Напоминание

Двигательная активность детей дошкольного возраста


Автор: Полукарова Ирина Александровна
Должность: воспитатель по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ 111 "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Курган
Наименование материала: Статья
Тема: Двигательная активность детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Двигательная активность детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда

формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед

дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях

совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и

физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих

на состояние здоровья и работоспособность растущего организма является

двигательная активность. Двигательная активность – это естественная

потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим

условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Помимо организованных форм работы по развитию движений в

двигательном режиме детей пяти – семи лет большое место занимает

самостоятельная деятельность. Занимаясь самостоятельно, ребёнок

сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей

его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы

действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.

У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по своему

собственному желанию. Здесь его действия во многом зависят от условий,

создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной

активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие

их игр, движений, не подавляя инициативы. От состояния здоровья ребёнка,

умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки,

быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер

и содержание игры. А в дальнейшем достижения в учебной и трудовой

деятельности.

Нами используются разнообразные формы работы по физическому

воспитанию ( утренняя кие гимнастика, физкультурные занятия,

физкультминутки, динамическая пауза, спортивные праздники). В

самостоятельной активности детей используются разнообразные подвижные

игры, способствующие всестороннему развитию детей, содействуют

оздоровлению организма , обогащают жизнь детей новым содержанием,

воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде,

самостоятельность и творческую инициативу.

Особенности двигательной активности детей

Определимся, что такое двигательная активность дошкольников.

Можно выделить несколько основных видов:

естественные действия в повседневной жизнедеятельности

подвижная игровая деятельность

организованные физические упражнения

самостоятельная активность по внутреннему побуждению ребенка

комплексы движений, которые выполняет ребенок с подачи другого

человека

Если взрослый предлагает ребенку собрать каштаны на прогулке в

парке, или сверстник азартно призывает «Догони меня!», это пример

побуждения дошкольника к активному движению.

У каждого ребенка проявляются свои предпочтения. Одни

предпочитают бегать-прыгать большую часть времени бодрствования.

Выделяются гиперактивные дети, которые неспособны выдержать состояние

покоя даже незначительное время. Чрезмерная активность так же

нежелательна, как и ее недостаточность.

Часть дошкольников отличается не в меру выраженной усидчивостью.

Особенно привязывают ребенка к месту интерактивные и компьютерные

игрушки. Поэтому актуален поиск путей повышения двигательной

активности детей дошкольного возраста.

Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре

представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и

воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное,

каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-

походы в парк, подвижные игры и физические упражнения на прогулке

выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и

повышают их умственную работоспособность.

Пальчиковая гимнастика развивает у детей мелкую моторику, что

способствует формированию речи и письма.

На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки,

умения, знания.

Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это

активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и

творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для

коррекции физического и двигательного развития.

Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-

профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным

здоровьем.

Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики

нарушения речи у детей и развития моторики.

В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их

характер может меняться и повторяться с разной периодичностью в течение

дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный

двигательный режим дошкольников.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в

укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в

режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит

физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные

виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и

физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с

умственной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями и т.д.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в

практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные

виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом

закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и

методы их проведения. К таким занятиям относятся:

- оздоровительный бег на воздухе;

- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными

ваннами;

- гимнастика после дневного сна;

- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

- индивидуальная работа с детьми по развитию движений и

регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

- прогулки-походы в парк;

- корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим

массажем тела;

- использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим

массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия

по физической культуре — как основная форма обучения двигательным

навыкам и развития оптимальной ДА детей. Проводить занятия по

физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно

на воздухе). Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех

основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической

подготовленности.

При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению

детей плаванию не менее двух раз в неделю (желательно во второй половине

дня, подгруппами по 10-12 человек).

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности,

возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для

проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и

саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных

проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое

руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с

учетом уровня ДА.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре

немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-

массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и

дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья,

физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и

воде, игры-соревнования, спартакиады.

Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр и

физических упражнений. Их продолжительность – 10-15 минут. Так, в дни

проведения занятий по физической культуре включать игры, физические и

строевые упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. В

другие дни – 1-2 подвижные игры и 1-2 физических упражнения с более

интенсивной нагрузкой, которые были изучены на физкультурном занятии.

Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть

разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий,

времени года, индивидуальных особенностей детей.

Педагоги разбегаются по всему залу. По сигналу воспитателя они

быстро останавливаются на месте и принимают какую-нибудь спортивную

позу в парах: приседают, поднимают руки в стороны и т.п. Воспитатель

отмечает, чья фигура интереснее.

Таким образом, двигательный режим дошкольника с оздоровительной

направленностью, включающий в себя наиболее приоритетные формы

физического воспитания, позволяет сформировать необходимый объём и

производить контроль двигательной активности детей в дошкольном

учреждении.



В раздел образования