у ж д е н и е
е г о
значимости,
определение
роли
родителей в данном проекте
Воспитатели
ст арших
групп
Подготовка материалов, приобретение оборудования:
- фотографирование весенних изменений в жизни деревьев
-
подбор
детских
литературных
произведений,
видеозаписей
мультфильмов,
детских
фильмов
-
сказок,
репродукций
художественных картин.
- приобретение инвентаря для ухода за деревьями, расходных
материалов для фиксации результатов наблюдений
13
апреля
–
25
мая
2019
(3-4
раза
в
неделю)
11
мая
–
11
июня 2019 г
1 - 1 1
и ю н я
2019
Накопление
фотоматериалов,
подробно
иллюстрирующих
весенние
изменения
в
жизни
конкретных деревьев
Создание
мини
-
библиотеки,
в и д е о т е к и ,
п о д б о р к и
р е п р о д у к ц и й ,
в
к о т о р ы х
доступным
для
дошкольников
языком
раскрывается
образ
д е р е в а
( в
т о м
ч и с л е
«очеловеченный»)
Создание
развивающей
среды,
способствующей
организации
мини-исследований
В о с п и т а т е л ь
–
руководитель проекта
Воспитатели старших
В о с п и т а т е л ь
–
руководитель проекта
Основной
Блок «Мы и деревья
п о х о ж и
д р у г
н а
друга»
1. Беседа «Почему говорят, что деревья наши зелёные друзья?»
2. Развлечение «В гости к деревьям»
17-21 августа
2019 г.
Мотивация детей на наблюдения
и опыты по сравнению человека
и дерева, совместное с детьми
о пр ед е л е ние
н а п р а в л е н и й
Воспитатели
ст арших
групп
Воспитатели
ст арших
3.
Цикл
наблюдений
и
опытов
«Познакомимся
с
деревьями
поближе». Примерное содержание наблюдений:
- у детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела, А
какие части есть у дерева? Для чего людям нужны ноги, руки, а
дереву – листья, корни, ствол, кора? Почему нельзя ломать ветви
деревьев, рвать их листья?
- у нас есть знакомые, друзья, соседи. А у дерева? (кто бегает
рядом с ним, прилетает к нему?)
- у каждого человека есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка. А
у дерева? (деревья того же вида в ближайшем окружении)
4. Цикл опытов «Мы живые. А деревья?». Примерное содержание
опытов:
-Мы пьём. А деревья? (наблюдение за впитыванием влаги в почву,
организация рыхления почвы под деревьями)
- Мы дышим. А деревья? (выделение влаги при дыхании человека
и листа, значение листа для дерева)
- Мы растём. А деревья? (Сравнение взрослых, детей разных
возрастов
по
росту.
Поиск
деревьев
одной
породы
разного
возраста)
5. Цикл бесед и наблюдений «Мы готовимся к зиме и деревья
тоже»
- беседа «Как человек готовиться к зиме»
- циклические наблюдения за осенними изменениями деревьев (с
фотографированием
этих
изменений
3-4
раза
в
неделю).
Сгребание опавшей листвы к деревьям, закапывание её в землю –
питание для деревьев.
6. Создание детьми и воспитателями книги «Человек и дерево –
друзья»
7.Презентация книги на родительском собрании.
24 августа – 4
сентября 2019
г.
7-18 сентября
2019 г.
21 сентября –
2
о к т я б р я
2019 г.
24 августа – 2
октября
2019
г.
сравнения
Ф о р м и р о в а н и е
у
д е т е й
представлений о сходстве людей
и
д е р е в ь е в
п о
в н е ш н и м
п р и з н а к а м ,
р а с ш и р е н и е
представлений
о
ст р о ении
дерева.
Закрепление
представлений
о
признаках
живого.
Нахождение
детьми
признаков
живого
у
человека
и
дерева.
