Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ


Автор: Мележик Елена Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств д. Добрунь Брянского района"
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современные педагогические технологии и

их использование в ДШИ.

Преподаватель ДШИ д. Добрунь

Брянского района, Брянской области.

Мележик Е.В.

«Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими

мыслями и чужими чувствами, самый худший - который живет чужими

мыслями и своими чувствами». Л. Н. Толстой.

Традиционная педагогическая технология Термин "традиционное обучение"

подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения,

сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А.

Каменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии

являются следующие: - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня

подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный

состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому

годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети

должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее

определенные часы дня; - основной единицей занятий является урок; - урок,

как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего

учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - работой

учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по

своему предмету, уровень каждого ученика в отдельности и в конце учебного

года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; - учебные

книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный

год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или,

точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы. Цели

обучения - подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий

те или иные составляющие. В советской педагогике цели обучения

формулировались так: - формирование системы знаний, овладение основами

наук; - формирование основ научного мировоззрения; - всестороннее и

гармоничное развитие каждого ученика; - воспитание идейно убежденных

борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества; - воспитание

сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому,

так и к умственному труду. Таким образом, по своему характеру цель

технологий обучения (ТО) - это воспитание личности с заданными

свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на

усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности

(всестороннее развитие было декларацией). В современной массовой

российской школе цели несколько видоизменились - исключена

идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития,

произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма

представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов

обучения) осталась прежней. Музыкальная школа с традиционной

технологией по-прежнему является "школой знаний", сохраняя преобладание

рациональнологической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальные положения. Концептуальную основу ТО составляют

принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Каменским: - научность

(ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); -

природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется); -

последовательность и систематичность (последовательная линейная логика

процесса, от частного к общему); - доступность (от известного к

неизвестному, от легкого к трудному); - прочность (повторение - мать

учения); - сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу

и будь активен в выполнении команд); - наглядность (привлечение различных

органов чувств к восприятию); - связь теории с практикой (определенная

часть учебного процесса отводится на применение знаний); - учет возрастных

и индивидуальных особенностей. Обучение- это процесс передачи знаний,

умений и навыков, социального опыта от старших поколений -

подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели,

содержание, методы и средства. Особенности содержания. Традиционная

система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о

свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения -

централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для

страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют

"коридоры", внутри которых (и только внутри) предоставлено право

двигаться ребенку. Особенности методики. Традиционная технология

представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований,

учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его

многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для

раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в регламентации деятельности.

Позиция ученика: ученик- подчиненный объект обучающих воздействий,

ученик "должен".Позиция учителя: учитель - командир, инициативное лицо;

старший (родитель) учит; "с предметом к детям", стиль "разящие стрелы".

