Автор: Черемисинова Ирина Вадимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ лицей № 90
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа дополнительного курса для 5–6 класса "Наглядная геометрия"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ЛИЦЕЙ
№90
г. КРАСНОДАРА
ПРОГРАММА
По
дополнительному курсу «Наглядная геометрия»
Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование
5(6)класс
Количество часов 60
Программа разработана учителем математики МБОУ лицей № 90 г.
Краснодара Черемисиновой Ириной Вадимовной
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне
развитого
человека,
воспринимающего
мир
как
единое
целое.
Каждая
из
учебных
дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для
этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода
познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение
предметов,
развивающий
пространственные
представления,
образное
мышление
обучающихся
их
изобразительно-графические
умения
и
приёмы
конструктивной
деятельности,
т.е.
формирует
геометрическое
мышление.
Геометрия
дает
учителю
уникальную
возможность
развивать
ребёнка
на
любой
стадии
формирования
его
интеллекта.
Три
ее
основные
составляющие:
фигуры,
логика
и
практическая
применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка
любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической
деятельности.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают
развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую
зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким
эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного
развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение
обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом
геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия
окружающей действительности.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их
самостоятельной
деятельности.
Основными
приемами
решения
задач
являются:
наблюдение, конструирование, эксперимент. Среди задачного и теоретического материала
акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и
воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были
доступны большинству обучающихся. На занятиях наглядной геометрии предусмотрено
также решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических
игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что
допускает
возможность
перестановки
изучаемых
вопросов,
их
сокращение
или
расширение.
Данная
учебная
программа
соответствует
учебнику
«Наглядная
геометрия»
И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2011г.
Курс предназначен для учащихся 5-х , 6-х классов, рассчитан на 60 часов.
Цели курса:
-
развитие
пространственных
представлений,
образного
мышления,
изобразительно
графических умений, приемов конструктивной деятельности;
- развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;
- развитие
геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие
глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления;
-формирование
каче ств
лично сти:
ответ ственно сть,
д о б р о с о в е с т н о с т ь ,
дисциплинированность, аккуратность, усидчивость;
- подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии
средней школы.
Задачи курса:
- вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений,
необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности;
- познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне
представлений, изучение свойств на уровне практических исследований;
- применение полученных знаний при решении различных задач.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- основные понятия, правила, теоремы;
- простейшие свойства геометрических фигур;
- некоторые геометрические соотношения;
- основные приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент;
- алгоритмы решения простейших задач на построение.
Учащиеся должны уметь:
- владеть терминологией;
- выполнять чертежи простейших геометрических конструкций;
- изображать фигуры на нелинованной бумаге;
- определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства
конкретного геометрического тела;
- решать задачи на разрезание и складывание фигур;
- решать задачи на построение фигур;
- решать простейшие задачи на вычисление площади и объема;
- создавать математические модели практических задач;
- проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы
и доказывать их;
- решать нестандартные задачи, применяя изученные методы.
Содержание
1.
Введение. Первые шаги в геометрии – 4 ч
Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч,
отрезок, многоугольник.
2.
Фигуры на плоскости – 8 ч
Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат»,
«согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры.
Танграм. Пентамино. Гексамино.
Конструирование из Т. Углы, их построение и
измерение. Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.
3.
Фигуры в пространстве – 6 ч
Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей.
Движение
кубиков
и
их
частей.
Уникуб.
Игры
и
головоломки
с
кубом
и
параллелепипедом. Оригами.
4.
Измерение геометрических величин – 6 ч
Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда.
Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда. Измерение длин, вычисление
площадей
и
объемов.
Развертки
куба,
параллелепипеда.
Площадь
поверхности.
Объем куба, параллелепипеда
5.
Топологические опыты – 6 ч
Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников. Фигуры одним
росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.
6.Занимательная геометрия – 4 ч
Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.
7.
Параллельность и перпендикулярность – 4 ч
Параллелограмм,
его
свойства.
Построение
параллельных
и
перпендикулярных
прямых, понятие «золотого сечения».
8.
Задачи на построение – 6ч
Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. Фигурки из куба и его
частей.
9.
Координатная плоскость – 4 ч
Рисование
по
координатам
и
наоборот
–
разгадывание
зашифрованного
с
помощью
координат рисунка.
10. Симметрия – 6 ч
Зеркальное
отражение,
Бордюры
и
орнаменты.
Симметрия
помогает
решать
задачи.
Правильные многогранники. Изготовление правильных многогранников
11. Замечательные кривые – 6 ч
Зашифрованная переписка. Задачи со спичками Кривые дракона, лабиринты. Геометрия
клетчатой бумаги
Ожидаемые результаты:
В ходе освоения содержания курса «Наглядная геометрия», ожидаются:
1. Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности
школьников
2. Осознание учащимися того, что геометрические формы являются идеализированными
образами реальных объектов
3. Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими
соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса
4. Развитие геометрического мышления учащихся с помощью методов геометрической
наглядности
5. Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и
систематизации их знаний по основному курсу
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Шевкин, А.В. Сборник задач по математике для учащихся 5-7 кл. / А.В. Шевкин. - 3-е изд.
- М.: ООО «ТИД. Русское слово - PC», 2014.
Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-7 кл.
общеобразоват. учреждений / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. - 6-е изд. -М.: Просвещение,
2013.
Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных
заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5-6 кл.: Кн. для
учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.:Астрель, 2009.
Гуцанович, С.А. Занимательная математика в базовой школе: Пособие для учителей / С.А.
Гуцанович. - Изд. 2-е, стереотипное. - М: Тетра Системс, 2014.
Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.:
Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.
Сефибеков, С.Р.Внеклассная работа по математике. Кн. для учителя / С.Р. Сефибеков. - М.:
Просвещение. - 2000.
Олехник, С.Н. Старинные занимательные задачи / С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К.
Потапов. - М.: АО «Столетие». - 2010.
Кордемский, Б.А. Математическая смекалка / М.А. Кордемский. - М.: Наука.- 2008.