Осознание
детьми, что человек и дерево –
живые
объекты,
о с в о е н и е
простейших
способов
ухода
за
деревьями.
Систематизация
представлений
д е т е й
о
п р и с п о с о б л е н и и
человека и деревьев к осенним
и з м е н е н и я м
в
п р и р о д е .
П р о д о л ж е н и е
р а б о т ы
п о
освоению простейших способов
ухода за деревьями
Отражение детских впечатлений
от сравнения человека и дерева в
схемах,
рисунках,
рассказах,
ц и к л е
ф о т о г р а ф и й .
Систематизация
полученных
представлений.
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и й
с о в м е с т н о
с о
в з р о с л ы м
представлять результаты опытов
групп
Воспитатели
ст арших
групп
Воспитатели
ст арших
групп
Воспитатели
ст арших
групп
Воспитатели
ст арших
групп
Воспитатели
ст арших
групп
Воспитатели
ст арших
групп
Родители воспитанников.
13
Блок
«Мы
разные
и
деревья разные»
1.Беседа
«Чем
люди
отличаются
друг
от
друга?
А
деревья
одинаковые или нет?»
2.
Цикл
наблюдений
и
опытов
(с
подключением
родителей
к
проведению
данных
опытов)
«Изучаем
листья».
Примерное
содержание: форма, цвет, качество поверхности, запах, строение
листьев разных пород деревьев. Значение листьев для дерева.
Создание
букетов
и
гербариев
осенних
листьев.
Продолжение
работы по сгребанию опавшей листвы под деревья и перекопке
почвы
3. Цикл наблюдений (с подключением родителей к проведению
данных опытов) «Изучаем кору». Примерное содержание: цвет,
запах,
качество
поверхности
коры
разных
пород
деревьев.
Значение коры для дерева.
Создание
рисунка
коры.
Замазывание
ранок
на
коре
(при
необходимости)
4. Цикл наблюдений и опытов «Изучаем плоды и семена» (с
подключением
родителей).
Примерное
содержание:
форма,
размер, вес семян разных пород деревьев; как далеко от дерева
они
находятся;
где
они
могут
прятаться
(в
плодах).
Значение
семян для деревьев. Разнообразие плодов.
Изготовление поделок из семян и плодов деревьев
5-9
октября
2019 г.
5-9
октября
2019 г.
12-16 октября
2019 г.
19-23 октября
2019 г.
26-30 октября
2019 г.
и наблюдений.
Расширение
предст авлений
детей
об
отличии
людей
по
росту, комплекции, цвету волос,
глаз,
кожи
и
т.д.
Мотивация
детей на изучение характерных
особенностей
разных
видов
д е р е в ь е в .
С о в м е с т н о е
с
во спитателем
о п р ед е л е н и е
направлений исследований
Расширение
предст авлений
д е т е й
о
х а р а к т е р н ы х
особенностях
листьев
деревьев
разных пород, их значении для
жизни
дерева.
Формирование
о сознанно сти
в ы п о л н е н и я
правил поведения в природе (не
рвать листья)
Расширение
предст авлений
д е т е й
о
х а р а к т е р н ы х
особенностях
коры
деревьев
разных пород, её значения для
жизни
дерева.
Формирование
о сознанно сти
в ы п о л н е н и я
правил поведения в природе (не
царапать и не отрывать кору)
Расширение
предст авлений
д е т е й
о
х а р а к т е р н ы х
особенностях
семян
и
плодов
деревьев
разных
пород,
их
значения в жизни деревьев.
Отражение детских впечатлений
об
отличительных
признаках
деревьев.
С и с т е м ат и з а ц и и
Воспитатели
ст арших
групп
Родители воспитанников.
Воспитатели
ст арших
групп
Родители воспитанников.
Воспитатели
ст арших
групп
Родители воспитанников.