Методы усвоения знаний основываются на: - сообщении готовых знаний; -

обучении по образцу; - индуктивной логике от частного к общему; -

механической памяти; - вербальном изложении; - репродуктивном

воспроизведении. слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе

учебной деятельности ребенка: - самостоятельное целеполагание отсутствует,

цели обучения ставит учитель; - планирование деятельности ведется извне; -

итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а

учителем, другим взрослым. В этих условиях этап реализации учебных целей

превращается в труд "из-под палки" со всеми его негативными

последствиями (отчуждение ребенка от учебы). Оценивание деятельности

учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной

пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным

предметам; требования к оценке: индивидуальный характер,

дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания,

всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность,

мотивированность, гласность. Однако в школьной практике обнаруживаются

отрицательные стороны традиционной системы оценок. Количественная

оценка - отметка - часто становится средством принуждения, орудием власти

учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с

личностью в целом, сортирует учащихся на "хороших" и "плохих". Названия

"троечник", "двоечник" вызывают чувство ущербности, унижения, либо

приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим

посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает

заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей

личности (Я-концепция). Особо существует проблема двойки. Она является

непереводной оценкой, основанием второгодичества и отсева, т. е. решает во

многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную

проблему Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает

психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом,

школой, с семьей. К традиционным технологиям относят и лекционно-

семинарскозачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал

преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается

(усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных

занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов. Технологии

личностно-ориентированного образования Принципиально важным

моментом для понимания сущности педагогической технологии является

определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к

ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным

субъектом учебно-воспитательного процес о, а ученик есть лишь "объект",

"винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни,

подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением

требований и принуждения. Высокой степенью невнимания к личности

ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также

господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет

обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования

личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические

технологии в ряде источников называют технократическими; однако

последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру

содержания, а не к стилю педагогических отношений. Личностно -

ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной

системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и

безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект

приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством

достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и

дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще

антропоцентрическими. Сразу отметим неточность термина "личностно-

ориентированное образование". Правильнее говорить

"индивидуальноориентированное образование", потому что все

педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как

задаются целью развития и совершенствования личности ребенка.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение

гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания

педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к

максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая

для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный

выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от

формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в

традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных

выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются: -

антропоцентричностью; - гуманистической сущностью; -

психотерапевтической направленностью; - ставят цель разностороннее,

свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-

ориентированных технологий самостоятельными направлениями

выделяются: - гуманно-личностные технологии; - технологии

сотрудничества; - технологии свободного воспитания; - эзотерические

технологии. Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей

гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на

поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви

к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая

принуждение. Технологии сотрудничества реализуют демократизм,

равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и

ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание,

дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении

ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере

его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом

реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а

не от внешнего воздействия. Истоки развития личностно-ориентированной

педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции

культуры Бахтина-Библера, где обоснованно ею идея всеобщности диалога

как основы человеческого сознания. "Диалогические отношения… это почти

универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все

отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и

значение … Где начинается сознание, там начинается и диалог" (В. С.

Библер). В традиционных дидактических системах основой любой

педагогической технологии является объяснение, а в

личностноориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В.

С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при

объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании -

два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда

взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание- это общение,

сотрудничество, равенство во взаимопонимании.Творчество,

исследовательский поиск являются основным способом существования

ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но

духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком

малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и

жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и

поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий

личностноориентированного образования. Поддержка выражает существо

гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на

естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это

понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за

детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка

основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили: - любить

ребенка; - очеловечить среду, в которой он живет; - прожить в ребенке свое

детство. Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог

должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к

пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к

поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом;

защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не

ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие,

памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания,

самоутверждения, самовоспитания. Своеобразие парадигмы целей

личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на

свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в

соответствии с природными способностями. Содержание образования

представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие

личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность,

обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Технология

поддержки ребенка Технологии личностной ориентации пытаются найти

методы и средства обучения и воспитания, соответствующие

индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы

психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей,

применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические),

корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии

индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по

гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога

помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни

терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и

психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в

классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет

руководствоваться следующими положениями: - на всем протяжении

учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное

доверие к ним; - учитель должен помогать учащимся в формировании и

уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед

каждым учащимся в отдельности; - учитель должен исходить из того, что у

детей есть внутренняя мотивация к учению; - учитель должен быть для

учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно

обратиться за помощью; - важно, чтобы в такой роли он выступал для

каждого учащегося; - учитель должен развивать в себе способность

чувствовать национальный настрой группы и принимать его; - учитель

должен быть активным участником группового взаимодействия; - он должен

открыто выражать в классе свои чувства; - должен стремиться к достижению

эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

- учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности. Академик

Российской академии образования Е. В. Бондаревская выделяет ряд

существенных требований к технологии личностноориентированного

образования: - диалогичность, - деятельностно-творческий характер, -

поддержка индивидуального развития ребенка, - предоставление ему

необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных

решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.

По мнению Е. В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно-

ориентированная школа, должен удовлетворять следующим требованиям:

иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

проявлять

гуманную педагогическую позицию;

заботиться об экологии детства,

сохранении душевного и физического здоровья детей;

уметь создавать и

постоянно обогащать культурноинформационную и предметно-развивающую

образовательную среду;

уметь работать с содержанием обучения, придавая

ему личностно-смысловую направленность;

владеть разнообразными

педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развиваюшую

направленность;

проявлять заботу о развитии и поддержке

индивидуальности каждого ребенка. Педагогика сотрудничества Педагогика

сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических

обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные

процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой

педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие

традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),

школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С.

Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э.

Берн) в области психолого-педагогической практики и науки. Как целостная

технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной

модели, не имеет нормативноисполнительного инструментария; ее идеи

вошли почти во все современные педагогические технологии, составили

основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому

педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа

"проникающую" технологию, являющуюся воплощением нового

педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или

иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как

их составная часть. Педагогика сотрудничества имеет следующие

классификационные характеристики: - по уровню применения -

общепедагогическая технология; - по философской основе -

гуманистическая; - по основному фактору развития - комплексная биосоцио-

и психогенная; - по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная

поэтапная интериоризация; - по ориентации на личностные структуры -

всесторонне гармоничная; - по характеру содержания: обучающая +

воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная,

проникающая; - по типу управления: система малых групп; - по

организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная +

групповая, дифференцированная; - по подходу к ребенку: гуманно-

личностная, субъектсубъектная; - по преобладающему методу: проблемно-

поисковая, творческая, диалогическая, игровая; - по категории обучаемых -

массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества; - переход от

педагогики требовании к педагогике отношений; - гуманно-личностный

подход к ребенку; - единство обучения и воспитания. В "Концепции среднего

образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея

совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной

взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга,

совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система

отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем

занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик

представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта

одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен

стоять над другим. В рамках коллектива отношения сотрудничества

устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и

учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и

на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей

социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми

организациями). В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной

системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности,

использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи: - новый взгляд на

личность как цель образования, личностную направленность учебно-

воспитательного процесса; - гуманизацию и демократизацию педагогических

отношений; - отказ от прямого принуждения как метода, не дающего

результатов в современных условиях; - новую трактовку индивидуального

подхода; - формирование положительной Я-концепции, т. е. системы

осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе

которых она строит свое поведение. Дидактический активизирующий и

развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и

тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание

обучения рассматривается как средство развития личности, а не как

самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям,

умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность;

используется положительная стимуляция. Совершенствование методов и

форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей,

используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах

В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С. Н.

Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном

фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в

способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне

ближайшего развития Л. С. Выготского, и др. Концепция воспитания.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают

важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в

современной школе:

превращение школы Знания в школу Воспитания;

постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих

ценностей;

развитие творческих способностей ребенка;

возрождение

русских национальных и культурных традиций;

сочетание индивидуального

и коллективного воспитания;

постановка трудной цели. Идеология и

технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую

личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты

определяются совместным действием всех трех источников воспитания.

Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления,

сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные

институты защиты детства. Гуманно-личностная технология Ш. А.

Амонашвили Дари себя детям! Ш. А. Амонашвили Академик РАО Шалва

Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей

экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом

его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".

Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются

следующим: - способствование становлению, развитию и воспитанию в

ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; -

облагораживание души и сердца ребенка; - развитие и становление

познавательных сил ребенка; - обеспечение условий для расширенного и

углубленного объема знаний и умений; - идеал воспитания - самовоспитание.

Основные концептуальные положения:

Все положения личностного

подхода педагогики сотрудничества.

Ребенок как явление несет в себе

жизненную линию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение

Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к

взрослению, к свободе. Важнейшие умения и способности и

соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение;

письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое

воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение

прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость;

общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты

всего окружающего. Перечисленные знания и умения формируются с

помощью специального содержания методик и методических приемов, среди

которых:

гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода

выбора, радость познания;

индивидуальный подход: изучение личности,

развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

мастерство

общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера

романтики;

резервы семейной педагогики, родительские субботы,

геронтология, культ родителей;

учебная деятельность: квазичтение и

квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма,

литературное творчество детей. Особую роль в технологии Ш. А.

Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование

отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики";

вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика,

пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. Урок - ведущая форма

жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и

организованную жизнь детей. (урок - творчество, урок - игра).

Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик,

объединенных приоритетными общеобразовательными целями,

концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием,

формами и методами организации учебновоспитательного процесса, где

каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге

определенную совокупность условий для развития учащихся. Сегодня в

образовании активно внедряются новые образовательные технологии.



В раздел образования