В о с п и т а т е л ь
-
руководитель проекта
Педагог – психолог
Воспитатели
ст арших
групп
Воспитатели
ст арших
групп
Воспитатели
ст арших
14
Бл ок
«Мы
ум е ем
дружить,
можем
радоваться,
грустить
и
деревья
тоже»
5. Создание воспитателями и родителями совместно с детьми
компьютерной презентации «Такие разные деревья»
6.
Конференция
с
участием
детей,
воспитателей
и
родителей
«Такие
разные
деревья»
с
использованием
компьютерной
презентации.
1. Занятие «Наше настроение»
2. Беседа «Может ли дерево грустить, радоваться? Как угадать
настроение дерева?»
3. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, фильмов – сказок, в
которых присутствуют «очеловеченные» деревья; рассматривание
репродукций картин, отражающих образ дерева.
Игры «Угадай настроение дерева» (на прогулке)
Беседа
«Почему
у
дерева
такое
настроение?
Как
порадовать
деревья?»
4. Проведение акций по защите деревьев. Например:
-
акция
«Кормушка»
(изготовление
детьми,
родителями,
воспитателями
кормушек
и
развешивание
их
на
деревьях
для
привлечения птиц – «друзей» деревьев)
- акция
«День рождения ёлочки» (изготовление и размещение
плакатов
в
защиту
ёлочек
перед
новогодними
праздниками,
изготовление
подарков
для
ёлочки
–
ёлочных
украшений,
12-30 октября
2019 г.
2 - 3
н о я б р я
2019 г.
9-13
ноября
2019 г.
16-27
ноября
2019 г.
31 ноября – 4
декабря
2019
г.
данных представлений.
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и й
с о в м е с т н о
с о
в з р о с л ы м
представлять результаты опытов
и
н а б л ю д е н и й ,
в
т. ч .
с
использованием
современных
компьютерных технологий
Расширение
представлений
о
в н е ш н и х
п р о я в л е н и я х
настроения человека. Мотивация
д е т е й
н а
н а б л ю д е н и я
и
рассуждения
по
определению
«настроения» деревьев.
О с о з н а н и е
д е т ь м и
выразительных
средств,
с
помощью
которых
художники,
писатели,
режиссёры
отражают
« н а с т р о е н и е »
д е р е в ь е в .
Понимание причин «страдания»
дерева.
Формирование
умения
с о пе р е ж ивать
бл и ж а й ш и м
деревьям. Обсуждение способов
оказания
посильной
помощи
деревьям.
Расширение
предст авлений
детей о способах практической
помощи
деревьям.
Отработка
данных
способов.
Вовлечение
родителей
в
природоохранную
деятельность.
Обобщение представлений детей
групп
Родители воспитанников.
В о с п и т а т е л ь
-
руководитель проекта
15
проведение развлечения «День рождения ёлочки» в ближайшем
лесу)
Создание любительских видеорепортажей хода проведения акций.
5.
Просмотр
и
обсуждение
детьми,
родителями
данных
видеорепортажей
7-11
декабря
2019 г.
о
дереве
как
живом
объекте,
дальнейшее
фо рм ир о ва ние
осознанно-бережного отношения
к
нему.
Обсуждение
детьми,
родителями
и
воспитателями
итогов проекта.
Заключительный
1. Проведение повторной диагностики детей.
2. Анкетирование родителей
3. Составление отчёта
4. Консультация – презентация хода и результатов проекта для
педагогов ДОУ
5. Беседа о перспективах реализации данного проекта с детьми,
педагогами, родителями. Написание статей о ходе и результатах
данного
проекта
для
местной
прессы
и
всероссийских
педагогических журналов.
7-11
декабря
2019 г.
7-11
декабря
2019 г.
14-18 декабря
2019 г.
14-18 декабря
2019 г.
Янва рь
-
февраль
2020
г.
В ы я в л е н и я
и з м е н е н и й
в
представлениях дошкольников о
деревьях,
п о з н а в ат е л ь н о го
интереса
к
ним,
изменений
в
поведении
дошкольников
в
природной среде.
Выяснения мнения родителей о
результатах и значении проекта.
Подведение
итогов
реализации
проекта
Трансляция
опыта
реализации
проекта.
О п р е д е л е н и е
п е р с п е к т и в
проекта. Трансляция опыта его
реализации.
Воспитатели старших
Воспитатели
ст арших
групп
В о с п и т а т е л ь
-
руководитель проекта
Воспитатели
ст арших
групп
16
Приложение 2
Пословицы, поговорки и приметы про деревья
Мудрость народа хранится в пословицах и поговорках. Они делают нашу речь яркой и
меткой, вносят для нашего народа характерные оттенки, украшают речь. Если с раннего
возраста читать детям пословицы, то это поможет им развить логику и абстрактное
мышление. Дети, с помощью пословиц, расширят свой кругозор, сформируют литературные
и художественные навыки своей речи.
Народные приметы, связанные с рябиной
• Рябина зацветает — пора сеять лен.
• Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.
• Поздний расцвет рябины — к долгой осени
.
•
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
• В лесу много рябины — осень будет
дождливой, если мало — сухо.
Пословицы, поговорки о липе
• А орехи-то, оказывается, на липе растут.
• Есть свято, с липы снято; по краешкам
ремешки, а в середке сито.
• На липе сижу, сквозь клены гляжу, а березой
трясу.
Пословицы и поговорки про дуб
• Не срубишь дуба, не отдув губы.
• В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль
спица.
• Дуба плоды только свиньям годны.
• Дуб стар, да корень свеж.
• Велик дуб, а от малого топора падает.
• Буря дуб свалит, а тростник устоит.
• Дуб свой рост не спеша набирает.
• Если стадо разом заревёт у дуба - дуб
свалится.
• Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет.
• Много желудей на дубе - к лютой зиме.
Пословицы и поговорки про грушу
• Одна гнилая груша сто груш сгноит.
• Был муж, да объелся груш.
• Любит - как душу, а трясет - как грушу.
• На грушу лезть - или грушу рвать, или платье
драть.
• Не струшу: хоть на грушу.
• Куст шиповника грушевых побегов не
выносит.
Пословицы, поговорки, приметы о сосне
• Сосна кормит, а липа обувает.
• Всяка сосна лишь своему бору шумит.
• Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то
избенка.
• От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
• Ель не сосна, шумит неспроста.
• С бору, да с каждой сосенки.
• Сосна там красна, где росла.
• Сосна дубу сестра.
• Нет дерева выше сосны.
• Где сосна взросла, там она и красна.
• Ветер не дует, так и сосна не шумит.
• Хоть сосна и средь поля стоит, а своему бору.
• Зимою сосна кажется зеленее.
• Что ни толкуй, а сосновый лес крепче елового.
• Не все сосны в лесу корабельные.
• На нагнутую сосну и коза вскочит.
• Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.
18
Пословицы и поговорки приметы про клён
• Клен да ясень - плюнь да наземь.
• Без ветра и кленовый лист не шелохнется.
• Клен да береза - чем не дрова, а хлеб да вода -
чем не еда.
• Если клен « заплакал» - верный признак, что
через несколько часов будет дождь.
• Если ветви клена дружно склонились в одну
сторону, это верно признак того, что рядом
находится хорошая водяная жила.
• Если у клена листья распускаются позже, чем
у березы, то лето будет засушливое.
Пословицы и поговорки про орех
• Грех - с орех, ядро - с ведро.
• Печаль в сердце что червь в орехе.
• Коль не разгрызешь ореха, так и ядра не
съешь.
• Урожай - не орехи, два года подряд не
бывает.
• Ест орехи, да на зипуне прорехи. Орехи -
девичьи потехи.
• У одних - даже вата шуршит, у других - и
орехи не трещат.
• Орех разгрызть - небольшая корысть.
19